Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника во внеурочной деятельности (Тольяттинский государственный университет)

Работа №160659

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы40
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит теоретический характер.

Введение 3
1 Особенности развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника 7
1.1 Понятие ценностно–смысловой сферы личности 7
1.2 Компоненты ценностно-смысловой сферы личности 11
1.3 Психолого-педагогические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника 14
2 Внеурочная деятельность, как средство развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника 19
2.1 Сущность внеурочной деятельности 19
2.2 Роль внеурочной деятельности в развитии ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника 23
2.3 Формы организации внеурочной деятельности для развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника 30
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет цели, которые учащиеся должны достичь по завершении основной образовательной программы начальной школы. Эти цели распределены по трем областям: развитие личности, умения работать межпредметно и освоение конкретных предметов.
Личностные результаты включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. [1]
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражающие целевые установки системы начального общего образования, одним из которых является: развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма. [2]
Духовно-нравственное развитие личности осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формируются способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству и т.д. [3]
Многие ученые-психологи подчеркивают, что ценностно-смысловая сфера обусловливается социальными представлениями человека, так как нормы, выдвигаемые социумом, являются одним из важнейших источников ее формирования и развития.
В младшем школьном возрасте закладываются основные общественные нормы, усиливается процесс социализации личности ребёнка, в связи с этим происходит развитие ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника, как одной из основных характеристик личности. Младший школьный возраст является этапом усвоения правил и норм общения; становления самостоятельности и трудолюбия; закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека; перехода ребёнка на новый уровень развития. Обучающиеся младшего школьного возраста включаются в новую систему отношений. [27]
Как отмечает М.Р. Битянова «частью глобального кризиса, переживаемого человечеством на рубеже веков, можно считать кризис в области теории и практики воспитания. Он проявляется на всех уровнях: ценностно-смысловом, целевом, содержательном, технологическом, результативном». [24]
В современной системе образования стоит проблема формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности младших школьников, а также проблема выбора видов деятельности. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды школьной деятельности, кроме учебной, предоставляя возможность эффективно влиять на их воспитание и социализацию.
Следовательно, возникает вопрос организации внеклассной деятельности с целью развития ценностно-смысловой сферы личности детей младшего школьного возраста.
В соответствии с обозначенной актуальностью была сформулирована тема исследования «Развитие ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника во внеурочной деятельности».
Объект исследования – процесс развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника.
Предмет – внеурочная деятельность, как средство развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника.
Цель: раскрыть особенности развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника во внеурочной деятельности.
На основе поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) охарактеризовать особенности развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника;
2) раскрыть понятие ценностно-смысловой сферы личности обучающегося младшего школьного возраста;
3) охарактеризовать роль внеурочной деятельности в развитии ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования:
1. По этапам поиска:
– метод отбора материала;
– метод теоретической интерпретации.
2. По уровню проникновения в сущность:
– изучение литературы;
– анализ и синтез;
– абстрагирование и конкретизация.
3. Практические методы:
– сбор данных;
– наблюдение.
Теоретической основой исследования являются работы: Алексеевой В.Г., Беляева И.А., Закревской О.В., Камбарова К.У., Здравомыслова А.Г. и Ядова В.А., Леонтьева Д.А., Василюк Ф.Е., Леонтьева А.Н., Маслоу А., Шарова А.С., Серого А.В и Яницкого М.С., Холодковой О.Г., Ольховой А.В., Сергеевой Б.В.
Исследование построено на основе анализа нормативно-правовой базы регламентирующую внеурочную деятельность: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, письмо Минобрнауки России от 18.08.2017г. №09-1672 «О направлении методических рекомендаций» и «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности», пособие для учителя (Методический конструктор Д.В. Григорьева, П.В. Степанова), а также исследование современных авторов: Холодковой О.Г., Камбарова К.У., Беляева И.А., Закревской О.В., Ольховой А.В., Сергеевой Б.В.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет цели, которые учащиеся должны достичь по завершении основной образовательной программы начальной школы. Эти цели распределены по трем областям: развитие личности, умения работать межпредметно и освоение конкретных предметов.
Внеурочной деятельностью в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и решение задач воспитания и социализации обучающихся.
При разработке образовательных программ важно учитывать разнообразные направления внеурочной деятельности как ключевые ориентиры. Каждое направление отражает определенные интересы, и каждый ученик имеет право выбирать то, что ему ближе. Поэтому важно основывать разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников на различных видах деятельности.
Формирование ценностно-смысловой сферы складывается на протяжении всей жизни человека. Ценностные ориентации определяют смысл жизни человека, указывая, что для него является особенно важным, значимым.
Одним из значимых факторов формирования ценностных ориентаций, представлений, ценностей и идеалов в этом плане является воспитание. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания.
Обучение ребенка в школе открывает широкие возможности для его участия в разнообразных практических и социально значимых занятиях. Через активную деятельность человек осваивает накопленный обществом опыт, демонстрирует свои знания и умения. Именно поэтому важно, чтобы ученик был вовлечен в деятельность, которая способствует развитию его ценностей, смыслового восприятия мира и формированию других ключевых навыков.
Целью данной работы являлось раскрытие особенностей развития ценностно-смысловой сферы личности обучающихся начального общего образования во внеурочной деятельности.
Считаем, что цель данной работы достигнута, задачи реализованы.



