Введение 3
Глава 1. Аксиологические и художественные аспекты творчества поэтов Серебряного века 11
1.1. Поиски новых художественных средств поэтами Серебряного века . 11
1.2. Особенности «религиозного» экфрасиса в творчестве А. Ахматовой
(на примере стихотворений «И в Киевском храме Премудрости Бога...», «Широко распахнуты ворота.») 29
1.3. Поэзия Н.Гумилева как отражение эстетики акмеизма 33
1.4. Духовная эволюция Н.Гумилева 36
1.5. Аксиосфера в поэме Н. С. Гумилева «Блудный сын» 41
Глава 2. Творчество поэтов Серебряного века в школьном изучении 46
2.1. Методические подходы к изучению творчества поэтов Серебряного века в школе 46
2.2. Методика урока по творчеству Н.С. Гумилева в 11 классе 49
2.3. Внеклассное мероприятие по литературе «Культура Серебряного
века» 57
Заключение 64
Библиографический список 67
Приложение. Технологическая карта урока по литературе в 11 классе 74
В последнее десятилетие синтез литературоведения и аксиологии открыл широкие возможности постижения природы литературного наследия. Художественное творчество можно рассматривать, как «язык» ценностей. Представления об аксиосфере является основой духовного существования человека. Высшие запросы и устремления человека, проявляющиеся как двигатель поведения, как внутренние целевые ориентиры личности. Аксиологический подход к анализу художественного мира литературного произведения в школе предполагает выявление ценностных установок автора, определяющих органическую целостность этого мира, и направлен на реализацию ценностного отношения ученика-читателя к произведению, его оценку, что предусматривает определенную методическую организацию процесса обучения литературе.
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов, во-первых, недостаточной изученностью аксиологической проблематики творчества поэтов Серебряного века; во-вторых, необходимостью углубленного изучения духовных истоков художественного наследия поэтов Серебряного века (А.Ахматовой, Н.Гумилева); в-третьих, стремлением выработать теоретическую, методологическую и понятийную базы, соответствующую объекту нашего исследования.
В магистерской диссертации творчество поэтов Серебряного века рассматривается в православном ключе, на стыке диахронии и синхронии, экстенсивного и интенсивного прочтения. Основное внимание сосредоточено нами на духовной и творческой эволюции Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Мы учитываем не только и не столько высокий уровень таланта данных поэтов (таковых в эпоху Серебряного века было много), но, главным образом, их духовную эволюцию, нашедшую прямое и яркое отражение в их творчестве, приведшую их к принятию особой системы ценностных ориентаций.
Обратимся к истории изучения творчества данных поэтов как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении.
Активный интерес к творчеству А.Ахматовой возникает у исследователей с середины 90-х годов. Следует выделить исследовательскую работу конца 90-х годов А.О.Тихомировой «Раннее творчество A.A. Ахматовой в свете связей с русской поэзией XIX в.» (М.: МПУ, 1998). Позднее появляется ряд работ, рассматривающие вопросы интертекстуальности в творчестве поэтессы. В кандидатской диссертации O.A. Троцик «Библейские мотивы в творчестве А. Ахматовой: интертекстуальность как структурообразующий принцип» (Симферополь, 2001). В работе предложен систематический подход к анализу христианских мотивов в лирике А.Ахматовой, определяется степень значимости как отдельных лирических произведений, так и в совокупности; раскрываются духовная эволюция поэтессы.
Целостно осмыслять наследие Н.Гумилёва начинают его современники.
Немногочисленный первый опыт принадлежит Ю.И.Айхенвальду1, Ю.Н.Веховскому, Г.П.Струве , также Е.Вагину и некоторым зарубежным исследователям.
Статья Е.Евтушенко «Возвращение поэзии Гумилева», опубликованной в «Литературной газете» за 1986 год стала одним из первых научных трудов в отечественной историографии. Именно с этой так называемой оценки творчеству поэта началось «возвращение» Гумилева на родину.
