Волонтерская деятельность как фактор социализации старшеклассников
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование волонтерской деятельности как фактора социализации 9
1.1. Характеристика и сущность понятия волонтерство 9
1.2. Определение понятия социализация, факторы социализации
человека 25
1.3. Особенности социализации старшеклассников 33
1.4. Волонтерская деятельность и добровольные организации как
фактор социализации 36
Глава 2. Эмпирическое исследование волонтерской деятельности как фактора социализации старшеклассников 40
2.1. Критерии и уровни социализированности студентов 1 курса 40
2.2. Мини - проект на тему «Волонтёрское движение в колледже
“Импульс” (1 курс)» 45
2.3. Реализация мини - проекта 49
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 51
2.5. Рекомендации по организации волонтерской деятельности в
ГБОУ ПО ПОМК 54
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложения 63
Глава 1. Теоретическое исследование волонтерской деятельности как фактора социализации 9
1.1. Характеристика и сущность понятия волонтерство 9
1.2. Определение понятия социализация, факторы социализации
человека 25
1.3. Особенности социализации старшеклассников 33
1.4. Волонтерская деятельность и добровольные организации как
фактор социализации 36
Глава 2. Эмпирическое исследование волонтерской деятельности как фактора социализации старшеклассников 40
2.1. Критерии и уровни социализированности студентов 1 курса 40
2.2. Мини - проект на тему «Волонтёрское движение в колледже
“Импульс” (1 курс)» 45
2.3. Реализация мини - проекта 49
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 51
2.5. Рекомендации по организации волонтерской деятельности в
ГБОУ ПО ПОМК 54
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложения 63
Актуальность исследования. Современное российское общество постоянно меняется, в связи с этим начинают предъявляться новые требования к формированию личности выпускника образовательных организаций на разных ступенях образования. Если рассматривать обучающихся старшего школьного возраста, то данные требования к результатам личностного развития прописаны во ФГОС СОО [22] или общеобразовательных программах СПО (1 курс).
Если брать за основу программные документы, то можно сказать, что на сегодняшний день современное общество заинтересовано в молодых людях, которые готовы к самоопределению, саморазвитию и самостоятельности, замотивированны в обучении и развитии, социально активны, с развитой внутренней позицией, со сформированной гражданской позицией, со сформированной культурой, будь то это экологическая или культура поведения, умеют взаимодействовать с социальными институтами, готовы осуществлять различные виды деятельности, в том числе и волонтерскую.
Современная система образования, основываясь на психических, возрастных и физических особенностях обучающихся, старается создать условия для их благополучного личностного развития. Кроме того, если обучающиеся достигли личностных результатов, то это может стать предпосылкой успешной социализации.
Процесс социализации, как научная проблема, в отечественной психологии и педагогике изучается на трех уровнях: философском, (изучаются положения, связанные с социальных сознанием), социально¬психологическом (происходит изучение социальных ролей и механизмов социального взаимодействия) и психолого-педагогическом (активно изучаются стадии, факторы, агенты и механизмы социализации) .
Одним из эффективных видов деятельности, который позволяет достичь личностных результатов, а также играет значительную роль в социализации личности, является волонтерская деятельность. Данный вид деятельности осуществляется как в общеобразовательных учреждениях, так и в специализированных добровольческих организациях. Участники данного вида деятельности, считают, что волонтерская деятельность служит способом самореализации их возможностей. На разных территориальных уровнях функционирует большое количество добровольческих организации, в которые включены обучающиеся старшего школьного возраста.
Люди, находясь в современном обществе, нуждаются в общении, заботе и внимании. Волонтерские организации проводят мероприятия, нацеленные на получение полезных умений и навыков, на формирование значимых личностных качеств, а также могут помочь направить на положительные жизненные ориентиры. Немаловажно не только совершенствовать добровольческие организации, поддерживать их, но преумножать и поощрять их деятельность.
Проблематикой процесса социализации обучающихся как в общеобразовательных организациях, так и в организациях, которую осуществляют волонтёрскую деятельность, занимаются различные ученые, это отражается в различных трудах по педагогике и психологии. Но данная проблема на данный момент изучена недостаточно.
