ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ИНТОНАЦИОННО-СМЫСЛОВОГО АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ
КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 6
1.1. Интонационно-смысловой анализ - как ведущий метод освоения
музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе 6
1.2. Педагогическое руководство по формированию навыков интонационно
смыслового анализа музыкальных произведений у учащихся старших классов на уроках музыки 12
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ИНТОНАЦИОННО-СМЫСЛОВОГО АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 14
2.1. Процедура и методы исследования 14
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Актуальность исследования. Музыка, как часть человеческой культуры во все времена привлекала внимание бесчисленного множества людей своим неповторимым очарованием. От незамысловатых мелодий до сложных структур симфонических и вокально-хоровых жанров музыка на доступном и понятном всем и каждому языке передаёт эмоции, чувства, мысли. Музыка - это не просто сочетание звуков, а сложная система, включающаяся в себя взаимосвязанные между собой художественные элементы. Для того, чтобы понять, осмыслить и по достоинству оценить музыкальное произведение, необходимо осуществить его интонационносмысловой анализ.
Формирование у учащихся общеобразовательных школ навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений способствует развитию комплекса более сложных знаний, умений и навыков (ЗУН), способствующих в дальнейшем воспитанию слушательской и исполнительской культуры, а значит становлению способности понимать и осознавать смысл музыкального произведения в единстве всех его составляющих: художественного образа, идеи, замысла, концепции, жанра, формы, гармонических и мелодических красок, метро-ритмических и темповых особенностей; созданию целостного представления о музыкальном искусстве и основных его закономерностях.
Уроки музыки в общеобразовательной школе способствуют пониманию истории музыкального искусства, формируют умения и навыки интонационно-пластических ритмических импровизаций, умения и навыки игры в шумовом оркестре или ансамбле, пения, прививают любовь к музыкальному искусству и занятиям творчеством. Формируя у учащихся навыки интонационно-смыслового анализа, преподаватель способствует развитию углублённых представлений об искусстве, воспитанию предпочтений, установок, убеждений.
Обозначенные аспекты позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования навыков
интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений у учащихся старших классов на уроках музыки. Данная проблема повлияла на выбор темы исследования: «Формирование навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений у учащихся старших классов на уроках музыки».
Цель исследования - определение педагогических условий формирования навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений у учащихся старших классов на уроках музыки.
Объект исследования: процесс формирования навыков интонационносмыслового анализа музыкальных произведений у учащихся старших классов на уроках музыки.
Предмет исследования: педагогические условия формирования навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений у учащихся старших классов на уроках музыки.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что формирование навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений у учащихся старших классов на уроках музыки будет эффективно, если реализованы следующие педагогические условия:
• подбор яркого образного музыкального репертуара для осуществления интонационно-смыслового анализа музыки учащимися старших классов общеобразовательной школы;
• реализация принципов системности и последовательности в обучении;
• использование разных приёмов в интонационно-смысловом анализе: вербальное пояснение, графическое изображение, пластическое интонирование;
...
Проведённое исследование показало, что разработанный нами авторский подход к формированию навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений у учащихся старших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе является эффективным и позволил значительно повысить уровень сформированности данных навыков у подростков.
Учащиеся ЭГ продемонстрировали более высокий уровень понимания интонационно-смысловой структуры музыкальных произведений. Умения анализировать интонационные лексемы и их роль в создании художественного образа, а также умения интерпретировать музыкальные произведения на основе их интонационной структуры.
Диагностика результатов педагогического эксперимента в ЭГ и КГ показала существенные различия в достижении уровней сформированности навыков интонационно-смыслового анализа в пользу учащихся экспериментальной группы, в процессе обучения которых применялся разработанный нами авторский подход к обучению.
Нами сформулированы следующие выводы:
• Разработанный авторский подход формирования навыков
интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений у учащихся
старших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе является эффективным и может быть рекомендован для реализации в практике
преподавания музыки в общеобразовательных школах;
• Реализация принципов системности и последовательности в данном процессе, использование разнообразных приёмов анализа, интеграция знаний из разных областей искусства, активное применение квест-технологий - всё это способствует формированию у учащихся прочных навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений;
• Развитие навыков интонационно-смыслового анализа у учащихся
старших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе способствует более глубокому пониманию и осмыслению музыкальных произведений, повышению общего уровня художественно-эстетической культуры и формированию ценностно-эстетических идеалов, установок, убеждений и предпочтений.
Таким образом, формирование навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений является важным аспектом музыкального обучения учащихся старших классов общеобразовательных школ. Реализация разработанного авторского подхода к формированию навыков интонационно-смыслового анализа у учащихся позволяет эффективно решать эту задачу и способствует развитию творческих способностей и воспитанию всесторонне развитой личности.
Гипотеза исследования подтверждена, что и требовалось доказать.
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония: гуманноличностный подход к образованию / Шалва Амонашвили. - Москва: Амрита, 2019. - 312 с.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983. - 222 с.
4. Арестова А.Ю. Опыт переживания в музыкально-эстетическом
воспитании детей // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», 2010. - № 4. -С. 1 - 7. - [Электронный ресурс]. -
http: //www. art-education.ru/electronic-j ournal/opyt-perezhivaniya-v- muzykalnoesteticheskom-vospitanii-detey (дата обращения: 14.02.2024).
5. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе // Вопросы музыки в школе. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. - 290 с.
6. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Ленинград: Музгиз, 1963. - Кн. 1-2. - 378 с.: нот.
7. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования. - Москва: Флинта, 2018. - 236 с.
8. Благинина Т.И. Подготовка будущих учителей к художественному анализу музыкальных произведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02 / Благинина Т.И. - М., 1995. - 19 с.
9. Бодина, Е. А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского. - Москва: Юрайт, 2019. - 234 с.
10. Бодина, Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века. - Москва: Юрайт, 2019. - 333 с.
11. Бочкарёв Л. Психология музыкальной деятельности. - М.:
Институт психологии РАН, 1997. - 280 с.
12. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 572 с.
13. Кабалевский Д.Б. Музыка в воспитании и развитии ребёнка. Роль музыкальной культуры в жизни детей. - Москва: Амрита-Русь, 2018. - 224 с.
14. Каган М. С. Музыка в мире искусств: учеб. пособие для вузов / М. С. Каган. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 218 с. - (Антология мысли). - Текст: непосредственный.
15. Коменский Я. А. Учитель учителей. - Москва: Карапуз, 2008. - 288 с.
16. Кузякина, Т. И. Музыкальная культура личности как сложная система приобщения к миру искусства // Вестник ЧГУ. - 2007. - №3. - С. 354
- 358. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-kultura-lichnosti-kak- slozhnaya-sistema-priobscheniya-k-miru-iskusstva (дата обращения: 08.11.2023).
... всего 43 источников