Пока поэзия находилась официально под строжайшим цензурным запретом здесь у нас, за рубежом вышло в свет четырехтомное собрание сочинений поэта под редакцией профессора Г.Струве в Вашингтоне (с 1962 по 1968 год). Сам автор поместил историко-литературный комментарий во втором томе. В других томах были напечатаны еще прижизненные отзывы на сборники поэта, написанные В.Ивановым и В.Брюсовым.
В 1979 году вышла первая англоязычная монография о Гумилеве (Earl D. Sampson. Nikolay Gumilev. Copyright, 1979). Восьмидесятые годы за рубежом были отмечены дальнейшей работой по систематизированию и изданию поэтического и эпистолярного наследия поэта. В 1980 году под редакцией Г.П.Струве в Париже выходит сборник неизданных стихов Гумилева, в который вошла и его переписка с В. Брюсовым и JI. Рейснер (Н.С. Гумилев. Неизданные стихи и письма. YMKA -PRESS, Paris, 1980.). В 1986 году в Париже под редакцией М. Баскера и Ш. Греем выходит юбилейное собрание лирики поэта (Н.Гумилев. «Неизданное и несобранное». Paris, 1986).
В 1984 году в Вене был подготовлен к изданию первый сборник «Гумилевских чтений» (Гумилевские чтения. Wiener slawistischer almanach. Sonderband 15. - Wien, 1984),
В Англии состоялась первая международная конференция, посвященная творчеству Н.С.Гумилева, по итогам которой был издан сборник исследований о творчестве Гумилева (Nikolaj Gumilev 1886-1986. Papers from the Gumilev Centenary Symposium. Rerreiey Slavic specialties. Berkeley, 1987), три статьи в нем (Э.Папли, С. Шварцбанда и И. Чечельницкой) были напечатаны на русском языке.
Следует отметить, что первые работы о Гумилеве на родине составили исследования историко-биографического характера, в которых наряду со сведениями о жизни поэта давалась самая общая оценка его творчества.
Исследователи сконцентрированы на поэтике, эстетике и философии гумилевского творчества.
На родине трехтомное собрание сочинений поэта впервые вышло в 1991 году. С 1998 года начали выходить первые тома Полного академического собрания сочинений в десяти томах.
О связях гумилевского творчества с оккультизмом, гностицизмом, масонством писали Н.Богомолов, С.Слободнюк, М.Йованович, Р.Эшельман, И.Делич и др. Диаметрально противоположного взгляда на идеологическую основу лирики поэта придерживаются Ю.Зобнин, И.Есаулов и О.Охапкин, считая, что духовные поиски Н.Гумилева не выходили из рамок ортодоксального православия.
Восток, занимающий одну из центральных тем творчества, представляет интерес некоторых исследователей: Р.Тименчика, Е.Чудиновой, С.Слободнюк.
Первая отечественная монография о поэте вышла в 1992, структуру этой работы ее автор С.Слободнюк построил на анализе скрытых циклов у поэта.
Вторая и последняя на сегодняшний день русскоязычная монография о Н.Гумилеве вышла в 2000 году, ее автор - известный гумилевовед Ю. Зобнин. Название монографии («Н.Гумилев - поэт православия») определяет угол зрения, под которым автор рассматривает творческую эволюцию поэта.
Цель диссертации - разработать методику изучения творчества поэтов Серебряного века в школе с учетом аксиологического и художественного аспектов.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1) изучить аксиосферу художественного наследия поэтов Серебряного века;
2) выявить особенности «религиозного» экфрасиса в творчестве А.Ахматовой;
3) определить периодизацию творчества Н.Гумилева на основании общей логики духовной эволюции поэта;
4) исследовать дифференциальные признаки, идейно-философские и мотивно-сюжетные закономерности на каждом этапе эволюции творчества Н.Гумилева;
5) проанализировать методические подходы к изучению творчества поэтов Серебряного века в школе;
6) разработать методику изучения творчества Н.Гумилева в 11 классе в школе.
Объект исследования - процесс изучения творчества поэтов
Серебряного века в школе.
