Объект исследования - общеобразовательное учреждение города Москва «Школа № 138».
Проведен анализ персонала за 2021-2023 годы.
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты исследования системы мотивирования педагогических работников в образовательных организациях общего образования 9
1.1 Сущность и принципы построения системы мотивирования персонала в современных организациях 9
1.2 Особенности системы мотивирования педагогов в образовательных организациях общего образования 16
1.3 Зарубежный опыт построения эффективной системы мотивирования педагогических работников 24
Глава 2. Анализ системы мотивирования педагогических работников Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москва «Школа № 138» 35
2.1 Общая характеристика образовательной организации и персонала ГБОУ №138 35
2.2 Особенности организации и функционирования системы мотивирования педагогических работников ГБОУ №138 44
2.3 Оценка качества функционирования системы мотивирования педагогических работников ГБОУ №138 54
Глава 3. Направление совершенствования системы мотивирования педагогических работников Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москва «Школа № 138» 65
3.1 Предложения по совершенствованию системы мотивирования педагогических работников ГБОУ №138 65
3.2 Анализ качества и оценка эффективности предложений по совершенствованию системы мотивирования педагогических работников ГБОУ №138 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
Актуальность темы обусловлена тем, что с непрерывным развитием образования возрастная структура, академический уровень и педагогический опыт учителей школ с обязательным образованием претерпели новые изменения. Возрастное распределение молодых учителей в основном сосредоточено в возрасте до 35 лет. Они полны жизненных сил и новаторского духа и являются ключевой силой в продвижении реформы и развития школьного образования и преподавания. В последние годы доля молодых учителей, занимающихся обязательным образованием, постепенно увеличивалась, что придавало школе больше жизненной силы. Чтобы в полной мере мотивировать энтузиазм и креативность молодых учителей, предлагается ряд стратегий мотивации, направленных на построение всеобъемлющего механизма мотивации молодых учителей.
Заработная плата и льготы являются одним из волнующих практических вопросов молодых учителей. Повышение уровня компенсаций и льгот может не только удовлетворить основные жизненные потребности молодых учителей, но и укрепить их чувство профессиональной идентичности и принадлежности. Разумная система оплаты труда является основой для мотивации. Школы с обязательным образованием должны сформировать и использовать эффективную систему мотивации, в том числе используя такой инструмент как заработная плата.
Исходя из предпосылки поддержания относительной стабильности преподавательского состава, вознаграждение молодых учителей должно быть тесно связано с рабочей нагрузкой и результатами работы, чтобы полностью отражать принципы распределения труда, «эффективность превыше всего» и справедливости. В процессе реализации плана оплаты труда за результативность в качестве основного метода мотивации должна поощряться результативность работы, а всесторонняя оценка работы учителей, их трудового вклада и личностного развития должна быть полностью отражена. Наконец, в процессе создания научной, разумной, справедливой и прозрачной системы мотивации заработной платы следует обратить внимание на стимулирующий эффект социальных пособий среди молодых учителей, который может не только повысить энтузиазм молодых учителей, но и помочь стабилизировать их положение и способствовать устойчивому развитию школьной карьеры. В школьном управлении нематериальная мотивация является важным средством повышения энтузиазма, инициативы и креативности учителей.
Таким образом, эффективная система мотивации позволит школам увязывать заработную плату за успеваемость с почетными званиями, оценкой должности и т.д., чтобы отразить ценность и вклад молодых учителей в развитие современной школы. В то же время в школе должен быть создан механизм справедливой и разумной конкуренции, позволяющий каждому молодому учителю реализовать самооценку, мобилизовать энтузиазм и инициативу в работе. Кроме того, школы также должны обращать внимание на эмоциональную мотивацию молодых учителей. Поскольку внимание общества к образованию возросло, молодые учителя испытывают все большее давление. Школы должны уделять больше внимания их нематериальным потребностям и оказывать больше эмоциональной поддержки.
Целью магистерской диссертации является разработка предложений по совершенствованию системы мотивирования педагогических работников в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москва «Школа № 138».
