ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 8
1.2. Анализ содержания понятия «коммуникативные компетенции» в
психолого-педагогической литературе 15
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных
компетенций у детей старшего дошкольного возраста в ДОО 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №7» Г. ЗАРЕЧНОГО ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика особенностей коммуникативных компетенций у
воспитанников старшей группы 31
2.2. Описание работы по формированию коммуникативных компетенций у воспитанников старшей группы через сюжетно - ролевые игры 37
2.3. Анализ полученных результатов опытно-практической работы по формированию коммуникативных компетенций воспитанников старшей
группы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
В последнее время многие педагогические и образовательные издания часто публикуют информацию о преимуществе игрового общения перед общающимися. Это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко и непринужденно.
В дошкольном возрасте явная дифференциация происходит по положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочтительными для большинства сверстников, другие - не пользуются большой популярностью - либо отвергаются, или же остаются незамеченными. Первые контакты со сверстниками становятся тем фундаментом, на котором строится дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение.
От уровня овладения навыками общения зависит не только адаптация детей в образовательном учреждении, но и их социализация, успех в профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, возможно, личное счастье. Личность ребёнка формируется в процессе постоянного взаимодействия с другими людьми. С первых дней жизни приспособление ребёнка к среде достигается социальными средствами на основе общения, которое выполняет функции развития, воспитания, обучения.
Недостаточно сформированная потребность в общении препятствует пониманию мотивов поведения партнёра, а так же установлению и поддержанию межличностных взаимодействий.
Специально организованные сюжетно-ролевые игры у детей дошкольного возраста повысят их коммуникативную компетентность, сделают процесс общения со сверстниками и взрослыми более качественным и привлекательным. Развитие коммуникативных навыков может привести к развитию таких качеств как эмпатия, толерантность, бесконфликтность, заинтересованность в контактах со сверстниками и взрослыми.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Именно в игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.
Сюжетно-ролевая игра невозможна без общения; она делает его приятным, желанным, интересным, творческим; принимая на себя различные роли, ребёнок использует речь так, как использовал бы речь его герой, применяя различные средства общения.
Воспитатель, организовывая сюжетно-ролевую игру, часто для достижения высоких результатов «проводит» игру как занятие, т.е. руководит, регламентирует, отводит каждому своё место, предписывает действия, оценивает и т.п.
Из выше изложенного противоречия вытекает проблема исследования: способствует ли применение сюжетно - ролевых игр в учебно - воспитательном процессе дошкольного образования формированию конструктивных межличностных отношений воспитанников старшей группы?
Объектом нашего исследования является процесс формирования коммуникативных компетенций воспитанников старшей группы.
Предметом нашего исследования является сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных компетенций воспитанников старшей группы.
...
Наше исследование по проблеме межличностных отношений воспитанников старшей группы посредством сюжетно-ролевых игр проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №7» г. Заречный. В исследовании приняли участие 26 воспитанников в возрасте 5-6 лет.
Опытно-практическая работа проходила в три этапа. На первом этапе нашей работы мы определили уровни развития коммуникативных умений воспитанников, а также выявили их социальный статус. После первичной диагностики мы выявили, что 20% детей от всего количества имеет низкий уровень развития коммуникативных качеств. Это свидетельствует о том, что у них отсутствует чувствительность к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота», которая говорит о неспособности видеть и слышать другого. 65% имеют средний уровень развития коммуникативных качеств, что говорит о нормальном уровне развития потребности в общении. И 15% имеют высокий уровень развития коммуникативных качеств, что свидетельствует о высоком уровне потребности детей к общению со сверстниками.
Также мы выявили, что в анализируемой группе воспитанников старшей группы выявлен ребенок, который остается игнорируемый сверстниками, три воспитанника, которые являются незамеченными, два воспитанника, которые получили статус предпочитаемых, и остальные двадцать воспитанников являются принятыми.
В результате проведенного констатирующего этапа мы сделали вывод, что многие воспитанники испытывают трудности в межличностных отношениях.
Нами был разработан и апробирован комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование межличностных отношений воспитанников старшей группы. Организация и проведение сюжетно - ролевых игр проходила с 15 апреля по 10 мая.
Во время сюжетно-ролевых игр воспитанники учились воспитывать в себе доброжелательность, терпение. Так же они воспитывали готовность взаимодействовать друг с другом, в паре, в группе, развивали в себе умение общаться со сверстниками и взрослыми.
