Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения диалогической речи на английском языке обучающихся начальных классов в средней общеобразовательной школе 6
1.1. Лингвопсихологическая характеристика диалогической речи 6
1.2. Психологические особенности обучающихся начальных классов. Цель
обучения диалогической речи на начальной ступени в средней общеобразовательной школе 12
1.3. Дидактико-методические условия обучения диалогической речи обучающихся начальных классов в средней общеобразовательной школе 17
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Практические аспекты обучения диалогической речи на английском языке обучающихся начальных классов в средней общеобразовательной школе 24
2.1. Модели обучения диалогической речи и соответствующие системы заданий 24
2.2 Организация обучения диалогической речи на английском языке
обучающихся начальных классов в современном УМК Spotlight 28
2.3 Дидактические материалы для обучения диалогической речи на уроке английского языка в 3 классе общеобразовательной школы 41
Выводы по 2 главе 42
Заключение 45
Список литературы
Приложение
Актуальность темы обусловлена важной ролью, которую играет изучение иностранного языка в современной жизни. Расширяются возможности международного общения в сети интернет, появляется всё больше доступа к иноязычной литературе, возможностей участия в международных мероприятиях, следовательно, все больше возникает необходимость в овладении иностранным языком на достаточном для межкультурной коммуникации уровне.
Однако выпускники средних общеобразовательных школ сегодня зачастую испытывают трудности в акте межкультурной коммуникации, несмотря на то, что обучение иностранному языку начинается с диалогической речи в начальной школе. В таких условиях встаёт вопрос о необходимости разработки новых путей преподавания, которые обладали бы реальной эффективностью и при этом были бы осуществимы в рамках курса средней школы.
Цель исследования: изучить особенности процесса обучения диалогической речи на английском языке обучающихся начальных классов в средней общеобразовательной школе.
Объект исследования: процесс обучения диалогической речи.
Предмет исследования: особенности процесса обучения диалогической речи на английском языке обучающихся начальных классов в средней общеобразовательной школе.
Задачи:
1) Дать лингвопсихологическую характеристику диалогической речи.
2) Рассмотреть психологические особенности обучающихся начальных классов.
3) Описать дидактико-методические условия обучения диалогической речи обучающихся начальных классов в средней общеобразовательной школе.
4) Представить модели обучения диалогической речи и соответствующие системы заданий.
5) Проанализировать организацию обучения диалогической речи на английском языке обучающихся начальных классов в современном УМК «Английский в фокусе» «Spotlight 2» «Spotlight 3» авторов Быкова Н.И., Дули Дженни, Поспелова М.Д., Эванс В.
6) Разработать и представить дидактические материалов для обучения диалогической речи на уроке английского языка во 2 классе общеобразовательной школы.
Теоретические основы исследования:
1. Концепция иностранного языка как средства общения (А.А. Леонтьев)
2. Системно-деятельностный подход (Н.А. Леонтьев)
3. Ранее обучение иностранным языкам (Л.Б. Штиглуз)
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования предлагаемых дидактических материалов для обучения диалогической речи на уроках английского языка во 2 классе средней общеобразовательной школы.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы. Во введении определяются целевые установки исследования. В первой главе даётся характеристика диалога и определяется его место в речевом контексте; выявляются психологические особенности учащихся начальных классов, выявляются особенности методики изучения языка в начальной школе. Во второй главе приводится анализ организации обучения диалогической речи на английском языке обучающихся начальных классов в современном УМК «Английский в фокусе» (Spotlight 2-3) авторов Быкова Н.И., Дули Дженни., Поспелова М.Д., Эванс В., разрабатывается система упражнений для обучения школьников 2 класса диалогической речи.
В заключении подводятся итоги исследования. Список литературы содержит 40 источников.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим заключениям. Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс передачи или приема сообщения, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения. Поэтому диалогическая речь представляет собой взаимодействие личностей, осуществляемое с помощью вербальных актов, в процессе которого происходит становление тех или иных межличностных отношений. Поскольку развернутый диалог предполагает активное обсуждение, высказывание различных точек зрения, элементы дискуссии, то очевидно, что диалогическая форма в большей мере включает обучающихся в деятельность. Задачей обучения иноязычной диалогической речи является научить реплицированию, использованию диалогических единств разных видов и объединению усвоенных диалогических единств в микро-диалоги, продуцированию собственных диалогических высказываний в рамках диалога-расспроса, диалога-договорённости, диалога-обмена впечатлениями/мыслями и диалога-дискуссии по темам, определенным программой.