Для достижения заявленной цели магистерской диссертации необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты исследования системы мотивирования педагогических работников в образовательных организациях общего образования;
- изучить зарубежный опыт построения эффективной системы мотивирования педагогических работников в образовательных организациях;
- провести анализ функционирования системы мотивирования педагогических работников общеобразовательного учреждения города Москва «Школа № 138»;
- дать оценку эффективности системы мотивирования педагогических работников общеобразовательного учреждения города Москва «Школа № 138» и определить пролемы, снижающие качество её работы;
- разработать предложения по совершенствованию системы мотивирования педагогических работников общеобразовательного учреждения города Москва «Школа № 138».
Объектом магистерского исследования выступает Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москва «Школа № 138».
Предметом исследования является система мотивирования педагогических работников Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москва «Школа № 138».
Положения и результаты магистерской диссертации, выносимые на защиту, обладают научной новизной. Основными результатами проведенного исследования являются:
- систематизированы и уточнены теорегические аспекты изучения системы мотивирования педагогических работников;
- проведен анализ формирования и функционирования системы мотивирования педагогических работников Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москва «Школа №138»;
- разработаны практические рекомендации по совершенствованию системы мотивирования педагогических работников Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москва «Школа №138».
Теоретическое значение исследования заключается в изучении принципов построения системы мотивирования персонала в современных организациях, особенностей системы мотивирования педагогических работников в образовательных организациях общего образования, а также зарубежного опыта построения системы мотивирования педагогических работников.
Практическое значение заключается в исследовании особенностей организации и функционирования системы мотивирования педагогических работников ГБОУ №138, оценке качества функционирования системы мотивирования ГБОУ №138, разработке предложений по совершенствованию системы мотивирования педагогических работников ГБОУ №138 и анализе качества с оценкой реализуемости предложений по совершенствованию системы мотивирования ГБОУ №138.
Методы исследования включают: традиционный анализ литературы, анализ документов, проектирование, синтез, анализ полученных данных.
Теоретической базой исследования являются научные публикации, монографии, работы зарубежных и российских авторов. Среди них следует выделить работы отечественных и зарубежных исследователей системы мотивирования педагогов. Арскиева, З. А. в работе рассматривает гуманистическую направленность педагога как основа развития мотивации обучающихся. Бюллер Е. А. изучает управление профессиональным развитием педагога как направление мотивации его труда, а Волковец Р. Р. Исследует вопросы повышения мотивации педагогов и их ориентацию на глубокую воспитательную работу с учащимися в рамках предметной и внеурочной деятельности.
Структура работы состоит из введения, основной части из трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении показана актуальность работы, сформулированы цель и задачи магистерской диссертации, определена теоретическая и практическая значмость работы.
В первой главе рассмотрена сущность и принципы построения системы мотивирования персонала в современных организациях, особенности системы мотивирования педагогов в образовательных организациях общего образования и зарубежный опыт построения эффективной системы мотивирования педагогических работников.
Во второй главе рассмотрена общая характеристика образовательной организации и персонала ГБОУ №138, особенности организации и функционирования системы мотивирования педагогических работников ГБОУ №138 и дана оценка качества функционирования системы мотивирования педагогических работников ГБОУ №138
В третьей главе разработаны предложения по совершенствованию системы мотивирования педагогических работников ГБОУ №138, дан анализ качества и оценка эффективности предложений по совершенствованию системы мотивирования педагогических работников ГБОУ №138
В заключениии подведены итоги исследования и сформировано направление для применения в дальнейших исследованиях с применением в организации.
Проведенное исследование показало, что эффективное применение принципа мотивации способствует повышению эффективности мотивационных стратегий и достижению поставленных целей в рамках управления человеческими ресурсами. Принципы можно метафорически сравнить с катализатором в химическом процессе, время и способ использования которого должны быть точно адаптированы к конкретным обстоятельствам для обеспечения максимальной эффективности.
В контексте исследования были выделены характерные особенности системы мотивации учителей общеобразовательных учреждений. Показало, что мотивация сотрудников, особенно на различных уровнях управления, требует целенаправленной поддержки и индивидуального продвижения. Анализ мотивации учителей с учетом их личных способностей и организационных условий иллюстрирует важность дифференцированного подхода.
Кроме того, была изучена международная практика построения эффективных систем мотивации педагогических кадров. Полученные данные свидетельствуют о том, что внешние воздействия на школу, особенно в среде частных учебных заведений, могут оказать значительное влияние на формирование системы школьного управления. Объясняет, почему частные школы часто считаются особенно эффективными.
