Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции детских страхов с помощью арт-терапии 7
1.1. Понятие страха в зарубежной и отечественной психологии 7
1.2.Особенности формирования страхов в младшем школьном возрасте 17
1.3.Арт-терапия как метод коррекции страхов младших школьников 25
Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме страхов младших школьников с помощью арт-терапии 37
2.1. Описание этапов и методов исследования 37
2.2. Результаты первичной диагностики 44
2.3. Описание коррекционной программы 47
2.4. Сравнительный анализ первичной и вторичной диагностик 62
Выводы 68
Заключение 71
Список используемой литературы 74
Приложения 77
Эмоции и чувства являются важной сферой психического развития человека, они играют немаловажную роль в определении качества его душевной жизни. Данной сфере психического развития посвящены фундаментальные труды Н.Я. Грота, H.H. Ланге, И.А. Сикорского, и других. В настоящее время интерес к проблеме эмоций значительно возрос. В последнее время эмоциональная сфера становится предметом серьёзных теоретических обсуждений (В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, А.Б. Орлов). Это определяется тем, что сейчас в обществе отмечается фактор многочисленных нарушений и расстройств в эмоциональной сфере детей.
В современном мире, как утверждают Н.Н. Калацкая и Ф. Шигабиева, на ребёнка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных затормозить развитие потенциальных возможностей личности. Одним из таких факторов является страх. Большое внимание проблеме страха уделяется в школе, так как наблюдается увеличение стрессовых ситуаций в образовательном процессе, отмечается рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревогой. Ежегодная диагностика, по словам Ю. Царьковой, выявляет большое количество детей младшего школьного возраста с признаками тревожности и страха. Детские страхи мешают учебному процессу, отрицательно сказываются на социальной активности ребёнка, его взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Детские страхи - эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальной или воображаемой) или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, желание убежать или спрятаться. Первичная эмоция страха наблюдается уже у новорожденных. Затем страхи социализируются и возникают как реакции на новые объекты и ситуации. Закрепление в эмоциональной сфере ребенка первичного страха расширяет зону его социальных страхов, повышает чувствительность к носителям угрозы. Детские страхи развиваются при недостатке родительского принятия и тепла, когда дети не чувствуют себя защищенными. У таких детей нередко развивается страх школы. Детские страхи могут проявляться в невротических реакциях и психосоматических заболеваниях.
В жизни тревожного ребёнка присутствует беспокойство, повышенная утомляемость, напряжённость, скованность, неуверенность, заниженная самооценка. Всё это ведёт к дальнейшему дисгармоничному развитию. Таким образом, одной из приоритетных задач работы психологов и педагогов является помощь детям с симптомами тревожности.
В настоящее время существует большое количество разнообразных программ для работы с детскими страхами. К наиболее часто встречающимся методам в работе со страхами, как отмечает Ю.А. Кочетова, можно отнести арт-терапию и игровую терапию. Данные методы считаются наиболее эффективными, поскольку являются привычной и любимой деятельностью ребёнка. А.А. Ковалевская, утверждает, что существуют различные способы коррекции страхов, среди которых средства изобразительной деятельности занимают особое место по характеру воздействия, эффективности и способам применения в младшем школьном возрасте. Психологическая коррекция определяется как «исправление» и оптимизация процесса психического развития личности и предполагает использование естественных движущих сил психологического и личностного развития. Изобразительная деятельность является наиболее приемлемым средством психокоррекции страхов младших школьников, в возрасте наиболее активного интереса их к этому виду деятельности [19].
Арт-терапия - метод психотерапии, в котором для лечения и психокоррекции используются художественные приёмы и творчество. Основная цель арт-терапевтических занятий заключается в снижении эмоционального напряжения. В процессе занятий происходит работа с бессознательным ребенка, результатом которой является актуализация и «перекодирование образа страха» в иной, не пугающий образ. Дети учатся адекватно реагировать на пугающие ситуации, формируется уверенность в себе, активность. Как отмечает А.И. Захаров, в младшем школьном возрасте, страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они больше обусловлены эмоциями, чем характером, и ещё во многом носят возрастной, переходящий характер [11].
