Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося начальной школы с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения понятия «инклюзивное образование» 9
1.1 История развития идеи инклюзивного образования 9
1.2 Понятие «инклюзивное образование» в педагогической науке 15
1.3 Принципы и методологические концепции инклюзивного образования 21
1.4 Сущность понятия «индивидуальный образовательный маршрут» 31
1.5 Методика составления индивидуального образовательного маршрута для
детей младшего школьного возраста 39
Глава 2 Опытно-экспериментальное обоснование необходимости использования индивидуального образовательного маршрута для обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (на примере работы с обучающимся с легкой умственной отсталостью) 52
2.1 Диагностика особенностей развития и достижений предметных результатов по русскому языку и математике обучающегося младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью 52
2.2 Индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося младшего
школьного возраста с легкой умственной отсталостью 85
2.3 Динамика развития и достижения предметных результатов по русскому
языку и математике обучающегося младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью 96
Заключение 101
Список использованных источников 108
Приложения 118
Глава 1 Теоретические основы изучения понятия «инклюзивное образование» 9
1.1 История развития идеи инклюзивного образования 9
1.2 Понятие «инклюзивное образование» в педагогической науке 15
1.3 Принципы и методологические концепции инклюзивного образования 21
1.4 Сущность понятия «индивидуальный образовательный маршрут» 31
1.5 Методика составления индивидуального образовательного маршрута для
детей младшего школьного возраста 39
Глава 2 Опытно-экспериментальное обоснование необходимости использования индивидуального образовательного маршрута для обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (на примере работы с обучающимся с легкой умственной отсталостью) 52
2.1 Диагностика особенностей развития и достижений предметных результатов по русскому языку и математике обучающегося младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью 52
2.2 Индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося младшего
школьного возраста с легкой умственной отсталостью 85
2.3 Динамика развития и достижения предметных результатов по русскому
языку и математике обучающегося младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью 96
Заключение 101
Список использованных источников 108
Приложения 118
Актуальность исследования. Инклюзивное образование является одной из важнейших задач современной системы образования. Оно предполагает создание условий, в которых каждый ребенок, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, может развиваться и самореализовываться. В Российской Федерации законодательство придает приоритетное внимание проблеме получения полноценного образования всем детям, независимо от их состояния здоровья.
Однако, интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательную среду может столкнуться с определенными трудностями. Некоторые из этих трудностей могут быть связаны с тяжестью заболевания, несоответствием уровня развития психики и речи ребенка уровню здоровых детей, а также с трудностями освоения программ, предлагаемых в массовых школах. Поэтому важно не просто интегрировать детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, а включать их такими, какими они есть, и максимально адаптировать образовательную среду к их потребностям и способностям.
Важно отметить, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные права на образование с остальными детьми в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации». Доступность качественного образования и повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, занимающихся коррекционно¬развивающим обучением, являются важными задачами модернизации системы образования.
Теоретические идеи и практические исследования инклюзивного образования были заложены в нашей стране такими учеными, как Л.С. Выготский, Г.Л. Зайцева, Э.И. Леонгард, Н.Н. Малофеев, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко и другими. Они сделали значительный вклад в развитие понимания и реализации инклюзивного образования.
Одним из важных условий успешного инклюзивного образования является педагогическое сопровождение. Это процесс, который предполагает оказание поддержки и помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, а также их учителям. Исследования в области педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями проводились такими учеными, как Е.А. Екжанова, Е.И. Казакова, А.Н. Коноплева, Н.Н. Малофеев, Х.Х. Михайлова, А.А. Наумов, Л.М. Шипицына и другими.
Современная система образования должна стремиться к тому, чтобы каждый ребенок получил качественное образование, основанное на учете его индивидуальных потребностей и возможностей. Развитие инклюзивного образования и педагогического сопровождения являются важными шагами в достижении этой цели.
