Введение 3
Глава 1. Молодёжное предпринимательство: теоретические аспекты и проблемы развития 12
1.1. Понятие и функции молодёжного предпринимательства 12
1.2. Правовое регулирование молодёжного предпринимательства в России 19
1.3. Основные проблемы в развитии молодёжного предпринимательства и
способы их решения 29
1.4. Зарубежный опыт поддержки молодёжного предпринимательства 39
Глава 2. Формирование молодёжной предпринимательской среды 46
2.1. Способы формирования предпринимательских компетенций школьников 46
2.2. Анализ программ развития предпринимательских способностей школьников (на примере МБОУ СОШ № 56 им. Героя России А.М. Самокутяева, МБОУ СОШ № 66 им. В.А. Стукалова, МБОУ Лицея
современных технологий управления № 2) 53
Глава 3. Методическая разработка применения результатов исследования в общеобразовательной организации 65
Заключение 82
Список использованных источников и литературы 91
Приложение
Актуальность исследования.
Малый и средний бизнес играют весомую роль в жизни общества, являясь важной частью социально-экономической системы страны. Их деятельность положительно сказывается на росте национальной экономики, малый и средний бизнес путем открытия предприятий вовлекает в систему отношений большинство граждан страны, а также за счет специализации граждан обеспечивает производительность труда. За последний год особо сильно вырос процент молодых людей, занимающихся предпринимательством и в 2022 г. превысил 4,4 млн. человек. Молодые люди зачастую становятся субъектами именно малого и среднего бизнеса, открывая своё дело в области IT-технологий, сфере общественного питания, индустрии красоты.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что молодёжное предпринимательство играет весомую роль в решении различных социально-экономических задач, которые включают в себя создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, подготовке квалифицированных кадров. Ввиду того, что молодые люди обладают инновационным потенциалом, граждане имеют возможность реализовывать свои идеи, получать практический опыт и становится профессионалом в своем деле благодаря такому сегменту как предпринимательство.
Бесспорно, развитие современного предпринимательства не может существовать в отрыве от деятельности молодёжного слоя предпринимателей, ведь именно молодёжь представляет собой группу, инициативно стремящуюся к поиску новых путей ведения бизнеса. Молодые люди готовы быстро адаптироваться к переменам, находить инновационные способы решения возникающих вопросов, а также предвидеть тренды, что, определенно позитивно сказывается на развитии экономики страны. Современная молодёжь весьма амбициозна, образована и энергична, что делает её достойным конкурентоспособным слоем в предпринимательской среде.
На сегодняшний день молодёжное предпринимательство является одним из приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в России. Власти РФ ни раз подчеркивали важность поддержки и развития молодёжного предпринимательства в стране. Стоит отметить, что В.В. Путин в марте 2022 г. поручал Правительству сформировать систему действующих мер поддержки молодых людей, стремящихся заняться бизнесом. Председатель Правительства РФ М. Мишустин подчеркивал, что Правительство планирует в 2023 г. расширить охват программы молодёжного предпринимательства и выделять дополнительные средства на поддержку молодых предпринимателей. Таким образом, молодёжное предпринимательство является актуальным направлением развития российской экономики, что, в свою очередь, активизирует научно-исследовательский интерес к данному сегменту.
Объект исследования - молодёжное предпринимательство.
Предмет исследования - особенности и правовые основы молодёжного предпринимательства, проблемы его развития и пути их преодоления, способы формирования предпринимательских компетенций школьников.
Степень изученности проблемы.
Данная тема исследования является актуальной, именно поэтому по теме написан достаточно обширный пласт работ. Работы основываются на тех или иных нормативно-правовых актах, а также имеют ценность в рассмотрении отдельных вопросов. Концептуальные подходы к определению понятия «молодёжное предпринимательство» рассмотрены в работах Т.А. Скворцовой, В.А. Сорокина1. В работе А.А. Кошелева, Д.С. Цацулиной1 2 выявляются не только основные подходы к понятию «молодёжное предпринимательство», но и производится анализ функций предпринимательской деятельности.
В статье Н.Г. Баландиной1 рассматриваются как теоретические особенности молодёжного предпринимательства, так проводится и определяются проблемы, тормозящие предпринимательскую активность молодых людей.
Вопросы правового характера регулирования молодёжного предпринимательства рассмотрены в работе Л.А. Хакимовой3 4, где дается характеристика гражданско-правовой ответственности предпринимателя, приводится специфика ответственности индивидуального предпринимателя.
Изучением проблем, тормозящим развитие молодёжного
предпринимательства занимались А.В. Шерстнёва, С.А. Волконская, В.В. Монастырская5. Особую роль занимает работа У.Н. Назыкян6, в ней рассматривается структура поддержки молодёжного предпринимательства в России. В статье выделяются определенные направления, которые содействуют развитию молодёжного предпринимательства, проанализированы механизмы и формы поддержки, изучены действующие программы.
