Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Показатели социальной идентичности подростков с разным социометрическим статусом

Работа №160703

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических данных по проблеме исследования показателей социальной идентичности подростков с разным социометрическим статусом 8
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 8
1.2. Развитие и становление социальной идентичности в подростковом
возрасте 17
1.3. Влияние особенностей личности подростка на статус в группе
сверстников 23
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Эмпирическое исследование показателей социальной идентичности подростков с разным социометрическим статусом 35
2.1. Процедура и методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 41
Выводы по 2 главе 56
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложение 68


Проблема формирования социальной идентичности личности в последние годы все чаще изучается в зарубежной и отечественной психологии. В быстро меняющемся обществе люди воспринимают себя и свое место в социальном мире постоянно проверяются, и в конечном итоге они становятся проблемами социальной идентичности.
Быстрое развитие межкультурного и делового взаимодействия, постоянно меняющиеся требования к образованию, переход к другим типам общения, создают определенные трудности на пути к формированию социальной идентичности. Именно подростки сталкиваются с этими трудностями, прежде всего, на пути самоопределения, самосознания как элемента социального мира.
Такие авторы, как Лебедева, В.С. Мухина, Т.Г. Стефаненко определяют, что социальная идентичность является одним из факторов, составляющих психологическую основу сознательного поведения человека в различных социальных условиях, что еще раз подчеркивает важность решения этой проблемы.Исследования феномена социальной идентичности проводили представители различных направлений: психоанализ (Э.
Уотерман, Э. Эриксон), символический интеракционизм (Д. Мид), бихевиоризм (Д. Кэмпбелл), когнитивный и конструкционистский подходы (А. Тэшфел, Дж. Тернер). Однако впервые данное понятие было введено в трудах Э. Эриксона, где идентичность рассматривается как важнейшая характеристика целостности личности, отождествление себя с определенными социальными группами данного социума.
Проблема исследования состоит в необходимости осмысления процесса самоопределения, формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте, с учетом того, что процесс социализации протекает сегодня в условиях неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, что, в конечном итоге, влияет на процесс становления идентичности подрастающего поколения, которое, взрослея и социализируясь, пытается перенять всё многообразие существующих стилей поведения и сформировать свою собственную идентичность.
На протяжении всей жизни человек идентифицирует себя с различными социальными группами по разным причинам, что является основой социального взаимодействия...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящая выпускная работа посвящена изучению социальной идентичности подростков с различным социометрическим статусом. В настоящее время эта тема особенно актуальна, поскольку современное молодое поколение находится в трудных условиях реальной ситуации быстрых изменений в образе жизни, идеологии, системе ценностей.
И, как правило, потребность молодых людей в благоприятном конфиденциальном общении со сверстниками (что необходимо для умственного и личностного развития) не получает своего удовлетворения.
Изучение специфики формирования социальной идентичности в подростковом возрасте актуально в связи с тем, что именно в этом возрасте происходит интенсивный процесс его формирования, который во многом определяет личность и поведение подростка.
Анализ теоретических данных по проблеме изучения показателей социальной идентичности подростков с различным социометрическим статусом позволил рассмотреть психологические характеристики подросткового возраста, развитие и развитие социальной идентичности в подростковом возрасте, влияние характеристик личности подростков на статус в группе сверстников.
Подростковый возраст можно назвать переходным периодом с детства на взрослую жизнь. Важность фактора социальных отношений со сверстниками подтверждается тем фактом, что эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от того места, которое он принимает в команде.
Устремление ребенка направлено на принятие группой сверстников, интересы которых он разделяет, это может быть школьный класс, компания одноклассников и детей со двора. Отвержение группой воспринимается как большая трагедия, поэтому подросток стремится получить признание среди сверстников своими действиями.
Эмпирическое исследование показателей социальной идентичности подростков с разным социометрическим статусом с помощью таких методик, как диагностика межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия») Дж. Морено, методика «Личностная и социальная идентичность» (А.А. Урбанович), методика «Типы этнической идентичности» (Солдатова Г.У., Рыжова С.В.), методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) (Л.Б. Шнейдер), было проведено на базе МБОУ СОШ 1 г. Никольска. В исследовании приняли участие 30 подростков, в возрасте 14-15 лет (учащиеся 9А класса).
В результате проведенного исследования, выдвинутая нами гипотеза о том, что существуют различия в показателях социальной идентичности подростков с разным социометрическим статусом, полностью подтверждена.
По результатам проведенного исследования даны следующие рекомендации:
1. Проведение психологом работ по изучению психологического климата у учеников старших классов.
2. Проведение психологом дополнительных занятий с учениками старших классов, испытывающих трудности в общении со сверстниками и определении своего места в коллективе, тренинги для повышения уверенного поведения, стрессоустойчивости и тренинги личностного роста.
3. Проведение тренингов на сплочение коллектива, развитию толерантного отношения к окружающим людям.
4. Проведение занятий по профориентации (диагностика, информирование о различных видах профессий, помощь в выборе, на основе умений, навыков, предпочтений и личностных качеств учащихся)...


