Развитие творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития творческой активности у старших дошкольников 7
1.1. Значение творческой активности в жизни старших дошкольников 7
1.2. Особенности развития творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 11
1.3. Психолого-педагогические подходы к развитию творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 15
Глава II. Проектная деятельность по развитию творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 25
2.1. Предпроектное исследование по выявлению творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 25
2.2. Описание проекта «СледОпыт», направленного на развитие творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 35
2.3. Результаты внедрения проекта «СледОпыт» в коррекционном процессе по развитию творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 41
Заключение 50
Библиография 53
Приложения 65
Глава I. Теоретические аспекты развития творческой активности у старших дошкольников 7
1.1. Значение творческой активности в жизни старших дошкольников 7
1.2. Особенности развития творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 11
1.3. Психолого-педагогические подходы к развитию творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 15
Глава II. Проектная деятельность по развитию творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 25
2.1. Предпроектное исследование по выявлению творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 25
2.2. Описание проекта «СледОпыт», направленного на развитие творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 35
2.3. Результаты внедрения проекта «СледОпыт» в коррекционном процессе по развитию творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 41
Заключение 50
Библиография 53
Приложения 65
Актуальность проектной работы
Проблема развития творчески активной личности, способной самостоятельно творить, неординарно мыслить, изобретать, является одной из значимых в современной педагогике и остро стоит перед обществом. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость развития различных видов активности детей, содержание образования должно ориентироваться на организацию видов деятельности, которые стимулируют развитие мышления, воображения, творчества и фантазии, реализацию творческой деятельности детей. Посредством развития основного компонента творческих способностей - творческой активности, можно достигнуть поставленной цели.
Психолого-педагогические основы проблемы развития творческой активности старших дошкольников представлены в работах Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, А.М. Матюшкина, А.Н. Лука, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономарева, В.Т. Кудрявцева, Д.Б. Эльконина.
В современной психолого-педагогической литературе существует множество определений понятия «творческая активность».
Творческую активность, как ценностную ориентацию личности, выражающую отношение к творческой деятельности, основу которой составляет внутренняя потребность в саморазвитии, рассматривает Г.В. Гавришина.
О творческой активности, как о высшим уровне активности и интегральном свойстве личности, характеризующим отношение к творческой деятельности и степени включенности ребенка в творческий процесс говорит Б.Х. Пикалов.
Одно из последних определений было дано В.Б. Филимоновой. Автор считает, что творческая активность - это качество личности, которое выражает интенсивность ее деятельности по созданию новых или совершенствованию существующих продуктов. Содержание и устойчивость творческой активности определяется совокупностью направленности и готовности к осуществлению такой деятельности.
У детей с расстройствами аутистического спектра творческая активность снижена, утверждают М.В. Водинская и М.С. Шапиро. По мнению авторов, аутичные дети имеют ограничения во многих видах деятельности, в том числе и творческой. Такие дети не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они ограничены в контактах и возможности получать опыт от сверстников. У аутичных детей сильно ограничена мотивация к различным видам творческой деятельности и возможности приобретения навыков.
Согласно всероссийскому мониторингу 2020 года, общая численность детей с расстройствами аутистического спектра составила 32899 человек. Проведенный мониторинг выявил выраженную динамику увеличения численности по сравнению с 2019 годом (23093 человека) на 42%, что составило почти 10000 человек. Анализ данных мониторинга показал, что общая численность дошкольников с расстройствами аутистического спектра - 8089 человек, их доля в общей численности составляет 24,5 %.
Актуальность проблемы связана с ростом численности детей с расстройствами аутистического спектра и недостаточностью разработанных средств по развитию творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Цель проектной работы: развитие творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Объект проектной работы: творческая активность.
Предмет проектной работы: процесс развития творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра....
