Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольною возраста в процессе художественного конструирования из бумаги

Работа №160641

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Особенности формирования конструктивных умений у детей старшей группы 8
1.2. Виды художественного конструирования в ДОО 11
1.3. Художественное конструирование из бумаги как средство формирования конструктивных умений у старших дошкольников в педагогическом процессе 18
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Диагностика уровня развития конструктивных умений у детей старшей группы 24
2.2. Содержание работы по использованию художественного конструирования из бумаги в процессе развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста 228
2.3. Анализ эффективности использования художественного конструирования из бумаги в процессе развития конструктивных умений старших дошкольников 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64

В настоящее время возрастает внимание к проблеме художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, как к средству формирования всесторонне развитой и духовно богатой личности, которому способствуют разнообразные виды деятельности, одним из которых является конструирование. В соответствии с ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования является «формирование позитивных установок к различным видам творчества; развитие воображения и творческой активности» [44]. Согласно образовательному стандарту в ДОО должны быть созданы психолого-педагогические условия, способствующие поддержке инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности (предоставление возможности выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения).
Развитие различных умений и способностей детей в ДОО происходит посредством различных продуктивных видов деятельности, в том числе и с помощью художественного конструирования из бумаги. Конструктивная деятельность благоприятно влияет на развитие компонентов художественно-эстетической деятельности: творчества, фантазии, выдумки. Этот вид деятельности развивает кругозор детей, познавательные способности, способность нестандартно мыслить, умение создавать креативные работы, а также конструктивные умения, которые в свою очередь способствуют развитию важнейших психических качеств таких, как память, внимание, образное мышление, воображение, речь и так далее. В процессе такой деятельности дети осваивают пространство, знакомятся со свойствами предметов (цвет, форма, величина) и учатся воспринимать их, а также самостоятельно решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы [13, с. 339].
Художественное конструирование из бумаги как деятельность охватывает ряд разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей мелкой моторики и восприятия до формирования достаточно сложных для детей дошкольного возраста мыслительных действий. В процессе организованной образовательной деятельности по художественному конструированию из бумаги у детей формируются такие качества личности как самостоятельность, настойчивость, аккуратность, целеустремлённость, выдержка, трудолюбие [16, с. 112].
Обучение художественному конструированию из бумаги имеет большое значение в подготовке детей к школе. В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна тем, что в ней формируется умение тесно связывать приобретённые знания с их практическим применением. Дошкольники убеждаются, что отсутствие необходимых знаний о предмете, конструктивных умений и навыков является причиной неудач в конструировании поделки, неэкономного способа ее изготовления, плохого качества результата работы.
Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста (они сооружают постройки и играют с ними, делают игрушки и используют их в своих играх), одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В психологических и педагогических исследованиях вскрываются особенности умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметно-чувственной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности, в том числе и конструировании: формируются обобщённые способы анализа, сравнения и сопоставления; развивается умение самостоятельно находить способы решения задач, умение планировать свою работу [26, с. 167-168].
Формирование и развитие конструктивных умений дошкольников происходит в различных видах конструирования: из деталей конструктора, строительных материалов, бумаги и картона, бросового и природного материалов. Ценность художественного конструирования из бумаги в работе с детьми старшего дошкольного возраста состоит в том, что оно позволяет каждому ребёнку понять смысл различных ситуаций, пропустить их через себя и выразить своё отношение в поделке. Детям нравится создавать красивые игрушки, которые потом можно использовать в играх или в театральных постановках....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования показал, что проблема развития конструктивных умений в процессе художественного конструирования из бумаги в настоящее время является актуальной для современной дошкольной педагогики и методики обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном образовательном учреждении конструктивная деятельность из бумаги - это наиболее доступный способ формирования у детей конструктивных умений. В процессе художественного конструирования дошкольники осваивают новые техники и технологии работы с бумагой, которые впоследствии они могут использовать в самостоятельной деятельности. У детей развивается композиционные умения, они овладевают симметрией, ритмом.
В процессе художественного конструирования из бумаги формируются такие конструктивные умения как умение узнавать и выделять объект (видеть существенное, абстрагироваться), умение собрать игрушку из готовых деталей (синтезировать), умение расчленить, выделить составные части (анализировать), умение видоизменять поделку по заданным параметрам. Такие умения развиваются в различных видах конструктивной деятельности: при работе с бумагой, природным материалом, деталями конструктора. Для старших дошкольников конструирование является средством формирования не только конструктивных умений, но также средством развития психических процессов, ручной умелости, эстетических представлений, художественного вкуса и творческих способностей.
Дети 5-6 лет продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, конструкций, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения предмета. У детей вырабатывается умение самостоятельно рассматривать предметы, знать порядок пользования ими без помощи воспитателя. Они должны уметь выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач.
Большое внимание воспитатель должен уделять играм детей с элементами конструирования, где закрепляются приемы, с которыми они познакомились на организованной образовательной деятельности. Необходимо при этом поощрять творческую инициативу, выдумку, фантазию и изобретательность. И в старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию. Для конструирования из бумаги и дополнительного материала ребята должны научиться сгибать бумагу пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге), сглаживая сгибы, делать надрезы по начерченным линиям до следующего сгиба или линии и т.п.
Таким образов, в первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические основы развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста и выяснили, что одним из самых эффективных средств является конструктивная деятельность, в частности, художественное конструирование из бумаги.
Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе по использованию художественного конструирования из бумаги в процессе развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста. Работа проводилась на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида №38 г. Кузнецка Пензенской области. B исследовaнии участвовали 26 детей старшей группы....


1. Бревнова Ю.А. Художественный труд в детском саду. Методические рекомендации. - М.:ТЦ «Сфера», 2013. - 61 с.
2. Бурачевская О.В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования. // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №2 (2). - С. 55-57. URL:
https://moluch.ru/th/1/archive/6/185/
3. Бычкова З.Н., Степанова Н.А. Конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей у старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5 - С. 1-8. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18547
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л.А Венгера. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
6. Гоголева В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет. - СПб: «Детство-пресс», 2010. - 56 с.
7. Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников. // Молодой ученый. - 2014. -№ 20 (79). - С. 568-569. URL: https: //moluch. ru/archive/79/13928/
8. Гурвиц В.Н. Развитие творчества в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста. // Наука и школа. - 2012. - № 3. - С. 121-124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ razvitie-tvorchestva-v-konstruirovanii-i-modelirovanii-iz-bumagi-u-detey- starshego-doshkolnogo-vozrasta
9. Давидчук А.Н. Развитие у детей конструктивного творчества. - М.: «Просвещение», 2010. - 218 с.
10. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации. // Ученые записки университета Лесгафта. - 2014. - №11 (117). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ formirovanie-voobrazheniya-u-doshkolnikov-programma-rezultaty-rekomendatsii
11. Донцова М.А. Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста. // Молодой ученый. - 2019. - № 9.1 (247.1). - С. 62-66. URL: http s: ZZmoluch.ru/archiveZ247Z56816/
12. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: «Мозаика-Синтез», 2014. - 126 с.
13. Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. - М.: ТЦ «Сфера», 2007. - 339 с.
14. Жидкова М.И. Развитие познавательных, творческих, художественных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредством художественного конструирования. URL:http:ZZped- kopilka.ru/blogsZmarina-ivanovna-zhidkova/statja-po-hudozhestvenomu- konstruirovaniyu.html
15. Ильина М.В. Развитие воображения дошкольников. - М.: «Национальный книжный центр», 2016. - 57 с....(44)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