Введение 3
Глава I. Проблема разви»и« словарного запаса у детей дошкольного возраста в литературе
1.1. Усвоение словарного запаса при нормальном развитии речи 6
1.2. Общее недоразвитие речи как дизонтогенез речевой
деятельности 9
1.3. Развитие словаря в условиях речевого дизонтогенеза 18
Глава II. Изучение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация и содержание исследования 27
2.2. Результаты исследования словаря детей 29
Глава III. Логопедическая работа по развитию словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи
3.1. Организация и содержание коррекционного обучения 33
3.2. Результаты обучающего эксперимента 42
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение 52
Речь - одно из главных, необходимых условий психического и личностного развития ребенка и полноценным средством общения является лишь тогда, когда сформированы все её структурные элементы. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Одним из основных признаков общего недоразвития речи является ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас. Это отмечают А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова, Т.В. Туманова, И.Ю. Кондратенко, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркина, Н.А. Чевелева, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева и др. авторы.
Слово обеспечивает содержание общения, это основная значимая единица языка, и наш язык - это, прежде всего, язык слов. Каждое слово имеет определенный смысл, значение, выражает какое-то понятие.
Лексическая сторона речи - это запас слов, которым владеет человек. Чем богаче словарный запас индивида, тем богаче, выразительнее и образнее его речь. Богатство словаря является показателем высокого уровня умственного развития. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.
Слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления, а в свою очередь, овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии познавательной деятельности ребенка.
В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радио -передачи. Поэтому формирование словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи - одна из важных задач логопедической работы. Этому направлению следует уделять серьёзное внимание. Работа над словарём ребёнка оказывает подлинно развивающее воздействие: не ограничиваясь его количественной стороной, она предусматривает углубление понимания значения слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования - развитие словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи.
Цель данного исследования - выявление особенностей словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР и разработка соответствующей системы коррекционных занятий...
Коррекция и развитие словарного запаса - это длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения. Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
Словарный запас может иметь дефекты качественного и количественного характера. К основным недостаткам словаря относятся следующие: незнание или неточное знание значений отдельных слов, смешение значений слов, неправильное их употребление, неумение пользоваться формами словоизменения и словообразования.
Словарь детей с общим недоразвитием речи является небольшим по объему и недостаточно точным по способу употребления. В нем наблюдаются в основном слова, обозначающие конкретные предметы и действия, и мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие понятия. Это приводит к тому, что словарный запас характеризуется стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов.
Значительные отклонения отмечаются и в развитии понимания значений слов. Понимаются в основном слова, имеющие прямое, номинативное значение. Слова, понимание которых обусловлено контекстом, фразовым окружением, часто воспринимаются недостаточно
дифференцированно и полно, т.к. дети недостаточно осознают смысловую общность между значениями слов.
Непонимание значений отдельных слов приводит к своеобразному их употреблению и частым заменам одного названия другим. Замены происходят как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам.
Дети в свободных высказываниях мало используют прилагательные и наречия, не употребляют слова с переносным значением, ошибочно используют союзы и предлоги.
Ограниченность речевых средств наглядно проявляется при выполнении заданий, связанных со словоизменением и словообразованием. Дети допускают большое количество ошибок в употреблении суффиксов, приставок, окончаний. Недостаточное умение пользоваться способами словообразования задерживает развитие словарного запаса у детей. Они с трудом изменяют и образуют слова.
Словарная работа направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей с ОНР. Вместе с тем, она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарём является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов...
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 189 с.
2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей. / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1984. - 72 с. - http://pedlib.ru/Books/5/0174
3. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с ОНР 3 уровня. / О.М. Вершинина. // Логопед. - № 1. - 2004. - С. 15-19.
4. Володина, B.C. Употребление наречий детьми с общим недоразвитием речи. / В.С. Володина. // Дефектология. - №1. - 1997. - С. 16-20.
5. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. / А.Н. Гвоздев. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. - 269 с. - http://sdo.mgaps.ru/books/K6/M7/file/2.pdf
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. - М., Просвещение, 1961. - 472 с.
7. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - 305 с.
8. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 305 с.
9. Занятия по развитию речи в детском саду. / Под ред. Ушаковой О.С. -
М.: Аквариум, 1993. - 64 с. - https://s-soln-
kuyby.edusite.ru/sveden/files/fe5af069-e524-425d-aad9-55360653e2cb.pdf
10. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. [Электронный ресурс]. - http://pedlib.ru/Books/1/0255/index.shtml?from page=1
11. Кондратенко, И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. / И.Ю.
Кондратенко. // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 25-29.
12. Кондратенко, И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. / И.Ю. Кондратенко. // Дефектология. - 2002. - №6. - С. 27-31.
13. Кондратенко, И.Ю. Проблема усвоения системы лексических значений у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональные состояния и оценки. / И.Ю. Кондратенко. // Дефектология. - 2001. - №6. - С. 21-26.
14. Коноваленко, В.В. Антонимы. Картинный дидактический материал. / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном и Д., 2003. - 87 с.
15. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР 3-го уровня, I, II, III период. / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном и Д., 2002. - 121 с...38