Для учащихся начальной школы характерно развитие эмоциональной сферы и потребности в диалогической коммуникации. Младшие школьники умеют выражать свои чувства, просить помощи, знают, как ее оказать. Они учатся не только сочувствовать и сопереживать сверстнику, но и радоваться за него. И особую важность приобретает возможность обсудить свои интересы, увлечения, мысли, чувства. Таким образом, складываются все предпосылки для обучения диалогической речи.
Чтобы обучать диалогической речи необходимо создать определенные дидактико-методические условия, потому что мы обучаем в искусственной среде, а не в естественной. В этом и состоит главная сложность обучения. Особую важность представляет ситуативная обусловленность учебного диалога, поскольку мышление у этой категории учеников ещё в достаточной степени конкретное, поэтому им тяжело вести абстрактные диалоги.
Проанализировав практическую главу можно сделать вывод, что при обучении монологической речи используются два пути обучения дедуктивный и индуктивный. Дедуктивный способ предполагает движение от крупных интонационно-синтаксических блоков к их элементам, развитие идет путем вычленения элементов из целого. Индуктивный способ предполагает путь от усвоения элементов диалога к самостоятельному ему ведению на основе учебно-речевой ситуации.
Анализ УМК «Spotlight 2» и «Spotlight 3» авторов Быкова Н.И., Дули Дженни., Поспелова М.Д., Эванс В., показал, что вышеуказанный УМК в необходимой степени развивает диалогическую речь школьников начальных классов при обучении английскому языку. Обучение строится на коммуникативной мотивации обучающихся. На каждом уроке присутствует учебный диалог-образец. Но стоит отметить, что в учебнике для 2 класса обучение диалогической речи осуществляется на основе одного диалогического единства. В учебнике 3 класса авторы переходят от индуктивного к дедуктивному способу, используя речевой образец.
В рамках исследования был представлен дидактический материал для обучения диалогической речи на английском языке 3 класса общеобразовательного учреждения на базе УМК «Spotlight 3» в рамках тематического блока «Clever animals». Этот материал можно использовать учителям английского языка в начальных классах.
1. Английский язык : учебное пособие для начинающих: 0+ / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. 11-е изд. Москва : Просвещение ; Newbury, Berkshire : Express publishing, 2020. - 93, [1] с.
2. Бегович, И. С., Заборовская, М.К. Монологическая речь как
неотъемлемый элемент при обучении диалогической речи на английском языке в начальной школе // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований : сборник трудов Международной научно-практической конференции,
Москва, 15-16 апреля 2020 года - Москва: МГОУ, 2020. - С. 192-196
3. Вальцева, Ю.В. Дифференцированный подход в обучении иностранному языку // Проблемы педагогики. 2014. №1 (1) С.34-38.
4. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. / JI. С. Выготский. — М., 1982-1984. Т. 4.
5. Гальскова, Н.Д. Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования.- 8-е изд., испр. и доп. Москва : Академия, 2015. 363 с.
6. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. М.: Высшая школа, 1982. 373 с.
7. Глухов В., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: АСТ, 2007. 223 с.
8. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов . М.: ACT: Астрель, 2005. 351 с.
9. Грачева, В. В. , Дубовская, В.А. Психолингвистические и психологические основы формирования диалога. Онтогенез общения // Гармонизация развития личности детей с особыми образовательными потребностями и возможностями : Сборник материалов Всероссийской научно-практической студенческой конференции, Курган, 29 апреля 2021 года. - Курган: Курганский государственный университет, 2021. С. 10-14.
10. Дмитренко, Т.А. Современная технология обучения языковому материалу и различным видам речевой деятельности: учебное пособие; Московская гуманитарно-техническая академия, Кафедра иностранных языков. Москва : Московская гуманитарно-техническая акад., 2017. 159 с.
11. Колесникова, И.Л. , Долгина, О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков = A handbook of english-russian terminology for language teaching : Справ. для преподавателей иностр. яз. и студентов пед. вузов СПб. : Рус.- Балт. информ. центр БЛИЦ : Cambridge university press, 2001. 223 с.
12. Залуцкая С.Ю., Мишлимович М.Я. Практика формирования навыков устной коммуникации в процессе литературного образования школьников // Педагогика. Психология. Философия. 2017. №1 (05). С. 83-91
13. Захарова, Н. Л., Кудинова, И.М. Условия обучения речевой деятельности на английском языке // Социально-гуманитарные технологии. 2021. № 1(17). С. 88-99.
