Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности

Работа №160825

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2021
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические вопросы развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего и
старшего дошкольного возраста 7
1.2 Особенности развития коммуникативных умений детей
дошкольного возраста 15
1.2.1 Особенности развития коммуникативных умений детей
младшего дошкольного возраста 15
1.2.2 Особенности развития коммуникативных умений детей
старшего дошкольного возраста 20
1.3 Роль досуговой деятельности в развитии детей дошкольного
возраст 27
1.4 Модель развития коммуникативных умений у детей
дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности 29
Глава 2. Организация исследования развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности 33
2.1 Этапы, методы, методики исследования 33
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов
констатирующего эксперимента 36
Глава 3. Опытно - экспериментальное исследование развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности 47
3.1 Программа развития коммуникативных умений у детей
дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности 47
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности
Заключение
Список использованных источников 67
Приложения

Актуальность темы исследования - в Российской системе образования на сегодняшний день проходят заметные изменения. Особое внимание уделяют развитию личности ребенка. На современном этапе развития системы дошкольного образования одним из важных вопросов является поиск новых методов и форм воспитания и образования детей дошкольного возраста. Разнообразить методы воздействия на детей позволяет досуговая форма работы. Она способствует повышению эффективности детской деятельности, а так же формированию развитой гармоничной, творческой, здоровой и активной личности. В организации и проведении детских досугов реализуется единство решения основных педагогических задач, таких как образовательные, воспитательные, развивающие, коррекционные, а также формирование коммуникативной деятельности на всех этапах дошкольного возраста. Проблему генезиса общения и развития коммуникативной деятельности, коммуникативных способностей детей дошкольного возраста изучали: Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, Лисина, Д.Б. Эльконин, Е.О. Смирнова, Л.Н. Галагузова. М.И., Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.А. Репина и другие.
Проблема развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в современном мире является актуальной, ведь от степени развитости будет зависеть будущее ребенка в целом, его место и положение в социальном обществе. Дети сегодня испытывают большие трудности в общении как со взрослыми, так и со своими сверстниками: недружелюбно относятся к окружающим или вовсе отказываются от общения, не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать.
Низкий уровень сформированности коммуникативных умений препятствует нормальному общению и взаимодействию с другими людьми, приводит к конфликтам, а это, в свою очередь, затрудняет процесс позитивной социализации. На сегодняшний день проблеме развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраст уделяется большой интерес исследователей, но несмотря на это, педагогами и родителями не уделяется должного внимания данной проблеме, в связи с этим выявлено противоречие между важностью развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста и отсутствия достаточного количества методических рекомендаций для возможности осуществления этой деятельности. В связи с выявлением данного противоречия была определена проблема исследования: каким образом возможно осуществлять развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности? В рамках данной проблемы была определена тема нашего исследования: «Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности».
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - содержание развития коммуникативных умений дошкольников в условиях досуговой деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать программу по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что программа, направленная на развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности, должна:
- учитывать психолого-педагогическую характеристику дошкольного возраста;
- включать несколько блоков: информационно-аналитическое обеспечение мероприятий, работа с детьми дошкольного возраста, работа с родителями детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую проблему развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности;
1.1) проанализировать проблему развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях;
1.2) изучить особенности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста;
1.3) разработать и реализовать модель развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности;
2) организовать и провести исследование развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности;
2.1) определить этапы, методы и методики исследования;
2.2) дать характеристику выборки и провести анализ результатов констатирующего эксперимента;
3) провести экспериментальную работу по организации и проведению программы развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста;
3.1) описать программу развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности ;
3.2) провести анализ эффективности коррекционной работы.
Методы исследования: теоретические: анализ систем, обобщение, сравнение. Эмпирические: анализ документов, наблюдение, анкетирование, обработка результатов.
База исследования: детская игровая зона «Непоседы».
