Разработка лабораторного практикума по астрономии к школьному учебнику авторов Б.А. Воронцова-Вельяминова и Е.К. Страута в программе-планетарии Stellarium
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения астрономии 6
1.1. Особенности учебного предмета «Астрономия» 6
1.2. Понятие лабораторного практикума 10
1.3. Планирование структуры и содержания лабораторного практикума и методика организации лабораторных работ 13
Глава II. Разработка лабораторного практикума и методические рекомендации по его использованию 19
2.1. Описание программы-планетария Stellarium 19
2.2. Реализация лабораторного практикума 22
2.3. Использование лабораторного практикума 32
2.4. Апробация разработанных материалов 34
Заключение 36
Литература 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Приложение 1 42
Приложение 2 83
Одной из задач предметов естественнонаучного цикла является формирование у обучающихся представлений о современной естественнонаучной картине мира. Астрономия - наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел (планет, звезд и т. д.) и систем.
Исходя из понятия астрономии совершенно очевидно, что лучше всего изучать астрономию с помощью наблюдений, которые не всегда возможно сделать. Есть ряд причин, препятствующих наблюдению: плохая погода, отсутствие специального оборудования и другие. К тому же, занятия проводятся в дневное время, когда можно наблюдать только Солнце и иногда Луну [1]. К сожалению, в наше время во многих учебных заведениях техническое обеспечение для изучения астрономии пере стало быть пригодным для использования во время образовательного процесса, а в некоторых и вовсе отсутствует.
Современные технологии дают нам возможность наблюдать за небом, не выходя из дома, все, что для этого нужно - компьютер со специальным программным обеспечением.
В настоящее время практически каждое учебное заведение оснащено компьютерными классами, а следовательно, есть возможность использовать программы-планетарии для обучения. Одной из таких программ является программа-планетарий Stellarium.
Stellarium представляет собой программу, позволяющую использовать персональный компьютер в качестве виртуального планетария. Она рассчитывает положение Солнца, Луны, звезд и планет и выдает изображение неба таким, каким его видит наблюдатель в указанное время и в указанном месте. К тому же, программа может имитировать различные события: метеорные потоки, солнечные или лунные затмения [1].
Данная программа подходит для разработки лабораторного практикума, поскольку она является общедоступной, а также удобной и простой для работы обучающихся. Лабораторные, разработанные в программе-планетарии Stellarium, направлены на углубление и закрепление текущих знаний.
Проблема исследования: отсутствие в образовательных организациях необходимого оборудования или возможностей для выполнения учащимися астрономических наблюдений.
Цель работы: разработать лабораторный практикум по астрономии к школьному учебнику авторов Б.А. Воронцова-Вельяминова и Е.К. Страута в программе-планетарии Stellarium и апробировать его.
Объект исследования: процесс обучения астрономии.
Предмет исследования: использование программы-планетария, как образовательной технологии в процессе обучения астрономии.
Решаемые задачи:
1. Изучить особенности учебного предмета Астрономия, понятие лабораторного практикума, методику организации лабораторных работ;
2. Изучить возможности программы-планетария Stellarium;
3. Разработать лабораторный практикум по астрономии к школьному учебнику авторов Б.А. Воронцова-Вельяминова и Е.К. Страута в программе-планетарии Stellarium;
4. Провести апробацию разработанного лабораторного практикума по астрономии...
В ходе выполнения работы были выделены и решены следующие задачи:
1. Изучены особенности учебного предмета Астрономия, понятие лабораторного практикума, методика организации лабораторных работ. Особенности учебного предмета Астрономия:
• Полученные из наблюдений явления и факты являются основой изучения астрономии и астрономических знаний;
• Содержание учебного предмета Астрономия исходит из принципа группировки материала по объектам;
• Астрономические знания являются эмпирическими и не могут быть объяснены без физики, без ее теорий и законов, в этом и есть специфика изучения астрономии;
• Степень достоверности астрономических знаний определяется достоверностью физических теорий и точностью астрономических наблюдений.
Понятие лабораторного практикума:
Лабораторный практикум - вид занятий по учебному предмету, в ходе которого происходит закрепление теоретических знаний и приобретение навыков прикладного характера и их применения. Лабораторный практикум характеризуется независимой работой обучающихся в определенной сфере изучаемого предмета.
Методика организации лабораторных работ:
• Лабораторные работы должны быть эффективны. Необходимо понять, подходит ли той или иной материал для проведения по нему лабораторной работы, будет ли она эффективна для получения определенных умений и навыков, либо же уместнее использовать другой метод обучения;
• Лабораторные работы лучше сочетать с другими методами обучения;
• Прежде чем разрабатывать лабораторную работу нужно изучить особенности обучающихся, уровень их знаний и психологической подготовленности;
• Обязательной частью лабораторных работ являются различного рода инструктажи: вводный, текущий, первичный, повторный и т.д.;
• Обязательно должна быть продумана система оценивания лабораторных работ;
• Проводятся лабораторные работы в кабинетах, оснащенных специальным оборудованием;
• После проведения лабораторной работы необходимо провести диагностику, выяснить достигается ли цель, получены ли запланированные результаты. Если необходимо, внести коррективы.