14. Куртвелиева, С. С. Формирование диалогической речи младших школьников в процессе ознакомления с русскими народными сказками // Современные тенденции развития образования, науки и технологий. Москва: ИП Туголуков А.В. , 2018. С. 26-29.
15. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. Изд. 5-е. Москва : URSS, 2008. 211, [2] с.
16. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология".3. изд. М. : Смысл ; СПб. : Лань, 2003. 285, [2] с.
17. Лотман Ю.М. Устная речь в историко-культурной перспективе // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. Таллин, 1992. С. 184-190
18. Луканова, К. С. Обучение диалогической речи учащихся начальной школы // Вестник научных конференций. 2019. № 4-3(44). С. 82¬84.
19. Калайджян, Т. В. , Коваль, Н.А. Специфика диалогической речи и проблема её развития у младших школьников // Гуманитарная парадигма. 2018. № 2(5). С. 21-26.
20. Кечкина Е.Э. Нетрадиционные методы преподавания английского языка // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. 2021. №XIII. С. 252-255
21. Маркова С.С. Обучение иноязычной диалогической речи как основа подготовки к межкультурной коммуникации средствами педагогического процесса // Образовательные ресурсы и технологии. 2018. №2 (23). С. 53-55
22. Медведева А.С. Коммуникативная компетентность как объект междисциплинарного исследования // Преподаватель ХХ! век. 2017. №4-1. С. 50-55
23. Муриева, М. В. Психолингвистические основы формирования иноязычных речевых умений учащихся в начальной школе / М. В. Муриева // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-57. С. 114-121.
24. Ниводничева, М. Р., Марсова, В.В. Значимость и актуальность изучения иностранного языка в начальной школе // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики. Красноярск: КГПУим. В.П. Астафьева, 2021. С. 89-90.
25. Панарина, Г. И. Совершенствование процесса обучения английскому языку младших школьников с использованием сюжетно¬ролевой игры // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 1(164). С. 122-129.
26. Потылицина, И. Г., Раджапова, А.Ш. Формирование навыков иноязычной диалогической речи на начальном этапе обучения // Общество. 2021. № 2-2(21). С. 51-54.
27. Розанова, Н. Н. Введение. Диалог как феномен повседневного общения / Н. Н. Розанова // Русское повседневное общение: прагматика, культурология. Екатеринбург : Автономная некоммерческая организация высшего образования "Гуманитарный университет", 2018. С. 10-40.
28. Тер-Минасова С. Г. Преподавание иностранных языков в современной России: прошлое, настоящее и будущее // Молодой ученый. — 2015. — №15.2. — С. 1-7.
29. Томогашева О.В. Теоретические подходы к проблеме диалогической речи // Инновационная наука. 2015. №4-2. С. 142-146
30. Туркина, О. Н. Технология квеста как средство обучения
английскому языку в начальной школе / О. Н. Туркина // Молодой исследователь: вызовы и перспективы : Сборник статей по материалам LXXII международной научно-практической конференции : Общество с
ограниченной ответственностью "Интернаука", 2018. С. 54-57.
31. Фатеева, Л. М. Методы и приёмы обучения лексике английского языка в начальной школе / Л. М. Фатеева // Научный Лидер. 2022. № 16(61). С. 45-50.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки 2016. 45, [2] с.
33. Фендерак, А.В. , Коврова, М.А. Психолого-педагогические условия развития диалогической речи у второклассников // Концепт. 2020. №7. С.91-92
34. Хамраева, Н. Р. Методика преподавания английского языка в начальной школе // Экономика и социум. 2020. № 11(78). С. 1472-1475.
35. Хрусталева, Н. В. Воспитание толерантного отношения к иноязычной культуре на уроке английского языка в начальной школе // Теория права и межгосударственных отношений. 2021. Т. 2. № 6(18). С. 472¬477.
36. Шарипова, К. И. Игровая методика в обучении английскому языку в начальной школе / К. И. Шарипова // Дневник науки. 2020. № 11(47). С. 9.
37. Штиглуз, Л.Б. , Реймерс, Н.А. Обучение диалогу в начальной школе // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2018. №14. С. 55-58
38. Яковлева, В. В., Панна, С.В. Обеспечение преемственности в обучении английскому языку в начальной и основной школе // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе : материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, Якутск, 31 марта 2016 года. Якутск: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2016. С. 84-85.
39. Bahromova, M. O. Methods and techniques of speech development in dialogical form // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. No 11-7(79). P. 33-35.
40. Karimnazarova, S. I. Principles of teaching and learning English in the primary school // Гуманитарный трактат. 2019. No 46. P. 7-9.