В ряде статьей рассмотрен практический опыт развития молодёжного предпринимательства на территории стран Европейского союза, США и Китая, произведён анализ и сравнение проводимых мероприятий в области государственной поддержки молодёжного предпринимательства за рубежом.
Данные проблемы рассматривали такие исследователи как: А.С.
ТТ/ЛТ^ОТТ^ТЭ О 1 ТЗ ТЗ А /ГоТТ'ТХ Т ТТ^ТТТТ’/'Х7 8 *1/* XJ К О О ОЛТОТГ9 П Т7 I О ТТОТТ^ЛО О С''' TJ ТТ^ТТ'СПЛ^ТЭП10
Логачева , в.в. -Мантуленко , ^х.н. Базартай , г. е. талапбаева, с.в. Дегтярева .
При изучении опыта поддержки молодёжного предпринимательства в других странах интересно исследование Ю.А. СеменовоИ11, которая
рассмотрела механизмы развития государственной поддержки
предпринимательства зарубежных стран, проанализировав опыт Германии, Великобритании, Японии, США, Канады.
Вопрос формирования профессиональной ориентации учащихся на предпринимательские виды деятельности, а также развитие предпринимательских компетенций рассматривается в исследовании О.А. Антроповой12.
Особенности процесса формирования готовности школьников к предпринимательской деятельности рассмотрены в работах А.Н. Гуломжон13, Ойнура Бакирова, Е.В. Кошелева1, А.А. Ласкина14 15. Проблемные аспекты обучения предпринимательству в зависимости от возрастных особенностей обучаемых рассмотрены в работе О.С. Чулковой16.
Работы, используемые по теме исследования, представляют совокупность научных трудов по вопросам регулирования и поддержки молодёжного предпринимательства, включая научные труды по истории возникновения предпринимательства в России, проблемам в сфере молодёжного предпринимательства, опыт зарубежной поддержки молодых
предпринимателей, а также вопросам в сфере регулирования и формирования предпринимательских компетенций в образовательной среде. Материалы, используемые при изучении темы , дают возможность расммотреть основные стороны молодёжного предпринимательства.
Цель исследования - проанализировать роль молодёжного предпринимательства как фактора развития экономики в Российской Федерации.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
• раскрыть понятие и функции молодёжного предпринимательства;
• изучить правовое регулирование молодёжного предпринимательства в России;
• рассмотреть основные проблемы молодёжного предпринимательства и предложить способы их решения;
• охарактеризовать зарубежный опыт поддержки молодёжного предпринимательства;
• проанализировать способы формирования предпринимательских компетенций школьников;
• изучить программы развития предпринимательских способностей
школьников на примере МБОУ СОШ № 56 им. Героя России А. М.
Самокутяева,
МБОУ СОШ № 66 им. В.А. Стукалова, МБОУ Лицея современных технологий управления № 2;
• разработать элективный курс «Молодёжное предпринимательство», предназначенный для учащихся 11-х классов.
Источниковая база. При написании выпускной квалификационной работы были использованы различные нормативно-правовые акты. Основным источником послужила Конституция Российской Федерации1, в соответствии с которой предпринимательская деятельность выступает в виде гаранта реализации экономической деятельности. Важное значение в области регулирования предпринимательской деятельности носит Гражданский кодекс РФ17 18, который содержит определение понятия «предпринимательство»; определяет специфику юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как субъектов гражданских отношений; предусматривает условия при которых несовершеннолетний имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность....
Малый и средний бизнес являются опорой экономики, ведь именно он создаёт новые рабочие места, отвечает на потребительский спрос путем реализации товаров и услуг, является источником налоговых поступлений в бюджет. Молодёжное предпринимательство является составной частью малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. В России термин «молодёжное предпринимательство» рассматривается в рамках ограничения по возрасту и к нему, по Распоряжению Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года» следует относить: предпринимательскую деятельность граждан, в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 процентов. Стоит отметить, что число молодёжи, вовлеченной в предпринимательскую деятельность за последние пять лет претерпело ряд изменений. По данным Росстата количество молодых людей, занятых в бизнесе в 2019 году составило 1 049 000 человек, в то время как в 2020 г. число молодых бизнесменов сократилось и составило 1 030 000 человек. Причиной снижения показателя могла стать коронавирусная инфекция, которая оказала серьезный ущерб на экономику страны. В 2021 г. количество молодых предпринимателей снова растет и включает 1 041 000 человек, занятых в бизнесе, данные изменения могли быть вызваны дополнительными мерами поддержки со стороны государства малому и среднему бизнесу. Активный рост наблюдается в 2022 г., количество предпринимателей и самозанятых увеличилось почти на 50% по сравнению с 2021 годом, превысив 4,4 млн. человек. Зачастую молодёжь открывает свое дело в сфере торговли, IT- технологий, а также научных разработок. Молодое поколение является наиболее активной, творческой, амбициозной группой, готовой быстро адаптироваться к переменам. Именно поэтому, молодые предприниматели легко воспринимают и моментально реагируют на новые потребительские запросы, оказывая большое влияние на развитие экономики страны.
