Введение 3
Глава 1. Выставка как средство продвижения товаров и услуг организации: теоретический аспект 7
1.1. Выставка: понятие и сущность. 7
1. 2. Специфика связей с общественностью в выставочной деятельности организации 27
Глава 2. Прикладной анализ выставочной деятельности ИП Хабаров 39
2.1. Характеристика деятельности ИП Хабаров 39
2.2. Связи с общественностью в выставочной деятельности организации 43
Заключение 55
Список литературы 58
Рентабельность коммерческого предприятия сегодня зависит не только от материально-технического обеспечения, но и от своевременного использования новых подходов и методов в продвижении товаров и услуг. В условиях ужесточения конкуренции между коммерческими организациями растет необходимость постоянной поддержки высокого уровня конкурентоспособности, которая достигается различными методами и обусловлена спецификой развития коммерческой деятельности организаций и ИП. Связи с общественностью являются одним из наиболее важных элементов современного рыночного механизма, позволяющим проводить исследования и формировать общественный спрос на товары и услуги во всех отраслях экономики. Связи с общественностью нацелены на повышение эффективности производства и коммерческой деятельности, удовлетворение потребностей людей во всех сферах общественной жизни.
Нестабильное экономическое положение, изменения и нововведения в различных сферах бизнеса требуют от специалиста по связям с общественностью концентрации внимания не только на внутреннем состоянии дел компании, но и на разработке долгосрочной стратегии поведения, которая позволила бы контролировать ситуацию и в соответствии с изменениями, происходящими в окружении, корректировать свои действия.
Изменения в области экономики, рост конкуренции и изменение запросов потребителя наряду с широкой доступностью новых технологий привели к появлению новых возможностей и резкому возрастанию значения PR.
Сегодня невозможно представить сферу бизнеса, которая могла бы
обойтись без PR-технологий и владения инструментами PR-продвижения. Роль специалиста по связям с общественностью становится все более значимой в продвижении продукта и услуг компании, сохранении
положительного имиджа со стороны общественности и налаживании отношений со средствами массовой информации.
Как элемент маркетинговых коммуникаций, связи с общественностью помогают улучшить взаимоотношения между организацией и всеми группами общественности, а также теми, кто вступает с ней в деловой контакт как внутри, так и за ее пределами. Современный PR - это функция управления, цель которой - установление и поддержание взаимосвязи, взаимопонимания и сотрудничества между компанией, клиентами и общественностью; решение различных управленческих проблем и бизнес-задач.
Большую роль в формировании и поддержании положительного имиджа фирмы, ее товаров и услуг играет выставочная деятельность. Если компания претендует на лидерство и заявляет о себе как о серьезной организации, то выставка обеспечит все условия для выхода на рынок в данном статусе. Считается, что именно выставки предоставляют наилучшую возможность эффективных личных контактов с потенциальным потребителем. Современная выставка — это площадка для достижения взаимосвязанных и взаимозависимых целей, которая располагает всеми необходимыми ресурсами для реализации поставленных целей. Уникальность выставок, как инструмента PR, заключается в том, что на них можно не только покупать и продавать материальные продукты, но и доносить информацию о продукции, ее достоинствах, преимуществах и особенностях и получать обратную связь. Выставка - это также возможность узнать о наиболее перспективных направлениях хозяйственной деятельности и получить информацию о деятельности конкурентов.
Слабое понимание возможностей выставки, как площадки для использования инструментов PR, делает участие в выставке малоэффективным, а иногда и убыточным мероприятием для многих организаций. Инструменты PR и варианты их применения до сих не популярны и считаются менее эффективными в продвижении услуг в отличие от рекламы и личных продаж. Актуальность темы определяется необходимостью выявления и использования наиболее эффективных PR-
инструментов для продвижения товаров и услуг на выставке.
Объектом исследования в данной работе является PR-продвижение товаров и услуг ИП Хабаров.
Предмет исследования - выставка как инструмент PR-продвижения товаров и услуг ИП Хабаров.
