РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Особенности сопровождения молодых специалистов в образовательной организации 7
1.2. Методологические основы изучения профессиональной деятельности...19
1.3. Модель сопровождения молодых специалистов в образовательной организации 28
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 33
2.1. Характеристика базы и методов исследования 33
2.2. Разработка программы по сопровождению молодых специалистов в образовательной организации 43
2.3. Анализ результатов исследования 55
Выводы по главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
ЛИСТ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИК 76
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Особенности сопровождения молодых специалистов в образовательной организации 7
1.2. Методологические основы изучения профессиональной деятельности...19
1.3. Модель сопровождения молодых специалистов в образовательной организации 28
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 33
2.1. Характеристика базы и методов исследования 33
2.2. Разработка программы по сопровождению молодых специалистов в образовательной организации 43
2.3. Анализ результатов исследования 55
Выводы по главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
ЛИСТ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИК 76
Актуальность исследования современных специалистов в области управления персоналом доказывают, что эффективность работы в большой степени определяется слаженной работой персонала организации. От уровня психологического здоровья и благополучия зависит профессиональная мотивация, лояльность к организации и производительность труда. Поэтому очевидно, что сопровождения молодых специалистов в образовательной организации - одна из важный задач в управлении персоналом, и инструмент успешной кадровой политики. Профессиональное развитие молодого специалиста сложное и многогранное явление педагогической деятельности. От того как молодой педагог начнет свой профессиональный путь зависит его развитие в карьере педагогической направленности либо он уйдет в другую профессию.
Противоречие темы исследования обосновывается тем, что процент молодых педагогов, готовых начать свою профессиональную карьеру в образовательном учреждении, в том числе и в образовательной организации по направлению культуры и искусства, в настоящее время крайне низок. Многие молодые педагоги уходят из профессиональных колледжей, так как не могут справиться с трудностями педагогической деятельности. И если молодому педагогу вполне достаточно теоретических знаний, полученных в процессе обучения в институте, университете академии, то практика показывает, что ему не хватает практического педагогического опыта. Но при этом Вузы только сокращают практические часы, но не увеличивают их.
Проблема исследования заключается в ом, что возникающие у молодого педагога трудности связаны со слабой методической подготовкой, отсутствием опыта организации собственной педагогической деятельности, сложностями владения приемами и методами обучения. Следующая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, связана с его адаптацией в новом коллективе. Это сопряжено с тем, что молодой 4 педагог попадает в незнакомую для него среду, каким является сложившийся педагогический коллектив. От имеющегося у него арсенала профессиональных знаний на первых порах зависят не только общий успех работы молодого специалиста, но и уровень самооценки и притязаний.
Объект исследования - модель сопровождения молодых специалистов в образовательной организации.
Предмет исследования - процесс разработки модели сопровождения молодых специалистов в образовательной организации.
Цель исследования - теоретически и экспериментально проверить модель сопровождения молодых специалистов в образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности сопровождения молодых специалистов в образовательной организации;
2. Обосновать методологические основы изучения профессиональной деятельности;
3. разработать модель сопровождения молодых специалистов в образовательной организации;
4. Характеризовать базу и методы исследования;
5. Разработать программу по сопровождению молодых специалистов в образовательной организации;
6. Проанализировать результаты исследования.
Методологическая и теоретическая основа исследования раскрывается с позиции Д. Небылицына, который сделал предположение о том, что существуют взаимосвязи между некоторыми индивидуальными параметрами и характеристиками профессиональных качеств личности, и ее ведущими свойствами нервной системы. Е. П. Ильина в своем исследовании доказала влияние индивидуально-психологических характеристик личности на надежность и эффективность его трудовой деятельности. В. А. Бодров и Н. Ф. Лукьянова, систематизировала зависимости трудовой и функциональной надежности личности от некоторых их индивидуально-психологических особенностей. К. Рифф, автор концепции психологического благополучия, описывает данное понятие как базовый субъективный конструкт, который отражает восприятие и оценку собственного функционирования с точки зрения пика потенциальных возможностей личности. Исследования П. П. Фесенко и Т. Д. Шевеленкова сыграли большую роль в разработке содержания психологического благополучия. Все перечисленные исследователи определяют актуальное психологическое состояние (благополучие) человека....