2. Изучены возможности программы-планетария Stellarium.
Stellarium представляет собой программу, позволяющую использовать домашний компьютер в качестве виртуального планетария. Она рассчитывает положение Солнца, Луны, звезд и планет и выдает изображение неба таким, каким его видит наблюдатель в указанное время и в указанном месте. В данной программе-планетарии содержатся многие характеристики космических объектов, которые также способствуют их изучению. К тому же, программа может имитировать различные события: метеорные потоки, солнечные или лунные затмения.
3. Разработан лабораторный практикум по астрономии к школьному учебнику авторов Б.А. Воронцова-Вельяминова и Е.К. Страута в программе-планетарии Stellarium.
В разработанный лабораторный практикум входят 18 лабораторных работ по основным темам, входящих в курс общей астрономии;
4. Проведена апробация разработанного лабораторного практикума по астрономии....
1. Проблемные и актуальные аспекты преподавания учебного предмета «Астрономия»: сборник методических материалов / под общ. ред. С.В. Бутакова. - Красноярск, 2019. - 52 с.
2. Бельцева В.Ю., Ульман М.В. Использование программы-планетария Stellarium в процессе обучения астрономии // Образование и наука в XXI веке: физика, информатика и технология в смарт-мире Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Красноярск, 24 мая 2022 г. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2022. - С. 92-95.
3. Дробчик Т.Ю., Невзоров Б.П. Преподавание астрономии школьникам: проблемы и перспективы // Профессиональное образование в России и за рубежом / Кузбасский региональный институт развития профессионального образования. - Кемерово, 2018. - С. 113-122.
4. Кондакова Е.В., Клыков Д.Ю. Астрономия. Методические рекомендации по проведению практических работ. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2018. - 48 с.
5. Методика преподавания астрономии в средней школе: пособие для учителя / Б.А. Воронцов-Вельяминов, М.М. Дагаев, А.В. Засов и др. - М.: Просвещение, 1985. - 240 с.
6. Лабораторный практикум как разновидность практического занятия // Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе [Электронный ресурс] URL: https://studme.org/196048/pedagogika/laboratornyy praktikum raznovidnost prakticheskogo zanyatiya(дата обращения: 21.03.2023 г.)
7. Засов А.В., Сурдин В.Г. Астрономия. 10-11 классы. Методическое пособие для учителя. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. - 47 с.
8. Воронцов В.Н., Денисова О.В., Ханин С.Д., Цуревский Е.В. Методические подходы к проектированию современного лабораторного практикума по физическим основам электронного материаловедения и приборостроения // Физика в системе современного образования / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена - Санкт-Петербург, 2003. - С. 30-32.
9. Левитан Е.П. Дидактика астрономии. - М.: Едиториал УРСС, 2004.
10. Дробчик Т.Ю., Невзоров Б.П. Преподавание астрономии школьникам: проблемы и перспективы // Профессиональное образование в России и за рубежом / Кузбасский региональный институт развития профессионального образования. - Кемерово, 2018. - С. 113-122.
11. Бегинин, Е.Н. Университетский физический практикум - новый подход [Текст] / Е.Н. Бегинин, Б.С. Дмитриев [и др.] // Физика в системе современного образования (ФССО-03): Труды седьмой Международной конференции: сб. ст., Санкт-Петербург, 14-18 октября 2003г. / Ред. кол. С.В. Бубликов [и др.]. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - Т.1. - 199 с.
12.Осипова И. А. Совершенствование профессиональной подготовки преподавателей физики на основе комплексного общефизиче ского лабораторного практикума по волновой оптике: диссертация ... кандидата педагогических наук / И. А. Осипова. - Тамбов, 2001. - 164 с.
13. Светозаров, В.В. Опыт экспериментально-теоретических занятий и проблема высокого качества фундаментального образования / В.В. Светозаров, Ю.В. Светозаров // Физическое образование в вузах. - 1998. - Т.4, №4.-С. 30-35.
14. Светозаров, В.В. Концепция физического практикума для вариативной системы образования / В.В. Светозаров, Ю.В. Светозаров // Физическое образование в вузах. - 1998. - Т.4, №4. - С. 137-143.
15. Рабочая программа по астрономии 10-11 класс [Электронный ресурс]: URL:рз://100Ьа11тк.сош/мр-соп1:еп1:/ир1оабз/2022/07/Лстрономия-10-Пкл.рб1?(дата обращения: 19.04.2023 г.)...(20)