Цель - анализ выставки как инструмента PR в продвижении товаров и услуг ИП Хабаров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия "выставка"
2. Исследовать особенности PR в выставочной деятельности
3. Изучить специфику деятельности компании
4. Охарактеризовать деятельность организации ИП Хабаров
5. Проанализировать инструменты и методы PR в выставочной деятельности ИП Хабаров
В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы такие методы исследования, как классификация, анализ и наблюдение.
В рамках заявленной темы дипломной работы были исследованы теоретические аспекты выставочной деятельности в трудах таких авторов, как Стровский Л.Е., Добробабенко Е., Добробабенко Н., Захаренко Г. П., Герасимов С.В., Баранов Д. Е., Бардышев С., Душкина М.Р., Шарков Ф. И. и др.
Организация выставочной деятельности также рассмотрена в работах следующих отечественных авторов: Гусев Э. и Прокудин В. , Петелин В.
Использование инструментов PR в выставочной деятельности рассматривали в своих работах такие авторы, как И. Алешина, Г. Почепцов, Кочетков А., Синяева И. и др.
Структурно выпускная квалификационная «Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы, включающего 48 источников.
Первая глава - «Выставка как средство продвижения товаров и услуг организации: теоретический аспект» посвящена исследованию выставочной деятельности, дана классификация выставок и определена структура рынка выставочных услуг. Также исследована специфика связей с общественностью в выставочной деятельности и выявлены основные инструменты выставочного PR.
Во второй главе - «Прикладной анализ выставочной деятельности ИП Хабаров» описывается сфера деятельности организации, определяются проблемы ИП Хабаров и разрабатываются возможности их решения с помощью участие в выставке, основанные на методе наблюдения и анализа участия в предыдущих выставках.
Заключение сдержит основные выводы, сделанные по существу проведенного исследования, предложения по совершенствованию участия в выставочных мероприятиях и развитию деятельности PR.
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Выставка - это комплекс мероприятий, позволяющий в максимально короткие сроки решить задачи по укреплению положительного имиджа, сделать презентацию нового продукта, расширить базу потенциальных клиентов. Участие в выставке должно быть тщательно спланировано. Обязательно должна быть цель участия. Выбирая выставку, следует ориентироваться на стратегию компании, поставленные цели и задачи. Преимущества выставки - возможность получить обратную связь, выйти на новые рынки, получить информацию о конкурентах. Недостатки - высокая стоимость, длительная подготовка, затраты на доставку экспонатов на выставку. Объектом, сводящим интересы участников и экспонентов в единое целое, является выставочный продукт , ценность которого заключается в его возможностях. Согласно своей природе, выставочный продукт обладает четырьмя специфическими чертами услуги: неосязаемостью,
неотделимостью от источника, непостоянством качества и несохраняемостью. Эти свойства порождают специфику маркетинговых программ выставочного продукта.
Выставочный продукт предлагается исследовать исходя из наличия пяти его уровней — стержневой выгоды, основного товара, ожидаемого товара, дополненного товара, потенциального товара.
Современная типология выставок включает торговые, потребительские, смешанные выставки, которые, в свою очередь, делятся в зависимости от географии, типа, длительности и других показателей.
В системе маркетинга современного предприятия выставки занимают особое место, являясь средоточием ряда коммуникативных и маркетинговых инструментов, оказывая корректирующее либо определяющее влияние на инструменты ценообразования, распределения и коммуникации предприятия, его товарную политику.
2. Специфика выставки подразумевает использование практически всех инструментов PR. В зависимости от поставленных целей, компания может добиться максимальных результатов. Выставочная деятельность дает возможность сформировать целенаправленную систему продвижения компании, выстроить цепочку из разрозненных действий и направить их в общее русло. Главное отличие заключается в уникальной интерактивности. Участие в выставке дает возможность непосредственно ознакомиться с представителями конкретной целевой группы, узнать ее мнение, ее интересы, и готовность к приобретению услуг и товаров.
3. Часто, небольшие компании, имеющие узкую специфику работ, имеющие определенную целевую аудиторию, избегают инвестиций в рекламу в средствах массовой информации, наружной рекламы, что , с одной стороны, снижает информированность аудитории о деятельности организации, а с другой стороны, помогает сэкономить бюджет для продвижения товаров и услуг с помощью других каналов.
