Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры в организации 5
1.1. Сущность понятия корпоративная культура 5
1.2. Классификация корпоративной культуры, ее элементы 11
1.3. Принципы и методы формирования корпоративной культуры в организации 19
Глава 2. Анализ корпоративной культуры Фитнес-центра«Positive Style» 26
2.1. Краткая характеристика организации 26
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации 29
2.3. Оценка корпоративной культуры в организации 41
Глава 3. Мероприятия по формированию корпоративной культуры в Фитнес-центре «Positive Style» 50
3.1. Разработка рекомендаций по формированию корпоративной культуры в организации 50
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 62
Заключение 67
Список используемой литературы 71
Приложения 74
Актуальность исследования. Для успешного функционирования российских компаний, действующих в условиях современной экономики, ее модернизации необходимы новые методы выживания. Постоянно подвергаясь
влиянию со стороны внешней среды, приспосабливаясь к изменениям, организация должна иметь способность формировать и накапливать потенциал,
который может обеспечить не только своевременную и адекватную реакцию
на воздействия внешней среды, но и даст возможность активно изменять
окружающую действительность, эффективно управлять функционированием
и развитием многочисленных своих элементов и подсистем. Возрастает роль
персонала организации, меняются убеждения, ценности, нормы и стили поведения ее членов. Все это в совокупности своей формируется и проявляется
как корпоративная культура.
Целью работы является изучение процесса формирования корпоративной культуры в организации. С данной целью в работе необходимо решить
следующие задачи:
– раскрыть теоретические основы формирования корпоративной культуры в организации на примере фитнес-центра «Positive Style»;
– проанализировать корпоративную культуру в организации на примере фитнес-центра «Positive Style»;
– определить мероприятия по формированию корпоративной культуры
фитнес-центра «Positive Style».
Объектом исследования является фитнес-центр «Positive Style».
Предмет исследования – корпоративная культура фитнес-центра
«Positive Style».
Информационной базой исследования послужили: нормативные и правовые акты РФ; учебная, справочная и методическая литература; научные и
периодические издания; Интернет-ресурсы; плановые, учетные и отчетные
документы предприятия. Практическими методами исследования явились: методы горизонтального и вертикального анализа, сравнительного анализа, факторного анализа,
метода финансовых коэффициентов и другие методы экономического анализа.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка используемых источников и приложений.
Основная часть содержит три главы.
В теоретической части раскрывается сущность корпоративной культуры, приводится ее классификация и основные элементы, а также приводятся
принципы и методы формирования корпоративной культуры.
В практической части работы приводится характеристика деятельности
объекта исследования, анализируется финансово-хозяйственная деятельность
организации, а также проводится оценка ее корпоративной культуры.
Третья глава является рекомендательной и содержит мероприятия по
формированию корпоративной культуры; дается оценка эффективности
предложенных рекомендаций.
В работе были решены все поставленные задачи.
Понятие «корпоративная культура» является многогранным, а в экономической литературе существует большое количество различных определений. Корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной
корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в
социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
Основная цель корпоративной культуры как явления – помочь людям
более продуктивно исполнять свои обязанности в организациях и получать
от этого большее удовлетворение.
В России используются американские и западноевропейские подходы к
классификации корпоративной культуры (методология К.С. Камерона и Р.Э.
Куинна; подход Г. Хофстеде, классификация Дона Бэка и Криса Коуэна и
др.).
Основными элементами корпоративной культуры являются: система
ценностей, стандарты поведения; девизы, лозунги, символы; мифы, легенды,
герои, а также ритуалы, традиции, мероприятия.
К формированию корпоративной культуры организации необходимо
подходить индивидуально, учитывая ее специфику, а также ее назначение
(миссию, цели, задачи); операционные средства, включающие не только технологию, но и стиль деятельности участников организации, систему стимулирования, контроль, информационное обеспечение и т. д.
Для успешного осуществления формирования корпоративной культуры
в организации необходимо придерживаться определенных принципов (корпоративная культура должна отражать основные идеи организации; идеи
должны нести положительный эмоциональный заряд; гибкость мышления
руководителей при формировании корпоративной культуры и т.д.). Формирование корпоративной культуры – длительный и сложный процесс, который включает следующие основные этапы: анализ существующей
культуры; разработка корпоративного кодекса; определение форм и методов
работы с персоналом; реализация проекта; анализ динамики становления
корпоративной культуры организации.
Дана краткая характеристика Фитнес-центру «Positive Style» (основные
виды деятельности, оказываемые услуги, организационная структура).
Проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности, который показал, что наблюдается сокращение собственного капитала и сильная зависимость от заемных источников средств. Предприятие неликвидно, не платежеспособно и недостаточно рентабельно.