Педагогическое сопровождение обучающихся включает изучение личности ребенка, создание благоприятных условий для его развития и успешности обучения, а также оказание психолого-педагогической помощи. Для обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников основными механизмами достижения цели создания специальных условий для развития и социальной адаптации будут проектирование индивидуального образовательного маршрута и проектирование образовательного процесса в инклюзивном классе.
В рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья, специалисты психолого-педагогического сопровождения и учителя разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе или координатора по инклюзии. Эта программа основывается на анализе психолого-педагогических особенностей каждого ребенка и включает в себя коррекционную работу, которая помогает компенсировать имеющиеся психофизические недостатки.
Степень разработанности проблемы исследования. На сегодняшний день существует большое количество исследований по различным сторонам организации и управления образовательным процессом, а также имеется ряд работ, отражающих суть и проблемы инклюзивного образования.
Становление инклюзивного образования в достаточной степени изложено в работах С. А. Алехиной, Н. Н. Малофеева, Н. Д. Шматко и др. Исследованию стратегий сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования посвящены труды Т. Бут, Е. Н. Кутеповой, И. Ю. Левченко, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, Т. А. Соловьевой, Н. Д. Шматко, С. Форлин.
Но в то же время нами не было обнаружено специальных исследований, посвященных обоснованию необходимости организации и использования индивидуальных образовательных маршрутов на разных ступенях обучения для учеников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Анализ исследуемой проблемы позволил выявить противоречие между потребностью социума в создании условий для адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья посредством инклюзивного образования и низким уровнем подготовленности субъектов управления к его организации и развитию, недостаточным уровнем согласованности их действий в этом процессе.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы теоретико-методологические основы, принципы и условия эффективности модели индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования?
Недостаточная проработанность данной проблемы в науке и практике определила тему диссертационного исследования: «Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося начальной школы с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования».
Цель исследования: проектирование и апробация индивидуального образовательного маршрута для обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования: инклюзивное начальное общее образование.
Предмет исследования: проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося начальной школы с ОВЗ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося начальных классов с ограниченными возможностями здоровья, разработанный на основе анализа диагностики психолого-педагогических особенностей школьника, включающий программу коррекционной работы, позволит компенсировать имеющиеся психофизические недостатки.
Задачи исследования:
- провести анализ теоретических основ инклюзивного образования и разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья;
- подобрать методики и провести диагностику обучающегося начальных классов с ограниченными возможностями здоровья;
- разработать и реализовать на практике индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося начальных классов с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы;
- проверить эффективность разработанной программы с помощью проведения повторной диагностики обучающегося начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.
Методологическую основу исследования составляют:
- общие вопросы методологии научно-педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.С. Леднев, А.М. Новиков и др.);
- концепции развития личности и деятельности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
- труды, раскрывающие сущность системного подхода в исследованиях педагогических систем (В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.);
- идеи моделирования и проектирования в образовании (В.В. Гузеев, Д.Г. Левитес, Г.Е. Муравьева, Т.И. Шамова и др.).
Теоретическую основу исследования составляют:
- идеи личностно-ориентированного и развивающего обучения (Е.В. Бондаревская, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.С. Рубинштейн, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, Д.В. Эльконин, И.С. Якиманская и др.);
- концепции индивидуализации образования (Л.С. Выготский, М.В. Кларин, Ю.Н. Кулюткин; И.Э. Унт, Т.И. Шамова и др.);
- идеи построения индивидуальных образовательных маршрутов (Е.А. Александрова, А.П. Тряпицына, М.Б. Утепов и др.);
- идеи педагогического сопровождения обучающихся и значимости профессионального саморазвития педагога (Е.А. Александрова, О.С. Газман, Е.А. Марон, Л.Ю. Монахова, Р.М. Шерайзина и др.).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анализ организационно-методических документов, регламентирующих деятельность специальных (коррекционных) и массовых общеобразовательных учреждений, анализ медико-психолого-педагогической документации,
психодиагностические методы (наблюдение, анкетирование, беседа), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), методы математической статистики при обработке результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и дополнении представлений о разработке образовательной программы для обучающихся начальных классов; обосновании содержания психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в рамках конкретной образовательной траектории.