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В магистерской диссертации были изучены теоретические основы развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности.
В первой главе были изучены теоретические вопросы развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Были рассмотрены психолого-педагогические характеристики детей дошкольного возраста, особенности развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста, роль досуговой деятельности в развитии детей дошкольного возраста, а также составлена модель развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности.
Были сделаны такие выводы по первой главе:
- у детей младшего дошкольного происходит целый ряд важных новообразований, расширение кругозора, закладываются основы мировоззрения, а значит этот возрастной период для ребенка является важным и ответственным;;
- у детей старшего дошкольного возраста изменения происходят на уровне самосознания и самооценки. Их представление о самих себе оказывают непосредственное влияние более на содержательные отношения со сверстниками и взрослыми;;
- для успешного формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста необходимо создать эффективные условия;
- основной формой проведения досуга детей этого возраста является игра или деятельность, содержащая элементы игры.
Вторая глава посвящена практическому исследованию уровня развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности. Были описаны методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, метод целеполагания, моделирование), эмпирические
(констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование, анкетирование). В начале исследования было проведено анкетирование родителей. Не смотря на то, что это метод не является абсолютно точным, по результатам нам удалось предположить, что среди детей отобранной группы есть такие, у кого будет низкий уровень коммуникативных умений. Для дальнейшей работы были отобраны следующие методики для диагностики детей: О.В. Дыбиной «Интервью», О.В. Дыбиной «Отражение чувств»,
Е.О Смирнова, В.М. Холмогорова. «Метод наблюдения (для первичной ориентировки в реальности детских отношениях)», Е.О Смирнова, В.М. Холмогорова «Метод проблемных ситуаций (для исследования межличностных отношений)». В этой главе были также описаны результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента. Результаты представляли следующее:
- по результатам методики Е.О Смирнова, В.М. Холмогорова. «Метод наблюдения (для первичной ориентировки в реальности детских отношениях)» были выявлено, что количество детей с высоким уровнем коммуникативных умений составило 25%, со средним - 50%, с низким - 25%;
- по результатам второй методики Е.О Смирнова, В.М. Холмогорова «Метод проблемных ситуаций (для исследования межличностных отношений)» было выявлено что количество детей с высоким уровнем коммуникативных умений составило 12%, со средним - 63%, с низким - 25%;
- по результатам третьей методики О.В. Дыбиной «Интервью» количество детей с с высоким уровнем коммуникативных умений составило 12%, со средним - 50%, с низким - 38%;
- по результатам четвертой методики О.В. Дыбиной «Отражение чувств» количество детей с с высоким уровнем коммуникативных умений составило 25%, со средним - 38%, с низким - 37%.
В третьей главе была сформирована, описана и реализована программа по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности. Она была построена на результатах анализа, полученного на этапе констатирующего эксперимента. Целью программы является развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. А задачи поставлены следующие :
- привлечь родителей в процесс развития у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков;
- организовать совместную работу с родителями, направленную на развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста;
- отобрать игры, направленные на развитие у детей дошкольного возраста коммуникативных умений.
Сроки реализации комплекса мероприятий - 16 месяцев ( июль 2019 - ноябрь 2020).
Программа имеет блочную структуру:
1 Блок - Информационно-аналитическое обеспечение;
2 Блок - Работа с родителями;
3 Блок - Работа с детьми.
По окончанию реализации программы была проведена повторная диагностика по ранее выбранным методикам. Результаты были следующие:
- по результатам методики Е.О Смирнова, В.М. Холмогорова. «Метод наблюдения (для первичной ориентировки в реальности детских отношениях)» были выявлено, что количество детей с высоким уровнем коммуникативных умений составило 50%, со средним - 50%, а с низким - не выявлено;
- по результатам второй методики Е.О Смирнова, В.М. Холмогорова «Метод проблемных ситуаций (для исследования межличностных отношений)» было выявлено что количество детей с высоким уровнем коммуникативных умений составило 37%, со средним - 63%, с низким - не выявлено;
- по результатам третьей методики О.В. Дыбиной «Интервью» количество детей с с высоким уровнем коммуникативных умений составило 50%, со средним - 38%, с низким - 12%;
- по результатам четвертой методики О.В. Дыбиной «Отражение чувств» количество детей с с высоким уровнем коммуникативных умений составило 38%, со средним - 50%, с низким - 12%.
Результаты анализа показали, что количество детей с низким уровнем снизилось, а с высоким увеличилось. Большая часть детей осталась на среднем уровне, но у них наблюдается тенденция к высокому уровню.
Все игры были подобраны с учетом возраста и поставленных задач.
Повторный анализ говорит о результативности проведенной программы, которая включала игры с родителями, игры на развитие коммуникативных умений и повышение самооценки, подвижные игры.
Таким образом задачи решены, цель достигнута.