В ходе повторной диагностики мы выявили, что теперь 7% от всего количества детей имеют низкий уровень развития коммуникативных навыков, 70% имеют средний уровень коммуникативных навыков, и 23% детей имеют высокий уровень развития коммуникативных навыков. Это говорит о том, результаты показателей «инициативность», «чувствительность к воздействиям сверстника» и «преобладающий эмоциональный фон», увеличились. По итогам контрольного этапа по формированию межличностных отношений у воспитанников старшей группы, мы можем сделать вывод, что после проведения формирующей работы показатели стали значительно выше, чем при первичной диагностике.
Тем самым, в рамках опытно-практической работы мы подтвердили эффективность использования сюжетно-ролевых игр для формирования межличностных отношений воспитанников старшей.
В данной работе нами было проведено исследование проблемы формирования межличностных отношений воспитанников старшей группы посредством сюжетно-ролевой игры. Межличностные отношения, дружеское общение, эмоциональные контакты очень важны для детей, особенно в младшем школьном возрасте. Именно они создают то эмоциональное благополучие ребенка, что, в свою очередь, во многом определяет положительный психологический климат детского коллектива в целом
Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что характерной чертой современных детей является то, что большая их часть не умеет общаться, им трудно договориться.
Проблемы, которые ощущает ребенок в межличностных отношениях, в особенности при организации коллективной игровой деятельности, сказываются на его нравственном и умственном развитии.
Изучив научную литературу, мы выяснили, что коммуникативные отношения представляют собой систему многообразных, избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между отдельными людьми и в группе тесного общения.
Коммуникативные компетенции у детей старшего дошкольного возраста имеют свои особенности и отличаются расширением контактов, возрастанием роли сверстника, формированием стойких чувств симпатии и антипатии, дружеских предпочтений, усилением роли группы в различных видах деятельности. Взаимоотношения между старшими дошкольниками являются очень устойчивой системой, в которой все дети имеют свою роль.
В ходе своего исследования мы проанализировали у воспитанников развитие таких показателей, как: «инициативность», «чувствительность к воздействиям сверстника» и «преобладающий эмоциональный фон». Также рассмотрели уровни развития коммуникативных умений воспитанников старшей группы. Помимо этого мы распределили детей по статусным позициям.
...
1. Аммосова В.В. Игра как средство активизации коммуникативной
деятельности детей старшего дошкольного возраста. // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 3. - С. 74-78. - URL:
http: //insch.ru/stati/article_po st/ammosova-v.v. -2
2. Асмолов А.Г Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя. / А.Г.
Асмолов [и др.]; отв. ред. А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
3. Бирюкова Е. Формирование коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры. // Международный образовательный портал MAAM.RU. - URL:
http: //www. maam.ru/detskij sad/formirovanie-komunikativnyh-navykov-u-detei- doshkolnogo-vozrasta-v-procese-syuzhetno-rolevoi-igry.html
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
5. Буренкова Н.В. Коммуникативные универсальные учебные действия на уроках русского языка. // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 3. - С. 33-36.
6. Вахрушев А.А. Современные проблемы модернизации образования и Образовательная система «Школа 2100». // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - № 8. - С. 20-22.
7. Газизова Ф.С. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. / Ф.С. Газизова, И.Е. Нургатина, А.Ш. Гиниятуллина. // Молодой ученый. - 2019. - № 22 (260). - С. 411-414. - URL: https://moluch.ru/archive/260/59932/
8. Груздова Е.В. Научно-педагогические основы развития игровой позиции воспитателя: дис. ... канд. пед. наук. - Архангельск, 2001. - 187 с.
9. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т.А. Репиной. - М.: Педагогика, 1987. - 192 с.
10. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. - М.: Книголюб, 2006. - 64 с
11. Запорожец А.В. Психология личности дошкольника. - М.:
Просвещение, 1998. - 294 с.
12. Карабанова О.А., Доронова Т.Н, Соловьёва Е.В. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2020. - 432 с.
14. Кочелаева И.Ю. Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через развитие взаимоотношений в сюжетноролевой игре. // Научный альманах. - 2016. - № 3-2(17). - С. 199-203. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25965249
15. Кошелева А.Д. О контактах со сверстниками. // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 40-46.
... всего 37 источников