Предмет исследования - методика изучения творчества поэтов Серебряного века в школе с учетом аксиологического и художественного аспектов в урочной и во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования - учет аксиологических аспектов творчества поэтов Серебряного века представляется необходимым и полезным при изучении данного раздела курса литературы в старших классах.
Материал исследования - художественные произведения поэтов Серебряного века (А.Ахматовой, Н.Гумилева) разных родов и жанров, а также черновики, единицы эпистолярного наследия и теоретико-критические сочинения, объединенные комплексным подходом.
Научная новизна исследования состоит, во-первых, в рассмотрении аксиологической проблематики на материале художественного наследия поэтов Серебряного века, во-вторых, выстраивается периодизация творчества Н.Гумилева, включающая весь комплекс известных на сегодняшний день текстов, согласно духовной эволюции поэта; в-третьих, в конкретизации предложенных методических рекомендаций по творчеству Н.Гумилева для 11 класса в школе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Специфика творчества поэтов Серебряного века продиктована стремлением использовать новые средства художественной выразительности с весьма определенной целью - более точно и глубоко передать свое восприятие мира, свои духовные искания, аксиосферу, то есть свою систему ценностей.
2. Художественные образы, искусно созданные Н. Гумилевым - образы христианские, увиденные глубоко верующим человеком, проходящего непростой путь от осознания себя, духовных терзаний до укрепленной веры православного христианина.
3. Порядок и обращение к ценностным категориям при изучении творчества Н.С. Гумилева определяется разработанной нами методикой, включающей в себя последовательное углубление знаний о художественной специфике гумилевского наследия и развитие умений применять эти знания в процессе анализа произведений поэта.
4. Аксиологический принцип изучения русской поэзии XX столетия, разработанный на материале творчества Н. Гумилева, позволяет сделать процесс преподавания литературы более современным и интересным. Этот принцип наиболее эффективно работает в условиях образования по творчеству поэтов Серебряного века.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что, во-первых, настоящее исследование является одним из ряда современных работ, направленных на построение нового понимания русской литературы в контексте православной традиции; во-вторых, совершенствуются принципы анализа произведений поэтов Серебряного века.
Практическая ценность исследования определяется тем, что его результаты могут найти применение в дальнейшем изучении художественной системы поэтов Серебряного века; могут быть использованы в общеобразовательных школах в курсе русской литературы в старших классах в качестве материала лекций.
В научном исследовании были применены подходы, относящиеся к герменевтической традиции, ориентированные на искусство толкования и понимания художественного текста. Также были использованы методы: компаративный, историко-типологический, описательный, психологический, интертекстуальный, мотивный, мифопоэтический; подходы, выработанные другими гуманитарными науками, родственными для общего научного поля междисциплинарных исследований (лингвистика, богословие, философия языка, культурология). Использование данных методов и подходов определяется спецификой материала, целью и задачами диссертации.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования представлены на научно-практической конференции "Буслаевские чтения" апрель, 2017г.; Международной научно-практической конференции "Христианство и педагогика: история и современность" октябрь, 2017г.; научно-практической конференции "Рождественские чтения" ноябрь, 2017г.; научно-практической конференции "Буслаевские чтения" апрель, 2018г.; Международной научно-практической конференции "Христианство и педагогика: история и современность" октябрь, 2018г.; научно-практической конференции "Рождественские чтения" ноябрь, 2018г. Автор имеет публикацию в сборнике статей «Рождественские чтения», 2017г. Пенза.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Работа содержит также библиографический список и приложение. Такая структура отражает логику содержания и результаты исследования.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект и предмет работы, ее цели и задачи, характеризуется состояние изученности вопросов, рассматриваемых вдиссертации, излагается научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов работы.
Глава I. Аксиологические и художественные аспекты творчества поэтов Серебряного века включает в себя пять разделов, в которых рассматриваются вопросы, связанные с поиском новых художественных средств поэтами Серебряного века; особенностями «религиозного» экфрасиса в творчестве А.Ахматовой и духовной личностной и творческой эволюции Н.Гумилева.