Сравнение систем мотивации в государственных, частных и чартерных школах США и Китая показывает, что рыночная конкуренция в сочетании с дерегулированием и децентрализацией вынуждает школы внедрять гибкие и инновационные механизмы мотивации учителей и формирования условий занятости.
Отметим, что организация «Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение города Москвы «Школа № 138» зарегистрирована 12 сентября 2012 года. Главной целью ГБОУ Школа № 138 является удовлетворение потребностей учащихся и получение качественных знаний. Линейным функциональным характером определяется прямое взаимодействие структур и функционального штаба, обходя непосредственное руководство.
В школьных помещениях есть различные функциональные помещения, в том числе учительская, спортивный зал, актовый зал, мастерская, кабинет врача, столовая, подсобные помещения и санузлы для школьного персонала, что свидетельствует о развитой инфраструктуре, отвечающей требованиям повседневной работы школы. В рамках нашего исследования были рассмотрены специфические особенности организации и функционирования системы мотивации педагогического персонала образовательного учреждения ГБОУ № 1. 138 проанализированы, уделяя особое внимание периоду с 2021 по 2023 год. За этот период общее количество сотрудников значительно увеличилось, в частности, на 135 человек, что является значительным расширением штатного расписания. Интересно, что абсолютная численность молодых специалистов увеличилась на 16 человек, в то время как их относительная доля в общей численности педагогов немного снизилась с 18,48% в 2021 году до 15,67% в 2023 году, что может указывать на больший рост других групп сотрудников.
Оценка качества системы мотивации ГБОУ №138 показывает, что работа с молодыми специалистами ведется по четко структурированному своду правил, который охватывает все основные аспекты, такие как профессиональная адаптация, обучение, развитие и продвижение лидерского потенциала. Система также учитывает оценку эффективности развития и меры финансовой и социальной поддержки. Опрос сотрудников показал, что 62% из них, по крайней мере, довольны работой, 25% - очень довольны, а 37% - в подавляющем большинстве, что в целом можно рассматривать как положительный показатель. Тем не менее, анализ показывает настоятельную необходимость принятия мер для дальнейшего повышения доверия и удовлетворенности сотрудников.
Система KPI была определена как особенно эффективная мера, которую считают важной 24% респондентов. Однако 18% сотрудников проявили нерешительность, что может указывать на неопределенность или отсутствие информации о существующих мерах. Кроме того, было отмечено, что, хотя моральная поддержка и наем дополнительного персонала считаются важными, они не являются главным приоритетом. Низкий интерес респондентов к возможностям карьерного роста может указывать на то, что текущие перспективы развития воспринимаются как достаточные или что область в настоящее время считается менее актуальной.
Таким образом, анализ показывает, что большинство сотрудников предпочитают решения, основанные на четкой оценке эффективности, и в то же время ожидают улучшения организации и структурирования рабочих процессов. Нерешительность части сотрудников может быть уменьшена за счет большей прозрачности и широкого распространения информации. В то же время не следует пренебрегать моральной поддержкой сотрудников, а также проблемой нехватки персонала, поскольку данные области важны для небольшой, но значительной группы. В заключение были определены конкретные проблемные области, которые следует учитывать при дальнейшем развитии системы мотивации.
Мотивация учителей является ключевым компонентом для устойчивого повышения качества преподавания и постоянного улучшения результатов обучения, при этом различные переменные мотивации могут оказывать решающее влияние на профессиональную успеваемость и долгосрочное удержание учителей на рабочем месте. Важные факторы, такие как прозрачная и справедливая система продвижения по службе, эффективные методы руководства, основанные на поддержке и признании, а также надлежащая система вознаграждения, способствуют повышению мотивации, в то время как чрезмерная рабочая нагрузка может негативно повлиять на ее эффективность.
Проведенные исследования показывают, что между соответствующими мотивационными факторами и эффективностью учителей существует значительная взаимосвязь, что позволяет понять, что целенаправленные действия по повышению мотивации могут не только способствовать индивидуальной производительности труда, но и способствовать общему качеству образовательного процесса. В связи с внедрение системы ключевых показателей эффективности (KPI) в рамках ГБОУ №. 138 является приоритетной задачей и рассматривается как стратегически важный инструмент повышения эффективности управления персоналом при одновременном повышении мотивации преподавателей.
