Показатели социальной идентичности подростков с разным социометрическим статусом
|
Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических данных по проблеме исследования показателей социальной идентичности подростков с разным социометрическим статусом 8
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 8
1.2. Развитие и становление социальной идентичности в подростковом
возрасте 17
1.3. Влияние особенностей личности подростка на статус в группе
сверстников 23
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Эмпирическое исследование показателей социальной идентичности подростков с разным социометрическим статусом 35
2.1. Процедура и методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 41
Выводы по 2 главе 56
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложение 68
Глава 1. Анализ теоретических данных по проблеме исследования показателей социальной идентичности подростков с разным социометрическим статусом 8
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 8
1.2. Развитие и становление социальной идентичности в подростковом
возрасте 17
1.3. Влияние особенностей личности подростка на статус в группе
сверстников 23
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Эмпирическое исследование показателей социальной идентичности подростков с разным социометрическим статусом 35
2.1. Процедура и методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 41
Выводы по 2 главе 56
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложение 68
Проблема формирования социальной идентичности личности в последние годы все чаще изучается в зарубежной и отечественной психологии. В быстро меняющемся обществе люди воспринимают себя и свое место в социальном мире постоянно проверяются, и в конечном итоге они становятся проблемами социальной идентичности.
Быстрое развитие межкультурного и делового взаимодействия, постоянно меняющиеся требования к образованию, переход к другим типам общения, создают определенные трудности на пути к формированию социальной идентичности. Именно подростки сталкиваются с этими трудностями, прежде всего, на пути самоопределения, самосознания как элемента социального мира.
Такие авторы, как Лебедева, В.С. Мухина, Т.Г. Стефаненко определяют, что социальная идентичность является одним из факторов, составляющих психологическую основу сознательного поведения человека в различных социальных условиях, что еще раз подчеркивает важность решения этой проблемы.Исследования феномена социальной идентичности проводили представители различных направлений: психоанализ (Э.
Уотерман, Э. Эриксон), символический интеракционизм (Д. Мид), бихевиоризм (Д. Кэмпбелл), когнитивный и конструкционистский подходы (А. Тэшфел, Дж. Тернер). Однако впервые данное понятие было введено в трудах Э. Эриксона, где идентичность рассматривается как важнейшая характеристика целостности личности, отождествление себя с определенными социальными группами данного социума.
Проблема исследования состоит в необходимости осмысления процесса самоопределения, формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте, с учетом того, что процесс социализации протекает сегодня в условиях неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, что, в конечном итоге, влияет на процесс становления идентичности подрастающего поколения, которое, взрослея и социализируясь, пытается перенять всё многообразие существующих стилей поведения и сформировать свою собственную идентичность.
На протяжении всей жизни человек идентифицирует себя с различными социальными группами по разным причинам, что является основой социального взаимодействия...
Быстрое развитие межкультурного и делового взаимодействия, постоянно меняющиеся требования к образованию, переход к другим типам общения, создают определенные трудности на пути к формированию социальной идентичности. Именно подростки сталкиваются с этими трудностями, прежде всего, на пути самоопределения, самосознания как элемента социального мира.
Такие авторы, как Лебедева, В.С. Мухина, Т.Г. Стефаненко определяют, что социальная идентичность является одним из факторов, составляющих психологическую основу сознательного поведения человека в различных социальных условиях, что еще раз подчеркивает важность решения этой проблемы.Исследования феномена социальной идентичности проводили представители различных направлений: психоанализ (Э.
Уотерман, Э. Эриксон), символический интеракционизм (Д. Мид), бихевиоризм (Д. Кэмпбелл), когнитивный и конструкционистский подходы (А. Тэшфел, Дж. Тернер). Однако впервые данное понятие было введено в трудах Э. Эриксона, где идентичность рассматривается как важнейшая характеристика целостности личности, отождествление себя с определенными социальными группами данного социума.
Проблема исследования состоит в необходимости осмысления процесса самоопределения, формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте, с учетом того, что процесс социализации протекает сегодня в условиях неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, что, в конечном итоге, влияет на процесс становления идентичности подрастающего поколения, которое, взрослея и социализируясь, пытается перенять всё многообразие существующих стилей поведения и сформировать свою собственную идентичность.
На протяжении всей жизни человек идентифицирует себя с различными социальными группами по разным причинам, что является основой социального взаимодействия...
Настоящая выпускная работа посвящена изучению социальной идентичности подростков с различным социометрическим статусом. В настоящее время эта тема особенно актуальна, поскольку современное молодое поколение находится в трудных условиях реальной ситуации быстрых изменений в образе жизни, идеологии, системе ценностей.
И, как правило, потребность молодых людей в благоприятном конфиденциальном общении со сверстниками (что необходимо для умственного и личностного развития) не получает своего удовлетворения.
Изучение специфики формирования социальной идентичности в подростковом возрасте актуально в связи с тем, что именно в этом возрасте происходит интенсивный процесс его формирования, который во многом определяет личность и поведение подростка.
