Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Показатели гендерной идентичности у подростков из семей с разным составом

Работа №160830

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерной идентичности детей из полных и неполных семей 9
1.1. Понятие гендерной идентичности 9
1.2. Понятие гендерной идентичности подростков в полных и неполных
семьях 16
1.3. Кинотренинг, как метод психологической коррекции 21
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Эмпирические аспекты гендерной идентичности детей из полных и неполных семей 35
2.1. Описание процедуры и методов исследования 35
2.2. Анализ результатов исследования 37
2.3. Описание программы коррекции гендерной идентичности у детей
подросткового возраста из неполных семей 52
2.4. Сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики 57
Выводы 61
Заключение 63
Список используемых источников 67
Приложение 71

Что такое «гендер»? Данный термин отражает социально-психологические характеристики личности и его социальный статус, которые связаны с сексуальностью и с полом, однако возникают они в рамках определенной культуры в процессе некого взаимодействия людей, относящихся к этой культуре. Продуктом социального становления, в свою очередь, является гендерная идентичность. Она выступает как один из факторов ключевых, который опосредует установки личности и поведенческую активность в целом в процессе межличностных взаимоотношений.
Подростковый возраст - очень важное время для формирования гендерной идентичности. Именно в этом возрастном периоде осуществляется поиск места в этом мире, выбор жизненного пути, который будет оптимален для дальнейшего собственного развития.
Гендерная идентичность весьма сложный процесс, он предполагает наличие примеров маскулинного и фемининного поведения в обществе.
Семья играет очень важную роль в процессе социализации детей подросткового возраста. Полоролевые установки именно в семье и закладываются. Наблюдая за взаимоотношениями отца и матери, друг с другом, подростки стараются быть как они, подражают им, в том числе и по отношению к противоположному полу. Главная задача в подростковом возрасте - правильное принятие на себя женской или мужской роли.
В жизни любого человека семья имеет колоссальное значение. Она выступает той самой средой, в которой люди растут и развиваются, по итогу можно определить степень эффективности человека в обществе. Семья оказывает безусловное влияние на человека, независимо включен ли он в нее или переживает контакт со своими родителями только во внутреннем плане, в течение всей жизни. Естественно, сейчас мы имеем ввиду, семью родительскую. Даже когда мы ее покидаем и формируем собственные, мы всю жизнь используем ее интериоризированные моральные нормы, эстетические, ее структуру и планы. Когда происходит столкновение с логикой организации уже другой семьи, у нас укрепляется правильность ее неких принципов.
Семья оказывает влияние на формирование и развитие у детей установок, ориентиров ценностных, моделей межличностного поведения и конечно же, позитивного отношения к самому себе. Все это и определит значение его в дальнейшей жизни.
Чему же посвящены психологические исследования в этой сфере знания?
1. Изучение социальной и личностной идентичности, как основы становления и формирования развивающейся личности (Э. Эриксон, И.С. Кон, Л.Б. Шнайдер, Д.Б. Эльконин).
2. Формирование некой гендерной идентичности подростков в условиях семьи (Курдыбаха О.Н.).
3. Особенности гендерной идентичности у современных детей подросткового возраста (Волчкова Н.И., Федяева М.В.).
В настоящее время возникают сложности формирования гендерной идентичности у подростков. А связано это с тем, что очень поменялись и продолжаются меняться в современно мире образы женственности и мужественности. Все это непосредственно создает большие трудности для подростка, при игнорировании поведения, социальных ролей, для того чтобы он мог успешно и самостоятельно адаптироваться во взрослой среде.
Несмотря на огромное количество исследований, которые были проведены как в нашей стране, так и в зарубежных странах, посвященных изучению гендерной идентичности детей подросткового возраста, представления о влиянии метода кинотренинг на развитие гендерной идентичности подростков из неполных семей является еще не до конца изученной и требует дальнейшего не только теоретического, но и эмпирического изучения.
Цель исследования: изучение гендерной идентичности у подростков из полных и неполных семей, коррекция гендерной идентичности у детей подросткового возраста из неполных семей для использования полученных результатов в практической работе психолога.
Объект исследования: гендерная идентичность подростков.
Предмет исследования: гендерная идентичность подростков из семей с разным составом.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия в характеристиках гендерной идентичности у подростков в полных и неполных материнских семьях.