Однако перед внедрением такой системы необходимо тщательно проанализировать основные принципы, четко определить цели и стратегии, а также выбрать подходящее программное решение, обеспечивающее комплексную автоматизацию и оптимизацию системных процессов. Ключевой показатель эффективности, то есть ключевой показатель для оценки эффективности, представляет собой поддающийся количественной оценке критерий, который можно использовать для измерения эффективности в достижении конкретных целей или результатов. В рамках ГБОУ №. 138, показатели могут быть использованы в качестве неотъемлемой части процессов планирования и мониторинга, чтобы гарантировать не только достижение целей, но и прозрачность и отслеживаемость результатов.
В рамках внедрения системы KPI запланированные целевые показатели, а также фактически достигнутые показатели регулярно документируются и анализируются, что позволяет руководству школы получить точное представление об эффективности существующих мер и потенциальных областях для улучшения. В то же время такая система создает четкие структуры и ожидания для учителей, определяя рамки их работы и делая результаты, к которым они могут стремиться, прозрачными. Внедрение системы KPI может не только значительно повысить мотивацию преподавателей, но и повысить эффективность и качество всей организации, установив четкие стандарты оценки, признания и продвижения.
В целом считаем, мероприятия эффективны и могут быть применены в организации.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021)
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021)
4. Арскиева, З. А. Гуманистическая направленность педагога как основа развития мотивации обучающихся / З. А. Арскиева, З. З. Магомедова // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 6(103). – С. 155-158.
5. Баранов, Е. В. Роль педагога в формировании мотивации обучающегося / Е. В. Баранов // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2023. – № 4(52). – С. 41-44.
6. Белобородова, Н. А. Формирование мотивации к профессиональной деятельности у педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н. А. Белобородова, В. А. Орехова, Т. С. Борисенко // Инновационная наука. – 2024. – № 7-1. – С. 92-96.
7. Битюкова С.С. Совершенствование системы мотивации персонала // Молодой ученый. - 2019. - № 15(253). - С. 187-190.
8. Бюллер, Е. А. Управление профессиональным развитием педагога как направление мотивации его труда / Е. А. Бюллер, С. К. Чиназирова, М. К. Ашинова // Управленческий учет. – 2023. – № 9. – С. 204-211.
9. Взаимосвязь профессиональной мотивации педагогов и стратегии поведения в конфликте / И. А. Коноплева, А. В. Герасимова, В. С. Коноплева, А. В. Прозоров // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2024. – № 2(68). – С. 107-114.
10. Волковец, Р. Р. Повышение мотивации педагогов на глубокую воспитательную работу с учащимися в рамках предметной и внеурочной деятельности / Р. Р. Волковец // Технологии образования. – 2024. – № 1(23). – С. 76-79.
11. Востокова, Ю. И. Особенности учебно-профессиональной мотивации студентов - будущих педагогов с разным локусом контроля / Ю. И. Востокова, И. Н. Дворникова // Вестник практической психологии образования. – 2024. – Т. 21, № 3. – С. 14-21.
12. Вышиваная, Е. Н. Особенности трудовой мотивации педагогов в условиях интеграции образовательных организаций / Е. Н. Вышиваная // Проблемы современного образования. – 2023. – № 4. – С. 153-162.
13. Галай, А. С. Диагностика мотивации профессиональной деятельности педагогов в колледже / А. С. Галай // Ratio et Natura. – 2024. – № 1(9). – С. 125.
14. Головин, Р. Б. Развитие системы мотивации персонала в корпорации / Р. Б. Головин, В. Г. Рыпалов, А. У. Бекбузаров // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – Т. 2, № 7(148). – С. 219-228.
15. Доланбеков, Г. А. Оценка влияния лидера на уровень мотивации и вовлеченности персонала: методы измерения и стратегии улучшения / Г. А. Доланбеков // Проблемы науки. – 2024. – № 5(86). – С. 36-42.
16. Домырева, Е. А. Мотивация профессиональной деятельности педагогов / Е. А. Домырева, Е. А. Черкашина // Начальная школа. – 2024. – № 5. – С. 66-70.
