Народная культура в доиндустриальных обществах Западной Европы
|
Введение 4
Глава 1. Карнавальные праздники 7
1.1 Народные праздники и церковь 7
1.2 Облик и символ шутов в праздничной культуре и повседневности
1.3 Праздники дураков 18
1.4 Карнавал в Нюрнберге 23
1.5 Битва карнавала и поста 27
1.6 Трансформация карнавальных празднеств в современном
обществе 33
Глава 2. Отражение народной культуры в литературе и изобразительном искусстве 45
2.1 Немецкая народная литература 45
2.2 Французский эпос 49
2.3 Испанский эпос 51
2.4 Отражение народной культуры в литературе на примере баллад о
Робин Гуде 57
2.5 Отражение народной культуры в изобразительном искусстве 60
Глава3 Использование материалов ВКР на уроках обществознания и во внеклассной работе 64
3.1 Технологическая карта урока по обществознанию 64
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 70
Приложение
Глава 1. Карнавальные праздники 7
1.1 Народные праздники и церковь 7
1.2 Облик и символ шутов в праздничной культуре и повседневности
1.3 Праздники дураков 18
1.4 Карнавал в Нюрнберге 23
1.5 Битва карнавала и поста 27
1.6 Трансформация карнавальных празднеств в современном
обществе 33
Глава 2. Отражение народной культуры в литературе и изобразительном искусстве 45
2.1 Немецкая народная литература 45
2.2 Французский эпос 49
2.3 Испанский эпос 51
2.4 Отражение народной культуры в литературе на примере баллад о
Робин Гуде 57
2.5 Отражение народной культуры в изобразительном искусстве 60
Глава3 Использование материалов ВКР на уроках обществознания и во внеклассной работе 64
3.1 Технологическая карта урока по обществознанию 64
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 70
Приложение
Традиционная народная культура представляет собой систему духовно- нравственных и материальных ценностей, закрепленных за определенным этносом. Основной особенностью данного вида культуры является то, что она акцентирует внимание на сохранении культурных традиций, а не на прогрессивном развитии новых, вследствие чего все происходящие в ней изменения остаются незримыми для общества. Народная культура - это духовное пространство любого этноса, являющееся ядром национального самосознания, главная цель которого заключается в сохранении самобытности народов. Сохранение традиционной народной культуры является ключевой задачей для современного общества, поскольку она формирует духовный уклад этносов и их народный характер, влияет на культурное многообразие и нравственное воспитание
По большей части, народная культура — бесписьменная, то есть одна переходит из поколения в поколение благодаря традициям. В ее создании принимает участие большое количество людей, неизвестных по именам, и фактическим творцом выступает народ как коллектив. Устное народное творчество, включающее песни, сказки и легенды, называется фольклором. Народная культура имеет ряд присущих ей черт, она, к примеру, отличается от элитарной культуры простотой содержания — народная культура демократична и понятна не только образованной элите. От массовой культуры отличается своим некоммерческим характером: целью не является получение прибыли.
В настоящее время, когда общество усложнилось, появилось множество больших и малых социальных групп формального и неформального типа, произошло расслоение социальной и социально¬культурной практики, народная культура стала одним из элементов современной многослойной культуры.
Можно выделить два уровня народной культуры - высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни) и массовыми (карнавальные шествия).
В воспитательном процессе народная культура представляет особый интерес. Общие идеи и предельные ценности народной культуры остаются актуальными и переходят в область профессиональной деятельности специалистов разного профиля. Однако затем они могут снова вернуться в массовое сознание и в видоизмененном виде, опять стать частью народной культуры. Так в значительной мере происходит в настоящее время, как в России, как и в других странах, активизировался интерес к традиционным культурам, включая их ранние формы. Знание и приобщение к народной культуре позволяет глубже осознавать происходящие в обществе процессы, чтить и хранить традиции, развивать у детей осознание принадлежности к собственной культуре и к родному народу, воспитывать патриотизм
Актуальность данного исследования обуславливается большой значимостью этой формы культуры в историческом процессе. Народная культура до сих пор представляет для культурологов, этнологов, историков, филологов сложный феномен, который малоизучен в гуманитарной науке. Ученые и сегодня спорят о статусе народной культуре и ее видах, о носителях народной культуры и той нише, которая она занимала в прошлом и занимает в современных обществах.
