Особенности правосознания несовершеннолетних. Методика формирования адекватных правовых представлений и оценок на уроках обществознания в школе
|
Введение 5
Глава I. Уровень и особенности правовых знаний и представлений подростков
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков 15
1.2. Уровень и особенности правовых знаний и представлений
школьников (результаты социологического исследования) 20
Глава II. Методические основы правового обучения и воспитания
2.1. Эффективные организационно-методические средства правового
обучения и воспитания в условиях современного ФГОС 30
2.2. Методическая модель организации урока обществознания по
формированию правосознания школьников 51
2.3. Зарубежный опыт правового воспитания 70
Заключение 76
Приложение № 1 80
Приложение № 2 105
Список использованных источников и литературы 111
Глава I. Уровень и особенности правовых знаний и представлений подростков
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков 15
1.2. Уровень и особенности правовых знаний и представлений
школьников (результаты социологического исследования) 20
Глава II. Методические основы правового обучения и воспитания
2.1. Эффективные организационно-методические средства правового
обучения и воспитания в условиях современного ФГОС 30
2.2. Методическая модель организации урока обществознания по
формированию правосознания школьников 51
2.3. Зарубежный опыт правового воспитания 70
Заключение 76
Приложение № 1 80
Приложение № 2 105
Список использованных источников и литературы 111
Конституция РФ 1993 года закрепила положение, что Россия - демократическое, правовое государство1. Важнейшим принципом такого государства является верховенство права. Как воспитать личность, которая, обладая адекватным правосознанием, высоким уровнем гражданской культуры, будет ответственно и сознательно участвовать в реализации принципов демократического правового государства? Какой должна быть система современного образования, чтобы каждый человек уже с юных лет не только знал закон, но и умел его применять, осознавал последствия его нарушения как для себя в частности, так и для общества в целом. Школа является важнейшим социальным институтом образования, играет большую роль в становлении личности, формирует правовую компетентность учащихся.
По данным прокуратуры, несовершеннолетние в России ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тысяч преступлений. Так, в 2019 году несовершеннолетними совершено 41,5 тыс. уголовно наказуемых деяний. Большинство подростков (83%) совершили преступления против собственности, 8% - против жизни и здоровья и более 4 % - преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Всё чаще несовершеннолетние совершают деяния насильственного характера, тяжкие и особо тяжкие преступления. Ситуация сложная, в прошлом году на учет подразделениями по делам несовершеннолетних поставлено 145 тысяч подростков. Более 70 тысяч совершили административные правонарушения, не достигнув 16-летнего возраста. Несовершеннолетние чаще чем для взрослые совершают групповые преступления (почти половина несовершеннолетних, совершивших преступления, действовали в группе).
Беспокойство вызывает статистика преступлений в отношении детей. В 2019 году количество таких уголовно наказуемых деяний, по сравнению с 2018 годом, увеличилось на 3,4% - с 96,1 тыс. до примерно 99,4 тыс. Пострадало 107 571 детей, в том числе в возрасте до 14 лет - 66 048 человек.
Актуальность данной темы исследования обусловлена рядом обстоятельств:
1. С ранних лет необходимо приобщать детей к ценностям права, формировать у них опыт социально полезного и позитивного поведения в правовой сфере, только в этом случае соблюдение законности и правопорядка станет неотъемлемой частью всей их жизни.
2. К сожалению, влияние окружающей среды, деятельность СМИ на сегодня позволяют подросткам истолковывать происходящие события под влиянием сиюминутных настроений, а не с правовой точки зрения, проявляется недоверие к институту права в целом, нигилизм, стремление обойти закон.
3. Правовое пространство, законы находятся в постоянном развитии, совершенствовании, а это требует и внимательного, кропотливого, динамического изучения права со школьной скамьи, и, особенно, работу следует вести с подростками, старшеклассниками.
4. Гуманизация законодательства, особенно уголовного, подразумевает целенаправленное повышение уровня правовой воспитанности учащихся всеми доступными средствами.