17. Желателев, Д. В. Мотивация профессиональной деятельности педагогов школы / Д. В. Желателев // Научное мнение. – 2024. – № 3. – С. 79-83.
18. Заруба, Л. А. Особенности системы мотивации персонала: теоретический аспект / Л. А. Заруба, З. М. Хашева, С. А. Ш. Довтаев // Вестник Академии знаний. – 2023. – № 5(58). – С. 462-467.
19. Идикова, А. Б. Искусственный интеллект как инструмент трудовой мотивации педагогов / А. Б. Идикова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2024. – № 4-2(110). – С. 39-45.
20. Исследование мотивации педагогов к наставнической деятельности в школах (на примере Санкт-Петербурга) / С. Ю. Трапицын, О. А. Граничина, Е. Н. Агапова, М. В. Жарова // Психологическая наука и образование. – 2024. – Т. 29, № 2. – С. 96-111.
21. Кожухова, Н. В. Влияние условий труда на мотивацию персонала организации / Н. В. Кожухова, Н. А. Воронцова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. – № 12. – С. 390-394.
22. Козина, Е. В. Актуальные вопросы мотивации персонала: опыт зарубежных и российских компаний / Е. В. Козина // Тенденции развития науки и образования. – 2024. – № 110-6. – С. 61-65.
23. Козловец, О. И. Мотивация персонала в процессе стратегических изменений / О. И. Козловец // Форум серия: Роль науки и образования в современном информационном обществе. – 2023. – № S1-1(30). – С. 65-67.
24. Кораблева, Г. В. Роль проблемно ориентированной мотивации педагогов в подготовке кадров для цифровой экономики / Г. В. Кораблева, А. Н. Ушаков // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 9(170). – С. 422-430.
25. Костригин, А. А. Психология мотивации современного педагога: обзор зарубежных исследований / А. А. Костригин, Н. В. Калинина // Научное мнение. – 2023. – № 11. – С. 121-126.
26. Мазилов, В. А. Особенности влияния уровня мотивации познавательной деятельности на развитие интеллектуальных способностей будущего педагога / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко // Science for Education Today. – 2024. – Т. 14, № 4. – С. 7-26.
27. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2014. - 74 с.
28. Москалев, М. В. Совершенствование системы мотивации и стимулирования труда управленческого персонала: подходы и методы / М. В. Москалев, Т. Г. Виноградова, Н. Е. Куорти // Журнал правовых и экономических исследований. – 2024. – № 1. – С. 270-276.
29. Мотивация управленческого персонала / Е. М. Кот, С. В. Петрякова, Ю. В. Малькова [и др.] // Право и управление. – 2024. – № 4. – С. 405-408.
30. Мусаткина, Ю. Ю. Научное общество педагогов в структуре политехнического колледжа: развитие мотивации и инновационной деятельности преподавателей / Ю. Ю. Мусаткина // Приднепровский научный вестник. – 2024. – Т. 9, № 1. – С. 27-31.
31. Орехова, А. Н. Мотивация педагогов школ в профориентационной деятельности / А. Н. Орехова, В. В. Кожевникова, А. М. Бадрутдинов // Казанский вестник молодых учёных. – 2024. – Т. 8, № 2. – С. 39-45.
32. Осипцов, А. В. Социально-педагогические условия в формировании у будущих педагогов мотивации к здоровому способу жизни / А. В. Осипцов, Б. А. Луцай, А. И. Кеванашвили // Проблемы современного педагогического образования. – 2024. – № 83-1. – С. 184-187.
33. Петрученко, Т. П. Система мотивации профессиональных достижений педагогов в образовательной организации / Т. П. Петрученко, А. А. Грубая // Вестник ТОГИРРО. – 2023. – № 2(51). – С. 26-28.
34. Пивторыпавло, Я. Н. К вопросу о мотивации и стимулировании персонала предприятия / Я. Н. Пивторыпавло // Наукосфера. – 2024. – № 10-1. – С. 165-169.
35. Писаревская, Н. С. Воздействие конфликтов на мотивацию деятельности персонала / Н. С. Писаревская, И. В. Толмачева // Вестник Московского Международного Университета. – 2024. – № 2(2). – С. 166-171.