Исследование имеет практическую значимость, так как результаты могут быть использованы педагогами, реализующими инклюзивное образование. Разработанный индивидуальный образовательный маршрут, диагностический инструментарий и методические рекомендации могут помочь улучшить качество образования и развитие ключевых компетенций обучающихся.
Положения, выносимые на защиту:
- индивидуальный образовательный маршрут для школьников с ограниченными возможностями здоровья является важнейшим условием реализации инклюзивного образования;
- подобранный диагностический инструментарий позволит разработать индивидуальный образовательный маршрут с учетом психолого¬педагогических особенностей школьников;
- разработанный индивидуальный образовательный маршрут будет способствовать повышению качества образования и формированию ключевых компетентностей у обучающихся, конструктивному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса с целью личностного развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Однако, интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательную среду может столкнуться с определенными трудностями. Некоторые из этих трудностей могут быть связаны с тяжестью заболевания, несоответствием уровня развития психики и речи ребенка уровню здоровых детей, а также с трудностями освоения программ, предлагаемых в массовых школах. Поэтому важно не просто интегрировать детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, а включать их такими, какими они есть, и максимально адаптировать образовательную среду к их потребностям и способностям.
Важно отметить, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные права на образование с остальными детьми в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации». Доступность качественного образования и повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, занимающихся коррекционно¬развивающим обучением, являются важными задачами модернизации системы образования.
Теоретические идеи и практические исследования инклюзивного образования были заложены в нашей стране такими учеными, как Л.С. Выготский, Г.Л. Зайцева, Э.И. Леонгард, Н.Н. Малофеев, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко и другими. Они сделали значительный вклад в развитие понимания и реализации инклюзивного образования.
Одним из важных условий успешного инклюзивного образования является педагогическое сопровождение. Это процесс, который предполагает оказание поддержки и помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, а также их учителям. Исследования в области педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями проводились такими учеными, как Е.А. Екжанова, Е.И. Казакова, А.Н. Коноплева, Н.Н. Малофеев, Х.Х. Михайлова, А.А. Наумов, Л.М. Шипицына и другими.
Современная система образования должна стремиться к тому, чтобы каждый ребенок получил качественное образование, основанное на учете его индивидуальных потребностей и возможностей. Развитие инклюзивного образования и педагогического сопровождения являются важными шагами в достижении этой цели.
Педагогическое сопровождение обучающихся включает изучение личности ребенка, создание благоприятных условий для его развития и успешности обучения, а также оказание психолого-педагогической помощи. Для обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников основными механизмами достижения цели создания специальных условий для развития и социальной адаптации будут проектирование индивидуального образовательного маршрута и проектирование образовательного процесса в инклюзивном классе.
В рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья, специалисты психолого-педагогического сопровождения и учителя разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе или координатора по инклюзии. Эта программа основывается на анализе психолого-педагогических особенностей каждого ребенка и включает в себя коррекционную работу, которая помогает компенсировать имеющиеся психофизические недостатки.
Степень разработанности проблемы исследования. На сегодняшний день существует большое количество исследований по различным сторонам организации и управления образовательным процессом, а также имеется ряд работ, отражающих суть и проблемы инклюзивного образования.
Становление инклюзивного образования в достаточной степени изложено в работах С. А. Алехиной, Н. Н. Малофеева, Н. Д. Шматко и др. Исследованию стратегий сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования посвящены труды Т. Бут, Е. Н. Кутеповой, И. Ю. Левченко, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, Т. А. Соловьевой, Н. Д. Шматко, С. Форлин.
Но в то же время нами не было обнаружено специальных исследований, посвященных обоснованию необходимости организации и использования индивидуальных образовательных маршрутов на разных ступенях обучения для учеников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Анализ исследуемой проблемы позволил выявить противоречие между потребностью социума в создании условий для адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья посредством инклюзивного образования и низким уровнем подготовленности субъектов управления к его организации и развитию, недостаточным уровнем согласованности их действий в этом процессе.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы теоретико-методологические основы, принципы и условия эффективности модели индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования?
