Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие способностей употреблять предлоги у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта «Кто где находится?»

Работа №160603

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы185
Год сдачи2021
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические обоснование исследования особенностей развития способностей употреблять предлоги у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 7
1.1. Психолого-педагогические особенности развития речи у старших дошкольников 7
1.2. Способности употреблять предлоги у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: сущность понятия 13
1.3. Комплекс методов и приемов логопедической работы в развитии способностей употреблять предлоги у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 19
Выводы по I главе 31
Глава II. Апробация комплекса методов и приемов логопедической работы в развитии способностей употреблять предлоги у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 33
2.1. Аннотация проекта. Организационный план разработки и реализации проекта 33
2.2. Предпроектное исследование уровня развития способности употреблять предлоги у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 37
2.3. Направления и содержание логопедической работы в условиях реализации проекта «Кто где находится?» по развитию способностей употреблять предлоги у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 49
2.4. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа исследования по итогам реализации проекта 59
Выводы по II главе 65
Заключение 67
Список использованных источников 69
Приложения 76

В настоящее время во многих программных документах отмечается увеличение числа детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым речевым нарушениям в дошкольном возрасте [18; 36; 57;66].
Дошкольный возраст - важнейший период становления и развития человека. Значительную роль в развитии отдается речи. Ведь посредством её становления развиваются социально-личностное, психологическое и физиологическое развитие.
Процесс формирования речевой деятельности у дошкольников проходит по-разному. Замедленный речевой процесс может привести к разным речевым нарушениям, которые выражаются в той или иной степени, зависящие от причины и приводящего к ней дефекта. В случаях, когда при нормальном развитии слуха и сохранном интеллекте у детей отмечается недостаточная сформированность лексических и грамматических средств языка. Словарный запас детей крайне ограничен и состоит из грамматически неправильно сформированных звуковых комплексов, в таких случаях дети пользуются обозначением конкретных предметов и действий.
В других случаях дети используют в своем общении постоянные, но искаженные общие слова. Дети различают слова обозначающие объекты, действия, словарный запас более разнообразен. Но даже более пополненный словарь ребенка не дает полной возможности его употребления. Это проявляется в ограниченном его использовании, не понимании обобщенных слов и их значения, замене слов более понятными для ребенка с таким нарушением. У других детей, несмотря на более высокий уровень сформированности лексических и грамматических средств языка наблюдаются некоторые пробелы в их использовании.
Все вышеперечисленные речевые нарушения при различном разнообразии встречаются при общем недоразвитии речи (ОНР).
Основными целевыми ориентирами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является всестороннее развитие каждого ребенка. Это относится и к развитию речевой деятельности. При окончании дошкольного образования ребенок может усвоить понимание лексико-грамматического строя речи и употребление их в собственной речи [57].
Освоение грамматики русского языка процесс многообразный и сложный и даже при течении нормального речевого развития. В случае, когда у ребенка присутствует речевое нарушение, данный процесс протекает затруднительно.
Дети с ОНР затрудняются самостоятельно составлять предложения, фразы из трех и более слов. При повторение такой фразы дети путают их последовательность, искажают фразу. В общении дети пользуются простыми предложениями с большими аграмматизмами (В.П. Глухов, Г.В. Гуровец, Л.Р. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
У детей с ОНР искажено употребление падежных окончаний и допускают ошибки в употреблении предлогов. Связь между предлогом и флексией для таких детей крайне размыта. Их сочетания для них переплетаются и выступаю с разными смыслами, а не единым целым; наблюдается сложность в ориентировки в пространстве, что в следствии приводит к не сформированности пространственных понятии. Как следствие, непонимание употребления пространственных предлогов; не
сформированность использования грамматических форм, например существительного с предлогами (Н.С. Жуковой, И.К. Колповской, Р.Е. Левиной, С.Н. Шаховской и др.).
У детей с ОНР часто встречаются ошибки, связанные с пропуском или заменой предлогов, либо слияние предлогов с существительными и местоимениями.
Проблема правильного употребления предлогов у старших дошкольников с ОНР III уровня крайне важна и требует специального решения.
В связи с этим считаем актуальным разработать комплекс методов и приемов по развитию способности понимания и употребления предлогов у старших дошкольников с ОНР III уровня....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе рассмотрены методы и приемы развития способностей употреблять предлоги у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
У детей с ОНР Шуровня предлоги появляются в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, но требует более длительного усвоения.
У большого количества детей с ОНР III уровня наблюдается не сформированность пространственных представлений. Часто такие дети не только испытывают трудности в понимании и употреблении предложно-падежных конструкций, но и не могут определить правую и левую стороны тела или предмета. Испытывают сложности при ориентировке в окружающем пространстве.
Старшим дошкольникам с ОНР III уровня для успешного усвоения предложных конструкций необходимо развитие психических процессов, таких как внимание, мышление, память и развитие пространственных представлений.
В данной работе выделены особенности речевого развития у старших дошкольников с ОНР III уровня, организованно и проведено диагностическое обследование по развитию способностей употреблять предлоги у старших дошкольников с ОНР III уровня. С этой целью сформирована выборка исследования из 100% (10 детей) в возрасте 5 - 6 лет с ОНР III уровня, дизартрия. В этой группе проведено обследование, которое включает 3 серии из 3 заданий, которые выполнялись индивидуально. Диагностические задания направлены на выявление уровня развития способности по пониманию предлогов, употреблению предлогов в собственной речи, употребления и понимания предложно-падежных конструкций.
Обследование показало, что дети не употребляют предлоги, либо используют только простые предлоги в и на, так же дети испытывают затруднения в пространственной ориентации, сложные предлоги не используют совсем.
Основываясь на диагностических данных и анализе научной психолого-педагогической литературы, разработан «Комплекс методов и приёмов логопедической работы в развитии способностей употреблять предлоги у старших дошкольников с ОНР III уровня». В коррекционной работе, использованы игры и конспекты занятий данного комплекса. В ходе, которого были зафиксированы улучшения у детей понимания предлогов и умение правильно употреблять простые предлоги в собственной речи и зачатки понимания и употребление сложных предлогов и предложно-падежных конструкций. При анализе повторных диагностических результатов виден более высокий уровень понимания и употребления предлогов детьми. Это позволяет сделать вывод, что метод игрового взаимодействия способствует развитию понимания предлогов и помогает активизировать экспрессивную речь детей. Также важно отметить, что при использовании коррекционной работы учитывались и индивидуальные возможности каждого ребенка, что позволяет более эффективно выстроить логопедическую работу и лучшему усвоению понимания и употребление предлогов в собственной речи детей.
Таким образом, в заключении можно сделать вывод о результативности разработанного комплекса логопедических упражнений, нацеленного на развитие способностей употреблять предлоги позволяет ребенку овладеть речевой активностью, лексико-грамматическим строем речи и связной речью, которые необходимы для дальнейшего обучения детей в школе.