Проблема разработки программ с применением психологических методов коррекции детских страхов остается актуальной. Возникает необходимость разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу для работы с детскими страхами, с включением в неё методов арт-терапии, способствующих амплификации и интенсификации развития, полноценному проживанию ребенком возрастного этапа, что будет способствовать снижению количества страхов за счет повышения эмоциональных ресурсов. Поэтому актуальность исследования заключается в использовании арт-терапии в рамках учебно-воспитательного процесса с целью коррекции страхов младших школьников. Проблема исследования обусловлена возникшими к настоящему времени в теории и практике воспитания и обучения детей противоречиями между востребованностью арт-терапии в психокоррекционной работе и недостатком практических исследований по использованию арт-терапии в качестве средства психокоррекции страхов детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: определить эффективность психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста с помощью арт- терапии.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: коррекция страхов младших школьников с помощью арт-терапии.
Гипотеза №1: для младших школьников характерно преобладание таких видов страха, как страх чудовищ, страх животных, страх темноты.
Гипотеза №2: специально разработанная программа с использованием арт-терапии является эффективной для коррекции страхов младших
школьников.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности формирования страхов в младшем школьном возрасте.
3. Теоретически обосновать психолого-педагогическую коррекцию страхов у младших школьников с помощью арт -терапии.
4. Описать этапы, методы и методики исследования.
5. Дать характеристику выборки и проанализировать результаты первичной диагностики.
6. Разработать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции страхов у младших школьников с помощью арт-терапии.
7. Провести повторную диагностику страхов у младших школьников; сделать сравнительный анализ первичной и вторичной диагностик с целью выявления эффективности коррекционной программы.
Методы исследования:
Теоретические: теоретико-методологический и критический анализ психолого-педагогической научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, обобщение, систематизация.
Экспериментальные: наблюдение, тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности детей, методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов, психологопедагогическая коррекция, сравнительный анализ, метод математической статистики.
Младший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования эмоциональных форм общения ребёнка. Закладывающиеся в этом периоде образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют и эмоциональное развитие. Существует и фактор эмоциональных нарушений в поведении младших школьников, вызванных современными реалиями социально -информационной среды. Формализованное общение с родителями, нивелирование детской субкультуры, ограничение игровых форм освоения действительности и избыток информации, неадекватной для восприятия детей младшего школьного возраста, - являются источниками формирования и закрепления у детей негативных эмоциональных состояний - страхов, тревожности, беспокойства и так далее. В свою очередь актуализация страхов сопровождается нарушениями адекватного психического развития, что отрицательно воздействует на становление личности ребенка.
В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели большое значение ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встаёт необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов. Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принимать меры по преодолению фобий у ребёнка. В связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.
Арт-терапия является эффективным средством гармонизации эмоциональной сферы детей, относится к психологическому воздействию искусством посредством занятия творчеством. Арт-терапия способствует избавлению ребёнка от чрезмерного эмоционального напряжения,
нейтрализует страхи, снижает тревожность, положительные эмоции.
Методы арт-терапии используются для достижения ряда целей: интерпретация и диагностическая работа в процессе терапии; выражение негативных чувств в социально приемлемой форме; работа с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми; формирование чувства внутреннего контроля и порядка; усиление ощущения собственной личностной ценности, актуализация страхов и их отреагирование.
Итак, в первой главе работы было выявлено, что страх это эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. Страхи детей - это нормальное явление в их развитии, и большинство из них со временем проходит. Негативное воздействие способны оказать лишь неадекватные, чрезмерно сильные, болезненно заостренные страхи или очень частое переживание состояния страха.
Поэтому одной из задач нашего исследования было определить эффективность психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста с помощью арт-терапии. Для этого мы провели исследовательскую работу на базе двух групп: контрольной и экспериментальной. В исследовании принимали участие 24 ребёнка. Средний возраст детей составил 7 лет.
