Введение 4
Глава 1. Факультативные занятие в средней общеобразовательной школе 6
1.1 Роль и место факультативов в учебно -воспитательном процессе основной
школы 6
1.2 Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования 10
1.3 Критерии оценивания метапредметных результатов обучения 13
Глава 2 Методические возможности факультативных занятий по робототехнике в достижении метапредметных результатов обучения 16
2.1 Рабочая программа факультативного курса по робототехнике 16
2.2 Предметные и метапредметные результаты достигаемые в процессе
обучения 20
2.3 Анализ метапредметных результатов достигаемых в процессе обучения . 27
2.4 План-конспект занятия по теме: «Вводное занятие. Что такое
робототехника. Кто такие инженеры, программисты. Техника безопасности» 30
Заключение 37
Литература 40
Д.А.Медведева: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
Появление Федеральных государственных образовательных стандартов существенно изменило содержание образования и его основные принципы. Теперь, по требованиям ФГОС в основе обучения должен находится принцип “метапредметности”, который должен обеспечить переход от разделения знаний учеников по урокам к единому и обобщенному восприятию окружающего нас мира. Как следствие, изменения коснулись и результатов обучения: приоритет теперь имеют метапредметные результаты.
Современное преподавание отличается тем, что учителю предоставляется некая свобода творчества, кроме того, ничто и никто не заменит живое общение с преподавателем, именно в этом и заключается актуальность методических возможностей факультативных занятий по робототехнике в достижении метапредметных результатов обучения. При этом не стоит забывать, что во время организации таких занятий должны учитываться такие факторы как: индивидуальные особенности учащихся, их потребности и способности. Основная цель факультативных занятий - это развитие интереса у ученика к предмету и получение им углубленных знаний.
Учитывая бурный научно-технический прогресс, происходящий в нашем мире, и увеличенный поток данных для восприятия учащимися, в последнее время уделяется внимание развитию учащегося как творческой личности. Именно поэтому формирование творческой личности на текущем этапе является одной из приоритетных задач всего школьного образования. На современном этапе идет усиление внимания к развитию личностных качеств ученика. Раскрывая свои способности, преобразуя полученные теоретические знания на занятиях в ходе практических занятий на факультативах, ученик приносит пользу всему обществу, перенимая знания и опыт человечества. Образовательный процесс теперь структурирован так, чтобы знания, полученные учеником, имели для него личное значение. Все это обусловливает необходимость самостоятельности их мышления, развития творческих возможностей учащихся, формирования знаний, навыков и умений исследовательской работы.
Для достижения поставленных мною целей я рассмотрел в своей дипломной работе вариант проведения факультативных занятий в школе, которые будут организованы для ознакомления с достижениями науки, развития умения самостоятельно пополнять знания и ориентироваться в научной информации, для развития их разнообразных интересов и способностей, сознательное отношение к обучению и так же развить их систему самоконтроля в процессе обучения, а не только ради углубления знаний учащихся.
Цель исследования в дипломной работе - изучение особенностей организации и проведения факультативных занятий по робототехнике в достижении метапредметных результатов обучения.
Объектом исследования в настоящей работе являются метапредметные результаты обучения на факультативных занятиях по робототехнике.
Предметом работы стало построение курса факультативных занятий по робототехнике.
Для решения этой цели нужно изучить и решить следующие задачи:
1. теоретические основы факультативных занятий по робототехнике;
2. особенности и методологические аспекты;
3. роль и место факультатива по робототехнике в процессе обучения;
4. рабочую программу факультатива по робототехнике в основной школе;
5. анализ метапредметных результатов обучения учащихся на факультативных занятиях по робототехнике.
Педагогической практикой доказано, что эффективность обучения связана с мотивацией обучения. И мотивация напрямую зависит от понимания значения знаний.
При разработке урока учитель должен отдавать предпочтение таким занятиям в классе, которые имитируют жизненные ситуации. В учебной деятельности мы должны контролировать изменения, которые произошли с учеником. Эти изменения являются актуальным продуктом образовательной деятельности. Для самого ученика контроль над правильностью задания означает направление сознания к собственной деятельности. Контроль имеет ценность только тогда, когда он постепенно переходит в самоконтроль.
Формирование метапредметных знаний и навыков предоставляет ученикам ключевые компетенции, которые составляют основу для обучения. Своевременно сформированные метапредметные УУД являются условием успешного усвоения учебного материала по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения студента в целом. Результатом метаобучения является развитие мышления, понимания, общения, рефлексии, действия.
Мониторинг формирования метаобъективных универсальных учебных действий позволит увидеть индивидуальный прогресс каждого учащегося и даст возможность дополнительно сравнить достигнутые результаты со следующим. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание учебного процесса. Эта программа полезна тем, что здесь вы не можете обойтись без реальных навыков пайки, сверления, схемотехнических расчетов, программирования, компьютера и Интернета.
До этого нам нужно будет готовиться через десять лет. А это значит, что уже в школе нужно искать умных, талантливых детей. Понятно, что это будут одинокие дети, потому что для занятия робототехникой необходимы склонность и некоторые факторы.
Программа рассчитана на молодых талантливых учителей физики, которые умеют восхищаться робототехникой и вести учеников. Тема актуальна сейчас и будет актуальна в будущем. Практика робототехники позволяет практически применять практически все знания, полученные на уроках физики.
В дальнейшем, полученные знания учениками пригодятся им для различных конкурсов (Рис. 7 и 8), которые смогут облегчить им дорогу во взрослую жизнь посредством грамот, дипломов и грантов.
Считаю, что поставленные цель и задачи выполнил, а именно, изучил и разработал:
1. теоретические основы факультативных занятий по робототехнике;
2. особенности и методологические аспекты;
3. роль и место факультатива по робототехнике в процессе обучения;
4. рабочую программу факультатива по робототехнике в основной школе;
5. анализ метапредметных результатов обучения учащихся на факультативных занятиях по робототехнике.