В нашем исследовании народная культура рассматривается на примере доиндустриальных обществах Западной Европы в эпоху Средневековья. Именно тогда шел процесс становления современных европейских государств и обществ с их национальными культурами.
Объект - народная культура западноевропейских обществ в её основных проявлениях в эпосе, литературе, праздничной культуре. Я выбрал именно Западную Европу, так как сохранилось самое большое количество источников информации именно по этому региону, а также многие праздники тесно связаны и перетекли в Россию.
Предмет - влияние народной культуры на общество и церковь средневековой Западной Европы.
Цель работы - Изучение народной культуры разных стран Западной Европы в контексте эволюции доиндустриальной цивилизации.
В соответствие с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературные источники по теме работы.
2. Изучить историю и особенности праздничной народной культуры, в частности, карнавальные праздники и отношение к ним католической церкви.
3. Рассмотреть некоторые литературные произведение средневековых писателей с точки зрения отражение в них народной культуры.
4. Определить возможность использование материалов ВКР на уроках обществознания и во внеклассной работе.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования помогут лучше понять эволюцию и роль народной культуры в доиндустриальных обществах, что позволить исследовать её эволюцию уже в индустриальных обществах, её влияние на материальную и духовную культуру современного общества.
Теоретические положения работы могут быть применены в процессе изучения курса «Обществоведения» в средних школах, лицеях и гимназиях, в разработке элективных курсов в вузе, а также при рассмотрении отдельных тем в школьном курсе «История Средних веков».
Структура работы. Данная впускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, содержащих в общей мере из 12 параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
По большей части, народная культура — бесписьменная, то есть одна переходит из поколения в поколение благодаря традициям. В ее создании принимает участие большое количество людей, неизвестных по именам, и фактическим творцом выступает народ как коллектив. Устное народное творчество, включающее песни, сказки и легенды, называется фольклором. Народная культура имеет ряд присущих ей черт, она, к примеру, отличается от элитарной культуры простотой содержания — народная культура демократична и понятна не только образованной элите. От массовой культуры отличается своим некоммерческим характером: целью не является получение прибыли.
В настоящее время, когда общество усложнилось, появилось множество больших и малых социальных групп формального и неформального типа, произошло расслоение социальной и социально¬культурной практики, народная культура стала одним из элементов современной многослойной культуры.
Можно выделить два уровня народной культуры - высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни) и массовыми (карнавальные шествия).
В воспитательном процессе народная культура представляет особый интерес. Общие идеи и предельные ценности народной культуры остаются актуальными и переходят в область профессиональной деятельности специалистов разного профиля. Однако затем они могут снова вернуться в массовое сознание и в видоизмененном виде, опять стать частью народной культуры. Так в значительной мере происходит в настоящее время, как в России, как и в других странах, активизировался интерес к традиционным культурам, включая их ранние формы. Знание и приобщение к народной культуре позволяет глубже осознавать происходящие в обществе процессы, чтить и хранить традиции, развивать у детей осознание принадлежности к собственной культуре и к родному народу, воспитывать патриотизм
Актуальность данного исследования обуславливается большой значимостью этой формы культуры в историческом процессе. Народная культура до сих пор представляет для культурологов, этнологов, историков, филологов сложный феномен, который малоизучен в гуманитарной науке. Ученые и сегодня спорят о статусе народной культуре и ее видах, о носителях народной культуры и той нише, которая она занимала в прошлом и занимает в современных обществах.
В нашем исследовании народная культура рассматривается на примере доиндустриальных обществах Западной Европы в эпоху Средневековья. Именно тогда шел процесс становления современных европейских государств и обществ с их национальными культурами.
Объект - народная культура западноевропейских обществ в её основных проявлениях в эпосе, литературе, праздничной культуре. Я выбрал именно Западную Европу, так как сохранилось самое большое количество источников информации именно по этому региону, а также многие праздники тесно связаны и перетекли в Россию.