Степень разработанности темы исследования: исследователями процесса социализации на философском, социально-психологическом и психолого - педагогическом уровнях являются: Д.И. Фельдштейн, С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский, Г.М. Андреева, И.С. Кон, Л.Я. Олиференко, С.А. Козлова, М.И. Шилова, А.В. Мудрик, Н.Ф. Голованова, Л.С. Выготский, Б.Д. Парыгин.Вопросы, связанные с волонтерской деятельностью, изучают данные ученые Г.И. Бодренкова, С.А. Екимова, Н.Ю. Слабжанин, И.Е. Городецкая, О.В. Потапенко.
Несмотря на достаточную изученность вопросов, касающихся социализации и волонтерства, недостаточно внимания в научной литературе уделяется рассмотрению волонтерской деятельности как фактора социализации старшеклассников
Проблема исследования заключается в противоречии между потенциалом волонтерской деятельности как фактора социализации старшеклассников и недостаточной проработанностью данной темы с теоретической и практической стороны.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность волонтерской деятельности как фактора социализации старшеклассников.
Объект исследования: процесс социализации старшеклассников.
Предмет исследования: волонтерская деятельность как фактор социализации старшеклассников.
Гипотеза исследования: включение обучающихся старшего школьного возраста в волонтерскую деятельность является эффективным фактором социализации личности, оно позволит иметь старшеклассникам более высокие показатели «социальной адаптированности», «социальной активности», «социальной автономности», «нравственной воспитанности».
Задачи исследования:
1) охарактеризовать сущность волонтерской деятельности и ее основные принципы и виды;
2) рассмотреть понятия «социализация» и «факторы социализации»;
3) рассмотреть особенности социализации старшеклассников;
4) рассмотреть волонтерскую деятельность как фактор социализации;
5) выявить с помощью методов диагностики уровень социализированнсти обучающихся старшего школьного возраста;
6) разработать мини - проект по включению обучающихся старшего школьного возраста в волонтерскую деятельность, который будет направлен на повышение уровня их социализированности.
7) Сформулировать рекомендации по организации волонтерской деятельности в образовательной организации.
Методологическая и теоретические основы исследования: современные концепции социализации личности (А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.С. Мухина, М.И. Шилова и др.); работы по теории и методике социальной педагогики (В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, Л.Я. Олиференко и др.), а также исследования в области волонтерства: история в России и за рубежом (И.Городецкая, Х. Анхер, Л. Саламон ), понятия и виды добровольчества (волонтерства) (О.В. Потапенко, Н.Ю. Слабжанин, Г.И. Бодренкова), деятельность волонтерских организации (С. Екимова, М.С. Шераден).
Методы исследования:
- теоретический (анализ научной, учебной, социологической, периодической литературы и законодательных актов Российской Федерации в области образования);
- опытно-экспериментальная работа;
- анкетирование;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Данные методы позволят всесторонне изучить тему исследования и сформулировать выводы.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ ПО ПОМК. В исследование принимали участие всего 100 студентов, затем из них по результатам анкетирования были выбраны 32 (16 человек - контрольная группа, 16 - человек экспериментальная группа).
Логика и основные этапы исследования:
Первый этап (2020 г.) посвящен изучению проблемы волонтерской деятельности как фактора социализации старшеклассников. Уточнялись проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования. Была сформулирована рабочая гипотеза, определены исходные позиции и содержание опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (2021 г.) посвящен проведению экспериментальной части исследования.
Третий этап (2022 г.) связан с анализом, систематизацией и обобщением полученных в ходе работы результатов.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнены понятия «волонтерство» и «социализация».
- с теоретической точки зрения рассмотрена волонтерская деятельность как фактор социализации.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при разработке программ элективных курсов для студентов педагогических специальностей, а также для лекционных материалов на курсах повышения квалификации классных руководителей и социальных педагогов.
Апробация результатов исследования осуществлялась на методическом совете ГБОУ ПО ПОМК «Проблема социализации студентов - медиков в рамках ФГОС», а также за круглым столом «Социализация старшеклассников» на базе МБОУ СОШ № 60.
