Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема личности в работах Г. Маркузе

Работа №160634

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2020
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы маркузеанской концепции личности 13
1.1 Социально-философские теоретические установки маркузеанского понимания личности 14
1.2. Фрейдистские компоненты личностной теории Герберта Маркузе 18
Глава II. Проблемы личности в рамках концепции «одномерного общества» Герберта Маркузе 24
2.1. Экономический аспект подавления личности в концепции Маркузе .. 25
2.2. Одномерная личность в политическом дискурсе индустриального общества 31
2.3. Роль культурой сферы в маркузеанской концепции подавления личности 42
Глава III. Применение результатов исследования в преподавании обществознания в средних общеобразовательных учреждениях 50
3.1 Технологическая карта урока обществознания в 10-м классе на тему: «Социальная сущность человека. Личность в условиях современного общества» 51
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 68
Приложения

Выпускная квалификационная работа «Проблема личности в работах Г. Маркузе» посвящена анализу личностной концепции известного немецкого философа и социолога Герберта Маркузе. В рамках данной работы рассматриваются теоретические основы понятия «личность» в интерпретации Г. Маркузе и присущие ей характеристики в неомарксиском понимании.
Особый интерес в рамках данной работы представляет системный анализ концепции «одномерной личности» Герберта Маркузе, которая позволяет по-новому взглянуть на то, каким образом общество в развитом индустриальном и постиндустриальном состоянии способно оказывать деструктивное влияние на человеческую личность. Оригинальность данной концепции позволяет абстрагироваться от современных социально-психологических трактовок понятия «личность», позволяя исследователю изучить аспект личностного развития в современном обществе более целостно.
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, по-прежнему востребован анализ критикующих индустриальное общество концепций.
В начале XXI века, в условиях кризиса концепции «государства всеобщего благосостояния» в странах западного мира всё большую популярность начинают опять играть теории левого движения, которые активно критикуют или успешно до этого критиковали данное общество. Наиболее популярной во второй половине XX - начале XXI века в этом плане была философско-социологическая деятельность Института социальных исследований при Франкфуртском университете более известная в истории гуманитарной мысли как «франкфуртская школа». Наиболее известными представителями данной школы являлись такие выдающиеся учёные как: Теодор Адорно (1903 - 1969 гг.), Макс Хокхаймер (1895 - 1973 гг.), Эрих Фромм (1900 - 1980 гг.) и многие другие деятели как прошлого, так и современности (Юрген Хабермас). Однако даже среди таких гениальных исследователей особняком стоит имя Герберта Маркузе (1898 - 1979 гг.). Именно идеи этого незаурядного немецкого мыслителя оказали наибольшее влияние на западных интеллектуалов 1960-70-ых годов (в особенности на студенческую молодёжь). Его книга «Одномерный человек» (1964 г.) была настоящим событием в западном интеллектуальном мире, так как постаралась обобщить всю критику, которую выдвигали мыслители в адрес индустриального общества и капиталистического способа производства, начиная от Маркса, заканчивая Фрейдом и Хайдеггером. Именно на концепции данной книги ссылались возмущённые студенты из Франции и США в ходе известных волнений 1968 года.
Во-вторых, продолжает оставаться актуальной предметная критика основных параметров «общества потребления», причём именно с теоретической точки зрения.
У исследователя может встать логичный вопрос: быть может идеи Маркузе и развиваемой им критической теории общества (её авторами считаются Адорно и Хоркхаймер) ушли в прошлое и остались на баррикадах студенческих восстаний 1968 года? На наш взгляд, это далеко не так. С переходом наиболее развитых стран мира капиталистического мира (США, Германия, Франция, Южная Корея, Япония и некоторые другие) к постиндустриальному обществу те проблемы, которые попытался выделить Маркузе в своих работах приобрели ещё большую остроту. Это такие фундаментальные проблемы как: культ потребления, всеобщая рационализация и ориентация экономики на прибыль, политические манипуляции, приводящие к трансформации политического сознания, коммерциализация и безнравственность современной культуры и многие другие. И все эти проблемы современного нам общества накладывают отпечаток на конечный элемент этого общества - человека, его личность, её свободу и развитие....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены основные аспекты концепции «одномерного общества» немецкого философа и социолога Герберта Маркузе с точно зрения личностной проблематики. Нам в ходе работы удалось прийти к следующим выводам.
Во-первых, теоретические основы маркузеанской концепции личности имеют весьма целостный и сложный характер.
Понятие «личность» рассматривается автором в контексте различных областей гуманитарного знания: философии, социологии и психологии. Надо сказать, что данный подход «синтетического» понимания личности характерен для современного состояния гуманитарных наук. Однако Маркузе в каждом отдельном элементе своей системы интерпретации понятия «личность» имеет собственную специфическую позицию, что и позволяет говорить о её оригинальном характере.
В философском компоненте таким элементом своеобразия Маркузе, по нашему мнению, является рассмотрение автономности (в маркузеанской трактовке этого понятия) личности как одной из основных характеристик, позволяющих говорить о «истинном» становлении человека в обществе.
Социологический компонент личностного анализа Г ербертом Маркузе был также оригинально трансформирован. В нём весьма чётко, на наш взгляд, прослеживаются черты ролевой теории личности, однако данная теория существенным образом перерабатывается автором с применением марксистского понятия «отчуждение труда», которое становится одним из фундаментальных в работах Маркузе.
В психологической плоскости Маркузе рассматривает понятие «личность» с точно зрения идей австрийского психиатра Зигмунда Фрейда и его теории психоанализа, однако при синтезе идей Фрейда с концепцией «одномерного общества» Маркузе происходит их трансформация, при которой во внимание философом принимаются только поздние работы Фрейда. Исходя из этого, Маркузе, в основном, оперирует понятиями «принцип удовольствия», «принцип реальности» и фрейдистским толкованием культуры, при этом, оставляя за скобками идеи Фрейда о бессознательном и другие противоречивые концепции отца-основателя психоанализа.
Во-вторых, анализируя концепцию «одномерного человека» Герберта Маркузе, нами были выделены три основных компонента развитого индустриального общества, которые осуществляют подавление личности в условиях «репрессивной цивилизации»: экономический, политический и культурный.
Экономическая сфера жизни общества в концепции «одномерного общества» Маркузе является фундаментом (материальной основой), который и позволяет осуществлять и воспроизводить репрессивное общество, подавляющее личность человека на пути к «истинной свободе». Здесь краеугольным камнем является марксистское понятие «отчуждение труда», однако, как отмечали многие советские исследователи, Маркузе не указывает социальный характер этого отчуждения, то есть те общественные слои, в чьих интересах осуществляется отчуждение. Также неясным у Маркузе остаётся вопрос о ликвидации этого отчуждения. Развенчав оппозиционность пролетариата в рамках данного общества, Маркузе не смог ничего предложить взамен. Проанализировав политический дискурс подавления личности в маркузеанской концепции, можно сделать вывод о том, что именно политическая сфера является основным инструментом данного подавления в рамках государства всеобщего благосостояния или «демократии». Маркузе выделяет его следующие признаки: двухпартийная система, упадок реального политического плюрализма и стирание оппозиционности, компромисс между трудом и капиталом, сильный, государственный аппарат, наличие фундаментальной национальной идеи, которая всегда должна подкрепляться образом внешнего врага....