Предмет - влияние народной культуры на общество и церковь средневековой Западной Европы.
Цель работы - Изучение народной культуры разных стран Западной Европы в контексте эволюции доиндустриальной цивилизации.
В соответствие с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературные источники по теме работы.
2. Изучить историю и особенности праздничной народной культуры, в частности, карнавальные праздники и отношение к ним католической церкви.
3. Рассмотреть некоторые литературные произведение средневековых писателей с точки зрения отражение в них народной культуры.
4. Определить возможность использование материалов ВКР на уроках обществознания и во внеклассной работе.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования помогут лучше понять эволюцию и роль народной культуры в доиндустриальных обществах, что позволить исследовать её эволюцию уже в индустриальных обществах, её влияние на материальную и духовную культуру современного общества.
Теоретические положения работы могут быть применены в процессе изучения курса «Обществоведения» в средних школах, лицеях и гимназиях, в разработке элективных курсов в вузе, а также при рассмотрении отдельных тем в школьном курсе «История Средних веков».
Структура работы. Данная впускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, содержащих в общей мере из 12 параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
В основе традиционной народной культуры лежат представления о добре и зле, чести и бесчестии, красоте и уродстве, любви и ненависти, счастье и несчастье, добро и зло, доброта и злоба, любовь и ненависть и т. д. В отличие от культуры, созданной только одним народом, культура, созданная разными народами, представляет собой единое целое. Подчеркивается, что культурная жизнь этноса - это целостное образование, в котором все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. В Средние века комплекс представлений о мире, верований, умственных установок и системы поведения, который условно можно было бы назвать “народной культурой” или “народной религиозностью” так или иначе был достоянием всех членов общества. Средневековая церковь, с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Как пример, можно привести санкционирование церковью культа святых в его народной интерпретации.
Преемственность развития культурных традиций празднично-игровой культуры общества и личности всегда подвергается серьёзным испытаниям и трансформациям в период социальных катаклизмов и революционных сломов. В этой связи нельзя не отметить, что в последние годы в нашей стране, как и во всём мире, наметилась тенденция к возрождению и дальнейшему развитию культурно-цивилизационной преемственности, в том числе и через возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, основанных на духовности, нравственности, любви к Отечеству, к своей стране и к своему народу.
На сегодняшний день различными государственными и социальными структурами производится деятельность по изучению и сохранению традиций народной культуры. Создаются всевозможные благоприятные условия для творческой деятельности, довольно успешно развиваются школьные программы и деятельность различных учебных заведений по сохранению этнокультурного наследия, создаются многочисленные фольклорные отделения в учебных заведениях.
Можно выделить два уровня народной культуры - высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).
Заложенные в традиционной народной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения адекватного образа жизни населения. В то же время в современных условиях, когда в обществе возрождается интерес к национальной культуре, происходит переосмысление ценностей и норм, в том числе и в сфере семейных отношений, необходимо учитывать, что традиционная народная культура, как и другие традиционные культурные ценности, не может и не должна восприниматься как некая данность, как некая застывшая форма, которая должна быть сохранена в неизменном виде. Воспитательная роль народной культуры, и прежде всего культуры досуга, воздействует на каждую личность не зависимо от возраста и других критериев, таким образом «праздник» активно влияет на весь уклад жизни социума. Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо и все то что для каждого так близко, понятно и доступно. Свой вклад в развитие народного искусства вносят все, кому не безразлична история и культура своего народа, кто любит и уважает его, кто стремится к тому, чтобы наша жизнь стала лучше, богаче и счастливее. Народное искусство - это и есть жизнь народа в ее многообразии и богатстве, это и есть то, что определяет национальный характер, национальное самосознание, национальный характер. В настоящее время народное искусство и фольклор - это не только и не столько традиционная форма бытования, сколько способ и форма осмысления культуры, способ самовыражения и самоутверждения человека. Фольклорное творчество, фольклорное искусство - это форма, в которой выражаются и воплощаются народные представления о мире, о человеке, о природе, об обществе, о человеке в себе, о мире в себе.
