Педагогические условия формирования патриотических чувств у детей младшего школьного возраста
|
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы формирования патриотических чувств у детей младшего школьного возраста 8
1.1 Сущность и особенности патриотического воспитания младших
школьников 8
1.2 Формы, методы и средства воспитания патриотических чувств у
младших школьников 16
1.3 Педагогические условия и модель формирования патриотических
чувств у детей младшего школьного возраста 24
Глава 2 Организация экспериментальной работы по формированию патриотических чувств у детей младшего школьного возраста 29
2.1 Процедура и методы исследования 29
2.2 Анализ результатов исследования 32
2.3 Программа формирования патриотических чувств у детей младшего
школьного возраста 51
Заключение 60
Список использованных источников 63
Глава 1 Теоретический анализ проблемы формирования патриотических чувств у детей младшего школьного возраста 8
1.1 Сущность и особенности патриотического воспитания младших
школьников 8
1.2 Формы, методы и средства воспитания патриотических чувств у
младших школьников 16
1.3 Педагогические условия и модель формирования патриотических
чувств у детей младшего школьного возраста 24
Глава 2 Организация экспериментальной работы по формированию патриотических чувств у детей младшего школьного возраста 29
2.1 Процедура и методы исследования 29
2.2 Анализ результатов исследования 32
2.3 Программа формирования патриотических чувств у детей младшего
школьного возраста 51
Заключение 60
Список использованных источников 63
Патриотическое воспитание будущего поколения является одной из чрезвычайно значимых задач образовательных учреждений. Под патриотическим воспитанием понимается готовность встать на защиту, ради интересов своей Отчизны. Практика показывает, что младший школьный возраст представляет собой благоприятный период для того, чтобы сформировать и привить ребенку глубокие патриотические чувства. У детей этого возраста формируется активная жизненная позиция, они высказывают свое мнение, участвуют в различных мероприятиях, тем самым приобщаясь к социально - патриотической жизни страны. В процессе обучения и воспитания у детей младшего школьного возраста должно сформироваться чувство гордости за свою родину, уважение к языку, традициям и ее великому прошлому. Очень важно не упустить момент и воспитать интерес ребенка к Родине. Многое требуется от школы: ее роль в этой задаче невозможно переоценить. Задача педагога воспитать детей благородных и готовых к подвигу, тех которых принято называть «патриот».
Вопрос о воспитании патриотических чувств у младших школьников является одной из основных проблем, которая стоит перед родителями, учителями, государством и обществом в целом. Патриотизм формируется в процессе воспитания, обучения и социализации младших школьников. В современном обществе долгое время складывалась отрицательная ситуация в данном вопросе [1].
Великие отечественные педагоги (В.Г. Белинский, М.В.Ломоносов, Н.М.Карамзин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.) представили множество идей по патриотическому воспитанию подрастающего поколения [4].
В Законе «Об образовании РФ» (2012), ФГОС НОО (утверждены
приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г № 373), Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [2].
Тема магистерской диссертации является актуальной, так как ученые - исследователи подчеркивают, по мере взросления у школьников, начинает зарождаться «родничок героизма» (А.Я. Бруштейн), требующий реализацию, но он чаще всего остается не нужным. Зато просыпающиеся силы формирующейся личности могут найти свое отражение в присоединении к негативным организациям, число которых год от года возрастает [17].
Проблемой данного исследования является определение педагогических условий, обеспечивающих формирование патриотических чувств у младших школьников.
Цель исследования - выявление, теоретически обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогических условий формирования патриотических чувств у младших школьников...
Вопрос о воспитании патриотических чувств у младших школьников является одной из основных проблем, которая стоит перед родителями, учителями, государством и обществом в целом. Патриотизм формируется в процессе воспитания, обучения и социализации младших школьников. В современном обществе долгое время складывалась отрицательная ситуация в данном вопросе [1].
Великие отечественные педагоги (В.Г. Белинский, М.В.Ломоносов, Н.М.Карамзин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.) представили множество идей по патриотическому воспитанию подрастающего поколения [4].
В Законе «Об образовании РФ» (2012), ФГОС НОО (утверждены
приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г № 373), Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [2].
