Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа №160515

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы123
Год сдачи2023
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования читательской грамотности обучающихся 5-9 классов 6
1.1. Понятие читательской грамотности как навыка грамотности обучающихся 5-9 классов 6
1.2. Возрастные и психологические особенности восприятия текстовой информации у обучающихся 5-9 классов 17
1.3. Методы и формы формирования читательской грамотности обучающихся средней школы и, в частности, обучающихся 5-9 классов 24
Выводы по 1-й главе 32
ГЛАВА 2. Разработка рекомендаций по практическому применению форм и методов развития читательской грамотности обучающихся 5-7 классов на уроках математики 33
2.1. Анализ состояния уровня читательской грамотности обучающихся 5-7 класса МБОУ Родниковская СОШ 33
2.2. Рекомендации по организации учебного процесса на уроках математики, способствующего развитию читательской грамотности обучающихся 5-7 классов 40
2.3. Анализ экспериментальной работы по применению предлагаемых рекомендаций 44
Выводы по 2-й главе 56
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение 69

Главным документом в системе образования школьников 5-9 классов Российской Федерации является федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования третьего поколения. Основной её целью является реализации равных возможностей получения качественного основного общего образования. [13]
Современное качественное образование достигается формированием у обучающихся различных компетенций. Главной такой компетенцией является читательская грамотность обучающихся, так как без неё развитие других компетенций не имеет смысла.
Читательская грамотность является базовым (основным) навыком функциональной грамотности школьников. [35,36]
Каждый человек должен научиться грамотно и вдумчиво читать различные тексты.
Исследования PISA показывают, что российские школьники плохо владеют данной компетенцией, то есть они не умеют вдумчиво читать. Из-за этого они допускают много ошибок при решении задач разного уровня.
Если посмотреть на результаты исследования, то можно увидеть, что Россия занимает не самые лучшие места, результаты постоянно изменяются в разную сторону. Самый лучший результат Россия показала в 2015 году, набрав 495 баллов из 1000, но в 2018 году произошёл резкий спад до 449 баллов (таблицы 1,2) [27]. Это говорит о том, что следующее поколение 15- ти летних школьников, стало читать, не вдумываясь в текст и не понимая о чём в нём говорится. По результатам исследования видно, что необходимо совершенствовать методы, формы и подходы преподавания, чтобы поднять уровень читательской грамотности у школьников.
В 2018 году произошёл резкий спад уровня читательской грамотности в стране. Больше исследований в этой области не было, так как в 2021 году в стране была пандемия, а в апреле 2022 года не состоялось из -за военной операции России на Украине. Поэтому Роспотребнадзор намерен ввести свою версию PISA по оценки читательской грамотности из-за политической ситуации в мире.
Главной целью России является улучшение качества образования и занять одно из ведущих мест среди стран, участвующих в системе международного исследования PISA. Также российская система оценивания результатов позволит сравнивать их с оценками PISA. [3,18] Данное международное исследование принято Рособрнадзором и утверждено Министерством просвещения.
Для того чтобы Россия не опустилась в международном рейтинге необходимо совершенствовать систему обучения в стране. А для этого необходимо поднимать уровень читательской грамотности школьников.
Читательская грамотность является главным направлением в формировании функциональной грамотности школьников. Если не направить усилия на обучение обучающихся вдумчиво читать, то дети не смогут понимать и выполнять задания. Учителя предметники должны на своих уроках ставить одной из главных целей - научить грамотно читать, чтобы понимать то, о чём говорится в тексте.
Поэтому при переходе учащихся из начального звена в 5 класс необходимо продолжить и усилить обучение, направленное на развитие читательской грамотности, так как тексты учебников с каждым годом усложняются и увеличиваются в объёме. [25,33]
Проблема исследования: формирование читательской грамотности обучающихся на уроках математики....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По новым стандартам ФГОС ООО одним из требований является формирование на каждом уроке навыков смыслового чтения. Это необходимо для обеспечения конкурентоспособности российского образования. А для этого необходимо на каждом уроке, в том числе и на уроках математики, использовать разнообразные формы, методы и приёмы формирования читательских умений.
Понятие читательской грамотности включает в себя: понимание текста, умение ориентироваться в нем, способность применять полученные знания вне текста, рефлексия и оценка.
