Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения функциональных уравнений 5
§1. Понятие функционального уравнения 5
§2. Способы решения функциональных уравнений
2.1 Метод сведения функционального уравнения к известному уравнению с
помощью замены переменной и функции 8
2.2 Решение функциональных уравнений методом подстановки 9
2.3 Решение функциональных уравнений методом Коши 11
2.4 Использование значений функции в некоторых точках 12
2.5 Решение функциональных уравнений с применением теории групп 13
§3. Функциональные уравнения в школьном курсе математике 15
§4. Функциональные уравнения в олимпиадных задачах 18
Глава II. Разработка элективного курса «Функциональные уравнения» 22
§1. Место и роль элективных курсов в системе школьного обучения 22
§2. Тематическое планирование элективного курса 26
§3. Разработка конспектов занятий в рамках элективного курса 32
Заключение 45
Список использованных источников 47
Функциональные уравнения исследуются математиками с достаточно давних времён, но в рамках школьного обучения, к сожалению, этот курс обходят стороной. Решение функциональных уравнений - процесс, требующий глубочайшего понимания самого предмета и способный развить необходимый навык самостоятельной работы.
На данный момент в олимпиады разных уровней стали включать функциональные уравнения и неравенства, а высшие учебные заведения продвигают идею о включении таких уравнений и неравенств в рамки вступительных экзаменов на факультеты различной направленности. Эти факты кратно повышают уровень заинтересованности учащихся к теме функциональных уравнений.
Помимо этого, актуальность темы обусловлена реалиями современного общества - прогресс в области науки и технологий является основополагающим для развития этого общества, а математика - мощнейший инструмент для анализа и понимания сложных явлений. Рассматривая функциональные уравнения через эту призму, можем утверждать, что математические концепции функциональных уравнений увеличивают потенциал исследований разных процессов в науке и технике и представляют нам инструменты для их моделирования и анализа.
Основной проблемой, рассматриваемой в исследовании, является то, что на данный момент практически нет программ элективных курсов на тему «Функциональные уравнения», которые смогли бы познакомить учеников как с самими функциональными уравнениями, так и с известными способами их решения.
Цель исследования- на основе анализа литературы разработать элективный курс «Функциональные уравнения» для школьников...
Функциональные уравнения все чаще стали включать в содержание олимпиад по математике разного уровня. Поэтому возникает необходимость в изучении методов решения таких уравнений. В школьном курсе математики их практически не затрагивают и не используют термин «функциональные уравнения». Элективный курс «Функциональные уравнения» поможет закрыть этот пробел.
Обучение в рамках курса позволит ученикам углубить свои знания в этой области, развить аналитические способности и научиться применять полученные знания на практике.
В работе мною были получены следующие ключевые результаты.
1. На основе изучения и анализа учебно-методических материалов раскрыто понятие функционального уравнения.
2. В ходе исследования изучены и приведены основные методы решения функциональных уравнений, а именно: метод сведения функционального уравнения к известному уравнению с помощью замены переменной и функции, метод подстановки, использование значений функции в некоторых точках, метод Коши.
3. Проанализирован уровень изучения функциональных уравнений в рамках школьного курса математики, а также выявлена важность умения решать такие уравнения в рамках олимпиадных задач.
4. Обоснована актуальность внедрения элективного курса на тему «Функциональные уравнения» в систему школьного курса математики.
5. Разработана программа элективного курса на тему «Функциональные уравнения».
6. Приведены примерные конспекты занятий элективного курса.
На основе результатов проведённого мною исследования и разработки можно сделать вывод о том, что все поставленные задачи были успешно выполнены и достигнута главная цель работы: изучить функциональные уравнения и методы их решения и составить тематическое планирование элективного курса на тему «Функциональные уравнение» с перспективой на дальнейшую реализацию.
1. Ацел Я. Функциональные уравнения с несколькими переменными и их применение в математике, теории информации, а также в науках о природе и обществе; Пер. с англ. Б. Р. Френкина. Москва. : Изд-во Физматлит, 2003 . 432 с.
2. Баранников А. В. Элективные курсы в профильном обучении // Первое сентября. 2004. № 102. С. 1 - 2.
3. Бродский Я. С., Слипенко А. К. Функциональные уравнения: учеб. пособие. К. : Вища школа. Головное издательство, 1983. 96 с.
4. Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя. М. : АЙРИС-пресс, 2006. 121 с.
5. Головинский И. А. Ранняя история аналитических итераций и функциональных уравнений. // Историко-математические исследования. М. : Наука, вып. XXV. 1980. С. 25-51.
6. Гомонов С. А. Функциональные уравнения в школьном курсе математики // Изд-тво "Школа- Пресс" . 2010. № 10. С. 58-63.
7. Ильин В.А. Методы решения функциональных уравнений // Соросовский образовательный журнал. 2001. № 2. С. 116 - 120
8. Лихтарников Л.М. Элементарное введение в функциональные уравнения : учеб. пособие. СПб. : Лань, 1997. 160 с.
9. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / Н. Л. Стефанова [и др.] ; под ред. Н. Л. Стефановой, Н. С. Подходовой. 2-е изд., М. : Дрофа, 2010. 415 с.
10. Никольская И. Л., Фирсов В. В. Методика факультативных занятий в 10-11 классах: пособие для учителей. М. : Просвещение, 1983. 176 с.
11. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. от 31 декабря 2015 г.). URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 14.04.24)
12. Потапов М.К., Александров В.В., Пасиченко П.И. Лекции по алгебре и элементарным функциям: учеб. пособие. М. : Изд-во МГУ, 1978. 384 с.
13. Просветов Г.И. Функциональные уравнения : задачи и решения : учебно-практическое пособие. М. : Изд-во «Альфа-Пресс», 2010. 47 с.
14. Сабитов К.Б. Функциональные, дифференциальные и интегральные уравнения : учеб. пособие. М.: ''Высшая школа'',2005. 669 с.
15. Смышляев В.К. Практикум по решению задач школьной математики: Для студентов-заочников физ.-мат. фак. пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1978. 98 с...19