Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование технологии сотрудничества в работе с детьми из неблагополучной семьи

Работа №16050

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
879
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса социализации 7
1.1. Социализация и развитие личности 7
1.2. Феномены, механизмы процесса социализации 12
1.3. Роль семьи в процессе социализации ребенка 15
Глава 2. Содержание работы социального
педагога с неблагополучной семьей 19
2.1. Теоретические аспекты феномена неблагополучной Семьи 19
2.2. Виды неблагополучных семей в современном обществе 2'
2.3. Влияние неблагополучной семьи па развитие и воспитание ребенка 31
2.4. Общая концепция Работы социального педагога с неблагополучной семьей 42
Глава 3 . Социально педагогическая помощь детям из неблагополучной семьи 50
3.1. Программа «Социально - педагогической помощи неблагополучным семьям» 50
3.2. Анализ эффективности программы «Социально -
педагогической помощи неблагополучным семьям» 57
Заключение 69
Список литературы 71

Актуальность исследования. В России в настоящее время происходят серьезные социально - экономические изменения влияющие на формирование личности. Сказывается действие двух глобальных тенденций.
Во-первых, усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового тина общества, ориентирующегося главным образом, на будущее.
Во-вторых, происходит трансформация национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и предметно - деятельностного контекста формирования личности.
Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей
деятельности.
Социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной. Данное исследование посвящено проблеме социализации ребенка из неблагополучной семьи и представлена концепция работы социального педагога для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.
Объект исследования: особенности социализации ребенка из неблагополучной семьи
Предмет исследования: организация и технология процесса сотрудничества с детьми из неблагополучной семьи.
Цель исследования: разработка и обоснование комплекса мероприятий, направленных на успешное сотрудничество с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Провести анализ современного состояния проблемы неблагополучия в семье.
2. Обобщить научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации ребенка.
3. Изучить особенности социализации детей из неблагополучных семей
4. Выявить основные виды и причины дезадаптации ребенка из неблагополучной семьи
5. Обосновать пути решения проблемы успешного сотрудничества с детьми из неблагополучных семей с помощью специально разработанной программы.
Гипотеза исследования: Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
- раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
- определение причин неблагополучия семьи; 
- осуществление информационной помощи семье;
- организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;
- при кардиционно-организационной помощи со стороны социального педагога.
Для решения задач и подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, психодиагностические методы: проективная методика «Рисунок семьи», проективная методика «Семейная социограмма», опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений», метаморфический тест «Музыкальные инструменты», методика «Подростки о родителях»; эксперимент.
Структура и содержание работы
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, в котором рассматривается актуальность выбранной темы, выделяется объект и предмет исследования, ставятся пели и основные задачи исследования, выдвигается гипотеза.
Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из 3 глав.
В I главе рассматриваются понятия личности и социализации, факторы и основные механизмы процесса социализации, а так же семья как фактор социализации и ее роль в процессе развития личности ребенка.
Во II главе описывается феномен неблагополучной семьи, дастся подробное описание видов неблагополучных семей характерных для современного обществе, анализируется возможное влияние неблагополучной семьи на развитие ребенка, описываются семьи с различными типами воспитания, ошибками в воспитании и в заключении этой 1 лавы описывается подробная схема работы социального педагога с неблагополучной семьей в целом и представлен алгоритм его работы непосредственно в школе. 
В III главе описывается программа социально - педагогической помощи детям из неблагополучных семьей и результаты, полученные в результате апробирования этой программы .
Так же в работу входят: заключение, представленное выводами по теме исследования, список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы над проблемой «успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи» нами были поставлены и решены следующие задачи исследования.
Проанализировано современное состояние проблемы неблагополучия можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи, что негативно отражается на ситуации в обществе.
Изучены особенности социализации детей из неблагополучных семей, мы выявили, что дети строят свои дальнейшие жизненные планы, основываясь на модели собственной семьи и это порождает увеличение неблагополучных семей.
Выявив виды дезадаптации ребенка из неблагополучной семьи, мы пришли к выводу, что причины не в структуре семьи, а в неправильном стиле семейного воспитания и нарушении типа родительско - детских отношений.
Обобщив научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации ребенка, а так же изучив исследования Мудрика А. В. и Галагузовой М. А. по вопросам социально - педагогической помощи различным типам семей и проанализировав алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей, разработаны Гончаровой Т., мы выделили следующие этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей, реализуемые непосредственно через школу и представили в виде схемы
Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на: раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи; определение причин неблагополучия семьи; осуществление информационной помощи семье; организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»; про координационно организационной помощи со стороны социального педагога.
Для решения проблемы успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, мы разработали программу «Социально педагогической помощи детям из неблагополучных семей» с учетом того, что в основе возникновения социального неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе «семья - ребенок».
Цели программы: создания условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, реализовывалась через систему задач, таких как: раннее выявление неблагополучных семей, осуществление информационной и посреднической помощи семье «группы риска», оказание помощи направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи, снижение количества неблагополучных семей.
Программа была апробирована на базе средней общеобразовательной школы гимназии № 9 г. Кызыла и показала, что в ходе ее реализации улучшилась успеваемость и снизилось число прогулов у детей «группы риска» стоящих на учете, а так же в ходе работы с родителями часть их проявила заинтересованность в школьной и общественной жизни своих детей.
Итоговым результатом явилось снижение показателей социального неблагополучия в части семей, а так же повышение родительского интереса к взаимодействию е социальным педагогом и совместной работе над устранением внутрисемейных проблем. Что и подтвердило поставленную перед исследованием гипотезу.