Важная роль в функционировании нормальных отношений в сфере предпринимательства отводится правовому регулированию. Стоит отметить, что в Российской Федерации отсутствует единый нормативно-правовой документ, способный регулировать данную отрасль. Однако, нормативно-
правовая база развивается как на федеральном, так и на региональном уровне субъектов, что показывает актуальность молодёжного предпринимательства на разных ступенях правового регулирования. В Основном законе РФ закрепляется и гарантируется реализация прав субъектов в предпринимательской деятельности. Среди кодифицированных нормативноправовых актов особую роль играет Гражданский кодекс РФ, который закрепляет определение понятия «предпринимательство», а также характеризует особенности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как участников бизнеса. В виду того, что молодые люди, в основном, становятся субъектами малого и среднего предпринимательства, важное значение приобретает ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», который включает особенности нормативноправового регулирования данного сектора, а также определяет меры поддержки предпринимателей малого и среднего бизнеса по различным основаниям. Основные условия реализации предпринимательской деятельности включают в себя следующие федеральные законы: ФЗ «О молодёжной политике
в Российской Федерации», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О рекламе», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Поддержкой молодёжного предпринимательства власти занимаются также и на региональном уровне. В Пензенской области на основе закона № 3639-ЗПО «О реализации молодёжной политики в Пензенской области» предусмотрено создание программ, проведение конференций и форумов для развития предпринимательской деятельности среди молодых людей. Для борьбы с правонарушениями в сфере предпринимательской деятельности, государством предусмотрена юридическая ответственность в различных отраслях права. Для предпринимателей, нарушивших закон, может быть предусмотрена гражданская, уголовная, административная ответственность, а также ответственность за совершения налоговых правонарушений и в сфере труда. Стоит отметить, что эффективная правовая база способствует лучшему функционированию различных структур, в том числе и молодёжного предпринимательства, именно поэтому работа по совершенствованию данной отрасли продолжается.
Власти страны не раз подчеркивали, что молодёжное предпринимательство является одним из приоритетных направлений развития предпринимательства в Российской Федерации, однако, в виду неопытности и отсутствия «большого багажа знаний», материальных трудностей, молодые люди сталкиваются с совокупностью проблем, мешающих им организовать успешный бизнес. Финансовая опора является необходимым условием построения бизнеса, во многих странах грантовая поддержка используется давно, в России этот инструмент начинает активно внедряться и позволяет решить материальный вопрос на первых этапах развития бизнеса. На сегодняшний день в государстве действует грантовая программа для молодых предпринимателей от 14 до 25 лет, дающая возможность потратить деньги на развитие бизнеса. Недостаточный уровень подготовки в сфере предпринимательской деятельности тормозит развитие бизнеса в молодёжной среде, эффективным способом решения данной проблемы является внедрение в образовательные программы дополнительных курсов, направленных на обучение основам предпринимательства. Слабая информированность о различных изменениях в области законодательства может стать препятствием к организации собственного бизнеса. Для решения данной проблемы на территории РФ действует цифровая платформа малого и среднего предпринимательства, дающая информацию о мерах поддержки и изменениях в области законодательства. Ввиду наличия страха и неготовности идти на риск, молодые люди не решаются к открытию собственного бизнеса, в целях решения данной проблемы следует проводить работу, направленную на формирование высокого статуса предпринимателя. Административно-правовые барьеры могут воспрепятствовать созданию бизнеса в молодёжной среде, решение данного вопроса видится в совершенствовании законодательной базы, путем введения льгот, дополнительного субсидирования для молодых людей. Стоит отметить, что для оказания поддержки молодым предпринимателям на территории России проводятся мероприятия как на федеральном, так и на региональном уровне. На территории России организуются разноплановые меры поддержки: форумы, конкурсы, оказывается грантовая помощь, а также организуют свою работу бизнес-инкубаторы, которые содействуют начинающим предпринимателям на первых этапах своего развития.