Недостаточная проработанность данной проблемы в науке и практике определила тему диссертационного исследования: «Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося начальной школы с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования».
Цель исследования: проектирование и апробация индивидуального образовательного маршрута для обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования: инклюзивное начальное общее образование.
Предмет исследования: проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося начальной школы с ОВЗ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося начальных классов с ограниченными возможностями здоровья, разработанный на основе анализа диагностики психолого-педагогических особенностей школьника, включающий программу коррекционной работы, позволит компенсировать имеющиеся психофизические недостатки.
Задачи исследования:
- провести анализ теоретических основ инклюзивного образования и разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья;
- подобрать методики и провести диагностику обучающегося начальных классов с ограниченными возможностями здоровья;
- разработать и реализовать на практике индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося начальных классов с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы;
- проверить эффективность разработанной программы с помощью проведения повторной диагностики обучающегося начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.
Методологическую основу исследования составляют:
- общие вопросы методологии научно-педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.С. Леднев, А.М. Новиков и др.);
- концепции развития личности и деятельности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
- труды, раскрывающие сущность системного подхода в исследованиях педагогических систем (В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.);
- идеи моделирования и проектирования в образовании (В.В. Гузеев, Д.Г. Левитес, Г.Е. Муравьева, Т.И. Шамова и др.).
Теоретическую основу исследования составляют:
- идеи личностно-ориентированного и развивающего обучения (Е.В. Бондаревская, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.С. Рубинштейн, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, Д.В. Эльконин, И.С. Якиманская и др.);
- концепции индивидуализации образования (Л.С. Выготский, М.В. Кларин, Ю.Н. Кулюткин; И.Э. Унт, Т.И. Шамова и др.);
- идеи построения индивидуальных образовательных маршрутов (Е.А. Александрова, А.П. Тряпицына, М.Б. Утепов и др.);
- идеи педагогического сопровождения обучающихся и значимости профессионального саморазвития педагога (Е.А. Александрова, О.С. Газман, Е.А. Марон, Л.Ю. Монахова, Р.М. Шерайзина и др.).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анализ организационно-методических документов, регламентирующих деятельность специальных (коррекционных) и массовых общеобразовательных учреждений, анализ медико-психолого-педагогической документации,
психодиагностические методы (наблюдение, анкетирование, беседа), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), методы математической статистики при обработке результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и дополнении представлений о разработке образовательной программы для обучающихся начальных классов; обосновании содержания психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в рамках конкретной образовательной траектории.
Исследование имеет практическую значимость, так как результаты могут быть использованы педагогами, реализующими инклюзивное образование. Разработанный индивидуальный образовательный маршрут, диагностический инструментарий и методические рекомендации могут помочь улучшить качество образования и развитие ключевых компетенций обучающихся.
Положения, выносимые на защиту:
- индивидуальный образовательный маршрут для школьников с ограниченными возможностями здоровья является важнейшим условием реализации инклюзивного образования;
- подобранный диагностический инструментарий позволит разработать индивидуальный образовательный маршрут с учетом психолого¬педагогических особенностей школьников;
- разработанный индивидуальный образовательный маршрут будет способствовать повышению качества образования и формированию ключевых компетентностей у обучающихся, конструктивному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса с целью личностного развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Инклюзивное образование является одной из важнейших задач современной системы образования. Оно предполагает создание условий, в которых каждый ребенок, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, может развиваться и самореализовываться. Законодательство Российской Федерации придает приоритетное внимание проблеме получения полноценного образования всем детям, независимо от их состояния здоровья.
Школы должны регулярно оценивать уровень успеваемости и развития каждого ребенка, чтобы адаптировать образовательные программы и условия под его потребности. Гибкое перемещение обучающихся из одного образовательного контекста в другой позволяет обеспечить наиболее эффективное обучение для каждого ребенка. Для обеспечения адекватной политической и юридической поддержки образования обучающихся с особыми потребностями необходимы законодательные и нормативные улучшения, включающие в себя разработку моделей педагогического и психологического сопровождения, а также образовательных маршрутов, которые учитывают индивидуальные потребности и способности каждого ребенка. Основная задача состоит в выявлении и развитии положительных особенностей каждого ученика, а также в расширении его функциональных возможностей.