Противоречие темы исследования обосновывается тем, что процент молодых педагогов, готовых начать свою профессиональную карьеру в образовательном учреждении, в том числе и в образовательной организации по направлению культуры и искусства, в настоящее время крайне низок. Многие молодые педагоги уходят из профессиональных колледжей, так как не могут справиться с трудностями педагогической деятельности. И если молодому педагогу вполне достаточно теоретических знаний, полученных в процессе обучения в институте, университете академии, то практика показывает, что ему не хватает практического педагогического опыта. Но при этом Вузы только сокращают практические часы, но не увеличивают их.
Проблема исследования заключается в ом, что возникающие у молодого педагога трудности связаны со слабой методической подготовкой, отсутствием опыта организации собственной педагогической деятельности, сложностями владения приемами и методами обучения. Следующая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, связана с его адаптацией в новом коллективе. Это сопряжено с тем, что молодой 4 педагог попадает в незнакомую для него среду, каким является сложившийся педагогический коллектив. От имеющегося у него арсенала профессиональных знаний на первых порах зависят не только общий успех работы молодого специалиста, но и уровень самооценки и притязаний.
Объект исследования - модель сопровождения молодых специалистов в образовательной организации.
Предмет исследования - процесс разработки модели сопровождения молодых специалистов в образовательной организации.
Цель исследования - теоретически и экспериментально проверить модель сопровождения молодых специалистов в образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности сопровождения молодых специалистов в образовательной организации;
2. Обосновать методологические основы изучения профессиональной деятельности;
3. разработать модель сопровождения молодых специалистов в образовательной организации;
4. Характеризовать базу и методы исследования;
5. Разработать программу по сопровождению молодых специалистов в образовательной организации;
6. Проанализировать результаты исследования.
Методологическая и теоретическая основа исследования раскрывается с позиции Д. Небылицына, который сделал предположение о том, что существуют взаимосвязи между некоторыми индивидуальными параметрами и характеристиками профессиональных качеств личности, и ее ведущими свойствами нервной системы. Е. П. Ильина в своем исследовании доказала влияние индивидуально-психологических характеристик личности на надежность и эффективность его трудовой деятельности. В. А. Бодров и Н. Ф. Лукьянова, систематизировала зависимости трудовой и функциональной надежности личности от некоторых их индивидуально-психологических особенностей. К. Рифф, автор концепции психологического благополучия, описывает данное понятие как базовый субъективный конструкт, который отражает восприятие и оценку собственного функционирования с точки зрения пика потенциальных возможностей личности. Исследования П. П. Фесенко и Т. Д. Шевеленкова сыграли большую роль в разработке содержания психологического благополучия. Все перечисленные исследователи определяют актуальное психологическое состояние (благополучие) человека....
Признавая значительную роль школы в сопровождении молодых специалистов в образовательной организации, государство предъявляет новые социальные требования к школе по формированию самостоятельной, ответственной и социально - мобильной личности, способной к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда. Данная задача может быть успешно решена лишь посредством организации психолого-педагогического сопровождения, основанном на парадигме личностно-развивающего образования, толерантных взаимоотношениях педагогов и обучающихся. Понятие сопровождение раскрывается через глагол «сопровождать» - следовать рядом, вместе с кем-нибудь, находясь рядом. Сопровождение как педагогическое понятие представляло отдельные компоненты базовых педагогических процессов: стратегию, методику, технологию воспитания, обучения, образования. В связи с этим сопровождение представляет собой особый, получивший широкое распространение, педагогический процесс и, соответственно, может относится к базовой категории современной педагогики.
Наибольшее распространение среди методов и инструментов изучения профессиональной деятельности получили: метод определения эффективности труда; метод оценки мотивации профессиональной деятельности; метод анализа коммуникативных и организаторских склонностей; метод оценки профессиональной компетенции и соответствия занимаемой должности.
Разработанная модель сопровождения молодых специалистов в образовательной организации является и графической, и описательной. Представлена цель, задачи, оценка деятельности, которая происходит по этапам, и завершается модель результатом.