Положения, выносимые на защиту:
В ходе исследования была изучена литература по выбранной теме исследования, что позволило получить следующие выводы:
1. Волонтерство - это добровольная деятельность по оказанию помощи, которая не подразумевает собой заработок или получение каких - либо других выгод.
2. Социализация - это процесс освоения человеком социальных ролей, воспроизводства культуры общества, вхождения в социальную среду в ходе его развития и самоизменения на всех возрастных этапах.
3. В литературе выделяется четыре группы факторов социализации: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.
4. Волонтерские организации и их деятельность могут выступать как микрофактор социализации и могут рассматриваться с двух сторон: с одной стороны как фактор относительно социально контролируемой социализации, с другой как фактор стихийной социализации.
5. Одной из особенностей социализации старшеклассников является переход от первичной социализации ко вторичной. В этот период ведущая деятельность данной социальной группы - учебно-профессиональная. Основные агенты социализации - это семья и школа, сообщество сверстников, а также дополнительные учреждения. И в данный период ребенок испытывает необходимость в нескольких референтных группах и свободным выходом из них.
6. Студенты - волонтеры имеют более высокие показатели по всем критериям социализированности.
Работа включает: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения .
Если брать за основу программные документы, то можно сказать, что на сегодняшний день современное общество заинтересовано в молодых людях, которые готовы к самоопределению, саморазвитию и самостоятельности, замотивированны в обучении и развитии, социально активны, с развитой внутренней позицией, со сформированной гражданской позицией, со сформированной культурой, будь то это экологическая или культура поведения, умеют взаимодействовать с социальными институтами, готовы осуществлять различные виды деятельности, в том числе и волонтерскую.
Современная система образования, основываясь на психических, возрастных и физических особенностях обучающихся, старается создать условия для их благополучного личностного развития. Кроме того, если обучающиеся достигли личностных результатов, то это может стать предпосылкой успешной социализации.
Процесс социализации, как научная проблема, в отечественной психологии и педагогике изучается на трех уровнях: философском, (изучаются положения, связанные с социальных сознанием), социально¬психологическом (происходит изучение социальных ролей и механизмов социального взаимодействия) и психолого-педагогическом (активно изучаются стадии, факторы, агенты и механизмы социализации) .
Одним из эффективных видов деятельности, который позволяет достичь личностных результатов, а также играет значительную роль в социализации личности, является волонтерская деятельность. Данный вид деятельности осуществляется как в общеобразовательных учреждениях, так и в специализированных добровольческих организациях. Участники данного вида деятельности, считают, что волонтерская деятельность служит способом самореализации их возможностей. На разных территориальных уровнях функционирует большое количество добровольческих организации, в которые включены обучающиеся старшего школьного возраста.
Люди, находясь в современном обществе, нуждаются в общении, заботе и внимании. Волонтерские организации проводят мероприятия, нацеленные на получение полезных умений и навыков, на формирование значимых личностных качеств, а также могут помочь направить на положительные жизненные ориентиры. Немаловажно не только совершенствовать добровольческие организации, поддерживать их, но преумножать и поощрять их деятельность.
Проблематикой процесса социализации обучающихся как в общеобразовательных организациях, так и в организациях, которую осуществляют волонтёрскую деятельность, занимаются различные ученые, это отражается в различных трудах по педагогике и психологии. Но данная проблема на данный момент изучена недостаточно.
Степень разработанности темы исследования: исследователями процесса социализации на философском, социально-психологическом и психолого - педагогическом уровнях являются: Д.И. Фельдштейн, С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский, Г.М. Андреева, И.С. Кон, Л.Я. Олиференко, С.А. Козлова, М.И. Шилова, А.В. Мудрик, Н.Ф. Голованова, Л.С. Выготский, Б.Д. Парыгин.Вопросы, связанные с волонтерской деятельностью, изучают данные ученые Г.И. Бодренкова, С.А. Екимова, Н.Ю. Слабжанин, И.Е. Городецкая, О.В. Потапенко.
