ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Речевое развитие детей 2-3 лет как педагогическая проблема
исследования 6
1.2. Характеристика психолого-педагогических условий речевого развития детей младшего дошкольного возраста в ДОО 9
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация, содержание обследования уровня речевого развития
детей младшего дошкольного возраста 16
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 21
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Организация и направления коррекционной работы 27
3.2. Игры и упражнения на активизацию речи у детей раннего
возраста 31
3.3. Результаты контрольного эксперимента 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Развитие речи - это одно из важнейших направлений работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении, которое обеспечивает нормальное психическое развитие детей третьего года жизни. Созданием психолого¬педагогических условий речевого развития детей в ДОО, благодаря которым дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели путём словесного обращения к взрослому или сверстнику, занимались такие исследователи, как А.Н. Гвоздев, Е.И. Тихеева, Л.В. Щерба и другие.
Речь выполняет множество функций в жизни малыша. Первоначальная и основная - это коммуникативная, так как речь является средством общения. Интеллектуальная функция служит средством познания для младших дошкольников. Ребёнок учится излагать свои мысли связно, логично. Выделим ещё одну, значимую функцию для младшего дошкольного возраста - это регулирующая функция. Она связана с развитием понимания речи и воздействии самого ребёнка на взрослого или сверстника.
Важным пунктом в развитии речи детей младшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений, свидетельствует о развитии у малышей отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.
Количество детей раннего возраста, испытывающих сложности в формировании речи, непрерывно увеличивается, появляется необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции речевого развития ребенка. О.Г. Приходько считает, что комплексную коррекционную работу надо начинать с детьми именно с раннего возраста, так как раннее воздействие на нарушенные функции значительно увеличивают шансы на полное восстановление ребенка. Ранняя диагностика нарушений и ранее начало коррекционного процесса - важное условие, при котором возможна более успешная компенсация различной патологии.
Изучением речевого развития детей 2-3 лет занимались такие исследователи, как: Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Конина, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, А.А. Пешковский, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флёрина, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин. Они создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития младших дошкольников.
Исследователи считают, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в раннем возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психологическая деятельность. Недопустима задержка и любое нарушение в ходе развития речи малыша, так как это сразу отражается на общем эмоциональном и физическом развитии ребёнка.
Объект исследования: процесс речевого развития в младшем
дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игры и упражнения для активизации речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
На основании проблемы и актуальности темы мы можем сформулировать цели и задачи исследования.
Целью исследования является изучение уровня речевого развития в младшем дошкольном возрасте и проведение коррекционной работы по активизации речи детей данной категории...
В первые годы жизни важно особое внимание к развитию речи ребенка, потому что на этом возрастном этапе активно развивается и формируется вся мозговая деятельность ребенка. Именно до трех лет происходит и заканчивается анатомическое развитие речевых зон мозга, ребенок учится употреблять и правильно оперировать единицами родного языка, накапливает большой запас слов. Если в этот период по каким-либо причинам ребенок не смог овладеть речевыми функциями в полной мере, то в дальнейшем потребуется много усилий, чтобы заполнить все образовавшиеся пробелы не только в речевом, но и психическом развитии ребенка. Поскольку задержка развития речи оказывает последствие на интеллектуальное развитие ребенка - постепенно оно начинает замедляться. Искажается дальнейший ход психических процессов, поскольку внимание, память, мышление, воображение, целенаправленное поведение развивается непосредственно с участием речи.
Речь совершенствует все виды детской деятельности, благотворно влияет на процесс социализации: как общение со взрослыми людьми, так и общение со сверстниками. Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребёнка - теоретически и практически значимая проблема логопедии. Необходимо и важно проводить диагностику речевого развития малыша, поскольку пластичность мозга детей в возрасте двух - трех лет позволяет компенсировать многие недостатки в речевом развитии детей.
Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Начинать разговаривать с ребенком нужно как можно раньше, постоянно и много. Чем раньше будет выявлена патология речи, тем раньше, качественно и правильно будет оказана логопедическая помощь. Чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти двигательное, языковое и интеллектуальное развитие ребенка
Для выявления уровня речевого развития детей 2-3 лет, было проведен констатирующий этап исследования с участием детей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида г. Пензы.
Основой для выбора диагностических методик выявления уровня речевого развития детей 2-3 лет послужили работы Ю.В. Карповой, Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной, которыми были выделены такие показатели, как: восприятие и понимание речи взрослого, объем пассивного и активного словарного запаса, грамматического строя речи.
На основании проведенной диагностической работы, с использованием диагностических методик, мы определили, что речевое развитие детей 2-3 лет находится на среднем уровне.
Далее нами были определены наиболее оптимальные пути преодоления отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста...
1. Абелева, И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека / И.Ю. Абелева. - М.: Логос, 2004 - 304 с.
2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Медицина, 1977. - 270 с.
3. Аксенова, Л.И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет / Л.И. Аксенова, А.А. Лисеев, Н.Ш. Тюрина, Е.В. Шкадаревич. // Дефектология. - 2009. - №5. - С. 7-12.
4. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2012. - 400 с.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 364 с.
6. Антакова-Фомина, Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук // Тезисы докладов 24-го всесоюзного совещания по проблемам ВНД / Л.В. Антакова-Фомина. - М.: Педагогика, 1974. - 56 с.
7. Архипова, Е.Ф. Актуальные проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи детей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008. - № 2. - С. 9-12.
8. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
9. Балабанова, В.М. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.М. Балабанова, Л.В. Лопатина, Р.И. Лалаева, И.А. Чистович. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 206 с.
10. Бельтюков, В.И. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы звуков // Вопросы психологии. [Электронный ресурс]: - 1975. - 5. - С.71-76. - Режим доступа: https://www.studmed.ru/beltyukov-vi-salahova-ad-ob- usvoenii-rebenkom-zvukovoy-fonemnoy-sistemy-yazyka fcf9c073337.html
11. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А.И. Богомолова. - СПб., ТОО «Изд-во «Библиополис», 1994. - 208 с.
12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте
[Электронный ресурс]: - М.: Просвещение, 1968. - Режим доступа:
https://sdo.mgaps.ru/books/K4/M5/file/4.pdf
13. Борисенко, М.Г. Руководство для психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста / М.Г. Борисенко, О.Е. Камышникова, Т.Ф. Кирьянова, Н.Н. Рачковская. - СПб.: Паритет, 2002. - 121 с.
14. Винарская, Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи // Язык и человек. [Электронный ресурс]: - М., 1970. - С.55-62. - Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/2Z0001/2 0001 -157.shtml
15. Волкова, Л.С. Нарушения детской речи и их устранение в учебно¬воспитательном процессе / Л.С.Волкова. / Под ред. А. Земитана. - Рига, 1969.
- С. 35-39...64