Глава II. Творчество поэтов Серебряного века в школьном изучении предполагает анализ программ по литературе, сопоставительную характеристику тем, предлагаемых для рассмотрения учеными-методистами; анализ методических рекомендаций ученых о специфике изучения данной проблематики; и предлагается собственная оригинальная методика работы с художественными произведениями Н.С. Гумилева.
В заключении исследования подводятся основные итоги исследования.
Библиографический список составляет 70 единиц.
В структуру работы входит приложение, в котором размещена технологическая карта урока «Духовная эволюция Н.С. Гумилева».
Объем работы - 83 страницы.
Завершая наше научное исследование об аксиологических и художественных особенностях творчества поэтов Серебряного века в школе (на примере творчества Анны Ахматовой и Николая Гумилева), мы пришли к выводу, что акмеисты в своем творчестве активно использовали экфрасис разных видов. Это продиктовано спецификой их творчества, стремлением использовать новые средства художественной выразительности с весьма определенной целью - более точно и глубоко передать свое восприятие мира, свои духовные искания, аксиосферу, то есть свою систему ценностей.
Экфрасис в рассмотренных нами произведениях А.А. Ахматовой всегда тесно связан не только с лирической героиней, но и с творчеством и жизнью самой поэтессы, приобретает особый смысл, при помощи описания предмета искусства раскрывается сущность ее поэзии, ее глубокая религиозность.
Использование экфрасиса для А.А. Ахматовой имеет особый смысл. Это не дань эстетике акмеизма, поэтессу интересует не само словесное описание произведения искусства, а тот особый, сакральный смысл, что несет это описание.
Изучение экфрасиса в поэзии А. Ахматовой позволяет глубже раскрыть и личность самой поэтессы (экфрасис тесно связан с фактами ее жизни и творчества), и особенности ее художественного мира. Поэтому мы считаем, что данная тема требует дальнейшего изучения в контексте исследования жизни и творчества А. Ахматовой и других поэтов Серебряного века.
Основной тенденцией в художественном наследии Н.Гумилева является воцерковленность самого автора. Крепкая вера и определила своеобразие творчества. Догматы православного вероучения были приняты в качестве личной позиции Н.Гумилева.
В творчестве Н.Гумилева нашел свое выражение аксиологический аспект, который был присущ русскому человеку на протяжении многих веков: православное миросозерцание.
Вкладывая такой смысл и рассматривая художественное наследие Н.Гумилева в диахронии, мы можем с уверенностью сказать, что поэзия была «больше, чем поэзия». Такое наследие помогло сформировать тип личности, противостоящий деструктивной атеистической идеологии.
У гумилевских читателей невольно формируется ортодоксальное понимание мира и пребывания себя в этом мире. Лирические мотивы и образы тесно сопряжены с эволюцией самого поэта, его жизненным опытом, поэтому возникает ненавязчивый, а скорее дружеский совет Гумилева-друга к своим читателям. Нет ни пропаганды, ни фанатичной проповеди, есть скромное желание помочь определиться с выбором пути.
Мы видим, что гумилевское творческое наследие явилось существенным компонентом в борьбе с атеистическими настроениями и позволило преодолеть богоборческую веху и вернуться на рубеже XX - XXI веков к восстановлению жизни страны на традиционных ценностях национального бытия.
Художественные образы, искусно созданные поэтом - образы христианские, увиденные глубоко верующим человеком, проходящего непростой путь от осознания себя, духовных терзаний до укрепленной веры православного христианина.
Мы надеемся, что современное увлечение творчеством поэтов Серебряного века (Анны Ахматовой и Николая Гумилева) добрый знак того, что «новое тысячелетие» сумеет избежать трагических ошибок прошлого.
В ходе работы мы изучили и обобщили имеющийся опыт методики изучения творчества Н.С. Гумилева в школе: в «классическом» варианте планирования программ по литературе такие методисты, как В.Ф. Чертов, Ю.В. Лебедев и А.И. Романова и др., «выделяют» 2 часа на «работу» с творчеством Н.С. Гумилева. В.Я. Коровина считает необходимым «выделить» 3 часа на изучение творчества рассматриваемого нами автора.