Тема магистерской диссертации является актуальной, так как ученые - исследователи подчеркивают, по мере взросления у школьников, начинает зарождаться «родничок героизма» (А.Я. Бруштейн), требующий реализацию, но он чаще всего остается не нужным. Зато просыпающиеся силы формирующейся личности могут найти свое отражение в присоединении к негативным организациям, число которых год от года возрастает [17].
Проблемой данного исследования является определение педагогических условий, обеспечивающих формирование патриотических чувств у младших школьников.
Цель исследования - выявление, теоретически обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогических условий формирования патриотических чувств у младших школьников...
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для воспитания патриотических чувств. В младшем школьном возрасте происходит формирование гражданской позиции школьника.
К основным формам патриотического воспитания относятся: классные часы, конкурсы, викторины, встречи с интересными людьми, экскурсии и т.д.
Основная цель патриотического воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к Родине и стремление к миру.
Основными задачами, вытекающими из целей патриотического воспитания, являются:
1. Содействовать воспитанию у детей нравственных чувств с целью понимания отношения подрастающего поколения к Родине, к обществу, к работе, к себе и к людям;
2. Научить решать проблемы, связанные с правовыми нормами и проблемами нравственного саморазвития;
3. Привить детям правовую культуру, свободное и ответственное самоопределение в сфере правовых отношений с обществом.
Реализация целей и задач патриотического воспитания возможна в общеобразовательном учреждении лишь при наличии целостной системы воспитания. Только комплексная работа со школьниками даст результат. Воспитать личность с активной гражданской позицией - вот задача каждого учителя начальных классов. Важно помнить о том, что в рамках внеурочной деятельности тоже важно вести работу в направлении развития и воспитания патриотических чувств в младшем школьнике. Достичь этой цели удастся лишь при правильном планировании внеклассной работы.
Руководствуясь теоретическими положениями нашего исследования, мы разработали структурно-содержательную модель формирования
патриотических чувств у детей младшего школьного возраста.
Анализ литературы и научных источников позволил нам выявить наиболее действенные педагогические условия, при которых формирование патриотических чувств у младших школьников происходит наиболее эффективно.
В экспериментальной части работы, нами было проведено исследование на базе МОБУСОШ им. С.А. Суркова с. Богословка, Пензенской области, Пензенского района. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» класса (32 человека) и учащиеся 3 «Б» класса (33 человека). Общее количество учащихся - 65 человек.
Для осуществления опытно-экспериментальной работы были созданы две группы: учащиеся 3 «А» класса - контрольная группа (КГ), а учащиеся 3 «Б» класса - экспериментальная группа (ЭГ).
Данный эксперимент состоял из 3 этапов: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент. Для проведения каждого этапа были смоделированы соответствующие условия. Нами оценивались следующие критерии патриотической воспитанности: эмоционально-волевой, когнитивный, организационно-деятельностный, мотивационный, для каждого из которых была подобрана соответствующая методика.
На констатирующем этапе было выявлено, что практически ни у кого из детей не отмечается высокий уровень сформированности патриотических чувств, низкий - у 18 участников эксперимента. Для подавляющего большинства - 27 детей (72%) характерен средний уровень по всем
исследуемым показателям патриотической воспитанности. На формирующем этапе исследования с целью повышения уровня сформированности патриотических чувств младших школьников экспериментальной группы была разработана воспитательная программа «Я - патриот», состоящая из 3 этапов: I этап - организационный, II этап - практический. III этап - обобщающий. Работа велась по 3 направлениям: «Историческое прошлое моего края», «Я - патриот», «Моя семья». После реализации всех запланированных мероприятий нами был проведен контрольный эксперимент.
Обработка и сопоставление результатов полученных данных на констатирующем и контрольном эксперименте, с целью определения их достоверности, проводилась методами математической статистики (с использованием программы «Онлайн калькулятор»). Для доказательства экспериментальной гипотезы мы использовали непараметрический критерий X2 Пирсона (хи-квадрат).
Проанализировав результаты полученных данных на констатирующем и контрольном эксперименте данные по X2 с достоверностью в 95% в ЭГ до и ЭГ после формирующего эксперимента, мы получили подтверждение альтернативной гипотезы (H1), поскольку X2nabl> X2crit (7, 85> 4,95; 7,98> 4,99).