Ряд важных социально-экономических функций реализуется молодёжным предпринимательством, именно поэтому многие страны мира стараются опираться и поддерживать именно данный сегмент. Важное значение имеет Международная молодёжная палата, объединяющая лидеров и предпринимателей в более чем ста стран мира и, организующая различные обучающие программы для предпринимателей. Стоит отметить, что в странах ЕС проводится разноплановая деятельность по поддержке молодых предпринимателей: оказывается финансовая поддержка, качественно
усовершенствуется нормативно-правовая база, проводятся вебинары и тренинги для молодых предпринимателей. На территории Северной Америки также организуются различные формы поддержки начинающим предпринимателям. Например, на территории Канады действует Фонд молодёжного предпринимательства, который представляет собой некоммерческую организацию, пытающуюся решить проблему безработицы путем оказания помощи молодым предпринимателям. На территории США действуют более 40 различных программ по оказанию помощи предпринимателям. Стоит отметить, что в разных странах организуется уникальная программа по поддержки молодых предпринимателей с учетом национальных особенностей конкретных стран.
В современных условиях в рыночных отношениях одной из приоритетных задач является подготовка молодого поколения к активной деятельности в обществе. Страна нуждается в инициативной, предприимчивой, образованной молодёжи, готовой стать конкурентоспособной частью предпринимательского мира. Для обеспечения данной задачи, необходимо выстраивать эффективную систему работы на разных образовательных
ступенях. Для формирования предпринимателя, стоит внедрять в образовательный процесс знания о предпринимательстве как о важной форме человеческой деятельности в условиях рыночной экономики, важно на всех этапах обучения развивать экономическое и правовое мышление, воспитывать в школьниках такие качества как предприимчивость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. В образовательном процессе формирование предпринимательского духа среди школьников должно происходить на разных этапах обучения с учетом возрастных особенностей. Для младших, ввиду отсутствия курса по обществознанию, знания должны получаться через проведение интегрированных уроков с математикой, логикой, окружающим миром, а также включением в образовательный процесс внеклассных мероприятий в игровом формате, направленных на получение навыков в предпринимательской сфере. Обучение в средних и старших классах должно включать в себя проведение мероприятий различного рода, направленного на формирование теоретических знаний в сфере предпринимательства: тренинги, деловые игры, дискуссии. Отличной
мотивацией для молодого поколения будет проведение экскурсий на предприятиях, а также организация встреч с действующими предпринимателями. Таким образом, для успешного воспитания молодого предпринимателя, должна проводиться разноплановая работа на различных ступенях образовательного процесса....
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2023. - 64 с.
2. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) - [Электронный ресурс] // СудАкт.ру. - Режим доступа: https://clck.ru/34g8Yj (дата обращения: 25.01.2023).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) - [Электронный ресурс] // СудАкт.ру. - Режим доступа: https://sudact.ru/law/gk-rf-chast1/7ysclidHdklywutl652363444 (дата обращения: 25.01.2023).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) - [Электронный ресурс] // СудАкт.ру. - Режим доступа:https://clck.ru/34g8Ub (дата обращения: 25.01.2023).
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197 ФЗ (ред. от 19.12.2022) ( с изм. и доп.,вступ. в силу с 11.01.2023) - [Электронный ресурс] // СудАкт.ру. - Режим доступа: https://clck.ru/34g8VT (дата обращения: 25.01.2023).
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ
(ред. от 29.12.2022) - [Электронный ресурс] // СудАкт.ру. - Режим доступа: https://sudact.ru/law/uk-rf/7ysclidHdkmzfip94432046117 (дата обращения:
25.01.2023).
7. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129 ФЗ (ред. от 14.04.2023) - [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс». - Режим
доступа: https://clck.ru/34g8Vx (дата обращения: 25.05.2023).
8. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов
деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 01.03.2022) - [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс». - Режим доступа:
https://clck.ru/34g8WZ (дата обращения: 25.01.2023).
9. Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 489-ФЗ (ред. от. 10.01.2021) - [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://clck.ru/34gNrz (дата обращения: 25.01.2023).
10. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от
26.10.2002 №127-ФЗ (ред. от 19.04.2023) - [Электронный ресурс] //
«Консультант Плюс». - Режим доступа: https://clck.ru/34goKB (дата обращения: 23.05.2023).
11. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.05.2023) - [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/?ysclid=ldkmh4c2ui813 590995 (дата обращения: 30.05.2023).
12. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред.
30.12.2021) - [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс». - Режим
доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/?ysclid=ldkmplmwzt35 0890360 (дата обращения: 25.01.2023).
13. Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении
изменений в приложение № 35 к государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 19.03.2022 № 413 - [Электронный ресурс] // - Режим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203240005?rangeSize=20& ysclid=ldkv3way39466923516 (дата обращения: 25.01.2023).
14. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.11.2014 №2403-р - [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://clck.ru/34gP78 (дата обращения: 25.01.2023).
II. Статьи по теме исследования
15. Алешкова, Д.В. Инфраструктура поддержки молодёжного предпринимательства в странах Америки / Д.В. Алешкова, Н.В. Лазарева // Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2019. - № 2 - С. 62-65....52