Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения портретной живописи

Работа №160547

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2020
Стоимость4730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Развитие эмоциональной сферы младшего школьника посредством изучения портретной живописи 7
1.1. Эмоциональная сфера личности: история изучения, особенности и структура 7
1.2. Особенности эмоциональной сферы младших школьников 17
1.3. Изучение портретной живописи и ее потенциала для развития эмоциональной сферы учащихся 24
Вывод к 1 главе 30
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование сформированности эмоциональной сферы младших школьников 32
2.1. Организация и проведение констатирующего исследования 32
2.2. Серия занятий, направленных на развитие эмоциональной сферы младших школьников при помощи изучения портретной живописи 38
Методические рекомендации по проведению занятий 42
Вывод ко 2 главе 44
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение 54

Эмоции - одна из важнейших сфер человеческой психики. Эмоциональное начало постоянно сопровождает нас, пронизывает всю нашу жизнь, структурирует полученный опыт, влияет на самовосприятие и мироощущение - в конечном счете, регулирует нашу жизнь и управляет ею.
Исследования многих ученых (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) говорят о том, что эмоциональное состояние имеет первостепенное значение в психическом развитии маленького человека. Также было доказано, что в начальный период обучения у младших школьников происходят значительные изменения в эмоциональной жизни. И это критический момент, требующий пристального внимания взрослых, поскольку изменения эмоциональной сферы могут быть как положительными, так и отрицательными. И изменения эти могут кардинально поменять саму жизнь ребенка.
Не стоит забывать и о том, что в начальной школе многие компоненты эмоциональной сферы детей только начинают зарождаться, и их следует всемерно развивать - ведь в дальнейшем они влияют на формирование эстетических, интеллектуальных и нравственных чувств.
Совсем недавно все силы педагогов и родителей были направлены на развитие интеллектуальной сферы учеников, а про эмоциональную подчас забывали. Это ошибочная стратегия, поскольку эмоциональная сфера имеет огромное влияние на интеллектуальное развитие человека, и без ее формирования все усилия, направленные на рост интеллекта, пропадут втуне.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования упоминаются компоненты эмоциональной сферы, которыми должен обладать выпускник — это уважение, любознательность и доброжелательность [47, С.4]. Так же в ФГОС, говориться о том, что развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства является основной задачей уроков по искусству [47, С.16].
Еще один важный срез темы, о котором нужно помнить: ученики младших классов - это будущие участники социальных взаимоотношений, развитие эмоциональной сферы их психики - это основа нормального функционирования коммуникативных процессов в обществе.
Все вышеперечисленное объясняет актуальность выбранной нами темы.
Цель данного исследования: выявить актуальный уровень развития эмоциональной сферы младшего школьника, составить серию занятий, направленных на развитие эмоциональной сферы младших школьников, разработать методические рекомендации.
Задачи исследования:
1) проанализировать литературу по заявленной теме;
2) сформулировать основные особенности эмоциональной сферы младшего школьника;
3) изучить жанр портретной живописи и его значение для развития эмоциональной сферы у младших школьников;
4) подбор диагностики для изучения сформированности эмоциональной сферы;
5) организовать и провести экспериментальное исследование по выявлению актуального уровня сформированности эмоциональной сферы;
6) описать результаты исследования;
7) разработать цикл занятий по развитию эмоциональной сферы учащихся начальной школы посредством изучения жанра портретной живописи;
8) разработать методические рекомендации по проведению данных занятий.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы у младших школьников.
Предмет исследования: портретная живопись как средство развития эмоциональной сферы младшего школьника....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблемой развития эмоциональной сферы младших школьников занимались С.Л. Рубенштейна, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, В.П. Вилюнаса, Е.П. Ильина, Т. Рибо, Е.Н. Лупиногиной, М. Розенберга, Д. Кэмпбелла, Т.П. Гаврилова, С.И. Карповой и др. Эмоции являются одним из важнейших сфер человеческой психики, а также эмоциональное состояние имеет первостепенное значение в психическом развитии маленького человека.