Следовательно, статистическая обработка данных экспериментальной работы подтверждает нашу гипотезу исследования об эффективности выявленных педагогических условий формирования патриотических чувств у младших школьников.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, задачи исследования решены.
К основным формам патриотического воспитания относятся: классные часы, конкурсы, викторины, встречи с интересными людьми, экскурсии и т.д.
Основная цель патриотического воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к Родине и стремление к миру.
Основными задачами, вытекающими из целей патриотического воспитания, являются:
1. Содействовать воспитанию у детей нравственных чувств с целью понимания отношения подрастающего поколения к Родине, к обществу, к работе, к себе и к людям;
2. Научить решать проблемы, связанные с правовыми нормами и проблемами нравственного саморазвития;
3. Привить детям правовую культуру, свободное и ответственное самоопределение в сфере правовых отношений с обществом.
Реализация целей и задач патриотического воспитания возможна в общеобразовательном учреждении лишь при наличии целостной системы воспитания. Только комплексная работа со школьниками даст результат. Воспитать личность с активной гражданской позицией - вот задача каждого учителя начальных классов. Важно помнить о том, что в рамках внеурочной деятельности тоже важно вести работу в направлении развития и воспитания патриотических чувств в младшем школьнике. Достичь этой цели удастся лишь при правильном планировании внеклассной работы.
Руководствуясь теоретическими положениями нашего исследования, мы разработали структурно-содержательную модель формирования
патриотических чувств у детей младшего школьного возраста.
Анализ литературы и научных источников позволил нам выявить наиболее действенные педагогические условия, при которых формирование патриотических чувств у младших школьников происходит наиболее эффективно.
В экспериментальной части работы, нами было проведено исследование на базе МОБУСОШ им. С.А. Суркова с. Богословка, Пензенской области, Пензенского района. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» класса (32 человека) и учащиеся 3 «Б» класса (33 человека). Общее количество учащихся - 65 человек.
Для осуществления опытно-экспериментальной работы были созданы две группы: учащиеся 3 «А» класса - контрольная группа (КГ), а учащиеся 3 «Б» класса - экспериментальная группа (ЭГ).
Данный эксперимент состоял из 3 этапов: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент. Для проведения каждого этапа были смоделированы соответствующие условия. Нами оценивались следующие критерии патриотической воспитанности: эмоционально-волевой, когнитивный, организационно-деятельностный, мотивационный, для каждого из которых была подобрана соответствующая методика.
На констатирующем этапе было выявлено, что практически ни у кого из детей не отмечается высокий уровень сформированности патриотических чувств, низкий - у 18 участников эксперимента. Для подавляющего большинства - 27 детей (72%) характерен средний уровень по всем
исследуемым показателям патриотической воспитанности. На формирующем этапе исследования с целью повышения уровня сформированности патриотических чувств младших школьников экспериментальной группы была разработана воспитательная программа «Я - патриот», состоящая из 3 этапов: I этап - организационный, II этап - практический. III этап - обобщающий. Работа велась по 3 направлениям: «Историческое прошлое моего края», «Я - патриот», «Моя семья». После реализации всех запланированных мероприятий нами был проведен контрольный эксперимент.
Обработка и сопоставление результатов полученных данных на констатирующем и контрольном эксперименте, с целью определения их достоверности, проводилась методами математической статистики (с использованием программы «Онлайн калькулятор»). Для доказательства экспериментальной гипотезы мы использовали непараметрический критерий X2 Пирсона (хи-квадрат).
Проанализировав результаты полученных данных на констатирующем и контрольном эксперименте данные по X2 с достоверностью в 95% в ЭГ до и ЭГ после формирующего эксперимента, мы получили подтверждение альтернативной гипотезы (H1), поскольку X2nabl> X2crit (7, 85> 4,95; 7,98> 4,99).
Следовательно, статистическая обработка данных экспериментальной работы подтверждает нашу гипотезу исследования об эффективности выявленных педагогических условий формирования патриотических чувств у младших школьников.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, задачи исследования решены.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего
школьного возраста в художественно-поэтической деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в художественно-поэтической деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Приобщение к истокам русской национальной культуры как средство формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по киноискусству
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021