Проведена оценка корпоративной культуры Фитнес-центра «Positive
Style». В компании существуют следующие ритуалы: «ритуалы поощрения»;
«ритуалы порицания» и «ритуалы интеграции». Разработана миссия, выбраны фирменные цвета (оранжевый и темно-синий), есть логотип.
Типология корпоративной культуры Фитнес-центра «Positive Style»:
– по К. Камерону и Р. Куинну – бюрократический тип (внутренний фокус и интеграция; стабильность и контроль; тип лидера – координатор);
– по Т. Дейлу и А. Кеннеди – «Культура мачо» (высокая степень допустимого риска; быстрая обратная связь от принятых решений);
– по М. Бурке – культура «собирателей колосков» (стратегия взаимодействия с внешней средой недостаточно проработана, а персонал слабо мотивирован);
– по Г. Хофстеде – высокая степень неприятия неопределенности, высокая дистанция власти, коллективизм и женственность (авторитарные отношения; социальное неравенство; большое число женщин в организации;
низкая мотивация труда и др.);
– по Д. Бэку и К. Коуэну – культура доминирования (доминирующая
ценность – сила. Прав тот, кто сильнее. Культуру во многом формирует первое лицо, подавая пример остальным сотрудникам). Проведенная оценка выявила ряд существенных недостатков (нет документально зафиксированной системы ценностей; нет «Положения о корпоративной культуре»; не продвигается корпоративный сайт; не разработан
единый стиль одежды; низкая мотивация труда).
Для повышения устранения указанных недостатков и повышения уровня корпоративной культуры Фитнес-центру «Positive Style» было рекомендовано:
1) разработать Положение «О корпоративной культуре». Основные
структурные элементы:
– Раздел 1. Общие положения: 1.1 Назначение положения; 1.2. Основные понятия и определения;
– Раздел 2. Основы корпоративной этики: 2.1. Миссия и цели компании; 2.2. Ценностные ориентиры; 2.3. Корпоративные принципы;
– Раздел 3. Правила коммуникации: 3.1. Взаимодействие с клиентами;
3.2. Взаимодействие с сотрудниками; 3.3. Правила ведения телефонных переговоров; 3.4. Правила ведения деловой переписки между сотрудниками и с
внешними контрагентами; 3.5. Правила поведения сотрудников на рабочем
месте;
– Раздел 4. Фирменный стиль: 4.1. Символы и атрибуты корпоративной
культуры; 4.2. Стиль одежды (в частности введение единого фирменного
стиля одежды для тренеров и инструкторов); 4.3. Правила применения эталона фирменного знака;
– Раздел 5. Заключительные положения: 5.1. Контроль и ответственность за исполнение настоящего Положения; 5.2. Мероприятия, проводимые
для укрепления корпоративного духа; 5.3. Порядок утверждения и изменения
норм Положения о корпоративной культуре в Фитнес-центре «Positive Style».
Персоналу Фитнес-центра «Positive Style» следует регулярно доносить
сведения о корпоративных ценностях, правилах и пр. Для этого необходимо
разработать корпоративный сайт для клиентов и отдельным входом для сотрудников, где будет размещена внутренняя информация, относящаяся к коммерческой тайне. Для сопровождения корпоративного сайта ввести в
штат должность веб-мастера.
Регистрировать домен и покупать хостинг рекомендуется у компании
«Инсис».
Пошив одежды фирменной одежды для тренеров и инструкторов, а
также аксессуаров (косынка на шею) для сотрудников reception рекомендуется заказать в компании INARI.
Для укрепления корпоративного духа было рекомендовано ежегодно
проводить праздничные мероприятия: День защитника отечества (23 февраля); Международный женский день (8 марта); День рождения компании (21
августа); Международный день фитнеса (11 ноября) b празднование Нового
года (27 декабря).
Инвестиции в формирование корпоративной культуры окупятся через
пол года.
Таким образом, формирование корпоративной культуры длительный
процесс, поэтому результаты будут видны не сразу. Однако с каждым годом
будет улучшаться микроклимат, который будет способствовать улучшению
качества обслуживания и притока большего числа клиентов, а значит, будет
расти прибыль.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 5 августа
2000 года N 117-ФЗ (ред. от 30.11.2016)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля
1998 года N 146-ФЗ (ред. от 30.11.2016)
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября
1994 года N 51-ФЗ (ред. от 3.07.2016)
5. Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» от
7.02.1992 №2300-1 (ред. от 3.07.2016)
6. ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и
спортивные. Общие требования»
7. Аброськина, В.Д. Комплексная оценка корпоративной культуры
предприятия / В.Д. Аброськина // Актуальные вопросы экономики. – 2013. -
№34. – С. 136-140.
