Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение связи типов рефлексии с показателями невротических состояний у лиц юношеского возраста

Работа №160496

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2021
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования 7
1.1. Психологические особенности развития в юношеском возрасте 7
1.2. Понятие рефлексии в психологии, типы рефлексии 17
1.3. Невротические расстройства, их классификация 24
Выводы по Главе 1 32
Глава 2. Эмпирическое исследование связи типов рефлексии с показателями невротических состояний у лиц юношеского возраста 33
2.1. Описание используемых в исследовании методик 33
2.2. Анализ результатов диагностического исследования 35
2.3. Математико-статистический анализ данных и их интерпретация . 51
Выводы 54
Заключение 57
Список используемых источников 58
Приложение 62

В настоящее время в обществе наблюдается подъем психических расстройств и невротических состояний. Все чаще они встречаются у лиц старшего школьного возраста. Почему?
Это достаточно ответственный период жизни, когда человек стоит перед необходимостью решения тех задач, решать которые ему ранее не приходилось. Стабильные условия школьной жизни вот-вот должны закончиться, и человек оказывается в ситуации неопределенности. Для того, чтобы с ней справиться, нужно решить большое число задач. Одна из основных - это профессиональный выбор, решение о котором дается непросто, ведь у юноши нет никакого опыта профессиональной деятельности. Кроме того, это период, когда нужно достичь определенных результатов в виде ЕГЭ, что тоже очень тревожит старшеклассников. Тревога усугубляется ожиданиями родителей и учителей. К этому следует добавить, что решение важных вопросов дается непросто еще и потому, что не закончилось формирование личностного самоопределения, формирование идентичности. Одним из основных инструментов построения своей личности является рефлексия. Если этот инструмент задействован, тогда процессы и личностного самоопределения и профессионального будут более эффективными. В противном случае, ситуация неопределенности является травмирующей и невротизирующей.
Хорошо раскрыта проблема рефлексии в трудах отечественных психологов. Изучением рефлексии занимались практически все авторы существующих психологических концепций. В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Г.П. Щедровицкого, С.Л. Рубинштейна, рефлексия рассматривалась в рамках проблемы деятельности и сознания. Большое влияние рефлексивным процессам и актам в педагогической психологии уделялось Л.С. Выготским, В.Д. Шадриковым.
Исследованиями невротических расстройств занимались многие отечественные ученые. Проблемы невротических состояний освещаются в работах В.Д. Менделевича и К.К. Яхина. Б.Д. Карвасарский, В.М. Мясищев и их школы внесли огромный вклад в разработку проблемы невротических расстройств. Исследованиями неврозов у детей занимались А.И. Захарова, А.Е. Личко, Д.Д. Еникеева. Условия неправильного воспитания, которые могут приводить к появлению неврозов описаны в работах В.Н. Мясищева, Б.Д. Карвасарским, В.В Юстицким и др.
Несмотря на достаточную разработанность вопросов рефлексии и интерес современных исследователей к проблеме психического и психологического здоровья, ощущается дефицит исследований, связывающих эти понятия. Это противоречие, а также интерес к юношескому возрасту, как периоду перехода к зрелости личности и формирования устойчивых личностных черт определили выбор темы исследования: «Изучение связи типов рефлексии с показателями невротических состояний у лиц юношеского возраста».
Основной идеей выполненного исследования является идея о связи типов рефлексии с разными видами невротических расстройств.
Цель исследования: изучение связи типов рефлексии с показателями невротических состояний у лиц юношеского возраста для использования диагностических данных в консультативной работе педагога-психолога по проблемам психологического здоровья и личностного развития старших школьников и студентов.
Объект исследования - рефлексия как показатель психологического здоровья лиц юношеского возраста.
Предмет: связь типов рефлексии с показателями невротических состояний у лиц юношеского возраста.
Гипотеза: существует связь типов рефлексии с показателями невротических состояний у лиц юношеского возраста. Для лиц с невротическими расстройствами характерны такие типы рефлексии, как квазирефлексия и интроспекция. У лиц, невротическое состояние которых соответствует норме, преобладает системная рефлексия.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать основные понятия о рефлексии и невротических расстройствах в отечественной и зарубежной литературе;