Таким образом, традиционная народная культура - это основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. Именно в ней заложен весь накопленный веками опыт духовной и практической деятельности человека, с ее помощью формируются духовно¬нравственные принципы, национальные идеалы, регулируются социальные отношения. Признак процветающего общества - это его процветающая культура. Наши корни, память предков - это крепкий фундамент для развития будущих поколений. Поэтому если эти корни будут сохранены, то никакие внутренние проблемы и угрозы не будут представлять для нас опасности.
Преемственность развития культурных традиций празднично-игровой культуры общества и личности всегда подвергается серьёзным испытаниям и трансформациям в период социальных катаклизмов и революционных сломов. В этой связи нельзя не отметить, что в последние годы в нашей стране, как и во всём мире, наметилась тенденция к возрождению и дальнейшему развитию культурно-цивилизационной преемственности, в том числе и через возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, основанных на духовности, нравственности, любви к Отечеству, к своей стране и к своему народу.
На сегодняшний день различными государственными и социальными структурами производится деятельность по изучению и сохранению традиций народной культуры. Создаются всевозможные благоприятные условия для творческой деятельности, довольно успешно развиваются школьные программы и деятельность различных учебных заведений по сохранению этнокультурного наследия, создаются многочисленные фольклорные отделения в учебных заведениях.
Можно выделить два уровня народной культуры - высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).
Заложенные в традиционной народной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения адекватного образа жизни населения. В то же время в современных условиях, когда в обществе возрождается интерес к национальной культуре, происходит переосмысление ценностей и норм, в том числе и в сфере семейных отношений, необходимо учитывать, что традиционная народная культура, как и другие традиционные культурные ценности, не может и не должна восприниматься как некая данность, как некая застывшая форма, которая должна быть сохранена в неизменном виде. Воспитательная роль народной культуры, и прежде всего культуры досуга, воздействует на каждую личность не зависимо от возраста и других критериев, таким образом «праздник» активно влияет на весь уклад жизни социума. Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо и все то что для каждого так близко, понятно и доступно. Свой вклад в развитие народного искусства вносят все, кому не безразлична история и культура своего народа, кто любит и уважает его, кто стремится к тому, чтобы наша жизнь стала лучше, богаче и счастливее. Народное искусство - это и есть жизнь народа в ее многообразии и богатстве, это и есть то, что определяет национальный характер, национальное самосознание, национальный характер. В настоящее время народное искусство и фольклор - это не только и не столько традиционная форма бытования, сколько способ и форма осмысления культуры, способ самовыражения и самоутверждения человека. Фольклорное творчество, фольклорное искусство - это форма, в которой выражаются и воплощаются народные представления о мире, о человеке, о природе, об обществе, о человеке в себе, о мире в себе.
Таким образом, традиционная народная культура - это основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. Именно в ней заложен весь накопленный веками опыт духовной и практической деятельности человека, с ее помощью формируются духовно¬нравственные принципы, национальные идеалы, регулируются социальные отношения. Признак процветающего общества - это его процветающая культура. Наши корни, память предков - это крепкий фундамент для развития будущих поколений. Поэтому если эти корни будут сохранены, то никакие внутренние проблемы и угрозы не будут представлять для нас опасности.
Подобные работы
- Традиционное общество северных киргизов во второй половине Х!Х века и система их родства
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО СЕВЕРНЫХ КИРГИЗОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА И СИСТЕМА ИХ РОДСТВА
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ОБРАЗ ЖИЗНИ БРИТАНСКОЙ ЭЛИТЫ В ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА (07.00.03)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ОБРАЗ ЖИЗНИ БРИТАНСКОЙ ЭЛИТЫ В ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Общество риска в современном Китае: социально-экономические аспекты
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Банковское дело в экономической жизни Нидерландов (XVII-XVIII вв.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - Вклад принципов устойчивого развития в повышение
конкурентоспособности на национальном и корпоративном уровне
Диссертация , мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОГНОСТИКА: КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗОВ БУДУЩЕГО В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ XX ВЕКА
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРОФЕССИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Авторефераты (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2000