5. Накоплен большой педагогический и методический опыт работы в области правового образования школьников, необходимо обобщить и систематизировать его, выделить проблемные зоны и разрабатывать новые, соответствующие времени эффективные средства формирования адекватных правовых оценок и представлений.
Итак, первостепенной целью правового образования школьников является формирование «правового сознания». Что такое «правовое сознание»? Это отношение людей к праву, «осознание ими ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует естественному праву, правовым ценностям и идеалам. Надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляется в законопослушании, в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации» .
Старший школьный возраст - непростое время выбора дальнейших путей образования, время вступления в большую жизнь. В этот период подростки уже имеют определенный жизненный опыт, в том числе опыт правовых отношений как положительный, так и негативный. Осмысление такого опыта приобретает для ребенка актуальность, имеет личностный смысл. Как в это время важна своевременная, грамотная разъяснительная деятельность педагогов в области правовой действительности, помощь в анализе субъективного опыта участия в правоотношениях несовершеннолетних (негативного в том числе)!
Акцент в работе по правовому образованию делается на признании ценности прав человека, воспитании в человеке чувства собственного достоинства, осознании своих прав, умении их реализовать и защитить, уважении прав других людей.
В школе реализуются различные активные и интерактивные методики, педагогические технологии, применяются способы формирования критического мышления, собственной активной позиции учащихся. Дети учатся дискутировать, понимать смысл и значимость правовых норм, руководствоваться в поступках правовыми установками. Опыт школьного учителя позволяет говорить и о позитивных результатах, достижениях в сфере правового образования, но и о проблемах в формировании у учащихся потребности знать и соблюдать закон.
Объект исследования - правосознание несовершеннолетних, его особенности.
Предмет исследования - методы формирования правосознания несовершеннолетних подростков в рамках школьных уроков обществознания/права.
Степень научной разработанности темы
Проблеме формирования правосознания несовершеннолетних в современной России посвящена обширная литература, авторы рассматривают теоретические и практические аспекты данного вопроса, возможные меры социально-профилактического характера, которые могут предотвратить совершение правонарушений подростками.
Так, Смолова Т.Ю. в работе «Правосознание несовершеннолетних: теоретико-правовой аспект» рассматривает такие вопросы как: мотивация поведения несовершеннолетних, причины отклоняющегося поведения в молодежной среде, пути повышения правосознания несовершеннолетних. В качестве ведущих причин девиантного поведения несовершеннолетних выделены: недостаточность уровня правовых знаний, повышенная склонность к групповому конформизму и групповой идентификации.
Тутатчикова А.М.1подчеркивает, что подростковый возраст резко отличается от всех других этапов жизни человека и подробно анализирует физические изменения (изменение моторики, центральной нервной системы, головного мозга, половое созревание), интеллектуальное развитие подростка (развитие мышления, памяти). Рассматривает изменение структуры самосознания подростка в неразрывном единстве трех сторон: когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регулятивной (образ Я). На основе результатов опросов подростков делает выводы о понимании правовой ответственности несовершеннолетними, роли мотива, групповых ценностей, объективной оценке общественной опасности содеянного и тяжести последствий.
Шабанова А.Д. в работе «Формирование правосознания у подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» обращает внимание на особую направленность способов педагогического воздействия на подростков: стремление вырастить новый опыт, создать его вместе с воспитанником (метод «критического мышления»), а не объяснить, убедить, привить, важность использования личного опыта несовершеннолетних.
В статье Э. А. Галиевой «Формирование правового сознания учащихся в процессе правового воспитания»1 обращено внимание на психологическую атмосферу отношений между преподавателем и обучающимися. Пишет о важности диагностики для определения особенностей класса и каждого учащегося в отдельности, о необходимости индивидуального подхода к каждому подростку.
Климкина Ю. А. отмечает, что основная ответственность по освещению правовых аспектов лежит непосредственно на работниках образовательных организаций и от их уровня правового сознания зависит уровень правового сознания ребенка.