Таким образом, проведенное исследование убеждает в результативности проведения занятий по литературе с использованием аксиологических принципов.
В работе удалось теоретически обосновать возможность использования аксиологического подхода при изучении поэзии Серебряного века (на материале произведений Н.Гумилева как одного из наиболее ярких представителей данной эпохи) на уроках литературы и во внеурочное время в старших классах общеобразовательной школы.
Работа выявила, что реализация поставленной цели возможна, прежде всего, при условии серьезного пересмотра подходов к организации образовательного процесса, направленного на развитие
духовного, нравственного потенциала учащихся общеобразовательной школы.
Аксиологический подход к образованию связан с уточнением понятия ценности, с признанием важной роли, которую ценности играют в формировании личности учащегося.
Была разработана методическая система,
обеспечивающая усвоение учащимися русской литературы XX века (на материале произведений Н.Гумилева) на основе аксиологического подхода. Нами разработан урок и внеклассное мероприятие по литературе в контексте ценностного подхода к изучению литературы, а также позволяют взглянуть на творчество поэтов Серебряного века в диахронии, проследить их духовную эволюцию, что немаловажно для становления как личности старшеклассников.
Исходя из вышесказанного, наша гипотеза подтвердилась, цель исследования можно считать достигнутой.
1. Ахматова А. Сочинения в 2-х томах. - Т. 1. - М.: Художественная
литература, 1987. - 512 с.
2. Ахматова А. Сочинения в 2-х томах. - Т. 2 .- М.: Художественная
литература, 1987. - 464 с.
3. Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений. В 10 т. М.,1998-2001.
II.
1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - Т.3. - М.: «Республика»,
1994. - 304 с.
2. Ахматова А. Самый непрочитанный поэт. Записки А. Ахматовой о Н. Гумилёве. Публ., сост. и примеч. В.А. Черных // Новый мир. - 1990, - № 5. - С. 219-223.
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М., 2000. - 1371 с.
4. Бобрык Р. Схема и описание в научных текстах о живописи. Анализ или экфрасис? // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. - М., 2002. - С. 180-189.
5. Богомолов Н. А. Русская литература начала XX века и оккультизм М.: Новое литературное обозрение, 1999. - 560 с.
6. Бочкарева Н. С. Функции живописного экфрасиса в романе Грегори Норминтона «Корабль дураков» / Н. С. Бочкарева // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2009. - Вып. 6. - С.8192.
7. Бочкарева Н. С. Мировая литература и другие виды искусства: экфрастическая поэзия / Н. С. Бочкарева, И. А. Табункина, К. В. Загороднева. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2012. - 90 с.
8. Брагинская Н. В. Генезис «Картин» Филострата Старшего// Поэтика древнегреческой литературы. - М,1981. - C. 224-289.
9. Брагинская Н.В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) / Н.В. Брагинская // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. - М.: Наука, 1977. - С. 259-282.
10. Верховский Ю.Н. Путь поэта // Н.С. Гумилёв: pro et contra. Личность и творчество Николая Гумилёва в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного ин-та,
1995. - С.505-549.
11. Виленкин В. В сто первом зеркале (Воспоминания об Анне
Ахматовой). - М.: «Советский писатель», 1990. - 336 с.
12. Воронович В.Н. Отечественная литература о Н.С.Гумилёве (19051988): материалы к библиографии // Н. Гумилёв. Исследования и материалы. Библиография. СПб.: Наука, 1994. - С. 632-655.
13. Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. - М., 2002. - С. 5-22.
14. Геллер Л. На подступах к жанру экфрасиса. Русский фон для нерусских картин (и наоборот) // Wiener Slawistisher Almanach. - 1997. - Bd. 44.
15. Георгиева Т.С. Христианство и русская литература: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т.С. Георгиева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с....70