В исследовании приняли участие молодые специалисты МАОУ «Средняя школа № 3». В ходе исследования было организовано наблюдение за работой психолога, изучались особенности работы: контроль деятельности выполнения тестирования кандидатов на рабат, ведение беседы с кандидатами на работу и молодого специалистами, обратившимися за консультацией на доступном для них языке. Была организована разработка методических материалов на основе примерных с учетом особенностей сотрудников. Велось оформление психодиагностических листов, заполнялись журналы отчетности.
В рабочий процесс была внедрена программа адаптации, которая позволила выявить особенности адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении.
Сравнительный анализ двух периодов образовательной деятельности показал:
1. отсутствие уволенных сотрудников показывает, что вновь принятые (молодые) педагоги успешно проходят свою профессиональную адаптацию, формируют представление о ролях, принятых в коллективе, обращаются за помощью к наставникам и получают от них поддержку, устанавливают эффективное взаимодействие с педагогическим коллективом;
2. отсутствие дисциплинарных нарушений у молодых педагогов говорит о том, что педагогический коллектив оказывает новичкам поддержку, эффективно вводит в рабочий процесс, своевременно информирует об особенностях корпоративной культуры учреждения и способствует успешной адаптации вновь принятых сотрудников;
3. повышение уровня качества работы показывает, что молодые педагоги также имеют высокие показатели развития профессиональных знаний и навыков, что благоприятно отражается на учебном процессе;
4. показатель нарушения дисциплины у вырос, что свидетельствует о необходимости упрочить молодыми специалистами свою позицию в коллективе, проявить лидерские качества и установить эмоционально-положительную связь со студентами, получить их уважение и признание авторитетности молодого педагога;
5. анализ рассмотренных периодов показывает, что руководство учреждения привлекает молодых специалистов к общественным мероприятиям, что может сказываться на отношении, т. к. у них есть возможности увидеть педагогов как разносторонне развитых личностей....
Наибольшее распространение среди методов и инструментов изучения профессиональной деятельности получили: метод определения эффективности труда; метод оценки мотивации профессиональной деятельности; метод анализа коммуникативных и организаторских склонностей; метод оценки профессиональной компетенции и соответствия занимаемой должности.
Разработанная модель сопровождения молодых специалистов в образовательной организации является и графической, и описательной. Представлена цель, задачи, оценка деятельности, которая происходит по этапам, и завершается модель результатом.
В исследовании приняли участие молодые специалисты МАОУ «Средняя школа № 3». В ходе исследования было организовано наблюдение за работой психолога, изучались особенности работы: контроль деятельности выполнения тестирования кандидатов на рабат, ведение беседы с кандидатами на работу и молодого специалистами, обратившимися за консультацией на доступном для них языке. Была организована разработка методических материалов на основе примерных с учетом особенностей сотрудников. Велось оформление психодиагностических листов, заполнялись журналы отчетности.
В рабочий процесс была внедрена программа адаптации, которая позволила выявить особенности адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении.
Сравнительный анализ двух периодов образовательной деятельности показал:
1. отсутствие уволенных сотрудников показывает, что вновь принятые (молодые) педагоги успешно проходят свою профессиональную адаптацию, формируют представление о ролях, принятых в коллективе, обращаются за помощью к наставникам и получают от них поддержку, устанавливают эффективное взаимодействие с педагогическим коллективом;
2. отсутствие дисциплинарных нарушений у молодых педагогов говорит о том, что педагогический коллектив оказывает новичкам поддержку, эффективно вводит в рабочий процесс, своевременно информирует об особенностях корпоративной культуры учреждения и способствует успешной адаптации вновь принятых сотрудников;
3. повышение уровня качества работы показывает, что молодые педагоги также имеют высокие показатели развития профессиональных знаний и навыков, что благоприятно отражается на учебном процессе;
4. показатель нарушения дисциплины у вырос, что свидетельствует о необходимости упрочить молодыми специалистами свою позицию в коллективе, проявить лидерские качества и установить эмоционально-положительную связь со студентами, получить их уважение и признание авторитетности молодого педагога;
5. анализ рассмотренных периодов показывает, что руководство учреждения привлекает молодых специалистов к общественным мероприятиям, что может сказываться на отношении, т. к. у них есть возможности увидеть педагогов как разносторонне развитых личностей....