Проблема развития творчески активной личности, способной самостоятельно творить, неординарно мыслить, изобретать, является одной из значимых в современной педагогике и остро стоит перед обществом. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость развития различных видов активности детей, содержание образования должно ориентироваться на организацию видов деятельности, которые стимулируют развитие мышления, воображения, творчества и фантазии, реализацию творческой деятельности детей. Посредством развития основного компонента творческих способностей - творческой активности, можно достигнуть поставленной цели.
Психолого-педагогические основы проблемы развития творческой активности старших дошкольников представлены в работах Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, А.М. Матюшкина, А.Н. Лука, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономарева, В.Т. Кудрявцева, Д.Б. Эльконина.
В современной психолого-педагогической литературе существует множество определений понятия «творческая активность».
Творческую активность, как ценностную ориентацию личности, выражающую отношение к творческой деятельности, основу которой составляет внутренняя потребность в саморазвитии, рассматривает Г.В. Гавришина.
О творческой активности, как о высшим уровне активности и интегральном свойстве личности, характеризующим отношение к творческой деятельности и степени включенности ребенка в творческий процесс говорит Б.Х. Пикалов.
Одно из последних определений было дано В.Б. Филимоновой. Автор считает, что творческая активность - это качество личности, которое выражает интенсивность ее деятельности по созданию новых или совершенствованию существующих продуктов. Содержание и устойчивость творческой активности определяется совокупностью направленности и готовности к осуществлению такой деятельности.
У детей с расстройствами аутистического спектра творческая активность снижена, утверждают М.В. Водинская и М.С. Шапиро. По мнению авторов, аутичные дети имеют ограничения во многих видах деятельности, в том числе и творческой. Такие дети не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они ограничены в контактах и возможности получать опыт от сверстников. У аутичных детей сильно ограничена мотивация к различным видам творческой деятельности и возможности приобретения навыков.
Согласно всероссийскому мониторингу 2020 года, общая численность детей с расстройствами аутистического спектра составила 32899 человек. Проведенный мониторинг выявил выраженную динамику увеличения численности по сравнению с 2019 годом (23093 человека) на 42%, что составило почти 10000 человек. Анализ данных мониторинга показал, что общая численность дошкольников с расстройствами аутистического спектра - 8089 человек, их доля в общей численности составляет 24,5 %.
Актуальность проблемы связана с ростом численности детей с расстройствами аутистического спектра и недостаточностью разработанных средств по развитию творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Цель проектной работы: развитие творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Объект проектной работы: творческая активность.
Предмет проектной работы: процесс развития творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра....
На основании изученной литературы Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, А.М. Матюшкина, А.Н. Лука, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономарева, Т.В. Кудрявцева, Д.Б. Эльконина, О.С. Никольской и др. сделаем следующие выводы:
1. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности. Этот период является благоприятным для развития творческой активности детей. Дети старшего дошкольного возраста рисуют, конструируют. Продукты их творческой деятельности отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
2. Нарушение активности со средой у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра проявляется в их недостаточности психического тонуса и неспособности активно воспринимать и перерабатывать информацию.
Старшие дошкольники с расстройствами аутистического спектра имеют дефицит способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, ограниченные интересы, часто повторяющиеся поведенческие действия, а активность у них проявляется в сфере собственных интересов. Однако, и среди них нередко встречаются одаренные дети в музыке, танцах, рисунках.
3. Современные отечественные и зарубежные исследователи И.Г. Галянт, Л.А. Нафикова, И.Ю. Сидоров, М.К. Магомедова, Н.П. Петрухина, Е.Н. Котышева, Ж. Некту, Ж. Макда, И. Ю. Захарова, Н. Стуре и др. рекомендуют использовать разные формы (музыка, рисование, пение, танцы и т.д.) для развития творческой активности старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Во второй главе проектной работы было проведено обследование по развитию творческой активности у старших дошкольников.
Предпроектное обследование проводилось, используя классификацию компонентов творческой активности Л.Г. Веселовой.
