Характеристики личности старшеклассников с разной степенью психологической готовности к ЕГЭ
|
Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования
1.1. Психологическая готовность к ЕГЭ. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки участников учебно-образовательного процесса к ЕГЭ 7
1.2. Характеристики личности, исследуемые с точки зрения их связи с психологической готовностью старшеклассников к ЕГЭ 25
1.3. Психологические особенности старшего школьного возраста 37
Глава 2. Изучение характеристик личности старшеклассников с разной степенью психологической готовности к сдаче ЕГЭ
2.1. Описание этапов, процедуры и методов исследования 43
2.2. Анализ диагностических данных 48
Выводы 62
Заключение 65
Список используемых источников 66
Приложение 70
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования
1.1. Психологическая готовность к ЕГЭ. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки участников учебно-образовательного процесса к ЕГЭ 7
1.2. Характеристики личности, исследуемые с точки зрения их связи с психологической готовностью старшеклассников к ЕГЭ 25
1.3. Психологические особенности старшего школьного возраста 37
Глава 2. Изучение характеристик личности старшеклассников с разной степенью психологической готовности к сдаче ЕГЭ
2.1. Описание этапов, процедуры и методов исследования 43
2.2. Анализ диагностических данных 48
Выводы 62
Заключение 65
Список используемых источников 66
Приложение 70
В рамках концепции модернизации образования одной из задач является переход к единому государственному экзамену. В этой связи актуальной стала проблема психолого-педагогической подготовки всех участников образовательного процесса, имеющих отношение к сдаче единого государственного экзамена. Это, в первую очередь, сами экзаменуемые, их учителя, родители и администрация образовательных учреждений.
Единый государственный экзамен - совмещение итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в вузы. ЕГЭ проводится для выпускников общеобразовательных учреждений, освоивших общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования независимо от формы получения образования. По результатам единого государственного экзамена выдаются свидетельства с баллами по предметам, сданным в рамках ЕГЭ. Свидетельства ЕГЭ принимаются вузами и являются основой для решения зачисления абитуриента в высшее учебное заведение.
Психолого-педагогическое сопровождение единого государственного экзамена должно учитывать такие категории, как «психолого-педагогическая подготовка», «психологическая готовность», критерии её определения и пути формирования.
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.
Оценка учебных достижений осуществляется стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в равных, (стандартных) условиях и ориентированы на одинаковые по свойствам измерительные материалы.
Вместе с тем, стандартизированные условия сдачи экзамена не исключают влияния на его результат индивидуально-психологических характеристик экзаменуемых, в число которых входят эмоциональные особенности, стрессоустойчивость, профиль фрустрационных реакций, темп деятельности и т.п. Все это обусловливает необходимость не только предметной подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ, но и психологической готовности.
Психологическая подготовка должна учитывать индивидуально - психологические особенности школьника и быть направлена на уровень знакомства с процедурой ЕГЭ, владение навыками самоконтроля и способы снижения ситуативной тревожности.
Формирование психологической готовности к ЕГЭ предполагает индивидуальную работу со старшеклассниками с учетом влияния определенных характеристик личности на процедуру экзамена.
Задачей педагога-психолога является разработка программ психологического сопровождения выпускников школ к подготовке сдачи ЕГЭ и их реализация в работе со старшеклассниками. Для составления таких программ нужны данные диагностических исследований по изучению влияния характеристик личности школьников на ситуацию экзамена. Дефицит таких эмпирических данных и определяет актуальность предпринятого исследования.
Целью исследования стало изучение характеристик личности старшеклассников для использования диагностических данных при разработке и составлении программ психологического сопровождения выпускников школ к подготовке сдачи ЕГЭ.
Объект исследования - характеристики личности старшеклассников.
Предмет - характеристики личности старшеклассников с разной степенью психологической готовности к ЕГЭ.
Гипотеза - психологическая готовность старшеклассников к сдаче ЕГЭ связана с такими характеристиками личности, как самооценка, мотивация достижения, стратегии преодоления трудностей (копинг-стратегии) и механизмы психологической защиты....
Единый государственный экзамен - совмещение итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в вузы. ЕГЭ проводится для выпускников общеобразовательных учреждений, освоивших общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования независимо от формы получения образования. По результатам единого государственного экзамена выдаются свидетельства с баллами по предметам, сданным в рамках ЕГЭ. Свидетельства ЕГЭ принимаются вузами и являются основой для решения зачисления абитуриента в высшее учебное заведение.
Психолого-педагогическое сопровождение единого государственного экзамена должно учитывать такие категории, как «психолого-педагогическая подготовка», «психологическая готовность», критерии её определения и пути формирования.
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.
Оценка учебных достижений осуществляется стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в равных, (стандартных) условиях и ориентированы на одинаковые по свойствам измерительные материалы.