- Сформировать выборку и подобрать диагностический комплекс для определения типа рефлексии и показателей невротических состояний у лиц юношеского возраста;
- Реализовать диагностические процедуры, проанализировать эмпирические данные, интерпретировать выявленные связи между доминантным типом рефлексии и невротическими состояниями испытуемых исследуемой выборки;
- Сформулировать выводы, определить направления консультативной и коррекционной работы с лицами, имеющими проблемы психологического здоровья.
Теоретико-методологической основой исследования стали: идеи о единстве личности, ее сознания и деятельности (Б.Г.Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.И. Загвязинский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), в том числе реализованные в педагогической психологии (Л.И. Божович, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин); основные положения концепций рефлексии как феномена человеческого сознания и мышления (А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, В.А. Лефевр, А.В. Россохин, Г.П. Щедровицкий и др.), и рефлексивности как личностного качества (А.В. Карпов, Д.А. Леонтьев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов). Проблемы невротических состояний В.Д. Менделевича и К.К. Яхина. Научные достижения в области невротических расстройств принадлежат многим отечественным ученым. И.П. Павлов и его школа изучали психофизические механизмы неврозов. Большой вклад в разработку проблемы неврозов внесли В. Мясищев, В. Карвасарский и их школы. Исследованиям неврозов у детей посвящены работы А.И. Захарова (1988, 1998), Д. Исаева, А.Е. Личко, А.И. Селецкого, Д.Д. Еникеевой (1997, 1998 и др.).
В качестве методов исследования использовались:
- теоретические методы: анализ литературных источников, систематизация научных данных по проблеме исследования;
- методы сбора эмпирических данных: тестирование, метод опроса;
- методы математической обработки результатов исследования (Т- критерий Стьюдента).
В работе использовались следующие методики:
1. «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний» К.К. Яхин, Д.М. Менделевич;
2. «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева.
3. «Опросник рефлексивности» А.В.Карпова
База исследования. МБОУ «Кадетская школа 46 г. Пензы». Объем выборки составил 43 человека, из которых 27 юношей и 16 девушек в возрасте от 16-17 лет.
В ходе исследования были обобщены и систематизированы научные представления о рефлексии и невротических расстройствах, расширены научно-теоретические знания по вопросам психологического здоровья. Были проверены теоретические представления о связи типов рефлексии с невротическими показателями у лиц юношеского возраста. Получены данные, свидетельствующие о связи доминантного типа рефлексии с разными видами невротических расстройств.
Полученные диагностические данные могут стать основой для разработки занятий в практике психологической и педагогической работы с обучающимися. Также результаты исследования могут применяться в психологическом консультировании лиц юношеского возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время у лиц юношеского возраста наблюдается увеличение числа психических расстройств и невротических состояний, что обусловлено экономической нестабильностью и современным ритмом жизни. Кроме того, этот возрастной период сопряжен с ситуациями сдачи экзаменов, профессиональным выбором, началом сепарации от родителей, частичным вступлением во взрослую жизнь.
Увеличение тенденции невротизации подрастающего поколения препятствует адекватному и рациональному переживанию проблем в силу отсутствия внутренних ресурсов. Различные невротические синдромы значительно тормозят личностное развитие юношей и девушек.
Для того, чтобы быть психологически устойчивым в период профессионального и личностного самоопределения, юношам и девушкам приходится как можно чаще обращаться к процессу рефлексии. Использование этого психологического инструмента используется в разного рода жизненных ситуациях, позволяет справляться с ними, извлекать из них уроки для дальнейшего решения непростых жизненных задач. Проведенное исследование было построено на предположении о том, что одним из способов выяснения причины нерешенных внутриличностных конфликтов является обращение внимания на то, какой тип/типы рефлексирования использует индивид.
Проведенное исследование было направлено на изучение связи типов рефлексии с показателями невротических состояний у лиц юношеского возраста.
Полученные в ходе исследования диагностические данные могут быть использованы в консультативной работе педагога-психолога по проблемам психологического здоровья и личностного развития старших школьников и студентов.



1. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. - М.: Модэк, 1995. - 640 с.
2. Большунова Н.Я. Развитие характера в детском и юношеском возрасте // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2012. - №5. - С. 139-143.
3. Быханов И.И. Исследование рефлексии в зарубежной и отечественной психологии // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №2. - С. 303-310.
4. Величко В.Н. Психологические закономерности личности в юношеском возрасте // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2007. - №11. - С. 107-111.
5. Ганзин И.В., Ганзина В.В. Особенности течения современных тревожных невротических расстройств // Таврический журнал психиатрии. - 2013 - №4 (65).
6. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Харвест, 2007. - 976 с.
7. Горская Н.Е., Глызина В.Е. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте // Вестник ИрГТУ. - 2011. - №1 (48).
8. Давыдов В.В. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. - Новосибирск: Наука, 1987. - 213 с.
9. Деева Н.А. Переживание кризиса в юношеском возрасте // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2004. - №2.
10. Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М.: Медицина - 1990. -576 с.
11. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: ИП РАН, 2004. - 422 с.
12. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - № 5. - C. 45-57.
13. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 352 с. 

невротических расстройств // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. -
2014. №10. - С. 91-108.
15. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
16. Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. - Л.: Медицина, 1966. - 430 с.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во: МГУ, 1981. - 584 с.
19. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции // Психологические исследования. - 2011. - № 2. - С. 16.
20. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - № 4. - С. 110-135.
21. Марилов В.В. Общая психопатология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.
22. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: Мед.Пресс-информ, 2001. - 592 с.
23. Менделевич В.Д. Клиническая медицинская психология. - М.: «МЕДпресс», 1998. - 588 с.
24. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - Спб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 672 с.
25. Мириманова М.С. Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем // Развитие личности. - 2001. - № 1. - С. 49-65.
26. Мудрик А.В. Современный старшеклассник. Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИНН, 1996. - 266-275 с.
27. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ-в пед. вузов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2003. - 624 с.
28. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 606 с.
29. Ожиганова Г.В. Рефлексия, рефлексивность и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. - №4., - С. 56-60.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1993. - 432с.
31. Рябышева Е.Н. Исследование феномена рефлексии в отечественной психологии // Территория науки. - 2012. - №1. - С. 222-227.
32. Ряшина В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте. Дис. канд. психол. наук. - М.: Ин-т развития личности Рос. акад. образования, 1996. - 118 с.
33. Старовойтенко Е.Б. Рефлексия личности в культуре // Мир психологии. - 2007. - № 4. - С. 209-220.
34. Толстая С.В., Бондаренко О.В. Анализ понятия рефлексия в психологической литературе // Проблемы Науки. - 2017. - №33. - С.115.
35. Фролова О. В. Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста // Вестник КГЭУ. - 2009. - № 1. - С. 59-68.
36. Хорни К. Невротическая личность нашего времени - М.: Смысл, 1997. - 346 с.
37. Хухлаева О.В. Психология развития: Молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 208 с.
38. Шагивалеева Г.Р. Психология переживаний в юношеском возрасте // Вестник ЮУрГГПУ. - 2016. №2. - С. 145-150.
39. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 808 с.
40. Шнайдер О.В. Особенности юношеского возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №3. - С. 7.
41. Щедровицкий Г.П. Идея рефлексии в самых общих чертах // Модели рефлексии. Новосибирск: Изд-во НГУ - 1995. - С.21-37.
42. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Изд-во Дело, 1995. - 560 с.
43. Яхин К.К., Менделевич Д.М. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. - М., 1998. - C.545-552.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