В соответствии с компонентами развития творческой активности старших дошкольников подобраны и применены следующие методики:
- по компоненту - потребность в новых знаниях и способы их реализации на творческих занятиях - методика определения познавательной потребности старших дошкольников «Древо желаний» В.С. Юркевич;
- по компоненту - способность преобразовывать и видоизменять имеющиеся знания средствами творческой деятельности - методика «Как спасти зайку» В. Синельникова и В. Кудрявцева;
- по компоненту - умение выражать собственное отношение к новым знаниям в различных видах творческой деятельности - творческое задание Л.Г. Веселовой.
Результаты обследования показали, что у детей с расстройствами аутистического спектра преобладает низкий уровень творческой активности.
Реализация продукта проекта, программы коррекционно-развивающей работы дефектолога по развитию творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра «СледОпыт» на практике подтвердила, что является эффективным условием для развития творческой активности старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
В соответствии с выделенными компонентами развития творческой активности старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 2 человека находятся на высоком уровне, 7 человек (78%) - на среднем уровне и низкий уровень составляет 0%. По сравнению с данными предпроектного обследования, количество с высоким уровнем развития творческой активности увеличилось на 2 ребенка, что составило - 22%, количество со среднем уровнем увеличилось на 5 детей (55%). Количество детей с низким уровнем уменьшилось на 7 детей (78%) и составило 0%....
1. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности. Этот период является благоприятным для развития творческой активности детей. Дети старшего дошкольного возраста рисуют, конструируют. Продукты их творческой деятельности отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
2. Нарушение активности со средой у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра проявляется в их недостаточности психического тонуса и неспособности активно воспринимать и перерабатывать информацию.
Старшие дошкольники с расстройствами аутистического спектра имеют дефицит способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, ограниченные интересы, часто повторяющиеся поведенческие действия, а активность у них проявляется в сфере собственных интересов. Однако, и среди них нередко встречаются одаренные дети в музыке, танцах, рисунках.
3. Современные отечественные и зарубежные исследователи И.Г. Галянт, Л.А. Нафикова, И.Ю. Сидоров, М.К. Магомедова, Н.П. Петрухина, Е.Н. Котышева, Ж. Некту, Ж. Макда, И. Ю. Захарова, Н. Стуре и др. рекомендуют использовать разные формы (музыка, рисование, пение, танцы и т.д.) для развития творческой активности старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Во второй главе проектной работы было проведено обследование по развитию творческой активности у старших дошкольников.
Предпроектное обследование проводилось, используя классификацию компонентов творческой активности Л.Г. Веселовой.
В соответствии с компонентами развития творческой активности старших дошкольников подобраны и применены следующие методики:
- по компоненту - потребность в новых знаниях и способы их реализации на творческих занятиях - методика определения познавательной потребности старших дошкольников «Древо желаний» В.С. Юркевич;
- по компоненту - способность преобразовывать и видоизменять имеющиеся знания средствами творческой деятельности - методика «Как спасти зайку» В. Синельникова и В. Кудрявцева;
- по компоненту - умение выражать собственное отношение к новым знаниям в различных видах творческой деятельности - творческое задание Л.Г. Веселовой.
Результаты обследования показали, что у детей с расстройствами аутистического спектра преобладает низкий уровень творческой активности.
Реализация продукта проекта, программы коррекционно-развивающей работы дефектолога по развитию творческой активности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра «СледОпыт» на практике подтвердила, что является эффективным условием для развития творческой активности старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
В соответствии с выделенными компонентами развития творческой активности старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 2 человека находятся на высоком уровне, 7 человек (78%) - на среднем уровне и низкий уровень составляет 0%. По сравнению с данными предпроектного обследования, количество с высоким уровнем развития творческой активности увеличилось на 2 ребенка, что составило - 22%, количество со среднем уровнем увеличилось на 5 детей (55%). Количество детей с низким уровнем уменьшилось на 7 детей (78%) и составило 0%....
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогическая коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2023 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (Северо-Кавказский Федеральный Университет)
Курсовые работы, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Применение сенсорных игр для формирования мелкомоторных действий у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2024 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021





