Психодиагностика когнитивных и эмоциональных особенностей подростков, испытывающих трудности в учебной деятельности (Пятигорский Государственный Университет)
1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР КОГНИТИВНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…6
3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА………12
3.1 Результаты по методикам диагностики эмоционального интеллекта и способности к контролю эмоций…………………………………………… 12
3.2 Результаты по методике диагностики когнитивных ошибок……… 17
4. РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………………. 21
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 24
6. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………… 25
7. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………… 27
Актуальность темы исследования состоит в том, что современная жизнь, производственные процессы и социальная среда предъявляют человеку высокие требования. Развитие общества и личности невозможно без постоянного обучения. Оно является одним из основополагающих элементов современной системы образования.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет обучение как целенаправленный процесс, направленный на организацию учебной деятельности, в ходе которой обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретают опыт практической деятельности, развивают свои способности, учатся применять знания в повседневной жизни и формируют мотивацию к постоянному получению образования.
Благодаря этому процессу выпускники образовательных учреждений получают необходимые знания, умения, навыки и компетенции, которые помогают им успешно функционировать в обществе.
Проблемы, возникающие при обучении в школе, отмечают у 15-40%
школьников (Вострокнутов Н.В., 1995). Тем не менее, сегодня статистика
свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между
различными категориями отклонений в развитии в пределах основных
возрастных групп. По данным Боряковой Н.Ю. в детском возрасте в рамках
проблемного развития более 40% составляют образовательные затруднения,
более 20% - нарушения интеллекта, около 20% - нарушения речи, остальные
нарушения в совокупности составляют менее 20%.
Цель проекта: выявить когнитивные и эмоциональные особенности подростов, имеющих трудности в учебной деятельности.
Задачи проекта:
1. Произвести анализ источников по теме когнитивные и эмоциональные особенностей подростков, испытывающих трудности в учебной деятельности;
2. Исследовать когнитивные и эмоциональные компоненты учебной деятельности подростков;
3. Подобрать психодиагностический инструментарий;
4. Провести исследования эмоционального и когнитивного элемента учебной деятельности подростков;
5. Проанализировать результаты диагностики учащихся старших классов;
6. Разработать рекомендации по улучшению учебной динамики путем работы с эмоциональным и когнитивным компонентом учебной деятельности.
Обоснование научной новизны проекта заключается в интеграции изучения когнитивных и эмоциональных аспектов, что позволяет глубже понять причины учебных затруднений. Применение современных методик диагностики предоставляет уникальную возможность оценить взаимосвязь этих двух сфер, что ранее исследовалось недостаточно. Фокус на специфической группе подростков дает возможность разработать целенаправленные интервенции, способствующие улучшению их учебной успеваемости. Кроме того, результаты исследования могут быть полезны для педагогической практики, предлагая новые подходы к поддержке учеников старших классов с трудностями в обучении. Такой комплексный подход делает проект актуальным и значимым для психологии и образования.
Теоретическая и практическая значимость проекта:
Проект имеет высокую теоретическую и практическую значимость. Теоретически он способствует углубленному пониманию взаимосвязей между когнитивным развитием, эмоциональными особенностями и успехами в обучении, обогащая научные представления об особенностях подросткового возраста.
Практическое значение заключается в разработке индивидуальных подходов к поддержке учащихся, испытывающих сложности, что позволяет повысить их успеваемость и снизить уровень школьной дезадаптации.
Результаты диагностики помогут педагогам и родителям лучше понимать причины трудностей и корректировать учебные стратегии, создавая условия для гармоничного развития подростков. Кроме того, проект способствует профилактике эмоциональных нарушений и повышению мотивации к обучению, что положительно сказывается на общем благополучии школьников.
Целевой аудиторией проекта являются преподаватели, учащиеся старших классов и их родители.
Влияние когнитивной и эмоциональной сферы на учебную деятельность подростка является ключевым аспектом их общего развития, что подтверждается результатами различных методик. Средний уровень эмоционального интеллекта, выявленный по методике Д.В. ЭмИи Люсина, свидетельствует о способности подростка осознавать и выражать свои эмоции, а также понимать эмоциональное состояние окружающих. Эти навыки способствуют успешному взаимодействию и сотрудничеству в учебной среде, повышая коммуникативные качества и создавая позитивную атмосферу для обучения.
С другой стороны, результаты по методике «Регулирование эмоций» Марка Девиса также показывают, что подросток обладает базовыми навыками в регулировании собственных и чужих эмоций, что является важным для управления стрессом и эмоциональным комфортом в учебной деятельности. Однако наличие трудностей с когнитивными ошибками, выявленных с помощью опросника CMQ Артура Фримана и Роуза Девульфа, указывает на препятствия в восприятии самооценки и окружающего мира, которые могут затруднять обучение и принятие решений.
Таким образом, гармоничное развитие как эмоциональной, так и когнитивной сферы является решающим для повышения успеваемости и формирования уверенности у подростков. Важно учитывать взаимодействие этих аспектов в образовательных программах, чтобы создать условия для полноценного обучения и всестороннего развития учащихся. Это позволит подросткам более эффективно преодолевать учебные вызовы и формировать здоровую самооценку, что в итоге способствует их социальной и академической успеху.
1. Ахметова, Л.В. Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сферы личности учащихся [Текст] / Л.В. Ахметова. – Вестник ТГПУ Выпуск 2 (53). Психология. 2012 – С. 34-39.
2. Бобров А. Е, Файзрахманова Е. В.. Опросник когнитивных ошибок как инструмент оценки компонентов патологической тревоги // Доктор.Ру. Неврология Психиатрия, 2017. №8
3. Вострокнутов, Н.В. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков [Текст] / Н.В. Вострокнутов //Материалы всероссийской научно-практической конференции: Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации. М., 1995 С. 8-11
4. Выготский Л.С.Вопросы детской психологии [Текст]/Л.С. Выготский. – М., Аспект-Пресс, 2012 – 224 с. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М.: «Академия»,2004 544 с.
5. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапномформировании умственных действий Текст / П. Я. Гальперин. Исследования мышления в советской психологии. М., 1966 – С.272-317
6. Горскова, Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру / Г.Г. Горскова / Ананьевскиечтения: Тез. науч.-практ. конф. СПб., 1999 С. 212-119.
7. Гоулман, Д. Деструктивные эмоции // Пер. с англ. О.Г. Белошеев. -Минск., ООО «Попурри», 2005 672 с.
8. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологичеая диагностика. 2006.№ 4. С. 3 – 22.
9. Марк Дэвис. Проверьте свой EQ. Умны ли вы эмоционально? М.: Рипол Классик, 2006
10. Платонов,К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учеб.пособие / К. К. Платонов. - М.: Высшая школа, 1984 176 с.
11. Савенков, А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как
предикторы жизненного успеха // Методический семинар.2006№1(6). С.30 –38
12. Тарабакина, Л.В. Эмоциональное развитие подростка. - М.: Прометей, 2011 516с.
13. Фриман Артур Девульф, Роуз. Десять глупейших ошибок, которые совершают люди. СПб.: Питер, 2011
14. Худаева М.Ю. Соотношение между самооценкой и уровнем
15. притязаний как индикатор развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте // Вестник ГУУ. 2014 №9. [Электронный ресурс]https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-mezhdu-samootsenkoy-i-