Певцова Е.А. пишет о в структуре правосознания школьников, наряду с научным и обыденным уровнями, выделяет практический уровень. Считает необходимым включение обязательных правовых курсов в учебные планы школ, введение государственного контроля за качеством образования в части проверки правовой информированности выпускников школ; пересмотр сложившихся требований и параметров сбора, обработки и представления информации о состоянии правосознания и др.
Таким образом, несмотря на то, что в результате изучения литературы по интересующей нас теме, можно сделать вывод, что проблема формирования правосознания несовершеннолетних в современной России исследована широко и многоаспектно, но при этом требует дальнейшего детального рассмотрения.
Цель - создать целостную картину школьного урока обществознания/права, в условиях которого будет происходить формирование адекватных правовых оценок и представлений школьников.
Задачи:
1. В ходе анкетирования исследовать уровень правовых знаний и представлений школьников подростков;
2. Изучить литературу по теме «Формирование правосознания несовершеннолетних в современной России»;
3. Выделить наиболее эффективные организационно-методические средства урока обществознания/права по ФГОС;
4. Выявить наиболее успешные формы и методы правового образования школьников в зарубежной педагогике, которые могут быть использованы в совершенствовании отечественной системы образования;
В ходе диссертационного исследования были использованы общенаучные методы: компаративный, структурно-функциональный, проблемно-ориентированный, статистический.
В качестве источниковой базы использованы нормативные правовые документы Российской Федерации (Конституция РФ, «Закон об образовании в РФ»1, ФГОС второго поколения ), важное место занимают материалы, полученные в ходе социологического исследования среди старшеклассников МБОУ СОШ № 68 города Пензы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Для наиболее успешного формирования адекватного правового сознания школьников необходимо переходить на преимущественно тьюторский способ преподавания права, позволяющий повысить самостоятельность обучающихся в освоении знаний и их ответственность за принятие решений.
2. Наибольшая эффективность решения задач правового воспитания достигается за счет широкого применения активных и интерактивных методов и технологий обучения.
3. Решению задач правового воспитания, формирования адекватного требованиям общества правового сознания в наибольшей степени соответствует практико-ориентированный подход к обучению. Задача учителя - строить учебный процесс в тесной связи с практикой применения полученных школьниками знаний.
4. Недостаточный общий уровень правовой культуры населения ведет к воспроизводству аналогичного уровня в подрастающем поколении, что делает актуальным расширение границ влияния школы: диктует необходимость правового просвещения родителей.
5. Изменения в законодательстве, постоянное совершенствование технологий обучения и воспитания требуют создания в регионах системы повышения квалификации учителя обществознания и права, основанной на тесном взаимодействии общеобразовательной и высшей школы.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что с учетом современных требований ФГОС проведена систематизации методов формирования адекватных правовых представлений и оценок школьников на уроках обществознания, оценка их эффективности.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в составлении алгоритма современного урока по праву в соответствии с требованиями ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, в подборе наиболее эффективных методов правового образования в рамках урока обществознания/права в общеобразовательной школе, что позволит педагогам выстроить свою работу с несовершеннолетними в данном направлении.
По данным прокуратуры, несовершеннолетние в России ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тысяч преступлений. Так, в 2019 году несовершеннолетними совершено 41,5 тыс. уголовно наказуемых деяний. Большинство подростков (83%) совершили преступления против собственности, 8% - против жизни и здоровья и более 4 % - преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Всё чаще несовершеннолетние совершают деяния насильственного характера, тяжкие и особо тяжкие преступления. Ситуация сложная, в прошлом году на учет подразделениями по делам несовершеннолетних поставлено 145 тысяч подростков. Более 70 тысяч совершили административные правонарушения, не достигнув 16-летнего возраста. Несовершеннолетние чаще чем для взрослые совершают групповые преступления (почти половина несовершеннолетних, совершивших преступления, действовали в группе).
Беспокойство вызывает статистика преступлений в отношении детей. В 2019 году количество таких уголовно наказуемых деяний, по сравнению с 2018 годом, увеличилось на 3,4% - с 96,1 тыс. до примерно 99,4 тыс. Пострадало 107 571 детей, в том числе в возрасте до 14 лет - 66 048 человек.