Для полноценной сформированности читательских умений школьнику необходимо овладеть такими умениями как: находить информацию в тексте и извлекать нужную; интегрировать и интерпретировать полученную информацию; умение оценивать и осмысливать полученную информацию; умение применять знания вне прочитанного текста.
Выпускник, у которого сформированы навыки смыслового чтения, наиболее востребован на рынке труда, наиболее перспективен и лучше поддается быстро изменяющимся условиям (так как в настоящее время очень большой поток информации необходимо уметь разделять на нужную и неважную информацию, применять полученную информацию для решения жизненных вопросов).
Таким образом, на каждом уроке, в том числе и на уроках математике необходимо применять разнообразные приёмы, методы и формы выработке читательских умений, это так же делает ученика более успешным, он лучше усваивает изучаемый материал, луче сформированы математические умения, что так же важно на уроках математике.
На основе изученного теоретического материала было выявлено понятие “читательская грамотность”, что в него входит, изучены возрастные психологические особенности обучающихся 5-9 классов, рассмотрены различные формы, методы и приёмы формирования читательских умений на уроках.
В ходе эксперимента были проведены диагностические работы на определение уровня читательских умений на начало и конец эксперимента. Разработаны уроки, в которых были применены разнообразные формы, методы и приёмы формирования читательских умений.
Анализ диагностических работ, проведённых по окончанию эксперимента, показал эффективность использования разнообразных форм, методов и приёмов формирования читательских умений на уроке математике.
Таким образом, для формирования наиболее успешного ученика, необходимо у него вырабатывать навыки смыслового чтения на каждом уроке, в том числе и на уроке математике.
Эксперимент показал актуальность выбранной темы, эффективность использования разнообразных форм, методов и приёмов формирования читательских умений. Поставленные задачи были решены, цель исследования достигнута.


1. ОГЭ-2023, математика: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина. [Электронный ресурс]. URL: https://oge.sdamgia.ru/test?theme=15
2. PISA — тест на компетентность - статья - Корпорация Российскийучебник (издательство Дрофа - Вентана) [Электронный ресурс]. URL:https://rosuchebnik.ru/material/issledovaniya-pisa-2018-v-rossii/?ysclid=l7uc3msdre619588644
3. PISA-2022 проводить в России не будут / Skillbox Media [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/education/pisa2022-provodit-v-rossii-ne-budut/
4. Statya-Tomarova.pdf - Яндекс.Документы [Электронный ресурс]. URL:https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1667075271&tld=ru&lang=ru&na me=Statya-Tomarova.pdf&text=%D0%BE%D 1 %80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D 1 % 82%D0%B8%D 1 %80%D 1 %8B%20%D0%BF%D 1 %80%D0%B5%D0%B4% D0%B2%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %85%D0%B8%D 1 %89%D0%B5%D0%BD %D0%B8%D 1 %8F%20%D0%BD%D0%B0%20%D 1 %83%D 1 %80%D0%B E%D0%BA%D0%B0%D 1 %85%20%D0%BC%D0%B0%D 1 %82%D0%B5% D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%B2%20 6%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%B5&url=http% 3A%2F%2Fwww.44school.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F Statya-