Несмотря на достаточную изученность вопросов, касающихся социализации и волонтерства, недостаточно внимания в научной литературе уделяется рассмотрению волонтерской деятельности как фактора социализации старшеклассников
Проблема исследования заключается в противоречии между потенциалом волонтерской деятельности как фактора социализации старшеклассников и недостаточной проработанностью данной темы с теоретической и практической стороны.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность волонтерской деятельности как фактора социализации старшеклассников.
Объект исследования: процесс социализации старшеклассников.
Предмет исследования: волонтерская деятельность как фактор социализации старшеклассников.
Гипотеза исследования: включение обучающихся старшего школьного возраста в волонтерскую деятельность является эффективным фактором социализации личности, оно позволит иметь старшеклассникам более высокие показатели «социальной адаптированности», «социальной активности», «социальной автономности», «нравственной воспитанности».
Задачи исследования:
1) охарактеризовать сущность волонтерской деятельности и ее основные принципы и виды;
2) рассмотреть понятия «социализация» и «факторы социализации»;
3) рассмотреть особенности социализации старшеклассников;
4) рассмотреть волонтерскую деятельность как фактор социализации;
5) выявить с помощью методов диагностики уровень социализированнсти обучающихся старшего школьного возраста;
6) разработать мини - проект по включению обучающихся старшего школьного возраста в волонтерскую деятельность, который будет направлен на повышение уровня их социализированности.
7) Сформулировать рекомендации по организации волонтерской деятельности в образовательной организации.
Методологическая и теоретические основы исследования: современные концепции социализации личности (А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.С. Мухина, М.И. Шилова и др.); работы по теории и методике социальной педагогики (В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, Л.Я. Олиференко и др.), а также исследования в области волонтерства: история в России и за рубежом (И.Городецкая, Х. Анхер, Л. Саламон ), понятия и виды добровольчества (волонтерства) (О.В. Потапенко, Н.Ю. Слабжанин, Г.И. Бодренкова), деятельность волонтерских организации (С. Екимова, М.С. Шераден).
Методы исследования:
- теоретический (анализ научной, учебной, социологической, периодической литературы и законодательных актов Российской Федерации в области образования);
- опытно-экспериментальная работа;
- анкетирование;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Данные методы позволят всесторонне изучить тему исследования и сформулировать выводы.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ ПО ПОМК. В исследование принимали участие всего 100 студентов, затем из них по результатам анкетирования были выбраны 32 (16 человек - контрольная группа, 16 - человек экспериментальная группа).
Логика и основные этапы исследования:
Первый этап (2020 г.) посвящен изучению проблемы волонтерской деятельности как фактора социализации старшеклассников. Уточнялись проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования. Была сформулирована рабочая гипотеза, определены исходные позиции и содержание опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (2021 г.) посвящен проведению экспериментальной части исследования.
Третий этап (2022 г.) связан с анализом, систематизацией и обобщением полученных в ходе работы результатов.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнены понятия «волонтерство» и «социализация».
- с теоретической точки зрения рассмотрена волонтерская деятельность как фактор социализации.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при разработке программ элективных курсов для студентов педагогических специальностей, а также для лекционных материалов на курсах повышения квалификации классных руководителей и социальных педагогов.
Апробация результатов исследования осуществлялась на методическом совете ГБОУ ПО ПОМК «Проблема социализации студентов - медиков в рамках ФГОС», а также за круглым столом «Социализация старшеклассников» на базе МБОУ СОШ № 60.
Положения, выносимые на защиту:
В ходе исследования была изучена литература по выбранной теме исследования, что позволило получить следующие выводы:
1. Волонтерство - это добровольная деятельность по оказанию помощи, которая не подразумевает собой заработок или получение каких - либо других выгод.
2. Социализация - это процесс освоения человеком социальных ролей, воспроизводства культуры общества, вхождения в социальную среду в ходе его развития и самоизменения на всех возрастных этапах.
3. В литературе выделяется четыре группы факторов социализации: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.
