Основная направленность деятельности правоохранительных органов по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц от противоправных посягательств - это профилактика преступлений и иных правонарушений.
Большое значение профилактической работы определяется в основном тем, что она дает возможность предупредить угрозу опасного общественно¬противоправного посягательства на стадии формирования и не допустить реализации ее деструктивного потенциала. Притом, достижение положительных результатов профилактической работы помогает значительно уменьшить нагрузку, накладываемую на органы внутренних дел по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений и правонарушений, оказывая содействие наиболее качественному решению ими поставленных выше задач. Данные и иные факторы решают главную важность профилактической работы в системе борьбы с правонарушениями на государственном уровне.
Отметим, что после того, как распался СССР работа в направлении профилактики преступности сильно ослабла. Ограниченно толкуемые положения Конституции Российской Федерации о наивысшей ценности прав и свобод человека и гражданина, и организации правовой государственности в России стали поводом для реальной разборки единой государственной системы профилактики правонарушений, полученной Российской Федерацией от Советского Союза, в котором она строилась десятки лет и тем показала свою высокую эффективность на практике. Вместе с хронологической либерализацией уголовного законодательства и группой иных мер данная политика привела к быстрому росту преступлений и правонарушений, сильному понижению результатов деятельности правоохранительных органов по борьбе с правонарушениями и, результат - колоссальное падение уровня правовой защищенности граждан, общества и государства от неправомерных посягательств.
Правоохранительные органы, проделывающие главную функциональную нагрузку по профилактике преступлений и правонарушений, оказались лишены огромного комплекса выработанных годами и действенных методов борьбы с правонарушениями, что сказалось на результатах их деятельности в данной сфере. Оставшиеся в запасе государственных правоохранительных органов правовые средства и инструменты профилактического воздействия в силу их неполноценности и несогласованности не могут обеспечивать должный уровень решения задач борьбы с правонарушениями. Большую дестабилизирующую роль сыграло и закрывание деятельности группы общественных институтов правоохранительной направленности, и нарушение линий коммуникации оставшихся из них с государственными правоохранительными органами.
Особо острой проблемой до сих пор остается реальная нехватка механизмов профилактической работы с теми лицами, которые ранее совершали преступления, теми кто злоупотребляют спиртными напитками и наркотическими средствами и теми, которые не имеют постоянного места жительства и средств к существованию...
Подводя итоги вышеупомянутому отметим, что предупреждение преступности - это многоуровневая система мер устремленных на:
1) обнаружение и ликвидацию, либо понижение и ослабление причин
преступности в общем, отдельных ее видов, а также обстановки, которая способствует совершению преступлений;
2) обнаружение и ликвидация ситуаций на предусмотренных территориях, в определенной среде, учреждении, организации и т.д., которые прямо влияют (побуждают) на совершение различных преступлений;
3) выявление в структуре населения групп лиц высокого криминального
риска и понижения этого риска;
4) обнаружение лиц, действия которых дают основания считать, что они способны совершить преступление, с целью оказания на них сдерживающего и корректирующего влияния, а в случае чего - и на их ближнее окружение.
Практика сотрудника полиции с борьбой с преступностью, на сегодняшний день не отвечает предъявляемым обществом условиям, без должным образом сформированного и продуктивно действующего порядка информационного обеспечения деятельности полиции по предупреждению преступности.
Сегодня, современные информационные технологии, средства массовой информации значительно увеличили потенциал информационного воздействия на человека и на население государства в целом.
Успех цели предупреждения преступности невозможен без реализации правоохранительными органами взаимодействия с нужными
государственными органами, ведомствами, министерствами, общественными объединениями, учреждениями, благотворительными и иными фондами, организациями, трудовыми коллективами, религиозными конфессиями. Взаимодействие обуславливается спецификой субъектов.
Полиция является, бесспорно, значимым, но лишь одним из элементов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Значит, правовые меры, особенно административно¬принудительные меры, должны играть лишь добавочное значение. Органам внутренних дел дается особенное место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних, сотрудники которых осуществляют главный объем работы, напрямую занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, тех, кто совершил преступление.
К тому же, предупредительная деятельность органов внутренних дел подразумевает непременное вовлечение в нее других субъектов. Соответственно с законом правоохранительные органы в пределах своей полномочий, участвуют в предупреждении правонарушений
несовершеннолетних и оказывают в этих целях требующуюся помощь подразделениям по делам несовершеннолетних, центрам временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ОВД, службам охраны общественного порядка, сотрудникам оперативных подразделений ОВД, а также другим подразделениям ОВД, осуществляющим меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних...
1) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с поправками) "Российской газете" от 25 декабря 1993 г. N 237
2) "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.02.2017) Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954
3) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // "Российская газета" от 22 декабря 2001 г. N 249
4) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ "Российской газете" от 31 декабря 2001 г. N 256
5) Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция) "Российская газета" от 8 февраля 2011 г. N 25
6) Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" "Российская газета" от 30 июня 1999 г. N 121
7) Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // "Российская газета" от 18 августа 1995 г. N 160
8) Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 14.06. 2011 г. № 139 - ФЗ // "Российская газета" № 5505 от 17.06. 2011 г.
9) Федеральный закон №182 - ФЗ от 23.06.2016 "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации".
10) Указ Президента РФ "О мерах по совершенствованию деятельности
органов внутренних дел Российской Федерации" от 24.12.2009 № 1468
"Российская газета" от 28 декабря 2009 г. N 251
11) Указ Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 1 марта 2011 № 248 "Российская газета" от 2 марта 2011 г. N 43
12) Указ Президента РФ от 3 марта 1998 г. № 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» // Российская газета от 5 марта 1998 г. № 43
13) Указ Президента РФ от 27 октября 2011 г. N 1434 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ" от 31.10.2011 г. №44 ст. 6240.
14) Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
15) Приказ МВД РФ Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях от 04.05. 2010 г. № 333 // Российская газета № 527 от 25.06. 2010 г...107