1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с измен.и доп. на 2015г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33с. – (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-025287-4.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-026339-9.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2.
4. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017г. №09-1672 «О направлении методических рекомендаций» и «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-025672-8.
6. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст] / В.Г. Алексеева // Психол. журн. 1984. – Т. 5. – № 5. – С. 63-70.
7. Беляев И. А. Исследование ценностных ориентаций [Текст] / И. А. Беляев // Вестник ОГУ. – 2004.
8. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский – Москва : Педагогика, 1989. – 560 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 398 с.
10. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.
11. Гаврилюк В.В., Трикоз, Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социс. – 2008. – №1. – С. 96-105.
12. Закревская О.В. Особенности развития ценностно-смысловой сферы старших подростков [Электронный ресурс] / О.В. Закревская // Современные проблемы науки и образования.-2014.-№3.
13. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т.П. — М., 1965.
14. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии [Текст] / Б.В. Зейгарник. – М., 2009. – 128 с.
15. Камбарова К.У. Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры личности // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1808-1810.
16. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. – 3е изд., доп. – М.: Смысл, 2010. – 511 с.
17. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека: статья // Вопросы психологии. 2007. // Вестник педагогических инноваций. – 2009. – № 1. – С. 18–34.
18. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2013. – 352 с.
19. Мерлин В.С. Психология индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. – М.,2009. – 544 с.
20. Ольхова А.В., Сергеева Б.В. Методы и формы организации внеурочной деятельности социально-творческого направления для формирования общественных ценностей у младших школьников // научное обозрение. Педагогические науки. – 2017.
21. Роджерc К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2009. – 480 с.
22. Российская педагогическая энциклопедия.- М.: 1993. - с.151.
23. Серый А.В. Ценностно-смысловая сфера личности [Текст] : учебное пособие / А.В. Серый, М.С. Яницкий. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 1999. – 92 с.
24. Статья «Ценностный аспект современного образования» [Электронный ресурс]: Методическая копилка М.Р. Битяновой – Режим доступа: -http://www.tochkapsy.ru/1947 - 30.11.2012.
25. Фромм Э. Психоанализ и этика [Текст] / Э. Фромм. – М., 2011. – 415 с.
26. Франкл В. Человек в поисках смысла [Текст]: Сборник: Пер. с англ. И нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
27. Холодкова О. Г. Психология детей младшего школьного возраста [Текст] / О.Г. Холодкова, Е. А. Манакова : учеб. пособие. – Барнаул : 2014.
28. Холодкова О. Г. К проблеме развития нравственных ценностей младших школьников [Текст] / О.Г. Холодкова, С.М. Малохвей // Мир науки, культуры, образования. – 2014.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