4. Волонтерские организации и их деятельность могут выступать как микрофактор социализации и могут рассматриваться с двух сторон: с одной стороны как фактор относительно социально контролируемой социализации, с другой как фактор стихийной социализации.
5. Одной из особенностей социализации старшеклассников является переход от первичной социализации ко вторичной. В этот период ведущая деятельность данной социальной группы - учебно-профессиональная. Основные агенты социализации - это семья и школа, сообщество сверстников, а также дополнительные учреждения. И в данный период ребенок испытывает необходимость в нескольких референтных группах и свободным выходом из них.
6. Студенты - волонтеры имеют более высокие показатели по всем критериям социализированности.
Работа включает: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения .
В ходе исследования была изучена литература по выбранной теме исследования, что позволило получить следующие выводы:
Волонтерство - это добровольная деятельность по оказанию помощи, которая не подразумевает собой заработок или получение каких - либо других выгод.
Волонтерская деятельность может осуществляться как в специальных добровольческих организациях, так и в общеобразовательных учреждениях в рамках специально разработанных социально-педагогических проектов. Данный вид деятельности развивается и функционирует как в России, так и за рубежом.
Принципы волонтерской деятельности: добровольность, безвозмездность, социальная значимость, уважение индивидуальности каждого человека, объединение людей, воспитание лидерских качеств, повышение гражданской активности, добросовестность и законность.
Нам удалось выделить и основные виды волонтерства, в их основе лежит следующее - целевая группа, которой будет оказываться помощь, а также цели и задачи волонтеров в рамках определенного направления: социальное волонтерство, экологическое волонтерство, событийное волонтерство, спортивное волонтерство, патриотическое волонтерство, культурное волонтерство, волонтерство в сфере здравоохранения, корпоративное волонтерство, семейное волонтерство, волонтерство общественной безопасности и в ЧС, поисково-спасательное волонтерство, инклюзивное волонтерство, онлайн-волонтерство, медиаволонтерство, международное волонтерство.
Социализация - это процесс освоения человеком социальных ролей, воспроизводства культуры общества, вхождения в социальную среду в ходе его развития и самоизменения на всех возрастных этапах.
В литературе выделяется четыре группы факторов социализации: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.
Волонтерские организации и их деятельность могут выступать как микрофактор социализации и могут рассматриваться с двух сторон: с одной стороны как фактор относительно социально контролируемой социализации, с другой как фактор стихийной социализации.
Одной из особенностей социализации старшеклассников является переход от первичной социализации ко вторичной. В этот период ведущая деятельность данной социальной группы — учебно-профессиональная. Основные агенты социализации - это семья и школа, сообщество сверстников, а также дополнительные учреждения. И в данный период ребенок испытывает необходимость в нескольких референтных группах и свободным выходом из них.
Исследование проводилось на базе ГБОУ ПО ПОМК. В исследование принимали участие всего 100 студентов, затем из них по результатам анкетирования были выбраны 32 (16 человек - контрольная группа, 16 - человек экспериментальная группа). Ранее в этой образовательной организации не осуществлялась волонтерская деятельность.
На базе выбранной образовательной организации был реализован мини-проект «Волонтёрское движение в колледже “Импульс” (1 курс)», который направлен на повышение уровня социализированности.
На разных этапах опытно - экспериментальной деятельности использовалась следующая диагностика: «Методика изучения социализированности личности» М.И. Рожкова на выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся.
Практическая часть исследования заключалась в организации опытно-экспериментальной работы, которая показала, что студенты -волонтеры имеют более высокие показатели по всем критериям социализированности.
На основании теоретического и практического изучения проблемы были составлены рекомендации по организации волонтерской деятельности в ГБОУ ПО ПОМК.
Таким образом, полученные результаты опытно-экспериментальной работы позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что включение обучающихся старшего школьного возраста в волонтерскую деятельность является эффективным фактором социализации личности, оно позволит иметь старшеклассникам более высокие показатели «социальной адаптированности», «социальной активности», «социальной автономности», «нравственной воспитанности».
И так, в ходе исследования поставленные цели достигнуты, а поставленные задачи решены.