Анализируя деятельность ИП Хабаров, отсутствие рекламного продвижения услуг компании было оправданно выставочной деятельностью, т.к. демонстрация продукта/услуг непосредственно для целевой аудитории, получение обратной связи и возможность ответить на вопросы аудитории, более эффективно. Для достижения максимальных результатов , организация интегрировала инструменты PR в процессе участия в выставке и четко следовала плану.
В результате организация достигла поставленных целей :
1. Проведенный семинар в рамках выставке закрепил положительный имидж ИП Хабаров, как эксперта в сфере предоставления услуг по работе с природным камнем.
2. Подготовленность стендистов и четкое распределение ролей в работе на стенде, позволило выявить ключевых клиентов и провести с ними переговоры о дальнейшем сотрудничестве.
3. Грамотно установленный стенд позволил продемонстрировать преимущества и достоинства нового продукта, в результате чего было реализована часть продукции.
4. После завершения выставки были получены заказы на услуги по переполировку изделий из натурального камня.
Рекомендации и предложения по повышению эффективности участия предприятия в выставках.
1. Рассмотреть возможность расширения площади экспозиции для размещения экспонатов , требующих больших площадей.
2. Увеличить количество стендистов для работы на стенде.
3. Разработать форму анкеты для опроса посетителей, с целью получения необходимой информации о потребностях аудитории и увеличения базы данных клиентов.
1. Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации. — СПб., 2001 г.
Монографии, книги, брошюры, статьи, выступления
2. Александрова, Н., Филоненко И. Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации. - М.: РИА Проэкспо,
2006. - 78 с.
3. Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. М., 2005. - 99 с
4. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М., 2002.
5. Андрющенко, В. И. Интенсификация деятельности в сфере выставочных технологий // Экономика и производство. - 2009. - N 2. - с. 46-48.
6. Бабушкин, А. Эффективный нетворкинг. Как прокачать полезные связи для успеха в бизнесе и жизни. "Издательские решения".; 2016 г.
7. Баранов, Д. Е., Демко Е. В., Лукашенко М. А. PR: теория и практика : учебник / Д. Е. Баранов, Е. В. Демко, М. А. Лукашенко и др.; под ред. М. А. Лукашенко. —2-е изд., перераб. и доп.—М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.—352 с .
8. Беззубцев, С.А. Слухи, которые работают на вас / С.А. Беззубцев. - СПб.: Питер Принт, 2003. - 186 с.
9. Бердышев, С. Н. Организация выставочной деятельности: учебное пособие. - М. : Дашков и К , 2010. - 228 с.
10. Бернадская, Ю.С.и др. Основы рекламы: Учебник / Ю.С. Бернадская, С.С. Марочкина, Л.Ф.Смотрова. Под ред. Л.М. Дмитриевой. - М.: Наука, 2005. - 281 с.
11. Блэк, С. Паблик рилейшнз. Что это такое?: Пер. с англ. Лондон: Модино пресс: М.: СП АСЭС, 1990.- 26 с.
12. Борисова, О. О. Рекламные и выставочные технологии в библиотечно¬информационной деятельности: учебно-практическое пособие. - М. : Литера , 2010. - 152 с.
13. Быстров, Ю. Л. Выставки - инструмент маркетинга // Маркетинг. -
2005. - N 3. - С. 64-71.
14. Блюм, М. А. PR-технологии в коммерческой деятельности: Учебное пособие / М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. - Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2004. - 104 с.
15. Вайнерчук, Г. Информационный удар. Как сделать, чтобы в шумном медиамире услышали именно тебя / Санкт-Петербург: Питер, 2015 г. , 240 с.
16. Встретимся на выставке : приметы эффективного стенда // Маркетолог. - 2010. - N 2. - С. 32.
17. Гусев, Э.Б., Прокудин, В.А., Салащенко, А.Г. Выставочная деятельность в России и за рубежом. Учебно-методическое пособие. Под редакцией академика РАН Н.П. Лаверова. М.:, 2014.
18. Грачев, Г.В. Мельник, И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: Алгоритм, 2002.
