Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Работа №160505

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы136
Год сдачи2024
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 7
1.1. Понятие экономического мышления и его структурообразующие элементы 7
1.2. Интерактивные методы обучения: определение, классификация, проблемы внедрения 13
1.3. Особенности применения интерактивных методов обучения и их влияние на развитие экономического мышления 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 32
2.1. Разработка диагностического инструментария для оценки уровня сформированности экономического мышления учащихся старших классов . 32
2.2. Содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы по развитию экономического мышления учащихся старших классов 38
2.3. Анализ результатов проведения опытно-экспериментальной работы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 64

В современном мире, чем грамотнее человек в различных сферах, тем лучше и выше уровень его жизни. Несомненно, одной из таких сфер является экономика, которая в полной мере охватывает жизнедеятельность человека на протяжении всей жизни. Каждый человек, начиная с младшего школьного возраста, является субъектом экономических отношений, хочет он того или нет, а потому очень важно иметь представление о возможных происходящих процессах в экономике и уметь действовать и принимать решения в соответствии с имеющейся информацией. Помимо этого, стоит обратить внимание, что мир крайне изменчив, и элементарное наличие каких-либо знаний об экономической действительности, не свидетельствует о том, что сформулированный вывод будет являться верным, ведь экономика системна, каждый ее компонент взаимодействует друг с другом и имеет определенную связь и зависимость. По этой причине, необходимо уметь находить и критически осмысливать экономическую информацию, понимать, соотносить и анализировать различные процессы, систематизировать полученные результаты познания. Важно научится экономически мыслить.
Формирование и развитие экономического мышления на современном этапе становится важным аспектом не только для каждого члена общества, но и для экономики страны в целом. Ведь, действуя в своих интересах, экономически образованный человек, оказывает содействие и обществу, ведь все люди взаимосвязаны и взаимозависимы.
Знания об окружающей действительности каждый человек приобретает с раннего возраста, экономические понятия не являются исключением. В случае если данные представления об экономической стороне жизни будут сформированы и поняты изначально некорректно, впоследствии это во многом может сказаться на его благосостоянии. Именно поэтому, необходимо начинать формирование и развитие верных принципов, установок и понятий, а вместе с ними закладывать основной фундамент экономических компетенций в школьном возрасте.
Стоит подчеркнуть, что старший школьный возраст, к которым относятся учащиеся 10-11 классов, одна из тех групп, которая стремительно погружается во взрослую жизнь, и вместе с тем, в экономические отношения. В сравнении с учащимися более младших классов, им наиболее часто приходится анализировать различные ситуации, делать выводы, а также принимать решения в области экономической действительности. Развитие экономического мышления на данном этапе, определяет возможность учащегося старших классов более активно принимать участие в экономической жизни общества.
Так, образовательные учреждения играют важную роль в формировании и развитии знаний об экономической действительности и связанными с ней умениями и навыками. В связи с тем, что в образовании происходят постоянные изменения с целью совершенствования образовательного процесса, одним из требований к организации уроков в школе является использование интерактивных форм обучения, в том числе это распространяется и на курсы, которые включают формирование и развитие экономических компетенций. Преимущество данных форм позволяет максимально вовлечь школьника в активную познавательную деятельность, что положительно влияет на умственное развитие. Интерактивные формы обучения в силу своих особенностей способствуют развитию умения выстраивать стратегию реагирования на определенные экономические ситуации и осмысливать происходящие.
Все это говорит об актуальности данной работы, ведь современные методики обучения, в особенности, интерактивная форма, способствуют гораздо лучшему усвоению знаний, а значит наиболее эффективному формированию и развитию экономического мышления.
Объектом исследования данной работы является экономическое мышление учащихся старших классов....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Экономическая сфера общества характеризуется постоянными изменениями, по этой причине необходимо обладать запасом знаний об экономической действительности, чтобы иметь возможность критически и объективно анализировать информацию для принятия дальнейших рациональных решений. Именно поэтому, каждому необходимо формировать, а в дальнейшем и развивать экономическое мышление, начиная со школьного возраста, ведь важно заложить изначально достоверные и корректные знания и компетенции. Эту функцию и берут на себя образовательные учреждения, которые оказывают большое воздействие на развитие экономических знаний, умений и навыков учащихся старших классов, которые являются базовой основой сформированности экономического мышления.
С этой целью необходимо использовать в учебном процессе эффективные методы обучения, одними из которых являются интерактивные, которые способствуют активизации познавательной деятельности, что улучшает процесс усвоения знаний экономической направленности. Также, они позволяют оттачивать практические навыки, которые способствуют развитию умения решения задач, умения анализировать и обрабатывать экономическую информацию. И в целом, они позволяют развивать интерес в изучении экономической действительности, и побуждают учащихся к самосовершенствованию и развитию экономического мышления. Чаще всего на практике для изучения экономических дисциплин используют: деловые игры, дискуссии и дебаты, мозговые штурмы, кейс-технологии, тренинги и другие виды интерактивных методов обучения.
Для исследования эффективности применения интерактивных методов с целью развития экономического мышления была осуществлена опытно-экспериментальная работа. В ходе эксперимента и анализа дальнейших результатов были сделан следующий вывод: применение интерактивных методов обучения в большей степени способствует росту уровня сформированное™ экономического мышления - средний балл экспериментальной группы вырос на 20%. С 12 баллов - что характерно для низкого уровня, до 15,2 баллов - средний уровень. Также об эффективности свидетельствуют и улучшение ответов учащихся, они стали более развернутыми и точными. Так, в части когнитивного критерия результат увеличился на 16%, деятельностно-практического на 18%, мотивационного на 6%.
Что касается контрольной группы, где в учебном процессе отсутствовало интерактивное взаимодействие между учащимися, средний балл вырос на 8,6%, то есть с 12,1 до 13. Традиционные уроки в меньшей степени оказали воздействие на ответы учащихся, так результаты изменились на 3% в части когнитивного и деятельностно-практического критериев, а результаты мотивационного критерия и вовсе показали отрицательную динамику в 2,5%.
Показателем эффективности использования интерактивных методов в обучении для развития экономического мышления также является и результаты анализа практической деятельности учащихся. Бизнес-планы, разработанные экспериментальной группой, оказались более качественными, так как в их работах присутствовали более обоснованные выводы и детальные анализы, поэтому средний балл составил 13,4. В отличие от проектов предыдущей группы, средний балл контрольной группы составил 7,4 - работы учащихся были сделаны посредственно, анализ был
поверхностным, что отразилось и на полученных заключениях бизнес-плана.
Таким образом, исходя из положительной динамики результатов исследования, можно сделать вывод о том, что использование на уроках интерактивных методов обучения способствует эффективному развитию экономического мышления учащихся старших классов. А значит, выдвинутая гипотеза была подтверждена и цель работы была достигнута.