1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. С-Пб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. 128 с.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
3. Адаптированная основная образовательная программа дошкольной организации для детей тяжелыми нарушениями речи https://dou10.kansk24.ru/images/doc/zpr prog.doc
4. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие (кн. 5). М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 480 с.
5. Вектор права. Научная статья. Статистика детей с ОВЗ в России 2021г. URL: http://ttclub24.ru/bankovskoe-pravo/3838-statistika-detey-s-ovz-v-rossii-2021.html
6. Вербианова О.М., Груздева О.В. Психология ребенка: младенчество, ранний и дошкольный возраст: учебное пособие; Краснояр. гос. пед ун -т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 140 с.
7. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Учебно - методическое пособие. С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. 144 с.
8. Грибова О.Е., Бессонова Т.П., Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч. II: Словарный запас и грамматический строй. М.: АРКТИ, 1997. 64 с.
9. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. М.: Айрис - пресс, 2005. 96 с
10. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык: в 2 частях. М.: Просвещение, 1973. 350 с.
11. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985. 112 с.
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: «Просвещение», 1990. 239 с.
13. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. М.: УНПЦ «Энергомаш»,1994. 94 с.
14. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. Учебно - методическое пособие. М.: Соц.-полит. Журн., 1994. 96 с.
15. Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет. От глаголов к предложениям. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. 32 с....(67)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