19. Герасимов, С. В., Тульчинский Г. Л, Лохина Т. Е., Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие: СПб.: Издательство «Лань»; Изда тельство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. — 384 с.
20. Данилина, В. В., Луканина М. В., Минаева Л. В., Салиева Л. К., Филимонов А. Е. Связи с общественностью. Составление документов: Теория и практика / Москва: Аспект Пресс, 2012 г. - 320 с.
21. Доскова , И., Public Relations. Теория и практика М.: Альфа-Книга,
2007. - 152 с.
22. Душкина, М. Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 560 с.
23. Джефкинс, Ф. Москва: Юнити,. Реклама: Учеб. Пособие. 2012. -543 с.
24. Есикова, И. В. Ключевые правила организации выставки. - М.: 2010. - с. 212
25. Захаренко, Г.П. Выставка: Техника и технология успеха.-М.: Вершина, 2012.- 232 с.
26. Измайлова, Е. Выставка - тонкости самопрезентации // Современная торговля. - 2004. - N 3. - С. 39-44.
27. Ильинский, С. Энциклопедический словарь PR и рекламы. Часть 1. PR. Реклама. Маркетинг http://www.yaxy.ru/dictionaries/
28. Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер с англ. - 2-е европ.изд. / Ф. Котлер. Москва: Издательский дом «Вильямс», 2009. - 944 с.
29. Киселева, Л. Как организовать работу на выставке // Рекламные технологии. - 2003. - N 7. - С. 50-51
30. Конфетка для выставки и другие нестандартные способы участия в выставочных мероприятиях // Маркетолог. - 2011. - N 1. - С. 14.
31. Лысикова, О.В. Имиджелогия и паблик рилейшнз в социокультурной сфере [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О.В. Лысикова, Н.П. Лысикова. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 168 с.
32. Мединский В.Р. Особенности национального пиара. РRавдивая история Руси от Рюрика до Петра, М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.-624 с.
33. Манахова И.А. Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью Учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 182 с.
34. Маркони, Джо. PR : полное руководство / Джо Маркони ; Пер. с англ. Д. Р. Ге-ренава, Ю. П. Леоновой. — М.: Вершина, 2006. — 256 с.
35. Михолап, С. Выставки как эффективный инструмент экспортного маркетинга // Маркетинг : идеи и технологии. - 2011. - N 5. - С. 39-44.
36. Назаренко Л.Ф. Выставка как инструмент маркетинга. М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2013.- 109 с.
37. Пасмуров, А.Я. Как эффективно подготовить и провести конференцию, семинар, выставку. Event-менеджмент. - СПб.: Питер,
2010. - 134 с.
38. Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. — М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1999. -
39. Петелин, В.Г. Основы менеджмента выставочной деятельности : учебник / В.Г. Петелин .— М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - с. 447
40. Петелин, В. Г. Менеджер предприятия по рекламе и выставкам, Издательство:Ось-89, 2001. - 208 с.
41. Резак Дарси. Связи решают все. Бизнес - сказка о Царевне-лягушке, Манн, Иванов и Фербер. М.; 2008. - 95 с
42. Синяева, И. М., Сфера PR в маркетинге: учеб. пособие / И.М. Синяева, В.М. Маслова, В.В. Синяев. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2007. - 383 с
43. Синяева , И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник для вузов.-М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 414 с.
44. Ушанов, П. В. Медиа рилейшнз. Основные аспекты взаимодействия СМИ и public relations : учебное пособие /П. В. Ушанов. - М. : Флинта, : Наука, 2009 . - 80 с.
45. Фридман, С. Как показать товар лицом: выставки и презентации, М.,
"КОНСЭКО", 2014. -50 с.
46. Шарков, Ф. И. Выставочный коммуникационный менеджмент: управление выставочными коммуникациями / Шарков Ф. И. - М. : Альфа-Пресс, 2006. - 144 с.
47. Чеснокова, Е. В. Выставочная коммуникация в маркетинге // Социология власти. - 2010. - N 3. - С. 189-195.
48. Шарков, Ф. И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: Учебное пособие / Ф. И. Шарков. — М.: Издательско -торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 272 с.