Вместе с тем, стандартизированные условия сдачи экзамена не исключают влияния на его результат индивидуально-психологических характеристик экзаменуемых, в число которых входят эмоциональные особенности, стрессоустойчивость, профиль фрустрационных реакций, темп деятельности и т.п. Все это обусловливает необходимость не только предметной подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ, но и психологической готовности.
Психологическая подготовка должна учитывать индивидуально - психологические особенности школьника и быть направлена на уровень знакомства с процедурой ЕГЭ, владение навыками самоконтроля и способы снижения ситуативной тревожности.
Формирование психологической готовности к ЕГЭ предполагает индивидуальную работу со старшеклассниками с учетом влияния определенных характеристик личности на процедуру экзамена.
Задачей педагога-психолога является разработка программ психологического сопровождения выпускников школ к подготовке сдачи ЕГЭ и их реализация в работе со старшеклассниками. Для составления таких программ нужны данные диагностических исследований по изучению влияния характеристик личности школьников на ситуацию экзамена. Дефицит таких эмпирических данных и определяет актуальность предпринятого исследования.
Целью исследования стало изучение характеристик личности старшеклассников для использования диагностических данных при разработке и составлении программ психологического сопровождения выпускников школ к подготовке сдачи ЕГЭ.
Объект исследования - характеристики личности старшеклассников.
Предмет - характеристики личности старшеклассников с разной степенью психологической готовности к ЕГЭ.
Гипотеза - психологическая готовность старшеклассников к сдаче ЕГЭ связана с такими характеристиками личности, как самооценка, мотивация достижения, стратегии преодоления трудностей (копинг-стратегии) и механизмы психологической защиты....
Процесс психолого-педагогической подготовки требует обсуждения трудностей, с которыми могут столкнуться школьники при прохождении ЕГЭ. Психолого-педагогическая подготовка позволяет прогнозировать трудности, формировать и развивать знания, умения и навыки, необходимые для ЕГЭ. Однако работа эта может быть эффективной только в случае учета индивидуальных особенностей и возрастных характеристик старшеклассников.
Стандартизированные условия сдачи экзамена не исключают влияния на его результат индивидуально-психологических характеристик экзаменуемых. Формирование психологической готовности к ЕГЭ предполагает индивидуальную работу со старшеклассниками с учетом влияния определенных характеристик личности на процедуру экзамена.
Задачей педагога-психолога является разработка программ психологического сопровождения выпускников школ к подготовке сдачи ЕГЭ и их реализация в работе со старшеклассниками. Для составления таких программ нужны данные диагностических исследований по изучению влияния характеристик личности школьников на ситуацию экзамена.
Проведенное исследование было направлено на изучение таких характеристик личности, как самооценка, мотивация достижения, типы психологической защиты и копинг-стратегии.
Полученные в ходе диагностического исследования результаты свидетельствуют о том, что самооценка и мотивация достижения относятся к характеристикам, влияющим на показатели психологической готовности к ЕГЭ. При этом мы с меньшей долей уверенности относим такие характеристики, как механизмы психологической защиты и копинг-стратегии к характеристикам, влияющим на показатели психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ.
Стандартизированные условия сдачи экзамена не исключают влияния на его результат индивидуально-психологических характеристик экзаменуемых. Формирование психологической готовности к ЕГЭ предполагает индивидуальную работу со старшеклассниками с учетом влияния определенных характеристик личности на процедуру экзамена.
Задачей педагога-психолога является разработка программ психологического сопровождения выпускников школ к подготовке сдачи ЕГЭ и их реализация в работе со старшеклассниками. Для составления таких программ нужны данные диагностических исследований по изучению влияния характеристик личности школьников на ситуацию экзамена.
Проведенное исследование было направлено на изучение таких характеристик личности, как самооценка, мотивация достижения, типы психологической защиты и копинг-стратегии.
Полученные в ходе диагностического исследования результаты свидетельствуют о том, что самооценка и мотивация достижения относятся к характеристикам, влияющим на показатели психологической готовности к ЕГЭ. При этом мы с меньшей долей уверенности относим такие характеристики, как механизмы психологической защиты и копинг-стратегии к характеристикам, влияющим на показатели психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ.
Подобные работы
- Изучение психологической готовности к ЕГЭ у старшеклассников с разными личностными характеристиками
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ
ЭКЗАМЕНУ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ЭКЗАМЕНУ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОДИННАДЦАТОГО КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, психолингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМОВ СТРЕССА И ПРОКРАСТИНАЦИИ У УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ В ПЕРИОД, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ СДАЧЕ ЕГЭ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование стрессоустойчивости у подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ДИНАМИКА СТРЕССОВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВЫМ ЭКЗАМЕНАМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019





