Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Показатели профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками»

Работа №160509

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических данных по проблеме исследования профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками 6
1.1. Понятие профессиональной идентичности 6
1.2. Психологические особенности юношеского возраста 23
1.3. Формирование профессиональной идентичности в юношеском возрасте 31
Глава 2. Исследование связи показателей профессиональной идентичности с некоторыми личностными характеристиками студентов 41
2.1. Процедура и методы исследования 41
2.2. Анализ результатов исследования 46
Выводы 48
Заключение 64
Список используемых источников 66
Приложения 71

В качестве основного критерия профессионального развития личности традиционно выступает эффективность деятельности, усвоение профессиональных умения и навыков. Однако этот критерий недостаточен для оценки уровня профессионализации, которая предполагает еще и принятие выбранной профессии, готовность профессионального самосовершенствования. Поэтому в современных социальных науках выделяется новый критерий профессионального развития личности - профессиональная идентичность как ведущая характеристика субъекта труда, которая свидетельствует о принятии избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, а также о степени признания себя как профессионала.
Профессиональная идентичность представляет собой характеристику субъекта, который выбрал и реализует определенный способ профессионального взаимодействия и на этом основании приобретает смысл самоуважения через выполнение этой деятельности. Профессиональная идентичность обладает всеми основными качествами социальной идентичности, связанными с самоопределением в профессиональной социальной группе, принятием группового членства, позитивным отношением к нему, ролью категоризации и сравнения, межгрупповой дискриминацией и т.д.
Изучением проблемы профессиональной идентичности, самоопределения и профессионального роста занимались такие ученые, как Л.Б. Шнейдер, Т.С. Березина, Ю.П. Поваренков, Е.П. Ермолаева, Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, Д.И. Завалишина, В.И. Павленко и др.
Формирование профессиональной идентичности невозможно без профессионального обучения. Образовательное пространство вуза закладывает предпосылки становления профессиональной идентификации студента. Исходя из этого, следует уделить особое внимание юношеству, поскольку именно студенты формируют будущую профессиональную среду. Изучение возрастных особенностей, характерных для человека в период юности, процесс становления личности, поможет грамотно организовать учебно-профессиональную деятельность студентов и создать предпосылки для становления профессиональной идентичности.
Необходимо выделить те факторы и характеристики личности, которые оказывают влияние на профессиональную идентификацию студентов.
Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования заключается в изучении показателей профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками для использования полученных диагностических данных при работе со студентами.
Объект исследования: профессиональная идентичность, личностные характеристики.
Предмет исследования: показатели профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками.
Гипотеза исследования: существует связь показателей
профессиональной идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками: самооценкой, ценностными ориентациями,
смысложизненными ориентациями.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические данные по проблеме изучения показателей профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками.
2. Провести диагностическое исследование по выявлению связи показателей профессиональной идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками.
3. Проанализировать полученные в ходе диагностики результаты и интерпретировать выявленные связи показателей профессиональной идентичности с личностными характеристиками студентов.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Личный профессиональный план» (Е.А.Климов, Л.Б.Шнейдер)
2. Опросник профессиональной идентичности студентов - будущих психологов (авторская разработка У. С. Родыгиной)
3. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.
4. Методика «Ценностный опросник» (Ш. Шварц).
5. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена.
В исследовании приняли участие 34 студента выпускных курсов факультета педагогики, психологии и социальных наук ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью представленной выпускной квалификационной работы являлось изучение показателей профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками для использования полученных диагностических данных при работе со студентами.
В данной работе были проанализированы теоретические данные по проблеме изучения показателей профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками; проведено диагностическое исследование по выявлению связи показателей профессиональной идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками; проанализированы полученные в ходе диагностики результаты и интерпретированы выявленные связи показателей профессиональной идентичности с личностными характеристиками студентов.
Формирование профессиональной идентичности невозможно без профессионального обучения. Образовательное пространство вуза закладывает предпосылки становления профессиональной идентификации студента. Исходя из этого, следует уделить особое внимание юношеству, поскольку именно студенты формируют будущую профессиональную среду. Изучение возрастных особенностей, характерных для человека в период юности, процесс становления личности, поможет грамотно организовать учебно-профессиональную деятельность студентов и создать предпосылки для становления профессиональной идентичности.
Необходимо выделить те факторы и характеристики личности, которые оказывают влияние на профессиональную идентификацию студентов.
Таким образом, гипотеза исследования, заключающаяся в предположении о том, что существует связь показателей профессиональной идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками:
самооценкой, ценностными
ориентациями, подтвердилась.



1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни; под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1987. - 219 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
3. Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: дисс. ... д.п.н. - М., 1998. - 448 с.
4. Аринушкина Н.С. Об определении и типах идентичности // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 48-53.
5. Астахова В. И. Студент XXI века : его сущностные черты и характерные особенности : [результаты междунар. междисциплинар. исслед.] / В. И. Астахова // Alma mater (Вестн. высш. шк.). - 2010. - № 8. - С. 60-63.
6. Белякова Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: Дис.. канд. психол. наук. - М., 2002. — 197 с.
7. Березина Т.С. Становление профессиональной идентичности педагога / Т.С. Березина // Педагогическое образование и наука. - 2008. — № 7. - С. 24 - 27., с. 25.
8. Боровикова С.А. Профессиональное самоопределение // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб, 1991.
9. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 199 с.
10. Дьяченко М. И. Психология высшей школы: учеб. пособие / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович.—Минск: Тесей, 2003.—352 с.
11. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 4. - С. 51-59.
12. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала / Е.П. Ермолаева.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.-344 с.
13. Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией.// Психология субъекта профессиональной деятельности. - М.; Ярославль, 2001. - С. 104 - 128.
14. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов / Э. Ф. Зеер - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2003. - 336 с.
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2013. - 448 с.
16. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н. Л. Иванова, Е. В. Конева // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 148-156.
... всего 45 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