ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦОНЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В ЖУРНАЛИСТИКИХ ТЕКСТАХ 5
1.1. Понятие жанра и жанрообразующие признаки 5
1.2. Информационные жанры журналистики 9
1.3. Аналитические жанры журналистики 21
Вывод по главе 1 27
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТЬ ОСВЕЩЕНИЯ ГОДА ТЕАТРА В СМИ 28
2.1 Специфика жанров в интернет-СМИ 28
2.2. Особенности освещения Года театра в информационных агентствах 30
2.3. Особенности информационно-аналитического сопровождения Года театра на телевидении 44
Вывод по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
МАТЕРИАЛЫ СМИ 64
Актуальность исследования. Г од театра в России - важное событие в общественно театральной сфере. Он проходил в 2019 году и на данный момент тема, связанная с анализом информационного и аналитического сопровождения этого мероприятия, мало рассматривалась. В выпускной квалификационной работе рассматриваются публикации в интернет-СМИ и на государственных телевизионных каналах. Интернет-СМИ, в наши дни, позволяют наиболее оперативно реагировать на актуальные события в жизни общественности. На фоне этого традиционные жанры могут трансформироваться, подстраиваясь под актуальное развитие в мире. Данное явление может стирать какие-либо жанровые границы в интернет-СМИ, и подобное становится важной особенностью Интернет журналистики. Во время работы над исследованием брались только информационные агентства и телевизионные каналы, так как эти виды СМИ, по исследованиям, наиболее полно освещали Год театра в России.
Объект исследования - информационные агентства, телеканалы.
Предмет исследования - информационное и аналитическое сопровождение Года Театра в России.
Цель исследования - проанализировать, сопровождение тема Года театра в России на основе информационных и аналитических журналистских жанров в Интернет СМИ.
Задачи:
1. Систематизировать исследования современных жанров журналистики;
2. Выявить жанровые особенности материалов в СМИ, посвященные Году театра в России;
3. Определить доминирующе жанры в аспекте информационно-аналитического сопровождения Года театра в России.
Теоретическая база исследования. В ходе выполнения выпускной квалификационной работы, мы опирались на труды А.А. Тертычного, А.В. Колесниченко, А.В.Байчик, А.А. Мирошенко, Г.В. Лазутиной и других.
Методы исследования: выборка, типологический и сравнительный анализ.
Научная новизна исследования: на данный момент информационное и аналитическое сопровождение Года театра в России не затрагивалось.
Теоретическая значимость исследования определяется возможностью применения основных наблюдений и выводов в дальнейших исследованиях по развитию современной журналистики.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что ряд положений и выводов могут быть использованы в курсе социальной журналистки.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В процессе исследования теории, мы, смогли систематизировать исследования современных жанров журналистики.
Во время нашего анализа информационного и аналитического сопровождения Года театра в России, мы рассматривали материалы информационных агентств: «ТАСС», «РИА Новости», «Интерфакс». Так же рассматривали видеоматериалы следующих государственных телеканалов: «Первый канал», «Россия-Культура», «Россия 1». В ходе выполнения выпускной квалификационной работы было проанализировано 105 материалов на телевиденье и 114 публикаций в информационных агентствах.
Изучив статьи исследователей А.Р. Сафиной, А.В. Колесниченко, С.В. Гуськовой и Ю.Р. Балабановой, смогли определить, что самыми востребованными жанрами в интернет-СМИ является заметка, репортаж, интервью. Как правило, явных жанровых нарушений не выявляется.
Анализируя материалы информационных агентств, мы смогли доказать, что основную часть публикаций составляют заметки. Отмечено существенное преобладание» мягкой» заметки. Репортажей было обнаружено не так много, но в процессе их анализа были выявлены жанровые нарушения. Отсутствие динамики, плохо прослеживалась наглядность, авторское присутствие либо слабо выраженно, либо так же не наблюдается. При знакомстве с материалом, аудитория косвенно, понимает, что журналист присутствовал на нём, но обнаружить эмоционально-оценивающего отношение автора не получается.
Так как, рассмотренные нами репортажи были опубликованы в информационном агентстве «ТАСС» и в обоих были выявлены одни и те же нарушения, мы рассматриваем подобное жанровое расхождение как трансформацию жанра в интернет-СМИ.
Жанр интервью так же востребован в интернет-СМИ и нарушений в нём нами не было обнаружено.
В ходе работы было обнаружено, что наиболее полноценно Год Театра освещало информационное агентство «ТАСС». Выявлено 93 материала: 87 «мягких» заметок, 2 репортажа, 3 интервью, 1 очерк. В «РИА Новости» мы рассмотрели 18 публикаций: 17 «мягких» заметок, 1 интервью. Меньше всего освещал Год театра «Интерфакс», всего 1 «жёсткая» заметка и 2 «мягких».
Отсутствие аналитических материалов на базе информационных агентств мы обосновываем спецификой самой темы Года театра, а так же тем, что основная функция подобных Интернет СМИ заключается в оперативном реагировании на происшествия в стране и мире. Изучив теорию, мы определили, что для подготовки хорошего аналитического материала нужна тщательная подготовка, следовательно, много времени.
На телевиденье рассмотрено 105 видеоматериалов. Больше всего материалов мы обнаружили на «Первом канале» (72) и на «России-Культура» (26).
Обнаружить аналитические материалы, освещающие Год театра в России, мы смогли только на государственных телеканалах, а именно: «Россия 1», «Россия-Культура».
По тематике все информационные материалы делятся, в основном, на следующие:
• Открытие форумов, фестивалей, выставок;
• Театральный марафон;
• Интервью с известными людьми;
• Подведение итогов Года театра в России.
Аналитические материалы рассматривали реализацию Года театра и старались выделить основные проблемы в театральной сфере. При анализе двух выпусков на одну тему, мы выявили значительные различия в рассмотрении реализации Года театра в России...
1. Акопов И. А. Аналитические жанры публицистики. (Письмо. Корреспонденция. Статья). - Ростов н/Д, 1996. - с.51
2. Акопов А.И. Периодические издания. Учебно¬методическое пособие для студентов-журналистов. - Ростов-на/Д, 1999. - с.91
3. Ангулов С. А. Методика проведения интервью. М., 2000. - с.111
4. Байчик А.В., Ю. В. Курышева, А. А. Литвиненко Информационные жанры в России и за рубежом: Творческий практикум. Ч. 1. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. ф-т, 2016.
5. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. - С. 178—179.
6. Белякова Л. П. Трансформация официальной газетной периодики и особенности развития современной публицистики // Современная журналистика: методология, творчество, перспективы : сб. науч. ст. / редкол. : Н. Т. Фрольцова (гл. ред.) [и др.]. - Минск : БГУ, 2008. - с. 99
7. Вулф Т. Новая журналистика и Антология новой журналистики. СПб., 2008. - с.554
8. Ганапольский М. Ю. Кисло-сладкая журналистика. М., 2008. - с.120
9. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1993. - с. 117
10. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. М., 2005. - с.85
11. Гуськова С.В, Ю.Р. Балабанова Трансформация жанров в работе региональных информационных агентств / Вестник Челябинского государственного университета, 2016 № 1(383). - С. 50¬56.
12. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения, СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - с.319
13. В.В. Кихтан. Информационные технологии в журналистике. Москва, 2004 г. - с.160
14. Корконосенко С.Г., Основы журналистики: Учебник для вузов / - М.: Аспект Пресс, 2004 - с.287
15. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на/Д, 1999. - с.189...(83)