1. Указ Президента РФ «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года от 17 мая 2023г. №358 от 18.05.2023г. URL: /https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406788976/.
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации Приказ Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120008.
II. Литературные источники
3. Гулынина Е.В. Методические аспекты формирования экономического мышления младших школьников на уроках математики / Гулынина Е.В., Маршанина В.Н. // Мировая и российская наука: области развития и инноваций: Сборник научных статей. Том Часть VI. Москва: Издательство "Перо", 2021. 126 с.
4. Зельдович Б.З. Активные методы обучения: Учебное пособие / Зельдович Б.З., Сперанская Н.М. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 161 с.
5. К. Маркс Капитал. Критика политической экономии: Т. 4. Часть 1: Теории прибавочной стоимости.: Ленанд, 2020. 440 с.
6. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. Экономика 10-11 класс. Вентана-Граф, Просвещение, 2022. 224 с.
7. Маховикова Г.А. Экономическая теория учебник и практикум для вузов / Маховикова Г.А., Гукасьян Г.М., Амосова В.В. Москва: Юрайт, 2020. 552 с.
8. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Бим-Бад Б.М.; Редкол.: Безруких М.М., Болотов В.А., Глебова Л.С. и др. Москва: Дрофа, 2003. 499 с.
III. Электронные ресурсы
9. Абилдина А.С. Кейс-технология как один из инновационных методов в образовании. // Педагогическая наука и практика, 2019. №25. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/keys-tehnologiya kak-odin-izinnovatsionnyh- metodov-v-obrazovanii.
10. Алиев М.А., Мусаева Э.Ш., Умалатова З.М. Повышение финансовой грамотности как составляющее развития экономического мышления населения. ZZ Мир науки, культуры, образования, 2021. №1 (86). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/povyshenie-finansovoy-gramotnosti-kak-sostavlyayuschee-razvitiya-ekonomicheskogo-myshleniya-naseleniyaZviewer.
11. Амерханова Г.Ш. Содержание этапов организации проектной деятельности в образовательной среде средней школы . Z/ Современное педагогическое образование, 2024. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZsoderzhanie-etapov-organizatsii-proektnoy- deyatelnosti-v-obrazovatelnoy-srede-sredney-shkolyZviewer.
12. Арыстанбаева А.Т. Интерактивные методы обучения в образовательном процессе. // Мировая наука, 2019. №1 (22). URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZinteraktivnye-metody-obucheniya-v- obrazovatelnom-protsesse.
13. Буранова Г.Е., Носирова Ш.Э. Сущность применения метода кейс-технологий в организации учебного процесса. ZZ Academy, 2020. №3. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZsuschnost-primeneniya-metoda-keys- tehnologiy-v-organizatsii-uchebnogo-protsessaZviewer.
14. Бурцева Е.А., Интерактивные технологии обучения / Бурцева Е.А., Абдурасулова Г.А. ZZ Национальный форум молодых исследователей: сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 25 декабря 2019 года. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна),
2019. URL: https:ZZelibrary.ruZitem.asp?id=42395789.
15. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Усердова А.В. Особенности проведения практических занятий на уроках экономики в средней школе. // Проблемы современного педагогического образования, 2021. №73-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-provedeniya-prakticheskih-zanyatiy- na-urokah-ekonomiki-v-sredney-shkole....(42)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