Актуальность данной темы исследования обусловлена рядом обстоятельств:
1. С ранних лет необходимо приобщать детей к ценностям права, формировать у них опыт социально полезного и позитивного поведения в правовой сфере, только в этом случае соблюдение законности и правопорядка станет неотъемлемой частью всей их жизни.
2. К сожалению, влияние окружающей среды, деятельность СМИ на сегодня позволяют подросткам истолковывать происходящие события под влиянием сиюминутных настроений, а не с правовой точки зрения, проявляется недоверие к институту права в целом, нигилизм, стремление обойти закон.
3. Правовое пространство, законы находятся в постоянном развитии, совершенствовании, а это требует и внимательного, кропотливого, динамического изучения права со школьной скамьи, и, особенно, работу следует вести с подростками, старшеклассниками.
4. Гуманизация законодательства, особенно уголовного, подразумевает целенаправленное повышение уровня правовой воспитанности учащихся всеми доступными средствами.
5. Накоплен большой педагогический и методический опыт работы в области правового образования школьников, необходимо обобщить и систематизировать его, выделить проблемные зоны и разрабатывать новые, соответствующие времени эффективные средства формирования адекватных правовых оценок и представлений.
Итак, первостепенной целью правового образования школьников является формирование «правового сознания». Что такое «правовое сознание»? Это отношение людей к праву, «осознание ими ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует естественному праву, правовым ценностям и идеалам. Надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляется в законопослушании, в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации» .
Старший школьный возраст - непростое время выбора дальнейших путей образования, время вступления в большую жизнь. В этот период подростки уже имеют определенный жизненный опыт, в том числе опыт правовых отношений как положительный, так и негативный. Осмысление такого опыта приобретает для ребенка актуальность, имеет личностный смысл. Как в это время важна своевременная, грамотная разъяснительная деятельность педагогов в области правовой действительности, помощь в анализе субъективного опыта участия в правоотношениях несовершеннолетних (негативного в том числе)!
Акцент в работе по правовому образованию делается на признании ценности прав человека, воспитании в человеке чувства собственного достоинства, осознании своих прав, умении их реализовать и защитить, уважении прав других людей.
В школе реализуются различные активные и интерактивные методики, педагогические технологии, применяются способы формирования критического мышления, собственной активной позиции учащихся. Дети учатся дискутировать, понимать смысл и значимость правовых норм, руководствоваться в поступках правовыми установками. Опыт школьного учителя позволяет говорить и о позитивных результатах, достижениях в сфере правового образования, но и о проблемах в формировании у учащихся потребности знать и соблюдать закон.
Объект исследования - правосознание несовершеннолетних, его особенности.
Предмет исследования - методы формирования правосознания несовершеннолетних подростков в рамках школьных уроков обществознания/права.
Степень научной разработанности темы
Проблеме формирования правосознания несовершеннолетних в современной России посвящена обширная литература, авторы рассматривают теоретические и практические аспекты данного вопроса, возможные меры социально-профилактического характера, которые могут предотвратить совершение правонарушений подростками.
Так, Смолова Т.Ю. в работе «Правосознание несовершеннолетних: теоретико-правовой аспект» рассматривает такие вопросы как: мотивация поведения несовершеннолетних, причины отклоняющегося поведения в молодежной среде, пути повышения правосознания несовершеннолетних. В качестве ведущих причин девиантного поведения несовершеннолетних выделены: недостаточность уровня правовых знаний, повышенная склонность к групповому конформизму и групповой идентификации.
Тутатчикова А.М.1подчеркивает, что подростковый возраст резко отличается от всех других этапов жизни человека и подробно анализирует физические изменения (изменение моторики, центральной нервной системы, головного мозга, половое созревание), интеллектуальное развитие подростка (развитие мышления, памяти). Рассматривает изменение структуры самосознания подростка в неразрывном единстве трех сторон: когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регулятивной (образ Я). На основе результатов опросов подростков делает выводы о понимании правовой ответственности несовершеннолетними, роли мотива, групповых ценностей, объективной оценке общественной опасности содеянного и тяжести последствий.
