ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Характеристика понятия «культура речевого общения» в
психолого-педагогической литературе 8
1.2. Специфика формирования культуры речевого общения у детей в
период старшего дошкольного возраста 16
1.3. Роль игровой деятельности в формировании культуры речевого
общения у детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика сформированности культуры речевого общения у
детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Содержание работы по применению игровой деятельности в
формировании культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста 37
2.3. Определение эффективности использования игровой деятельности в работе по формированию культуры речевого общения у детей старшего
дошкольного возраста 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Гуманизация и демократизация сфер жизнедеятельности современного общества отразились на структуризации дошкольного образования. Появились вариативные программы обучения и воспитания, где приоритетным направлением является умственное воспитание ребенка- дошкольника. Сегодняшний выпускник детского сада умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения.
В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов [36].
Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Потребность в общении с окружающими - одна из важнейших социальных потребностей человека. Исследования Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др. убедительно показали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, определяющих практическую значимость формирования культуры речевого общения с самого раннего возраста [39].
В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры речевого общения у детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Отсутствие культуры речевого общения может привести к дискомфорту личности в коллективе, послужит причиной формирования негативизма, замкнутости, неуверенности в себе. Чтобы избежать этих 3
явлений, необходимо уже с дошкольного возраста осуществлять целенаправленную педагогическую работу по развитию культуры речевого общения у детей.
Владение богатством литературного языка, умелое использование его изобразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры. Культура речевого общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий [2]...
Культура речевого общения является показателем уровня нравственного развития человека, выражающим его взаимоотношения, в основе которого лежат нормы общественных отношений, гуманное отношение к людям, которые внешне проявляются в вежливости и тактичности.
Культура речевого общения включает в себя, во-первых, знание и соблюдение языковых норм (норм произношения, ударения, словоупотребления и т. д.); во-вторых, выразительность речи, ее наибольшую эффективность в конкретной ситуации общения. Культура речевого общения дошкольника включает в себя выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах и быту.
Старший дошкольный период детства является важным этапом в становлении личности. Именно в этот период закладываются основы речевого развития ребенка, в том числе и навыки речевого общения. Так к 5¬6 годам складывается внеситуативно-личностная форма общения с взрослыми и детьми. Имеются необходимые психологические предпосылки для воспитания культуры речевого общения в процессе педагогически организованного взаимодействия с педагогом и сверстниками.
К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы с некоторыми этическими стереотипами. Старшие дошкольники соблюдают нормы и правила общения с взрослыми и сверстниками, основанные на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также поведение в общественных местах и быту. Значит, именно в этом возрасте возможно воспитание истинной культуры речевого общения, имеющей нравственную основу.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. Она является активизирующим средством речевого развития и общения. Игровая деятельность детей активизирует их словарный запас. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для усвоения и понимания смысла грамматических категорий: ребенок должен самостоятельно
грамматически правильно оформлять свои мысли, иначе его не поймут друзья; в игре ребенок имеет возможность «тренироваться» в употреблении грамматического строя языка, слышать, как говорят его сверстники, педагог, руководящий игрой.
С целью изучения сформированности культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста нами был проведен констатирующий этап педагогического эксперимента. Анализ полученных результатов констатирующего эксперимента, показал преобладание среднего и низкого уровней развития культуры речевого общения у детей старшего возраста ЭГ и КГ...
1. Азимова Д.Х. Воспитание у старших дошкольников эмоционально-положительного отношения к сверстникам (на материале многонациональной группы детского сада): автореф. дис... канд. пед. наук 13.00.01. - Ташкент, 1991. - 18 с.
2. Акулова О.В. Культура речи. - М.: Знание, 2009. - 96 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: книга для воспитателей детских садов. - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 270 с.
4. Богуславская Н.Е. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка. / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2015. - 190 с.
5. Богуш A.M. Обучение правильной речи в детском саду. - М.: Высшая школа, 2008. - 216 с.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 2004. - 272 с.
7. Бодалев А.А. Общение и формирование личности. / А.А. Бодалев, М.И. Боблеева, Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 2004. - 267 с.
8. Бойков Д.И. Как развить навыки общения у ребенка: методические рекомендации по развитию у детей позитивно-личностного отношения в общении и психологическая диагностика уровня сформированности коммуникативных качеств личности ребенка. / Д.И. Бойков, С.В. Бойкова. - СПб.: КАРО, 2005. - 48 с.
9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.
10. Бородич A.M. Методика развития речи детей. - 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. - 255 с.
11. Буре Р.С. Воспитатель и дети. / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 1985. - 129 с.
12. Бушелева Б.В. Этикет от «А» до «Я»: очерки о культуре общения. - Хабаровск: Книжное издательство, 2002. - 125 с.
13. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: метод. реком. для воспитателей и методистов дошк. образ. учрежд. - М.: Аркти, 2002. - 95 с.
14. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте: учеб. пособие. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - СПб., 2008. - 102 с.
15. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. - 2004. - №6. - С. 62-76...40