Во второй главе в рамках нашего исследования была разработана и апробирована комплексная программа «Коррекция страхов младших школьников с помощью арт-терапии», направленная на психологическую поддержку младших школьников, имеющих различные виды страхов и повышенный уровень тревожности.
При помощи первичной диагностики мы выяснили, что у всех детей наблюдается повышенный уровень страха. Основными преобладающими видами страха являются: страх чудовищ, страх животных и страх темноты.
Анализ результатов вторичной диагностики показал, что у большинства детей экспериментальной группы понизился уровень страха и тревожности; наблюдалось отреагирование и преодоление ряда страхов. Анализ итоговых показателей в контрольной группе испытуемых также свидетельствует об изменении уровня страха младших школьников, но эти изменения не были столь существенными, как в экспериментальной группе.
По результатам опытно-экспериментального исследования можно сделать вывод, что после проведения комплексной программы «Коррекция страхов младших школьников с помощью арт-терапии» в экспериментальной и контрольной группах показатели уровня страха изменились с положительной динамикой. Однако, в экспериментальной группе разница между показателями до и после коррекционной программы значительно выше, чем в контрольной. Это говорит о том, что повышенный уровень страха снизился у большего количества детей экспериментальной группы, чем контрольной, что свидетельствует о результативности нашей коррекционной программы.
С помощью метода математической статистики Манна Уитни мы выяснили, что значения Uemp больше чем Ukr, что ещё раз подчёркивает значимость нашей коррекционной программы.
Таким образом, можно сделать вывод, что комплексная программа «Коррекция страхов младших школьников с помощью арт-терапии» эффективна, повышенный уровень страха в экспериментальной группе снизился, выявлено преодоление ряда страхов. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза №2, нашла своё полное подтверждение. Гипотеза №1 также была доказана в диагностической части нашего исследования; она свидетельствует о том, что для детей младшего школьного возраста характерно преобладание таких видов страха, как страх чудовищ, страх животных и страх темноты.
1. Арт-терапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста [интернет-ресурс]
http://centerlado.ru/uploadedFiles/files/biblioteka/sborniki/Art-terapevticheskie_ tekhnologii.Izoterapiya.pdf
2. Арттерапия как средство коррекции нарушений эмоциональноволевой сферы младших школьников [интернет-ресурс] http://colledg70.ru/ p/sk/document/primer.pdf
3. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. - М.: «ПЕР СЭ», 2008. - 240 с.
4. Батлер-Боудон Том. 50 великих книг по психологии / Том Батлер- Боудон; [пер. с англ. В. Соколовой]. — Москва: Эксмо, 2018 — 448 с.
5. Вараксина А.В. Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт-терапии // Молодой ученый. — 2015. — №21. — с. - 700-703.
6. Гадаев А.В. Лепка страхов [интернет-ресурс] https://www.proza.ru/ 2011/04/21/383
7. Гриднева С.В. Феноменология страхов: психологическая коррекция и профилактика: учебник / С.В. Гриднева, А.И. Тащёва. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2018. - 160 с.
8. Диагностика детских страхов [интернет-ресурс] http://shkyratova. novoniksosh1.ru/DswMedia/diagnostika_strahov.pdf
9. Диагностические методы выявления и коррекции страхов у детей
[интернет-ресурс] https://studwood.ru/609669/psihologiya/diagnosticheskie_
metody_vyyavleniya_korrektsii_strahov_detey
10. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Издательство «Союз», 2004. - 448 с.
11. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. - СПб.: издательство «Каро», 2006. - 672 с. - (Серия «Коррекционная педагогика»).
12. Изотерапия как метод работы со страхами младших школьников. -
Международный научно-исследовательский журнал [интернет-ресурс]
https://research-journal.org/psycology/izoterapiya-kak-metod-raboty-so-straxami- mladshix-shkolnikov/
13. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с: ил.
14. Колесникова Е. Пластилинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников [интернет-ресурс] https://www.maam.ru/detskijsad/plastilinoterapija-kak-metod-korekci-narushenii- yemocionalno-volevoi-sfery-u-mladshih-doshkolnikov.html
15. Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. — СПб.: Речь, 2010. — 189 с: ил....27