Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Работа №160854

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы66
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРИТЕИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Становление фонетико-фонематической стороны речи в
онтогенезе 6
1.2. Нарушения звукопроизношения в дошкольном
возрасте 13
1.3. Значение дидактической игры в образовательном
процессе 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель, задачи, организация и содержание экспериментального
изучения фонетико-фонематической стороны речи у
дошкольников 25
2.2. Анализ результатов (количественный и качественный) 30
ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ НАД ФОНЕТИКО­
ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Основные принципы и направления работы по коррекции
фонетико-фонематического недоразвития 33
3.2. Использование дидактических игр при коррекции фонетико­фонематического недоразвития речи 35
3.3. Результаты коррекционной работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58

Развитие полноценной и разносторонней личности для современного социума - это важный и значимый этап в жизни каждого. Воспитательные механизмы для этого должны применяться на раннем этапе развития личности. Видится, что первостепенным источником такого развития являются дошкольные учреждения. Известно, что дошкольные учреждения - это первая ступень в образовательной системе. Ежегодно количество дошкольных учреждений в нашей стране стремительно растет, особенно это касается учреждений для детей с нарушениями речи. Подобные образовательные учреждения предусматривают не только работу по стандарту, но еще и работу с определенной спецификой, а именно коррекционную работу. Такой вид деятельности садов направлен на формирование корректной речи у ребенка.
В связи с тем, что одной из главных проблем и задач дошкольных учреждений является развитие речевого аппарата, предусматривающего четкое произношение звуков, различие звуков, грамотное владение артикуляционным аппаратом и т. д.
Такие научные работники, проводившие исследования в сфере психолого-педагогических наук - Р.Е. Левина, В.И. Лубовский,
Е. М. Мастюкова, Т.Б.Филичева, выявили, что проявляется специфика у детей с нарушенным речевым развитием, выражающаяся в особенностях общего психического развития ребенка. Это требует разработки и введения специальных заданий, упражнений, приемов коррекционно-педагогического воздействия, проводимых педагогами с целью нормализации речи и других психических функций.
Развитый и корректный речевой аппарат у ребенка, соответствующий возрастному критерию является категорией, демонстрирующий готовность детей школьным программам. Доказанность прямой взаимосвязи речевого развития и способности к грамоте осветили такие ученые как Г.А Каше, И.К. Колповская, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.Е.Чиркина, А.В. Ястребова.
Но несмотря на всю явность ситуации, в дошкольном возрасте уже начинает проявляется определенное количество детей, имеющих проблемы с развитием, выражающиеся в фонетико-фонематическим недоразвитии ребенка. Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Стало быть, детям должна быть оказана своевременная логопедическая помощь еще до того, как они пойдут в школу. Дети данной категории получают специальную помощь в логопедических группах массовых детских садов. Вопросы эффективности работы логопеда были и остаются актуальными в теории и практике логопедии и целью своей работы были разработаны системы упражнений и игр, направленных на корректировку такого недоразвития речи как фонетико-фонематического именно у ребенка дошкольного возраста.
Объектом исследования являются нарушения фонетико­фонематической стороны речи у дошкольников.
Предметом является система упражнений и игр, направленная на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи у детей в условиях детского сада.
Цель исследования - провести логопедическую работу по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи с использованием дидактических игр.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Произвести анализ литературы и научных трудов, освещающих проблему фонетико-фонематического недоразвития у детей в норме и при нарушении.
2. Провести анализ фонетико-фонематического восприятия детей дошкольного возраста на основе подобранного материала.
3. Провести экспериментальное обучение с использованием
дидактических игр.
4. Оценить эффективность проведенной работы.
Выдвинутая гипотеза заключается в том, что используемые логопедом игры, направленные на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи, позволяют повысить эффективность логопедической работы в группе дошкольников с нарушениями речи.
На основании целей и задач, определенных в настоящем исследовании можно определить практическую значимость работы, заключающуюся в возможности использования дидактических игр при коррекции фонетико­фонематического недоразвития, а так же и в целях преодоления нарушения звукопроизношения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования, в рамках настоящей выпускной квалификационной работы можно прийти к следующим выводам.
Формирование звукопроизношения является трудным процессом для детей дошкольного возраста. В нем ребенок учится управлять органами артикуляции и воспринимать свой голос.
Овладение звукопроизношением нередко осуществляется с нарушениями в разном возрасте и разной степенью тяжести. На пути приближения к образцовой речи, ребенок часто сталкивается с трудностями. Обычно они вызывают разницу между слуховым контролем и механизмом приема, а так же управлением голосовыми модуляциями.
Когда ребенок слышит речь, он сталкивается со множеством разных звучаний фонемы в потоке речи, он сталкивается со множеством звучанием звуков, которые образуют непрерывные акустические компоненты. Ему необходимо извлечь из них фонему и узнать ее по отличительным признакам, по которым она отличается от другой. Если ребенок не научиться этому, он не будет отличать одно слово от другого.
Поздняя коррекционная работа над фонетико-фонематическом недоразвитием может привести к тому, что ребенок столкнется с трудностями в обучении, поскольку нарушения звукопроизношения и речи отражаются на процессах чтения и письма.
В работе была предпринята попытка изучить особенности недоразвития фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста. По результатам исследования нами были сделаны выводы о большом количестве ошибок, допускаемых детьми в выполнении заданий на выявление уровня сформированности слоговой структуры слова, фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза.
С учетом результатов обследования был разработан комплекс занятий с использованием дидактических игр и проведена коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Контрольный эксперимент, проведенный на завершающем этапе работы, подтвердил предложенную гипотезу и эффективность использования дидактических игр в работе по коррекции ФФН у детей в условиях детского сада.


1. Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г.Алтухова [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http:ZZpedlib.ru/Books/3Z0454/3 0454- l.shtml
2. Балабанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балабанова [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://vk.com/wall-172860932 1697
3. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т.П.Бессонова, O.E. Грибова [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://vk.com/doc68663293 480650710?hash=1156d7b30868bda30e&dl=9dd8d7 e09461acf2bf
4. Варенцева, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С.Баренцева, Е.Л.Колесникова [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://rudocs.exdat.com/docs2/index-623962.html
5. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей /
Г.А.Волкова [Электронный ресурс]. / Режим доступа:
http://pedlib.rU/Books/6/0415/6-0415-1.shtml
6. Выгодский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгодский [Электронный
ресурс]. / Режим доступа: http://www.bim-
bad.ru/docs/vvgotskv mvshlenije i rech.pdf
7. Гаркуша, Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушениями речи / Ю.Ф.Гаркуша [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/4/0378/4 0378-1.shtml
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https: //vk.com/wall204499715 5 5
9. Голод, В.И. Особенности переработки зрительной информации у детей младшего школьного возраста / В.И. Голод // Дефектология. - 2004. - № 5.
10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. [Электронный ресурс]. / Режим доступа:
http://pedlib.rU/Books/1/0427/index.shtml
11. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О. Н. Жовницкая. // Начальная школа. - 2001. - С. 87­112.
12. Жукова, Н.С. Логопедия. Общее недоразвитие речи / Н.С. Жукова - Екатеринбург, 2000. - С. 224-230.
13. Капацкая, О.А. Диагностика уровней усвоения программы детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/09/15/diagnostika-urovney- usvoeniya-pro grammy- detey- do shkolno go
14. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи /
Г.А.Каше [Электронный ресурс]. / Режим доступа:
http://pedlib.ru/Books/1/0255/1 0255-1.shtml
15. Каше, Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г.А.Каше, Т.Б. Филичева [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0267/3-0267- 1.shtml...40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