2. Специально разработанная коррекционная программа с использованием кинотренинга способствует формированию гендерной идентичности подростков из неполных семей.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования гендерной идентичности у подростков из полных и неполных семей.
2. Сформировать выборку исследования и определить комплекс диагностических методик, подготовить стимульный материал.
3. Провести диагностику подростков из полных и неполных семей, проанализировать диагностические данные, сформулировать выводы по полученным результатам.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- работы отечественных и зарубежных ученых (Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающие закономерности формирования личности в подростковом возрасте;
- работы теоретических и практических исследователей гендерного подхода, рассматривающих гендерную идентичность, социальные роли, гендерные аспекты самореализации личности и т.д. (С. Бем, Т.В. Бендас, Ш.М. Берн, Е.П. Ильин, И.С. Клецина, Л.Н. Ожигова и др.);
- исследовательские работы о значимости семьи в психологическом развитии подростков, формировании их личности (Захаров А.И., Столин А.И., Спиваковская А.С., Юферова Т.И. и др.)
Методики исследования:
- Методика идентификации детей с родителями (А.И. Захаров);
- Методика «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е. Шафер);
- Опросник на изучение маскулинности - феминности (С. Бем);
При анализе диагностических данных были использованы математико-статистические методы обработки данных по Манна - Уитни и Т - критерию Стьюдента для выявления значимых различий между выборками.
Эмпирическая база исследования.
Исследование проводилось в 2018 году на базе МБОУ СОШ № 11 г. Пензы. В исследовании приняли участие подростки 13 - 15 лет, учащиеся 7-х, 8-х и 9-х классов.
В исследовании приняли участие 20 мальчиков и 20 девочек. Группа из 40 человек, из полных семей 20, (мальчиков 9, девочек 11), из неполных 20 (мальчиков 12, девочек 8).
Во второй части по методу кинотренинга берем 2 группы: контрольную и экспериментальную и анализируем, как поменялись результаты после применения этого метода.
Научная новизна исследования:
- проведен анализ исследовательских подходов к изучению гендерной идентичности;
- установлены качественные различия в параметрах сформированности гендерной идентичности у подростков из полных и неполных семей.
Теоретическая значимость исследования. Основные положения магистерской диссертации могут расширить представление о содержании понятия «гендерная идентичность», а также применяться в рамках возрастной психологии и психологической коррекции личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в психологической и педагогической работе с подростками и их семьями.
Положения, выносимые на защиту:
1. Специально разработанная коррекционная программа с использованием кинотренинга способствует формированию гендерной идентичности подростков из неполных семей.
2. В результате коррекционного воздействия произойдут изменения в самоидентификации, подростки станут характеризовать себя как личность, соответствующую своему полу.
3. Риску неправильного формирования гендерной идентичности больше всего подвержены мальчики из неполных материнских семей.
Апробация результатов исследования. Основные положения магистерской диссертации обсуждались на заседаниях кафедры «Прикладная психология» Пензенского государственного университета, а также на 5-ой Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы науки и образования» (Пенза, 2018).
По основным результатам, полученным в ходе написания магистерской диссертации, опубликована статья «Влияние метода кинотренинг на гендерную идентичность подростков из неполных семей»
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения. Работа изложена на 74 страницах, содержит 15 таблиц, 4 рисунка. Список используемых источников содержит 44 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена анализу влияния кинотренинга на гендерную идентичность подростков из полных и неполных семей.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты гендерной идентичности детей из полных и неполных семей. Внедрение категории «гендер» в науку имеет важное значение, так как исключение половой принадлежности школьников в учебно-воспитательном процессе приводит к изменению мужской и женской уникальности, отличительных особенностей, неповторимости как девушки, девочки, так и юноши, неадекватной самооценке учащихся. А согласно позиции А.И. Крупнова, индивидуальность есть ядро личности, конкретная форма ее жизни и проявления, совокупность социально-психологических и психофизиологических характеристик и свойств.
Понятие гендера отражает социально-психологические характеристики личности и его социальный статус, которые связаны с сексуальностью и с полом, однако возникают они в рамках определенной культуры в процессе некого взаимодействия людей, относящихся к этой культуре.
Понятие гендера с учётом гендерной идентичности заключается в образовании у растущего поколения полоролевой культуры, проявляющаяся в умении действовать, вступать в общение с противоположным полом.
