ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1 Понятие «преемственности» в системе «школа-вуз» 5
1.2 Биология в современной системе образования 8
1.3 Курс «Физиология и биохимия растений» в системе высшего образования.. 17
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИИ 24
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26
3.1 Результаты анализа содержания Примерной рабочей программы и учебника
для общеобразовательных организаций «Биология. 5-6 классы», под редакцией В.В. Пасечника (2020 г.) 26
3.2 Результаты анализа содержания Примерной рабочей программы под редакцией А.И. Никишова (2014 г.) и учебников для общеобразовательных организаций «Биология. Биологические системы и процессы. 10 и 11 классы» (базовый уровень), под редакцией А.В. ТеремоваиР.А. Петросовой (2019 г.)....44
ВЫВОДЫ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. На современном этапе социально-экономического развития России наиболее актуальной проблемой образовательной политики является непрерывность образования, обусловленная динамизмом общественного развития, ускорением социально-экономического прогресса, оказывающего решающее воздействие на материальную и духовную стороны жизни государства в целом и каждой отдельной личности. Важнейшим условием непрерывного образования является обеспечение преемственности профессионального и общего образования [3].
Предметные результаты, отраженные в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС 00), должны обеспечивать возможность для дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности [36].
Физиология растений — один из классических разделов современной биологии, рассматривающий механизмы функционирования растений и методы управления ими в практических целях [5].
В школьном курсе биологии изучаются следующие разделы: физиология растительной клетки, транспирация, фотосинтез, транспорт веществ, вопросы энергетического обмена и др.
Цель: провести сравнительный анализ школьной программы по биологии на содержание в ней материала вузовского курса «Физиология и биохимия растений» (на примере учебников: «Биология. 5-6 классы», под редакцией В.В. Пасечника (2020 г.) [16]; «Биология. Биологические системы и процессы: 10 класс» и «Биология. Биологические системы и процессы: 11 класс», под редакцией А.В. Теремоваи Р.А. Петросовой (2019 г.) [25, 26])...
В ходе написания магистерской диссертации были выполнены поставленные задачи:
1. Изучено и проанализировано содержание рабочей программы и учебника вузовского курса «Физиология и биохимия растений» (на примере учебника Н.И. Якушкиной и Е.Ю. Бахтенко (2004 г.));
2. Изучено и проанализировано содержание рабочих программ и учебников школьной программы по предмету «Биология» в средней общеобразовательной школе (на примере: Примерной рабочей программы и учебника «Биология. 5-6 классы», под редакцией В.В. Пасечника (2020 г.); Примерной рабочей программы под редакцией А.И. Никишова (2014 г.) и учебников «Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс и 11 класс» (базовый уровень), под редакцией А.В. Теремова и Р.А. Петросовой (2019 г.));
3. Проведен сравнительный анализ содержания рабочих программ и учебников по предмету «Биология» в средней общеобразовательной школе и дисциплине «Физиология и биохимия растений» в педвузе;
4. Определено, что Примерная рабочая программа и учебник для общеобразовательных организаций «Биология. 5-6 классы» под редакцией В.В. Пасечника (2020 г.) содержат материалы всех разделов вузовского курса «Физиология и биохимия растений», где почти две трети параграфов в школьном учебнике, а именно — 62,3% — отражают вузовский курс «Физиология и биохимия растений»;
5. Определено, что Примерная рабочая программа и учебники для общеобразовательных организаций «Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс» и «Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс» (базовый уровень), под редакцией А.В. Теремова и Р.А. Петросовой (2019 г.) содержат материалы всех разделов вузовского курса «Физиология и биохимия растений», где чуть больше одной трети параграфов в школьных учебниках, а именно — 35,8% — отражают вузовский курс «Физиология и биохимия растений».
Таким образом, в результате проведенного исследования сформулированная ранее гипотеза была полностью подтверждена: школьная программа по биологии включает в себя достаточно большой материал вузовского курса «Физиология и биохимия растений», в основном в разделах «Биология растений» и «Общая биология»...
1. Быкасова Л.В. Преемственность в современном педагогическом образовании // Педагогика вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 1. №1. С. 12-23.
2. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учеб, для студентов биолог, фак. пед. институтов. М.: Просвещение, 1976. 384 с.
3. Гришина Ю.В. О требованиях к результатам довузовского образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2 (71).
4. Глубшева Т.Н., С.Д. Чернявских Лабораторные работы по методике преподавания биологии. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. 168 с.
5. КиселеваИ.С., Малева М.Г., БорисоваГ.Г., Физиология растений: учебно-методическое пособие. Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральского федерального университета. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2018. 120 с.
6. Корнилова Л.В., Назирова Е.Р. Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС среднего общего образования в муниципальной образовательной системе (из опыта работы образовательных организаций - пилотных площадок по опережающему введению ФГОС среднего общего образования): сб. ст. Челябинск: МБУ ДПО УМЦ, 2018. 44 с.
7. Кузнецов В.В., Дмитриева Г.А. Физиология растений: учебник. М.: Высшая школа, 2006. 742 с.
8. Кыверялга А.А. Применение технических средств обучения: сб. ст. Таллин: НИИ педагогики, 1979. 188 с.
9. Леднев В С. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1990. 264 с.
10. Марина А.В., Селина И.Н., Чурапина Е.М. Исследование укомплектованности предметных линий курса биологии 5-7 классов в условиях действия Федерального перечня школьных учебников 2018 года И Самарский научный вестник. 2020. Т. 9,№4. С. 312-316.
И. Медведев С.С. Физиология растений: учебник. СПб.: Изд-во С- Петерб. университета, 2004. 336 с.
12. Наливайко И.В., Боброва Н.Г. Содержание и развитие биохимических понятий в школьном курсе биологии // Самарский научный вестник. 2016. № 1 (14). С. 180-185.
13. Никишов А.И. Программа. Тематическое планирование. 5-11 классы общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.И. Никишов [и др.]. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛ АД ОС, 2014. 208 с.
14. Паршутина Л.А. Подходы к конструированию заданий различного типа для домашней работы учащихся 5-11 классов по биологии // Современное педагогическое образование. 2020. С. 127-131.
15. Пасечник В.В. Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5-9 классы: учеб, пособие для обшеобразоват. организаций / Под ред В.В. Пасечника [и др.]. М.: Просвещение, 2020. 128 с...