T omarova.pdf&lr=20094&mime=pdf&l 10n=ru&sign=db0521 a8f7e79178b6c3 1ae184a119c6&keyno=0&nosw=1 &serpParams=tm%3D 1667075271 %26tld% 3Dru%26lang%3Dru%26name%3DStatya-Tomarova.pdf%26text%3D%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B8%25D 0%25B5%25D0%25BD%25D 1 %2582%25D0%25B8%25D 1 %2580%25D 1 % 258B%2B%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0 %25B2%25D0%25BE%25D 1 %2581 %25D 1 %2585%25D0%25B8%25D 1 %25 89%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%2 5BD%25D0%25B0%2B%25D 1 %2583%25D 1 %2580%25D0%25BE%25D0% 25BA%25D0%25B0%25D1%2585%2B%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1 %2582%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%2 5B8%25D0%25BA%25D0%25B8%2B%25D0%25B2%2B6%2B%25D0%25 BA%25D0%25BB%25D0%25B0%25D 1 %2581 %25D 1 %2581 %25D0%25B5 %26url%3Dhttp%253A%2F%2Fwww.44school.ru%2Fwp- content%2Fuploads%2FStatya-
T omarova.pdf%26lr%3D20094%26mime%3Dpdf%26l 10n%3Dru%26sign%3 Ddb0521 a8f7e79178b6c31ae184a119c6%26keyno%3D0%26nosw%3D 1
5. Strategiya-smyislovogo-chteniya-Metodicheskie-rekomendatsii.docx - Яндекс.Документы [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1666117835&tld=ru&lang=ru&name=Strategiya-smyislovogo-chteniya-Metodicheskie-rekomendatsii.docx&text=%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1 %80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D 1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 1 %8F%20%D 1 %81 %D0%BC%D 1%8B%D 1 %81 %D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D 1 %87%D 1 %82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 1 %8F%20%D0%B8%20%D 1 %80%D0%B0%D0%B 1%D0%BE%D 1 %82%D 1%8B%20%D1 %81 %20%D 1 %82%D0%B5%D0%BA%D 1 %81 %D 1 %82%D0%BE%D0%BC%20%D 1 %81 %20%D 1 %83%D 1 %87%D0%B5%D 1 %82%D0%BE%D0%BC%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D 1 %80%D0%B0%D 1 %81 %D 1 %82%D0%BD%D 1%8B%D 1 %85%20%D0%BF%D 1 %81 %D0%B8%D 1 %85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D 1 %87%D0%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%B8%D 1 %85%20%D0%BE%D 1 %81 %D0%BE%D0%B 1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B5%D0%B9%20%D0%BE%D0%B 1%D 1 %83%D 1 %87%D0%B0%D 1%8E%D 1 %89%D0%B8%D 1 %85%D 1 %81 %D 1 %8F&url=http%3A%2F%2Fschool44.tomsk.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2FStrategiya-smyislovogo-chteniya-Metodicheskie-rekomendatsii.docx&lr=20094&mime=docx&l10n=ru&sign=843bbb32f4904b41 e60aeaf7a382fcc3&keyno=0&nosw= 1 &serpParams=tm%3D 1666117835%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3DStrategiya-smyislovogo-chteniya-Metodicheskie-rekomendatsii.docx%26text%3D%25D1%2584%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%2B%25D1%2583%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D 1 %2581 %25D0%25BC%25D 1 %258B%25D 1 %2581 %25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE%2B%25D 1 %2587%25D 1 %2582%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1 %258F%2B%25D0%25B8%2B%25D 1 %2580%25D0%25B0%25D0%25B1 %25D0%25BE%25D 1 %2582%25D 1 %258B%2B%25D 1 %2581 %2B%25D1 %2582%25D0%25B5%25D0%25BA%25D 1 %2581 %25D 1 %2582%25D0%25BE%25D0%25BC%2B%25D 1 %2581 %2B%25D 1 %2583%25D 1 %2587%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BC%2B%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B7%25D 1 %2580%25D0%25B0%25D 1 %2581 %25D 1%2582%25D0%25BD%25D1%258B%25D1%2585%2B%25D0%25BF%25D1 %2581 %25D0%25B8%25D 1 %2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581 %25D0%25BA%25D0%25B8%25D 1 %2585%2B%25D0%25BE%25D 1%2581 %25D0%25BE%25D0%25B 1 %25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BD%25D0%25BE%25D 1
6. Кабардова. ПИ РАО. - Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. - 432 с.
7. Колганова, Н.Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности школьников / Н.Е. Колганова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II.
8. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2012. - № 64
9. Лепихина С.И. Формирование и развитие умений смыслового чтения на уроках математики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/formirovaniie-i-razvitiie-umienii-smyslovogho-chti.html (дата обращения: 30.10.2022).
