Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Репрезентация эмоций в произведениях Д. Рубиной

Работа №160738

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы95
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ В ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧНСКОЙ СИСТЕМЕ РУССКОГО ЯЗЫКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОТИВНОГО ТЕКСТА 6
1. 1. Эмотивность как важнейшая текстовая категория 6
1. 2. Эмотивная лексика в «Русском семантическом словаре» под общей редакцией Н. Ю. Шведовой 14
1. 3. Основные типы репрезентации эмоций в художественном
тексте 29
Выводы по первой главе 38
ГЛАВА 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
ЭМОТИВНЫХ СМЫСЛОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Д. РУБИНОЙ 41
2. 1. Лексические средства выражения эмоций в текстах
художественных произведений Д. Рубиной 41
2. 1. 1. Лексика, называющая эмоции 41
2. 1. 2. Лексика, где сама эмоция не называется, но манифестируется в семантике слова 52
2. 2. Грамматические средства реализации эмоционального содержания в тексте 63
2. 3. Система упражнений по теме «Языковые средства выражения эмоций в текстах художественной литературы (на материале произведений Д. Рубиной)» в элективном курсе «Филологический анализ художественного
текста» 68
Выводы по второй главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЕ. Контексты из произведений Д. Рубиной, содержащие языковые средства выражения эмоций 84


В жизни человека чувства выполняют мотивирующую роль. В отношении окружающего мира человек действует так, чтобы подкреплять и усиливать свои положительные чувства либо преодолевать отрицательные. Эмоциональное состояние человека носит исторический характер; оно может быть разным по содержанию и иметь любые способы выражения в разные исторические эпохи.
Эмоции, являясь значимым социокультурным и психологическим феноменом, находят свое отражение в художественных произведениях. Художественные произведения являются важным носителем эмотивной лексики, потому что художественный текст содержит разные языковые средства, которые соотносятся с миром чувств и эмоций человека. Изучение художественных произведений представляет особый интерес, так как именно текст репрезентирует мысли, чувства и эмоции автора, выраженные в нем.
Актуальность работы, таким образом, заключается в том, что проведённое исследование имеет непосредственную связь с ведущими направлениями современной лингвистики, которая изучает жанровые модификации, способы характеристики персонажа, проблемы соотношения и взаимодействия слова и образа; также определяется и в необходимости изучения современного литературного процесса и прозы одного из ярких его представителей - Д. Рубиной.
Теоретическими основами выпускной квалификационной работы послужили фундаментальные труды по анализу категории эмотивности В. И. Шаховского, О. А. Филипповой, Л. М. Васильева, исследования Е. М. Галкиной-Федорук, Л. Г. Бабенко, К. Изарта, Р. Декарта, Н. Ф. Ежовой, посвященные рассмотрению репрезентации эмоций.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование репрезентации эмоций в текстах художественных произведений Д. Рубиной...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эмотивность - это языковая категория, которая представляет собой имманентное свойство языка, выражающее психическое или эмоциональное состояние и переживание человека. Эмотивность имеет различные языковые средства выражения: лексические, морфологические, синтаксические и др. Были определены смежные понятия эмотивности, такие как:
эмоциональность, экспрессивность, оценочность. Эмоциональность - это свойство человека, которое способно отображать его эмоции и чувства. Экспрессивность - это эмоциональное и квалификативно-оценочное отношение и социальная реакция. Оценочноть - это положительная или отрицательная характеристика объекта.
Эмотивная лексика в произведениях художественного текста выполняет эмотивную, экспрессивную и коммуникативную функции. Такие функции позволяют создать психологический портрет персонажа, изобразить эмоциональный интерпретационный мир в тексте со стороны автора и героев, раскрыть внутренний эмоциональный мир образа автора, а также эстетическое влияние на читателя произведения. Эмотивная лексика создает положительные и отрицательные образы в произведении, то есть присутствие такой лексики необходимо для авторского прочтения образов произведения.
Было выделено и проанализировано 1030 языковых единиц, выражающих эмоции в «Русском семантическом словаре» под общей редакцией Н. Ю. Шведовой. Большую часть при этом составляет множество глагольных единиц (718), а множество существительных почти вдвое меньше (312 единиц). Внутри имен существительных представлено 16 семантических групп. Самая многочисленная группа состоит из 36 существительных. А самой малочисленной является группа, которая включает в себя всего 3 существительных. Все глаголы с семантикой эмотивности делятся в «Русском семантическом словаре» под общей редакцией Н. Ю. Шведовой на 36 групп. При этом самой многочисленной группой среди анализируемых глаголов является группа слов, в которой 70 единиц. А самой малочисленной является группа, в которой всего 4 единицы.
Были изучены основные типы репрезентации эмоций в художественном тексте. Репрезентация - это и сам процесс представления мира человеком, и единица этого представления, замещающая представляемое либо в психике человека, либо в языковом оформлении некоторого знания, т.е. вербальная, языковая репрезентация. Репрезентация эмоций - это важная часть языковой картины мира любого языка, которая занимает одно из главных мест в современной лингвистике . Репрезентация имеет несколько способов: с помощью слов, номинирующих различные эмоции и чувства человека; с помощью эмотивных средств; с помощью слов, описывающих эмоции и чувства человека...


1. Агапова С. Г., Телюкина Е. К. К вопросу о способах репрезентации эмоций // Science Time. - 2015. - № 1. - С. 9-11.
2. Адамчук Т. В. Тематизация эмоций в тексте: Дис... канд. филол. наук. Саранск, 1996. - 15 с.
3. Апресян Ю. Д. Избранные труды // Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.: Языки русской культуры, 1995. - 767 с.
4. Бабенко Л. Г. Эмотивная лексика в структуре предложения // Классы слов в синтагматическом аспекте. - Свердловск: Изд-во Уральского гос. ун¬та, 1988. - 145-156 с.
5. Баженова И. С. Обозначение эмоций в художественном тексте // Прагматический аспект. - М.: дис. д-ра филол. наук, - 2004. - 418 с.
6. Балли Ш. Французская стилистика: Пер. с франц. М.: Изд-во иностр. Лит-ры, 1961. - 221 с.
7. Блумфилд Л. Язык / пер. с англ. языка. - 2-е изд., стереотип. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 608 с.
8. Васильев Л. М. Семантические классы глаголов чувства, мысли, речи // Очерки по семантике русского глагола. - Уфа, 1981. - 184 с.
9. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. - М.: Наука, 1985. - 228 с.
10. Галкина-Федорук Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Профессору Московского Университета академику В. В. Виноградову (сб. статей). М.: Изд-во МГУ, 1958. -141 с.
11. Галкина-Федорук Е. М. Современный русский язык. Ч. 1. Лексикология. - М.: Учебное пособие, 1962. - 261 с.
12. Герасименко И. Е. Использование оценочной лексики во вторичной номинации. - М.: дис. канд. филол. наук, 2002. - 189 с.
13. Гумбольдт В. Ф. О мышлении и речи - Избранные труды по языкознанию, М.: Прогресс, 2000, С. 301-302.
14. Декарт Р. Страсти души: Соч. в 2-х т. - М.: Мысль, 1989. - 481-572 с.
15. Ежова Н. Ф. Способы языковой репрезентации эмоциональных концептов в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. - 2003, № 2. - С. 10-21...49


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