1. Бабаева, Т.И. Дошкольники на пороге XXI века [Текст] / Т.И. Бабаева // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С.3-6.
2. Бенилова, С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми [Текст] / С.Ю. Бенилова. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016 - 112 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, серия «Мастера психологии», 2016. - 276с.
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателя дет. сада. [Текст]/ 2-е изд., дораб. М: Просвещение, 1991. 160 с.
5. Венгер, Л.А. Как дошкольник становится школьником? [Текст] / А.Л. Венгер // Дошкольное воспитание, 2010. - №8. - С.66-74
6. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций[Текст] / М.: КноРус, 2011. 190 с.
7. Гербова, В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.В. Гербова - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012. - 144 с.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Москва: АСТ, 2016 - 304с.
9. Григорьева, А.А. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада [Текст] / А.А. Григорьева, В.И. Сметанина - М: Академия, 2003 - 160 с.
10. Долгова, В.И. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника [Текст] / Р.В. Овчарова - Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2014 - № 6. С. 40-48.
11. Долгова, В.И. Инновационные технологии взаимодействия педагога-психолога с дошкольниками: монография [Текст] / В.И. Долгова, О.А. Шумакова. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 115
12. Дубинина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] / Л. Дубинина // Дошкольное воспитание, 2005 - №11. С. 48-55
13. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Хрестоматия: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. - М.: Академия, 2012 - 325 с.
14. Зворыгина, Е.В. Первые сюжетные игры малышей [Текст]: пособие для воспитателя дет. Сада - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
15. Кобазева, Ю.А. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и его роль в процессе формирования личности ребенка [Текст] / Ю.А. Кобазева // Психолог в детском саду, 2003 - №3. С. 73-88.
16. Комарова, Т.С. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.
17. Коноваленко, С.В. Коммуникативные способности и социализация детей [Текст] / С.В. Коноваленко // Комплекс коррекционно-развивающих занятий. - М.: Гном и Д, 2001. - С. 5-20.
18. Косолапова, Н.Г. Становление позитивной концепции
дошкольников [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, 2008 - № 75. С. 212-219.
19. Леонтьев, А.А. Психология общения[Текст]: учеб. пособие / А.А. Леонтьев - М.: Смысл, 2005. - 368 с.
20. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка[Текст] / Под редакцией Рузской А.Г. М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 - 384 с.
21. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2015- 144 с.
22. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / СПб.: Питер, 2009 - 320 с.
23. Немов, Р.С. Психология[Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 томах - 4-е изд. / Р.С. Немов - М.: Владос, 2001 - 608 с.
24. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст] / Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000 - 160 с.
25. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика [Текст]: конспект лекций / Пичугина Н.О., Ассаулова С.В., Айдашева Г.А. - Ростов н/Д: Феникс, 2004 - 384 с.
26. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / под общ. ред. А.А. Реана - СПб : Прайм. - ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с
27. Работа с родителями. Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками [Текст]: учебное пособие/ Растин Маргарет [и др.]- М.: Когито- Центр, 2016.- 196 c.- 76
28. Сайт Министерства образования науки [Электронный ресурс] / URL: http://xn-80/3449.
29. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст]: Учебное пособие для студентов / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспикт Пресс, 2005 - 460 с.
30. Силакова, М.М. Особенности присвоения дошкольниками социокультурной модели общения[Текст] / М.М. Силакова // Социализация. Образование. Ребенок: мат. научно-практ. конференции. - Ульяновск: УлГПУ, 2009 г. - С. 125-130.
31. Смирнова, Е. О. Ребенок - взрослый - сверстник [Текст]: методические рекомендации / Е.О. Смирнова. - М: МГ11ПУ, 2003. 140 с.
32. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками[Текст]: учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 160 с.
33. Смирнова, Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста[Текст] / Е.А. Смирнова // Воспитатель, 2015. - №1. - С. 58-65.
34. Чепцова, Н.А. Психологическая характеристика старших дошкольников [Электронный ресурс] / Н.А. Чепцова / URL: https: //superinf.ru/view_helpstud.php?id=2099
35. Формановская, Н.И. Речевой этикет и вежливость[Текст] / Н.И. Формановская // Дошкольное воспитание, 2005. - № 1 - С. 10


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