10. Методические рекомендации «Развитие читательской грамотности учащихся седьмого класса на уроках и во внеурочной деятельности»(1sept.ru) URL: https://urok.1sept.ru/articles/69805nysclidHif8k74ku440894574
11. Мозговой штурм как интерактивный метод на уроках математики[Электронный ресурс]. URL:https://infourok.ru/mozgovoy-shturm-kak-interaktivniy-metod-na-urokah-matematiki-3859655.html?ysclid=l9uaa3fnp4293097592
12. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https: //www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/?ysclid=lcrz2kb6rg524733947
13. Развитие смыслового чтения на уроках математики в формате подготовки к ОГЭ [Электронный ресурс]. URL:https://urok-1sept-ru.turbopages.org/urok.1 sept.ru/s/articles/681594
14. Развитие-читательской-грамотности.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru) URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1685750044&tld=ru&lang=ru&name=%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D 1 %87%D0%B8%D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D0%B5%D0%BB%D 1 %8C%D 1 %81 %D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B3%D 1 %80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D 1 %82%D0%BD%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B8.pdf&text=%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D 1%80%D0%B0%D0%B 1 %D0%BE%D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D 1 %86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D 1%84%D0%BE%D 1 %80%D0%BC%D0%B8%D 1 %80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D 1 %8E%20%D 1 %87%D0%B8%D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D0%B5%D0%BB%D 1 %8C%D 1 %81 %D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B3%D 1 %80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D 1 %82%D0%BD%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B8%20%D 1 %83%D 1 %87%D0%B0%D1 %89%D0%B8%D 1 %85%D 1 %81 %D 1 %8F%205%E2%80%937%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%D 1 %80%D0%B8%20%D0%BE%D 1 %80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D 1 %86%D0%B8%D0%B8%20%D 1 %83%D 1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D 1 %86%D0%B5%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%B0 .&url=https%3A%2F%2Fxn--d 1 abbusdciv.xn--p 1 ai%2F wp-content%2Fuploads%2F2022%2F05%2F%25D0%25A0%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B5-
%25D 1 %2587%25D0%25B8%25D 1 %2582%25D0%25B0%25D 1 %2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D 1 %258C%25D 1 %2581 %25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B9-
%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25BE%25D1 %2582%25D0%25BD%25D0%25BE%25D 1 %2581 %25D 1 %2582%25D0%25B8.pdf&lr=20092&mime=pdf&l 10n=ru&sign=01 f8b8a2941 c767183d2e9b3d03c09c6&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1685750044%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3D%25D0%25A0%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B5-%25D 1 %2587%25D0%25B8%25D 1 %2582%25D0%25B0%25D 1 %2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D 1 %258C%25D 1 %2581 %25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B9-
%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25BE%25D1 %2582%25D0%25BD%25D0%25BE%25D 1 %2581 %25D 1 %2582%25D0%25B8.pdf%26text%3D%25D0%25A0%25D0%25B0%25D0%25B7%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B0%25D 1 %2582%25D 1 %258C%2B%25D 1 %2580%25D0%25B5%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B4%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8%2B%25D0%25BF%25D0%25BE%2B%25D 1 %2584%25D0%25BE%25D 1 %2580%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D 1 %258E%2B%25D 1 %2587%25D0%25B8%25D 1 %2582%25D0%25B0%25D 1 %2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D 1 %258C%25D 1 %2581 %25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B9%2B%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25BE%25D1 %2582%25D0%25BD%25D0%25BE%25D 1 %2581 %25D 1 %2582%25D0%25B8%2B%25D 1 %2583%25D 1 %2587%25D0%25B0%25D 1 %2589%25D0%25B8%25D 1 %2585%25D 1 %2581 %25D 1 %258F%2B5%25E2%2580%25937%2B%25D0%25BA%25D0%25BB%25D0%25B0%25D 1 %2581 %25D 1 %2581%25D0%25BE%25D0%25B2%2B%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B8%2B%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B3%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8%2B%25D 1 %2583%25D 1 %2587%25D0%25B5%25D0%
25B1%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE%2B%25D0%25BF%25D 1 %2580%25D0%25BE%25D 1 %2586%25D0%25B5%25D 1 %2581%25D1%2581%25D0%25B0.%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fxn--d 1 abbusdciv.xn--p 1 ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2022%2F05%2F%2525D0%2525A0%2525D0%2525B0%2525D0%2525B7%2525D0%2525B2%2525D0%2525B8%2525D1%252582%2525D0%2525B8%2525D0%2525B5-%2525D1%252587%2525D0%2525B8%2525D1%252582%2525D0%2525B0%2525D1%252582%2525D0%2525B5%2525D0%2525BB%2525D1%25258C%2525D1%252581%2525D0%2525BA%2525D0%2525BE%2525D0%2525B9-
%2525D0%2525B3%2525D1%252580%2525D0%2525B0%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D1%252582%2525D0%2525BD%2525D0%2525BE%2525D1%252581%2525D1%252582%2525D0%2525B8.pdf%26lr%3D20092%26mime%3Dpdf%26l 10n%3Dru%26sign%3D01 f8b8a2941 c767183d2e9b3d03c09c6%26keyno%3D0%26nosw%3D1
15.Развитие читательской грамотности на уроках математики [Электронный ресурс]. URL: https://kochetkova-dubsch.edumsko.ru/folders/post/2866431...(36)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