Изучение теоретических основ обозначенной проблемы позволяет отметить её актуальность и необходимость решения. Объектом исследования в данной работе является процесс развития эмоциональной сферы у младших школьников.
Анализы результатов психолого-педагогических исследований показывают, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным для развития эмоциональной сферы. Это связано с характерными особенностями эмоциональной сферы учеников младших классов. Для них характерно большое количество испытываемых эмоций, что подразумевает неустойчивое эмоциональное состояние, которое характеризуется частой сменой настроений. Но в основном в их неустойчивом эмоциональном состоянии преобладает бодрость, беззаботность и жизнерадостность.
В наше время исследователи делают акцент на изучении эмоций как социального явления. Это можно связать с тем, что эмоции влияют на формирование отношения к себе, к миру, к окружающим. Они обслуживают социальные отношения человека. Поэтому выделяют социальные эмоции ( П.В. Симонова, Е.П. Ильин, И.Ф. Гербарта, В. Вундт и др.).
И для ребенка формирование и развитие социальных эмоций является одним из важнейших процессов. Они способствуют активному восприятию окружающей действительности, проявлению реакций на внешние раздражители. И все нужно для успешной жизнедеятельности маленького человека, для его полноценно-развитой личности.
Многие авторы поднимают тему развития социальных эмоций в своих работах (Тарра Бейтс-Дюфорт, Т.П. Скрипкина, А.Б. Купрейченко, И.В. Антоненко, Маршалла Розенберга, Н.Е. Богуславская идр.) и большинство из них выделяют такие эмоции как доверие, доброжелательность и сочувствие. Это можно связать с тем, что эти компоненты эмоциональной сферы начинают активнее развиваться именно в младшем школьном возрасте, и школа, как социальная среда, только помогает в этом развитии. А также они являются ведущими социальными эмоциями.
Отечественные психологи, педагоги и исследователи (В.Б. Косминская, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.) считают, что для обогащения эмоциональной сферы и представлений об окружающем мире большую роль и значение играют рисование портретов детьми, также к способам развития эмоциональной сферы относят изучение портретной живописи, включающее в себя анализ произведений, исследование истории их создания. Благодаря особенностям эмоциональной сферы учащихся младших классов изучение портретной живописи и обучение ей имеет колоссальное влияние на развитие личности. Существует эффективная модель обучения портретной живописи, направленная на развитие эмоциональной сферы, которая активно используется в педагогике и имеет свои этапы организации образовательного процесса.
При анализе результатов проведённых диагностических методик для измерения актуального уровня развития эмоциональной сферы у младших школьников, было выяснено, что 35,4% учеников младших классов имеют высокий уровень развитости эмоциональной сферы, 33,3% - средний и 31,4% - низкий. Больше половины испытуемых имеют средний и низкий уровни развитости эмоциональной сферы....


1. Анохин П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию неврогенного заболевания сердечнососудистой системы // Вестн. АМН СССР., 1965. N 6. 10-18 с.
2. Антоненко И.В. Социальнопсихологическая концепция доверия. М., 2006. 480 с.
3. Большая советская энциклопедия. М., 1972. 680 с.
4. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции. М., 2007. 270 с.
5. Вилюнас В.К. Психология эмоций. СПб., 2004. 496 с.
6. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата . М., 2014. 811 с.
7. Выготский Л.С. Учение об эмоциях: историко-психологическое исследование // Собрание сочинений М., 1984. 91-319 с.
8. Гаджикурбанов А.Г. Спиноза о преодолении аффектов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/spinoza-o-preodolenii-affektov (дата обращения: 25.03.2020).
9. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978. 272 с.
10. Дубровина И.В., Прихожан В.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2001.
11. Изард К. Психология эмоций. СПб., 2007. 464 с.
12. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций С.Г. Ашикова. М., 2020. 118 с.
13. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций С.Г. Ашикова. М., 2020. 127 с.
14. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций С.Г. Ашикова. М., 2020. 127 с.
15. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций С.Г. Ашикова. М., 2020. 127 с....(51)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