В дальнейшее исследование может быть связано с анализом эффективности волонтерской деятельности студентов - медиков на пути профессионального становления.
Волонтерство - это добровольная деятельность по оказанию помощи, которая не подразумевает собой заработок или получение каких - либо других выгод.
Волонтерская деятельность может осуществляться как в специальных добровольческих организациях, так и в общеобразовательных учреждениях в рамках специально разработанных социально-педагогических проектов. Данный вид деятельности развивается и функционирует как в России, так и за рубежом.
Принципы волонтерской деятельности: добровольность, безвозмездность, социальная значимость, уважение индивидуальности каждого человека, объединение людей, воспитание лидерских качеств, повышение гражданской активности, добросовестность и законность.
Нам удалось выделить и основные виды волонтерства, в их основе лежит следующее - целевая группа, которой будет оказываться помощь, а также цели и задачи волонтеров в рамках определенного направления: социальное волонтерство, экологическое волонтерство, событийное волонтерство, спортивное волонтерство, патриотическое волонтерство, культурное волонтерство, волонтерство в сфере здравоохранения, корпоративное волонтерство, семейное волонтерство, волонтерство общественной безопасности и в ЧС, поисково-спасательное волонтерство, инклюзивное волонтерство, онлайн-волонтерство, медиаволонтерство, международное волонтерство.
Социализация - это процесс освоения человеком социальных ролей, воспроизводства культуры общества, вхождения в социальную среду в ходе его развития и самоизменения на всех возрастных этапах.
В литературе выделяется четыре группы факторов социализации: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.
Волонтерские организации и их деятельность могут выступать как микрофактор социализации и могут рассматриваться с двух сторон: с одной стороны как фактор относительно социально контролируемой социализации, с другой как фактор стихийной социализации.
Одной из особенностей социализации старшеклассников является переход от первичной социализации ко вторичной. В этот период ведущая деятельность данной социальной группы — учебно-профессиональная. Основные агенты социализации - это семья и школа, сообщество сверстников, а также дополнительные учреждения. И в данный период ребенок испытывает необходимость в нескольких референтных группах и свободным выходом из них.
Исследование проводилось на базе ГБОУ ПО ПОМК. В исследование принимали участие всего 100 студентов, затем из них по результатам анкетирования были выбраны 32 (16 человек - контрольная группа, 16 - человек экспериментальная группа). Ранее в этой образовательной организации не осуществлялась волонтерская деятельность.
На базе выбранной образовательной организации был реализован мини-проект «Волонтёрское движение в колледже “Импульс” (1 курс)», который направлен на повышение уровня социализированности.
На разных этапах опытно - экспериментальной деятельности использовалась следующая диагностика: «Методика изучения социализированности личности» М.И. Рожкова на выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся.
Практическая часть исследования заключалась в организации опытно-экспериментальной работы, которая показала, что студенты -волонтеры имеют более высокие показатели по всем критериям социализированности.
На основании теоретического и практического изучения проблемы были составлены рекомендации по организации волонтерской деятельности в ГБОУ ПО ПОМК.
Таким образом, полученные результаты опытно-экспериментальной работы позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что включение обучающихся старшего школьного возраста в волонтерскую деятельность является эффективным фактором социализации личности, оно позволит иметь старшеклассникам более высокие показатели «социальной адаптированности», «социальной активности», «социальной автономности», «нравственной воспитанности».
И так, в ходе исследования поставленные цели достигнуты, а поставленные задачи решены.
В дальнейшее исследование может быть связано с анализом эффективности волонтерской деятельности студентов - медиков на пути профессионального становления.
Подобные работы
- Современная музыкальная субкультура как фактор социализации молодежи
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Волонтерская деятельность как фактор социализации школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015 - ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Социально-педагогическая деятельность в учреждении дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Специфика ценностно-мотивационной сферы старшеклассников, участвующих в волонтерской деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - РЕКРЕАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Особенности ценностно-мотивационной сферы учащихся - волонтеров
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕВИАНТНОЙ МОЛОДЁЖИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