36. Плахина, Л. Н. Исследование мотивации к учебной деятельности будущих педагогов профессионального обучения / Л. Н. Плахина, Н. М. Курамина // Социосфера. – 2024. – № 2. – С. 186-193.
37. Полякова, А. И. Влияние конкурсов дистанционных уроков на мотивацию педагогов к использованию цифровых образовательных ресурсов / А. И. Полякова, Е. В. Котова // Педагогический журнал. – 2023. – Т. 13, № 11-1. – С. 693-701.
38. Попова, Л. В. Управление мотивацией как фактор развития компетентности педагогов ДОО / Л. В. Попова, В. В. Федорова // Научный аспект. – 2024. – Т. 48, № 5. – С. 6516-6521.
39. Порошин А.С. Мотивация персонала: реалии и перспективы // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - No. - 1-2(71). - С. 78-81.
40. Радова А.Е. Современные методы мотивации персонала организаций // Мир педагогики и психологии. - 2021. - No. 2(55). - С. 50-55.
41. Руднова, Н. А. Особенности профессиональной мотивации педагогов дошкольных образовательных учреждений в связи с увлеченностью работой / Н. А. Руднова, Е. Н. Волкова, Д. С. Корниенко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2023. – Т. 20, № 3. – С. 650-668.
42. Савельев, А. А. Влияние мотивации и развития персонала на достижение целей стратегии управления персоналом в проектной деятельности компании / А. А. Савельев, Н. П. Тишкина // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – Т. 8, № 6(147). – С. 203-209.
43. Самарина, М. В. Современные подходы к мотивации персонала и оценке мотивационных факторов / М. В. Самарина // Молодая наука Сибири. – 2024. – № 2(24). – С. 349-357.
44. Сидаш, М. Д. Мотивация как фактор развития профессиональной мотивации педагогов / М. Д. Сидаш // Вестник науки. – 2023. – Т. 1, № 12(69). – С. 564-569.
45. Соколанова, С. И. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала в условиях цифровой трансформации общества / С. И. Соколанова, О. А. Лымарева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 11-3(105). – С. 96-99.
46. Сотченко, Д. Э. Взаимосвязь психологической гибкости и мотивации достижений педагога начальной школы / Д. Э. Сотченко // Молодежная наука: тенденции развития. – 2023. – № 4. – С. 20-25.
47. Способы мотивации персонала, способствующие удержанию персонала / Е. М. Кот, И. Ф. Пильникова, С. В. Петрякова [и др.] // Образование и право. – 2024. – № 9. – С. 320-323.
48. Старцев, А. В. Трудовая мотивация персонала как фактор повышения производительности труда / А. В. Старцев, Е. А. Карпова // Первый экономический журнал. – 2024. – № 4(346). – С. 12-23.
49. Стерлядева, Н. А. Роль социальной политики компании в формировании трудовой мотивации персонала / Н. А. Стерлядева // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. – 2023. – № 15. – С. 256-259.
50. Таропчин, А. В. Мотивация персонала как один из методов управления качеством / А. В. Таропчин, С. Ю. Мурашкова // Общество и цивилизация. – 2023. – Т. 5, № 4. – С. 84-88.
51. Управление персоналом в туристическом бизнесе: мотивация, обучение, и удержание ключевых специалистов / Д. С. Гришина, Д. С. Пашутко, А. Ю. Супрун, Р. А. Хачикян // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2024. – Т. 2. – С. 67-74.
52. Управление системой мотивацией персонала организации / А. А. Ахметгареева, Г. А. Игонин, Ю. С. Валеева, Э. И. Галимова // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 6(167). – С. 994-997.
53. Фартдинова, Д. Н. Теоретико-методологические основы совершенствования систем мотивации, оплаты и стимулирования труда персонала в образовательной организации / Д. Н. Фартдинова, Т. А. Магсумов // Решение. – 2023. – Т. 1. – С. 195-197.
54. Федеральная служба государственной статистики Росстат https://www.gks.ru (дата обращения: 20.09.2024)
55. Черемных, Н. Н. Эмпирическое исследование влияния социально-психологического климата на деятельность организации и мотивацию персонала / Н. Н. Черемных, А. Ф. Филатова // Студенческий вестник. – 2024. – № 4-2(290). – С. 5-12.