К сожалению, несмотря на интерес исследователей к проблеме генедерной идентичности, остается недостаточно разработанным и освещенным в психолого-педагогической литературе методический аспект решения проблем формирования гендерной идентичности у детей подросткового возраста из полных и неполных семей.
А связано это с тем, что очень поменялись и продолжаются меняться в современно мире образы женственности и мужественности. Все это непосредственно создает большие трудности для подростка, при игнорировании поведения, социальных ролей, для того чтобы он мог успешно и самостоятельно адаптироваться во взрослой среде.
Естественно, семья в жизни любого человека семья имеет колоссальное значение. Она выступает той самой средой, в которой люди растут и развиваются, по итогу можно определить степень эффективности человека в обществе. Семья оказывает безусловное влияние на человека, независимо включен ли он в нее или переживает контакт со своими родителями только во внутреннем плане, в течение всей жизни. Семья оказывает влияние на формирование и развитие у детей установок, ориентиров ценностных, моделей межличностного поведения и конечно же, позитивного отношения к самому себе. Все это и определит значение его в дальнейшей жизни.
В случае, если семья является неполной, у ребенка откладывается отпечаток в психике на всю жизнь. Так, если мальчик-подросток воспитан в неполной семье матерью, относятся к мужчинам как неким существам, недостойным уважения, при этом стремятся оберегать свою мать, отрекаясь от своей личной жизни. В другом варианте подростки чувствуют дефицит мужского внимания.
Проведенный образов литературы показал, что неполные семьи всегда оставляет отпечаток на всей жизни ребенка, как мальчика, так и девочки, оставляет отпечаток часто негативного, характерного представления о будущем.
Во второй главе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рассмотрены эмпирические аспекты гендерной идентичности детей из полных и неполных семей.
В результате проведенного эмпирического исследования можно сформулировать следующие выводы:
- Существуют различия в формировании гендерной идентичности у подростков из полных и неполных семей.
- Для детей из неполных семей мать является человеком наиболее авторитетным, значимым и эмоционально близким, но, вместе с тем, субъектом, доминантным, вызывающим страх перед потенциальным наказанием.
- Мальчики и девочки из неполных семей в целом воспринимают мать одинаково, за исключением некоторых особенностей их принятии и проявлении заботы. Мальчикам необходим относительно критичный подход к ним. Таким образом на личностные особенности подростков из неполных семей влияет показатель «Позитивный интерес матери».
- Во всех группах подростков, кроме мальчиков из полных семей, преобладают респонденты с андрогинным гендером.
- Среди мальчиков из полных семей наблюдается преобладание маскулинного психологического пола, среди девочек встречается и маскулинный и фемининный психологический пол.
- Риску неправильного формировании гендерной идентичности больше всего подвержены мальчики из неполных материнских семей.
В результат проведенного эмпирического исследования с использованием метода кинотренинга, отметим:
- Специально разработанная коррекционная программа с использованием кинотренинга способствует формированию гендерной идентичности подростков из неполных семей.
- В результате коррекционного воздействия снизился страх подростков перед матерью, как субъектом доминантным, вызывающим страх перед потенциальным наказанием.
- В результате коррекционного воздействия преобладают респонденты с андрогинным гендером, то есть их в большей степени характеризует сочетание маскулинных и фемининных качеств, что считается признаком высокой социальной адаптивности.
- В результате коррекционного воздействия у подростков женского пола снизился уровень маскулинности.
- В результате коррекционного воздействия произошли изменения в самоидентификации, подростки характеризуют себя как личность, соответствующую своему полу.
- Риску неправильного формирования гендерной идентичности больше всего подвержены мальчики из неполных материнских семей.
Для проверки гипотезы о существовании различий в формировании гендерной идентичности мы применили Т-критерий Стьюдента.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что специально разработанная программа с использованием метода кинотренинга способствует формированию гендерной идентичности у подростков из неполных семей. То есть, гипотеза подтвердилась.



1. Алексеева Л.С. Феномен социального исключения семей с детьми в контексте российской действительности // Отечественный журнал социальной работы. - 2011. - № 2. - С. 42-46.
2. Ахвердова Е.В. Сущностные характеристики и воспитательные возможности полной и неполной семьи // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 4 (1). - С. 24-27.