В начале исследования была выдвинута гипотеза, где предполагалось, что индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья, разработанный на основе анализа диагностики психолого-педагогических особенностей школьников, включающий программу коррекционной работы, позволит компенсировать имеющиеся психофизические недостатки.
Первым шагом в исследовании стал анализ историко-педагогической литературы, в которой отражены аспекты становления образования для лиц с особыми потребностями в России и за рубежом и определен ряд тенденций сближения образовательных систем как важной предпосылки становления инклюзивного образования. Затем была проанализирована психолого-педагогическая литература, которая позволила дать определение понятию «инклюзивное образование», выявить его сущность и особенности, определить принципы, концептуальные основания, методологические концепции. Было выявлено, что инклюзивное образование - это важная тема, которая требует особого внимания и разработки эффективных моделей педагогического и психологического сопровождения. Вместо фокусировки на недостатках или ограничениях, инклюзивная модель образования стремится обнаружить и развить уникальные таланты и способности каждого ребенка. Это позволяет создать благоприятную среду, где каждый школьник может раскрыть свой потенциал. В создании этой среды помогают индивидуальные образовательные маршруты, которые также были нами изучены. Мы определили, что для достижения успеха в инклюзивном образовании необходимо установить четкие образовательные маршруты на каждом уровне обучения - это позволит специалистам определить текущие умения и навыки каждого ребенка, а также наметить путь для их дальнейшего развития. Важно учесть, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому образовательные маршруты должны быть гибкими и адаптированными к потребностям каждого ученика.
Вторым шагом в исследовании стал выбор методик для диагностики обучающегося с легкой умственной отсталостью. Были изучены и сопоставлены несколько психологических диагностик: диагностика развития познавательных способностей детей (Л. Ф. Тихомировой), диагностика интеллекта, креативности и познавательных процессов (О.Н. Истратовой), диагностика общих способностей (В. Н. Дружинина), диагностика мышления (Е.И. Рогова), диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста (Л.М. Шипицыной), диагностики, направленные на исследование преобладающего типа запоминания. Отбирая методики, нами были учтены их соответствие возрасту и особенностям обучающегося с легкой умственной отсталостью. Исходя из этого, мы остановились на следующих методиках: диагностика мышления Е.И. Рогова и диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста Л.М. Шипицыной. Кроме этого, провели диагностики предметных достижений по русскому языку и математике.
Третьим шагом исследования стала разработка и апробация индивидуального образовательного маршрута для обучающегося младших классов с легкой умственной отсталостью. При проектировании индивидуального образовательного маршрута, построении логики занятий и при отборе приемов работы были учтены результаты, полученные на первом этапе исследования. Помимо учебных заданий, в структуру занятий включались игры и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций, что благоприятно влияло на развитие мышления в целом и формирование предметных умений.
Последним шагом в исследовании стало выявление эффективности разработанного маршрута через проведение повторной диагностики с использованием тех же методик (Е.И. Рогова, Л.М. Шипицыной, диагностические работы по русскому языку и математике), которые показали положительную динамику развития мышления обучающегося и улучшение его предметных результатов.
Проанализировав результаты входных и итоговых диагностик, был сделан вывод, что индивидуальный образовательный маршрут является эффективным средством коррекции предметных достижений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, полученные результаты подтвердили гипотезу, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Школы должны регулярно оценивать уровень успеваемости и развития каждого ребенка, чтобы адаптировать образовательные программы и условия под его потребности. Гибкое перемещение обучающихся из одного образовательного контекста в другой позволяет обеспечить наиболее эффективное обучение для каждого ребенка. Для обеспечения адекватной политической и юридической поддержки образования обучающихся с особыми потребностями необходимы законодательные и нормативные улучшения, включающие в себя разработку моделей педагогического и психологического сопровождения, а также образовательных маршрутов, которые учитывают индивидуальные потребности и способности каждого ребенка. Основная задача состоит в выявлении и развитии положительных особенностей каждого ученика, а также в расширении его функциональных возможностей.