Шабанова А.Д. в работе «Формирование правосознания у подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» обращает внимание на особую направленность способов педагогического воздействия на подростков: стремление вырастить новый опыт, создать его вместе с воспитанником (метод «критического мышления»), а не объяснить, убедить, привить, важность использования личного опыта несовершеннолетних.
В статье Э. А. Галиевой «Формирование правового сознания учащихся в процессе правового воспитания»1 обращено внимание на психологическую атмосферу отношений между преподавателем и обучающимися. Пишет о важности диагностики для определения особенностей класса и каждого учащегося в отдельности, о необходимости индивидуального подхода к каждому подростку.
Климкина Ю. А. отмечает, что основная ответственность по освещению правовых аспектов лежит непосредственно на работниках образовательных организаций и от их уровня правового сознания зависит уровень правового сознания ребенка.
Певцова Е.А. пишет о в структуре правосознания школьников, наряду с научным и обыденным уровнями, выделяет практический уровень. Считает необходимым включение обязательных правовых курсов в учебные планы школ, введение государственного контроля за качеством образования в части проверки правовой информированности выпускников школ; пересмотр сложившихся требований и параметров сбора, обработки и представления информации о состоянии правосознания и др.
Таким образом, несмотря на то, что в результате изучения литературы по интересующей нас теме, можно сделать вывод, что проблема формирования правосознания несовершеннолетних в современной России исследована широко и многоаспектно, но при этом требует дальнейшего детального рассмотрения.
Цель - создать целостную картину школьного урока обществознания/права, в условиях которого будет происходить формирование адекватных правовых оценок и представлений школьников.
Задачи:
1. В ходе анкетирования исследовать уровень правовых знаний и представлений школьников подростков;
2. Изучить литературу по теме «Формирование правосознания несовершеннолетних в современной России»;
3. Выделить наиболее эффективные организационно-методические средства урока обществознания/права по ФГОС;
4. Выявить наиболее успешные формы и методы правового образования школьников в зарубежной педагогике, которые могут быть использованы в совершенствовании отечественной системы образования;
В ходе диссертационного исследования были использованы общенаучные методы: компаративный, структурно-функциональный, проблемно-ориентированный, статистический.
В качестве источниковой базы использованы нормативные правовые документы Российской Федерации (Конституция РФ, «Закон об образовании в РФ»1, ФГОС второго поколения ), важное место занимают материалы, полученные в ходе социологического исследования среди старшеклассников МБОУ СОШ № 68 города Пензы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Для наиболее успешного формирования адекватного правового сознания школьников необходимо переходить на преимущественно тьюторский способ преподавания права, позволяющий повысить самостоятельность обучающихся в освоении знаний и их ответственность за принятие решений.
2. Наибольшая эффективность решения задач правового воспитания достигается за счет широкого применения активных и интерактивных методов и технологий обучения.
3. Решению задач правового воспитания, формирования адекватного требованиям общества правового сознания в наибольшей степени соответствует практико-ориентированный подход к обучению. Задача учителя - строить учебный процесс в тесной связи с практикой применения полученных школьниками знаний.
4. Недостаточный общий уровень правовой культуры населения ведет к воспроизводству аналогичного уровня в подрастающем поколении, что делает актуальным расширение границ влияния школы: диктует необходимость правового просвещения родителей.
5. Изменения в законодательстве, постоянное совершенствование технологий обучения и воспитания требуют создания в регионах системы повышения квалификации учителя обществознания и права, основанной на тесном взаимодействии общеобразовательной и высшей школы.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что с учетом современных требований ФГОС проведена систематизации методов формирования адекватных правовых представлений и оценок школьников на уроках обществознания, оценка их эффективности.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в составлении алгоритма современного урока по праву в соответствии с требованиями ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, в подборе наиболее эффективных методов правового образования в рамках урока обществознания/права в общеобразовательной школе, что позволит педагогам выстроить свою работу с несовершеннолетними в данном направлении.