56. Чернявская, Е. И. Мотивация труда персонала: понятие, сущность, место в системе экономических отношений / Е. И. Чернявская // Академическая публицистика. – 2024. – № 10-1. – С. 203-213.
57. Четырбок, Н. П. Роль мотивации в процессе профессиональной самореализации педагогов учреждений общего среднего образования / Н. П. Четырбок // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2024. – № 1(58). – С. 29-37.
58. Шарапова, Н. С. Роль педагогов в стимулировании мотивации учащихся / Н. С. Шарапова // Мир педагогики и психологии. – 2024. – № 7(96). – С. 33-38.
59. Юшкова, Н. Б. Профессиональные подходы в работе педагога-психолога по проблеме влияния мотивации на психоэмоциональное состояние учащихся 5-8-х классов / Н. Б. Юшкова // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2023. – № 4. – С. 87-90.
60. Ahmad A., Muhammad A., Khaled A., Barween A., Haitham A., Salima H., Sulieman A. The effect of electronic human resources management on organizational health of telecommunications companies in Jordan // International Journal of Data and Network Science. 2022, no. 6, рр. 429-438.
61. Asikhia O., Ogunode O., Oladipo S. Effective Management Decision Making and Organisational Excellence: A Theoretical Review // The International Journal of Business & Management. 2021, no. 9(1), рр. 144-150.
62. Batovrina E., Oparina N., Cherniaeva G. Modern HR Analytics: Digital Opportunities in Assessing the Effectiveness of Personnel Management // Lecture Notes in Networks and Systems book series. 2022, vol. Р. 380.
63. Bykova A., Lobza A., Gavrysh J., Soroka I., Karpenko Y. The Effectiveness of Bonus Payment as a Financial Incentive for Top Management // WSEAS Transactions on Business and Economics. 2022, no. 19, рр. 1476-1492.
64. Effective motivation, effective personnel management in rehabilitation centers of Kazakhstan / K. Sh. Syzdykova, Sh. R. Karbetova, A. A. Maukenova, Z. R. Karbetova // Вестник университета Туран. – 2023. – No. 4(100). – P. 134-146.
65. Fukai, T. Comparative analysis of current trends in staff motivation / T. Fukai, A. D. Issakhan // Central Asian Economic Review. – 2024. – No. 1(154). – P. 92-102.
66. Kabene S.M., Orchard C., Howard J.M., Soriano M.A., Leduc R. The importance of human resources management in health care: a global context // Human Resources for Health. 2006, no. 4, р. 20.
67. Karpova, E. G. Topical issues of motivation and stimulation of the work activity of the organization's personnel / E. G. Karpova, N. Yu. Andriyanov // Labour and Social Relations Journal. – 2023. – Vol. 34, No. 6. – P. 105-111.
68. Kussainova, R. E. Motivation as a tool for attracting young university teachers to innovative activities / R. E. Kussainova, N. S. Kassymbekova, A. B. Kaliyeva // Bulletin of the L.N. Gumilyov Eurasian National University. Pedagogy. Psychology. Sociology Series. – 2024. – No. 1(146). – P. 171-186.
69. Nagornov, D. S. Motivation of personnel in the economic security system / D. S. Nagornov // Human. Society. Inclusion (Supplement). – 2023. – No. S1-2. – P. 515-517.
70. Promoting Creative Professional Behavior of Future Educators: The Role of Social Capital, Motivation and Self-Efficacy / I. N. Saputro, T. Mahfud, A. I. Sari, Sukatiman // Integration of Education. – 2023. – Vol. 27, No. 3(112). – P. 390-402.
71. Rauandina, G. Actual Methods and Methods Motivation as the Main Element of the Personnel Management System / G. Rauandina, G. Narzullaeva, A. Siyazbek // Труды университета. – 2024. – No. 2(95). – P. 382-387.
72. Sami A., Murad S., Rawan O.D., Samer H. The impact of digital HRM on employee performance through employee motivation // International Journal of Data and Network Science. 2022, no. 7(1), рр. 275- 282.
73. Tonkonog V.V. Analysis of social security measures for customs officials [Анализ мер социального обеспечения должностных лиц таможенных органов]. Labour and Social Relations. 2022. Vol. 33. Issue. 4. P. 150-162.