Анализ теоретических данных по проблеме изучения показателей социальной идентичности подростков с различным социометрическим статусом позволил рассмотреть психологические характеристики подросткового возраста, развитие и развитие социальной идентичности в подростковом возрасте, влияние характеристик личности подростков на статус в группе сверстников.
Подростковый возраст можно назвать переходным периодом с детства на взрослую жизнь. Важность фактора социальных отношений со сверстниками подтверждается тем фактом, что эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от того места, которое он принимает в команде.
Устремление ребенка направлено на принятие группой сверстников, интересы которых он разделяет, это может быть школьный класс, компания одноклассников и детей со двора. Отвержение группой воспринимается как большая трагедия, поэтому подросток стремится получить признание среди сверстников своими действиями.
Эмпирическое исследование показателей социальной идентичности подростков с разным социометрическим статусом с помощью таких методик, как диагностика межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия») Дж. Морено, методика «Личностная и социальная идентичность» (А.А. Урбанович), методика «Типы этнической идентичности» (Солдатова Г.У., Рыжова С.В.), методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) (Л.Б. Шнейдер), было проведено на базе МБОУ СОШ 1 г. Никольска. В исследовании приняли участие 30 подростков, в возрасте 14-15 лет (учащиеся 9А класса).
В результате проведенного исследования, выдвинутая нами гипотеза о том, что существуют различия в показателях социальной идентичности подростков с разным социометрическим статусом, полностью подтверждена.
По результатам проведенного исследования даны следующие рекомендации:
1. Проведение психологом работ по изучению психологического климата у учеников старших классов.
2. Проведение психологом дополнительных занятий с учениками старших классов, испытывающих трудности в общении со сверстниками и определении своего места в коллективе, тренинги для повышения уверенного поведения, стрессоустойчивости и тренинги личностного роста.
3. Проведение тренингов на сплочение коллектива, развитию толерантного отношения к окружающим людям.
4. Проведение занятий по профориентации (диагностика, информирование о различных видах профессий, помощь в выборе, на основе умений, навыков, предпочтений и личностных качеств учащихся)...
И, как правило, потребность молодых людей в благоприятном конфиденциальном общении со сверстниками (что необходимо для умственного и личностного развития) не получает своего удовлетворения.
Изучение специфики формирования социальной идентичности в подростковом возрасте актуально в связи с тем, что именно в этом возрасте происходит интенсивный процесс его формирования, который во многом определяет личность и поведение подростка.
Анализ теоретических данных по проблеме изучения показателей социальной идентичности подростков с различным социометрическим статусом позволил рассмотреть психологические характеристики подросткового возраста, развитие и развитие социальной идентичности в подростковом возрасте, влияние характеристик личности подростков на статус в группе сверстников.
Подростковый возраст можно назвать переходным периодом с детства на взрослую жизнь. Важность фактора социальных отношений со сверстниками подтверждается тем фактом, что эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от того места, которое он принимает в команде.
Устремление ребенка направлено на принятие группой сверстников, интересы которых он разделяет, это может быть школьный класс, компания одноклассников и детей со двора. Отвержение группой воспринимается как большая трагедия, поэтому подросток стремится получить признание среди сверстников своими действиями.
Эмпирическое исследование показателей социальной идентичности подростков с разным социометрическим статусом с помощью таких методик, как диагностика межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия») Дж. Морено, методика «Личностная и социальная идентичность» (А.А. Урбанович), методика «Типы этнической идентичности» (Солдатова Г.У., Рыжова С.В.), методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) (Л.Б. Шнейдер), было проведено на базе МБОУ СОШ 1 г. Никольска. В исследовании приняли участие 30 подростков, в возрасте 14-15 лет (учащиеся 9А класса).
В результате проведенного исследования, выдвинутая нами гипотеза о том, что существуют различия в показателях социальной идентичности подростков с разным социометрическим статусом, полностью подтверждена.
По результатам проведенного исследования даны следующие рекомендации:
1. Проведение психологом работ по изучению психологического климата у учеников старших классов.
2. Проведение психологом дополнительных занятий с учениками старших классов, испытывающих трудности в общении со сверстниками и определении своего места в коллективе, тренинги для повышения уверенного поведения, стрессоустойчивости и тренинги личностного роста.
3. Проведение тренингов на сплочение коллектива, развитию толерантного отношения к окружающим людям.
4. Проведение занятий по профориентации (диагностика, информирование о различных видах профессий, помощь в выборе, на основе умений, навыков, предпочтений и личностных качеств учащихся)...
Подобные работы
- Личностные характеристики старшеклассников с разным социометрическим статусом
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Структура самоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - «Личностные характеристики старшеклассников с разным
социометрическим статусом»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА (НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗОВ МЧС РОССИИ)
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2015 - Влияние межличностных отношений на самооценку старшеклассников.
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2015 - Особенности психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024