Современная школа в работе по правовому образованию и воспитанию школьников делает акцент на признании ценности прав человека, воспитании в человеке чувства собственного достоинства, осознании своих прав, умении их реализовать и защитить, уважении прав других людей.
В школе реализуются различные активные и интерактивные методики, педагогические технологии, применяются способы формирования критического мышления, собственной активной позиции учащихся. Дети учатся дискутировать, понимать смысл и значимость правовых норм, руководствоваться в поступках правовыми установками. Однако нередко понимание школьниками сущности правового государства носит односторонний характер и ассоциируется в их сознании со значительным объемом прав. В этих условиях особое значение приобретает целенаправленная работа школы и, в частности, учителя обществознания/права по формированию адекватного требованиям общества правосознания, высокой правовой культуры подрастающего поколения.
В нашей работе мы показали современные технологии, приемы и средства, направленные на решение этих задач, изучили опыт лучших учителей г. Пензы и области, сделали выводы об уровне правосознания школьников на основе специально проведенного социологического исследования. Поставленные нами цель и задачи реализованы.
На современном этапе в преподавании обществознания/права в школе необходимо учитывать следующее:
1) Постоянные изменения, происходящие в юридической системе, в праве влекут за собой появление нового правового знания, понятий и категорий, которые требуют от учителя специальной подготовки, постоянной корректировки учебного материала.
2) Познание права требует изучения того как оно возникло, развивалось, то есть существует необходимость применения исторического и диалектического подходов к исследованию права в его взаимосвязи с другими общественными явлениями.
3) Право - сложная, комплексная область человеческого знания, поэтому для преподавателя и учащихся большое значение имеет межпредметный подход при изучении права, который помогает обнаружить связь юриспруденции с другими науками. Правовые знания должны быть интегрированы в различные школьные предметы через задачи/задания с правовым содержанием (например, в математику, географию, русский язык и литературу и т.д.), т.о. изучение права должно прочно «врасти» в различные предметные области школьного образования, сопровождать ребенка постоянно, а не эпизодически.
4) Догматическое познание права в современных условиях явно недостаточно. Поэтому следует искать, разрабатывать и внедрять новые более эффективные формы и методы обучения. Необходимо выстраивать школьные занятия так, чтобы они соединяли научную теорию с практикой, «правопонимание» с «правоприменением». Сегодня большое внимание следует обратить на использование активных и интерактивных методов обучения праву. Преподавание права требует гуманистического, ценностного подхода, использования личностно-ориентированных методов, таких как учебное сотрудничество, метод проектов, учебные игры, моделирование и другие.
5) В нашей школе изучение права часто происходит на абстрактно-теоретическом уровне. Но сложные юридические конструкции теряют силу, если их изолировать от жизни, поэтому следует уделять больше внимания к конкретным юридическим фактам и явлениям при познании права.
6) Особое внимание при изучении права требуется обратить на его влияние на поведение и деятельность конкретного человека.
7) Интерес к изучению права появится, если рассматривать место права, его роль в местном сообществе, в селе или городе, в котором живут подростки, познающие право (данный подход к изучению права получил название регионального).
8) Всегда, а в процессе изучения права в особенности, следует обращать внимание на эмоциональную окраску учебной деятельности. Ведь то, что мало воздействует на сердце и чувства человека, обычно не оказывает влияние на разум. Поэтому изучение права должно органично включать переживания, эмоции, эмпатию в конкретных ситуациях, регулируемых правовыми нормами, а не обезличенный пересказ параграфа. Но в процессе познания права следует научить учащихся переводить эмоции в рациональное русло, так как эмоции могут блокировать или сильно затруднить учебную деятельность, подтолкнуть учащихся к безответственным и радикальным решениям и действиям. Изучение права следует строить на основе критического мышления, которое помогает глубоко осмыслить противоречивую природу и характер правовых явлений и процессов.
9) Изучение права, конечно же, требует особого внимания знаниям, умениям и ценностям ненасильственного мирного разрешения индивидуальных и общественных проблем, принятия взвешенных, ответственных решений.