8. Акатов, Н.Б. Управление переходом к инновационным саморазвивающимся организациям: теория и практика: монография / Н.Б. Акатов. –
Пермь: Перм.нац.исслед. политехн. ун-т, 2012. – 251 с.
9. Анохин, С.В. Современный менеджмент: стратегия на инновации /
С.В. Анохин // Эксперт. – 2014. - №6. - С. 44-45.
10. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 288 c.
11. Берзон, Н.И. Финансовый менеджмент. Учебник / Н.И. Берзон,
Т.В. Теплова. – М.: КноРус, 2013. – 656 с.
12. Брусов, П.Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование
/ П.Н. Брусов – 2-е изд. – М.: КноРус, 2013. – 232 с.
13. Герасимова, Г.В. Понятие и содержание корпоративной культуры /
Г.В. Герасимова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. – №3(6).7
– С. 89-95.
14. Горина, Т.С. Применение типологий для изучения корпоративной
культуры / Т.С. Горина // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2013. – №2. – С. 43-48.
15. Дубов, П.А. Формирование корпоративного имиджа / П.А. Дубов,
Е.С. Рольбина, Р.С. Кевеян // Вестник экономики, права и социологии. –
2014. – №1. – С. 12-17.
16. Зверева, Т.В. Основания, принципы, признаки и элементы корпоративной культуры / Т.В. Зверева // Инженерный вестник Дона. – 2011. – №4.
– С. 2-13.
17. Зверева, Т.В. Функции корпоративной культуры / Т.В. Зверева //
Инженерный вестник Дона. – 2011. – №3. – С. 13-18.
18. Козлова, Н.П. Роль корпоративной культуры в формировании деловой репутации компании / Н.П. Козлова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – №24. – С. 288-291.
19. Макеев, В.А. Корпоративная культура как фактор эффективной
деятельности организации / В.А. Макеев. – М.: Ленанд, 2015. – 310 с.
20. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции,
инструменты принятия решений: Справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А.
Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 320 c.
21. Мешков, А.Ю. Группы методов формирования корпоративной
культуры / А.Ю. Мешков // Вестник ЮУрГУ. – 2014. – №4. – С. 92-102.
22. Мешков, А.Ю. Структура корпоративной культуры / А.Ю. Мешков
// Вестник ЮУрГУ. – 2012. – №10(269). – С. 148-150.
23. Персикова, Т.Н. Корпоративная культура : учебник / Т.Н. Персикова. – М.: Логос, 2015. – 288 с.
24. Ромашов, О.В. Формирование эффективной корпоративной культуры в условиях модернизации экономики / О.В. Ромашов // Вестник МГЛУ.
– 2012. – №8(641). – С. 177-187.
25. Смирнова, Е.М. Корпоративная культура как фактор эффективного7
функционирования предприятия / Е.М. Смирнова, И.М. Федорова // Инновационная наука. – 2015. – №7-1. – С. 152-153.
26. Стеклова, О.Е. Организационная культура : учебное пособие / О.Е.
Стеклова. – Ульяновск, 2011. – 352 с.
27. Унылова, А.В. Формирование и поддержание корпоративной культуры в организации / А.В. Унылова // Теория и практика общественного развития. – 2014. – №15. – С. 34-37.
28. Устинова, О.В. Роль корпоративной культуры в деятельности организации / О.В. Устинова // Вестник ЧГУ. – 2015. – №9(364). – С. 75-79.
29. Финько, С.С. Разработка и внедрение подходов к формированию
корпоративной культуры в соответствии со стратегическими целями предприятия / С.С. Финько // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева.
– 2012. – №1(125). – С. 76-83.
30. Хасянова, М.Г. Значение ценностей в корпоративной культуре /
М.Г. Хасянова // Вестник КемГУКИ. – 2013. – №22. – С. 189-195.
31. Шеляпин, В.Н. Формирование корпоративной культуры организации: теоретический аспект / В.Н. Шеляпин, Г.А. Федотова // Вестник НГУ
им. Ярослава Мудрого. – 2012. – №70. – С. 62-65.
32. Шумейко, М.В. Типология корпоративной культуры / М.В. Шумейко // Общество: политика, экономика, право. – 2013. – №1. – С. 124-131.
33. Сайт фитнес-центра «Positive Style». – Режим доступа:
http://positive-style.blizko.ru. Дата обращения 27.12.2016.
34. Сайт компании по пошиву фирменной одежды. – Режим доступа:
http://inari.ru/about.html. Дата обращения 9.01.2017.