1. Агеев B.C. Социальная идентичность личности / B.C. Агеев // Социальная психология: хрестоматия под ред. Е.П. Беклинской, О.А. Тихо- мандрицкой. М., 1999. - С. 349 - 356.
2. Азбель А. А. Особенности формирования статусов
профессиональной идентичности старшеклассников: автореф. дис. ...канд. психол. наук: 19.00.07: СПб., 2004. - 219 с.
3. Алтунина И.Р. Социальная психология: учебник для академического бакалавриата / И.Р. Алтунина, Р.С. Немов; под ред. Р.С. Немова. - 2-е изд. - М. : Юрайт, 2018. - 427 с.
4. Балыкина О.С. Особенности социальной и личностной идентификации в юношеском возрасте (в условиях вариативной системы образования): автореф. дис. .канд. психол. наук. Курск, 2004.- 20 с.
5. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие / М.Р. Битянова. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.¬576 с.
6. Богданова Н.А. Социальная идентичность личности // Молодой ученый. - 2018. - №8. - С. 117-119.
7. Белинская, Е.П., Стефаненко, Т. Г. Этническая социализация подростка. [Текст] / Е.П. Белинская, Т. Г. Стефаненко. - Воронеж.: НПО «МОДЭК», 2011. - 270 с.
8. Гаврилова А., Глушак Е.В. К вопросу об адаптации методики объективного измерения статуса эго-идентичности Дж. Р. Адамса // Психологическая диагностика. 2009. № 5. С. 53- 65.
9. Гришина А.В., Зеленов А.А., Лунин С.Л. Диагностика влияния этнической идентичности на формирование этнических ауто- и гетеростереотипов у беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов и принимающего населения: учебно¬методическое пособие. - М.: КРЕДО, 2016. - 28 с.
10. Григорович И.Е. Профессиональная идентичность как психологический феномен [Текст]/ И.Е Григорович // Актуальные проблемы психологического знания. Сборник научных трудов кафедры педагогической психологии МПСИ. Вып.5. - М: МПСИ, 2007. - С.40 - 59.
11. Губина И.С. Психологические особенности нравственного развития в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 200-201.
12. Гулевич О.А. Социальная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / О.А. Гулевич, И.Р. Сариева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 452 с.
13. Данилова З.А. Социальная адаптация населения в условиях кризиса (региональный аспект): дис. канд. социол. наук [Текст] / З.А. Данилова. - СПб.: Питер, 2011. - 230 с.
14. Зимина М.А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1354-1357.
15. Исаева Д.А. К вопросу о профессиональном самоопределении
старшеклассников в период прохождения профориентационной практики в вузе // Деятельность структур довузовской подготовки в условиях проведения единого государственного экзамена: материалы II Всероссийской научно¬практической конференции» (Омск, декабрь 2010 г.) / Отв. ред. Т.Ю.
Волгина. Омск : ООО «Издательско-полиграфический центр «Сфера», 2010. С. 63-68...45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