3. Белоусова О.А. Проблемы социализации подростков в неполных семьях // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2009. - № 3. - С. 228-230.
4. Бем С. Вопросник по изучению маскулинности-феминности. В кн.: Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2003. - С. 103-105.
5. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.
6. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2016. - 411 с.
7. Берн Ш. Гендерная психология: Законы мужского и женского поведения. - СПб.: Прайм Еврознак, 2007.
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - 2-е изд. - М.: Эксмо, 2012. - 422с.
9. Владимирова М.В., Шалагинова К.С. Гендерные особенности конфликтного поведения // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» (2013).
10. Воронина А. Глоссарий по гендерному образованию // Гендерные исследования / Под общ. ред. И.Н. Тартаковой. - М.: Вариант; ИСГП, 2006. - С. 443-511.
11. Воронцов Д. Гендерные исследования в социальной психологии: границы поля // Гендерные исследования. - 2017. - № 19. - С.174-175.
12. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учеб.-метод. пособие.
13. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2001.
14. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998.
15. Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений: Учебное пособие. - М.: МПСИ, 2008. - 432 с.
16. Здравомыслова Е.А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход: коллективная монография / Под ред. Е.А. Здравомысловой, А.А. Темкиной. - СПб.: Изд-во Европ. ун-та, 2007. - С. 9-33.
17. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
18. Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.
19. Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.
20. Кон И.С. Мальчик - отец мужчины. - М.: Время, 2009. - 704 с.
21. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. - 1981. - С. 47-57.
22. Курочкина И.А. Проблема гендерно-половой идентичности: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. - Екатеринбург: РГППУ, 2014. - 206 с.
23. Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006. - 290 с.
24. Перегудина В.А. Особенности возрастного становления гендерной идентичности // Известия Тульского государственного университета. - Тула: ТулГУ, 2008. - № 1.
25. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. - М.: МПСИ, 2004.
26. Рыбалко И.В. Трансформация отцовства в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук; Саратов. гос. университет. - Саратов, 2006.
27. Самойлов Е.Н. Самосознание личности. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2015. - 22 с.
28. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. - М.: Информация - XXI век, 2002. - 256 с.
29. Степанова Л.Г Формирование гендерной идентичности у современных юношей и девушек в контексте социально-психологического развития личности // Психологическая наука и образование. - 2009- № 5. - С 67-71.
30. Столярчук И.А. Технология формирования гендерной культуры подростка // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-2. - С. 388-392.
31. Туманова Е.Н. Кризисные ситуации в жизни подростков из неблагополучных семей: дис. . канд. психол. наук. - СПб., 2001. - 188 с.
32. Фонталова Н.С. К вопросу о самоотношении подростков из неполных и полных семей // Сибирский психологический журнал. - 2005. - № 21. - С. 103-105.
33. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.
34. Хорни К. Самоанализ / Пер. с англ. А. Боковникова. - М.: Академический проспект, 2009. - 207 с.
35. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 2008. - 304 с.
36. Чижова Е.А., Романова О.Н. Взаимосвязь полоролевой идентичности и механизмов адаптации у подростков из неполных семей // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. - Сер. 12. - 2008. - № 3. - С. 172-177.
37. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
38. Шафер Е. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним». В кн.: В.А. Сонин. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. - СПб.: Речь, 2004. - С. 169-178.
39. Шахтарина М.В. Гендерные особенности социальных установок современной российской молодежи: автореф. дис. ... канд. психолог. наук / М.В. Шахтарина. - М., 2001. - 175 с.
40. Шиманская С. Вопрос гендерного неравенства // Журнал «7Х7». - 2016. - № 4.
41. Шпаковская Л. Российский гендерный порядок: социологический подход: коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. - СПб.: Изд-во Европейского Университета в Санкт- Петербурге, 2007. - 306 с.
42. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов. - М., 2001. - 144 с.
43. Эриксон Э. Жизненный цикл: Эпигенез идентичности. Теории личности в западно-европейской и американской психологии: хрестоматия по психологии личности. - Самара, 1996.
44. Юлусова О.В. Актуальные проблемы социального воспитания ребенка в неполной семье // Вестник Московского государственного областного университета (серия: Педагогика). - 2012. - № 1. - С. 64-69.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