1. Маркузе, Г. Аффирмативный характер культуры / Г. Маркузе // Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - С. 318 - 359.
2. Маркузе, Г. Замечания к уточнению определению культуры / Г. Маркузе / / Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - С. 72 - 97.
3. Маркузе, Г. Индивид в большом обществе / Г. Маркузе // Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - С. 59 - 71.
4. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе.- М.: «REFL-book», 1994. - 368 с.
5. Маркузе, Г. Основания исторического материализма / Г. Маркузе // Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - С. 151 - 208.
6. Маркузе, Г. Репрессивная толерантность / Г. Маркузе // Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - С. 98 - 135.
7. Маркузе, Г. Свобода и теория влечений Фрейда / Г. Маркузе // Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - С. 265 - 298.
8. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация / Г. Маркузе. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 526 с.
9. Андерсон, П. Размышления о западном марксизме; На путях исторического материализма / П. Андерсон. - М.: Интер-Версо, 1991. - 272 с.
10. Бессонов, Б.Н. Социальная философия Франкфуртской школы (Критические очерки) / Б.Н. Бессонов. - М.: «Мысль», 1975. - 359 с.
11. Боголюбов, Л.Н. Обществознание, 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2019. - 319 с.
12. Бочарова, В. В. Философия Г. Маркузе как теоретическая оптика феномена институционализации насилия в социуме // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. -2016. - №07-08. - С. 73-76.
13. Боголюбов Л.Н. Обществознание: профил. уровень: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова - М.: Просвещение, 2007. 416 с.
14. Вершинин, С.Е., Борисова, Г.А. Концепция социальной деструкции Франкфуртской школы (историко-философский анализ) / С.Е. Вершинин, Г.А. Борисова. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед.ун-т», 2009. - 126 с.
15. Горелов, А.А. Расщеплённый человек в расщеплённом мире / А.А. Горелов. - М.: Знание, 1991. - 62 с....(34)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