1. БеличеваС. А. Основы превинтивной психологии. М., 1993 - С. 14¬19.
2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи:3аниски детского нсихиатара. М., 1988. 16с.
3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб, 2001-С.44-54.
4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2001.33с.
5. Гарбузов, Исаев, Захаров И.И. Семейная адаптация.-М.,2002.12с.
6. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выи.9. 1971.12с.
7. Головей Л. А, Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2001.22с.
8. Гончарова Т. Неблагополучные ссмьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6.22с.
9. Грибеннеков И. В. Воспитательный климат семьи-М.,2005.23с.
10. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. -■ Ростов па Дону, 2005-15с.
11. Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. тили родительского поведения // Завуч 1998 № 2.33с.
12. Дубрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985.29с.
13. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. - М., 1996.55с
14. Макаренко А. С. Сочинения. В 7 т.М., 1951.54с.
15. Макаренкова И.В., Мисько А.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого - педагогические основы коррекционно - профилактической работы). - М., 2004.21с.
16. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети. Волгоград, 1987.55с.
17. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов
муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Лнипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева Л.Л. - М., 2003.18с.
18. Методика и опыт работы социального педагога. М., 2001.43с.
19. Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2005.76с.
20. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. №4.23с.
21. Мудрик А.В.Социальная педагогика. М., 2002.56с.
22. Научно - методический журнал «Заместителя Директора школы по воспитательной работе» № 5/2004.13с.
23. Научно -1/1997.66с.
24. Научно - методический методический журнал «Классный руководитель» № журнал «Классный руководитель» 4/1998.32с.
25. Научно методический журнал «Классный руководитель» №5/1998.12с.
26. Научно - методический журнал «Классный руководитель» №6/2004.23с.
27. Научно - методический журнал «Классный руководитель» №7/2004.54с.
28. Новикова Е .В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. М., 1981.13с.
29. Организационнаяи социально педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации.-М., 2004 // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В.44с.
30. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М. 2003.27с.
31. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993.66с.
32. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.77с.
33. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. - СПб, 2001.34с.
3-. Психодиагностика: Конспект лекций/Сост. Посохова С. Т. - М., 2004.27с.
35. Рацумихина Г. П. Мир ссмьи. М., 1986.55с.
36. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология.43с.
37. Семья. Социально - психологические и этические проблемы:С::равгчник / Зацепин В. И. И д.р. Киев, 1990.65с.
38. Смелзер П. Социология. - М.: Феникс, 1994. 16. Современный словарь ::о психологии. - Мн., 1998.32с.
39. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения Вопросы психологии. 2000 № 3.45с.
40. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общей ред. М.А. Ганагузгцгй. - М.. 2000.76с.
Социальная психология // Под редакцией Петровского А.В. - М.,1987.33с.
42. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - Санкт-Петербург, 2000.19с.
43. Сошю логия семь^Учебник/ Под.ред. проф. А. И. Анто1'Юва.-2-е изд. - М.. 2005.16с.
44. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии Вопросы психологии. 1982 №4 45с.
-5. Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы Семейная психология и семейная ге-зания. 1998 №3 48с.
-6. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, к - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М., 2000.59с.
Це.п.йко В. М. Вы и ваши дети. Психология ссмьи. Ростов н/Д,2004.68с.
48. Шнурова М. В. Методика и технология работы социального педагс: г: УчеЗ. пособие. - М.. 2002.39с.
49. Шезандрин Н.И., Социальная психология в образовании. - Москва, 1995. 60с.
50. Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. Спб, 2000.76с.
51. Шио> гани Т. Социальная психология. М., 1969.
52. Ш J-СЛСЗ Л.Г. Основы психодиагностики. Ростов - на Дону, 1996
53. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.. 2000.54с.
5-. ПУльта Т.И., слот В. Спаииярд X. Методика работы с детьми «группы г и: ■■. М.. 1999.59с.
55 Хагчез А.Г. Брак и семья в ССР.М., 1979
56. Ча. ши- ?. Психология влияния. Спб., 1999 Эйлемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская П.П. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб.. 2 . 05 .68е.
58 Эйдемилпер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. СПб. 1993 5-е
Эйлемиппер Э.Г., Юстицкий В. Семейная психотерапия. Л.,1990.54с.
60. Энциклопедия социальной работы / Под ред. Л. Э. Кунельского и М.С. Мапкозского . М.. 1994. С. 29-37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