В школе реализуются различные активные и интерактивные методики, педагогические технологии, применяются способы формирования критического мышления, собственной активной позиции учащихся. Дети учатся дискутировать, понимать смысл и значимость правовых норм, руководствоваться в поступках правовыми установками. Однако нередко понимание школьниками сущности правового государства носит односторонний характер и ассоциируется в их сознании со значительным объемом прав. В этих условиях особое значение приобретает целенаправленная работа школы и, в частности, учителя обществознания/права по формированию адекватного требованиям общества правосознания, высокой правовой культуры подрастающего поколения.
В нашей работе мы показали современные технологии, приемы и средства, направленные на решение этих задач, изучили опыт лучших учителей г. Пензы и области, сделали выводы об уровне правосознания школьников на основе специально проведенного социологического исследования. Поставленные нами цель и задачи реализованы.
На современном этапе в преподавании обществознания/права в школе необходимо учитывать следующее:
1) Постоянные изменения, происходящие в юридической системе, в праве влекут за собой появление нового правового знания, понятий и категорий, которые требуют от учителя специальной подготовки, постоянной корректировки учебного материала.
2) Познание права требует изучения того как оно возникло, развивалось, то есть существует необходимость применения исторического и диалектического подходов к исследованию права в его взаимосвязи с другими общественными явлениями.
3) Право - сложная, комплексная область человеческого знания, поэтому для преподавателя и учащихся большое значение имеет межпредметный подход при изучении права, который помогает обнаружить связь юриспруденции с другими науками. Правовые знания должны быть интегрированы в различные школьные предметы через задачи/задания с правовым содержанием (например, в математику, географию, русский язык и литературу и т.д.), т.о. изучение права должно прочно «врасти» в различные предметные области школьного образования, сопровождать ребенка постоянно, а не эпизодически.
4) Догматическое познание права в современных условиях явно недостаточно. Поэтому следует искать, разрабатывать и внедрять новые более эффективные формы и методы обучения. Необходимо выстраивать школьные занятия так, чтобы они соединяли научную теорию с практикой, «правопонимание» с «правоприменением». Сегодня большое внимание следует обратить на использование активных и интерактивных методов обучения праву. Преподавание права требует гуманистического, ценностного подхода, использования личностно-ориентированных методов, таких как учебное сотрудничество, метод проектов, учебные игры, моделирование и другие.
5) В нашей школе изучение права часто происходит на абстрактно-теоретическом уровне. Но сложные юридические конструкции теряют силу, если их изолировать от жизни, поэтому следует уделять больше внимания к конкретным юридическим фактам и явлениям при познании права.
6) Особое внимание при изучении права требуется обратить на его влияние на поведение и деятельность конкретного человека.
7) Интерес к изучению права появится, если рассматривать место права, его роль в местном сообществе, в селе или городе, в котором живут подростки, познающие право (данный подход к изучению права получил название регионального).
8) Всегда, а в процессе изучения права в особенности, следует обращать внимание на эмоциональную окраску учебной деятельности. Ведь то, что мало воздействует на сердце и чувства человека, обычно не оказывает влияние на разум. Поэтому изучение права должно органично включать переживания, эмоции, эмпатию в конкретных ситуациях, регулируемых правовыми нормами, а не обезличенный пересказ параграфа. Но в процессе познания права следует научить учащихся переводить эмоции в рациональное русло, так как эмоции могут блокировать или сильно затруднить учебную деятельность, подтолкнуть учащихся к безответственным и радикальным решениям и действиям. Изучение права следует строить на основе критического мышления, которое помогает глубоко осмыслить противоречивую природу и характер правовых явлений и процессов.
9) Изучение права, конечно же, требует особого внимания знаниям, умениям и ценностям ненасильственного мирного разрешения индивидуальных и общественных проблем, принятия взвешенных, ответственных решений.
Подобные работы
- Профилактика асоциального поведения подростков в процессе гражданского воспитания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018