В начале исследования была выдвинута гипотеза, где предполагалось, что индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья, разработанный на основе анализа диагностики психолого-педагогических особенностей школьников, включающий программу коррекционной работы, позволит компенсировать имеющиеся психофизические недостатки.
Первым шагом в исследовании стал анализ историко-педагогической литературы, в которой отражены аспекты становления образования для лиц с особыми потребностями в России и за рубежом и определен ряд тенденций сближения образовательных систем как важной предпосылки становления инклюзивного образования. Затем была проанализирована психолого-педагогическая литература, которая позволила дать определение понятию «инклюзивное образование», выявить его сущность и особенности, определить принципы, концептуальные основания, методологические концепции. Было выявлено, что инклюзивное образование - это важная тема, которая требует особого внимания и разработки эффективных моделей педагогического и психологического сопровождения. Вместо фокусировки на недостатках или ограничениях, инклюзивная модель образования стремится обнаружить и развить уникальные таланты и способности каждого ребенка. Это позволяет создать благоприятную среду, где каждый школьник может раскрыть свой потенциал. В создании этой среды помогают индивидуальные образовательные маршруты, которые также были нами изучены. Мы определили, что для достижения успеха в инклюзивном образовании необходимо установить четкие образовательные маршруты на каждом уровне обучения - это позволит специалистам определить текущие умения и навыки каждого ребенка, а также наметить путь для их дальнейшего развития. Важно учесть, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому образовательные маршруты должны быть гибкими и адаптированными к потребностям каждого ученика.
Вторым шагом в исследовании стал выбор методик для диагностики обучающегося с легкой умственной отсталостью. Были изучены и сопоставлены несколько психологических диагностик: диагностика развития познавательных способностей детей (Л. Ф. Тихомировой), диагностика интеллекта, креативности и познавательных процессов (О.Н. Истратовой), диагностика общих способностей (В. Н. Дружинина), диагностика мышления (Е.И. Рогова), диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста (Л.М. Шипицыной), диагностики, направленные на исследование преобладающего типа запоминания. Отбирая методики, нами были учтены их соответствие возрасту и особенностям обучающегося с легкой умственной отсталостью. Исходя из этого, мы остановились на следующих методиках: диагностика мышления Е.И. Рогова и диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста Л.М. Шипицыной. Кроме этого, провели диагностики предметных достижений по русскому языку и математике.
Третьим шагом исследования стала разработка и апробация индивидуального образовательного маршрута для обучающегося младших классов с легкой умственной отсталостью. При проектировании индивидуального образовательного маршрута, построении логики занятий и при отборе приемов работы были учтены результаты, полученные на первом этапе исследования. Помимо учебных заданий, в структуру занятий включались игры и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций, что благоприятно влияло на развитие мышления в целом и формирование предметных умений.
Последним шагом в исследовании стало выявление эффективности разработанного маршрута через проведение повторной диагностики с использованием тех же методик (Е.И. Рогова, Л.М. Шипицыной, диагностические работы по русскому языку и математике), которые показали положительную динамику развития мышления обучающегося и улучшение его предметных результатов.
Проанализировав результаты входных и итоговых диагностик, был сделан вывод, что индивидуальный образовательный маршрут является эффективным средством коррекции предметных достижений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, полученные результаты подтвердили гипотезу, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
МАРШРУТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-
ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-педагогические условия
инклюзивного образования в образовательных организациях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Организация учебного процесса в 4 классе в условиях инклюзивного образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Формирование готовности педагогов дошкольной образовательной организации к реализации инклюзивного образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Результативное использование информационных технологий в обучении детей с нарушениями в развитии (Российский новый университет)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Организационно-методическое обеспечение процесса сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2019 - Познавательные процессы детей с ОВЗ (Тверской педагогический колледж)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024



