Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы изучения народных сказок в начальных классах б
1.1. Фольклорная сказка и её жанровые признаки 6
1.2. Методика работы над сказкой в начальной школе 14
1.3. Народная сказка в современных хрестоматиях по литературному чтению 19
1.4. Работа над жанровыми особенностями сказки 22
1.5. Организация творческой деятельности детей на основе русских народных
сказок 26
1.6. Организация проектной деятельности в процессе работы с русской
народной сказкой 33
Глава II. Система работы по формированию читательских интересов на основе народной сказки 36
2.1. Изучение уровня знаний детей о народных сказках и интереса к их
прочтению 36
2.2. Апробация методических разработок на уроках и во внеурочной
деятельности 44
2.3. Использование элементов проектной деятельности при постановке
кукольного спектакля 64
2.4. Итоги апробации. Выводы 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
Глава I. Теоретические основы изучения народных сказок в начальных классах б
1.1. Фольклорная сказка и её жанровые признаки 6
1.2. Методика работы над сказкой в начальной школе 14
1.3. Народная сказка в современных хрестоматиях по литературному чтению 19
1.4. Работа над жанровыми особенностями сказки 22
1.5. Организация творческой деятельности детей на основе русских народных
сказок 26
1.6. Организация проектной деятельности в процессе работы с русской
народной сказкой 33
Глава II. Система работы по формированию читательских интересов на основе народной сказки 36
2.1. Изучение уровня знаний детей о народных сказках и интереса к их
прочтению 36
2.2. Апробация методических разработок на уроках и во внеурочной
деятельности 44
2.3. Использование элементов проектной деятельности при постановке
кукольного спектакля 64
2.4. Итоги апробации. Выводы 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
Во ФГОС НОО подчёркивается роль русских народных сказок в развитии и воспитании ребёнка как личности, а также в его речевом развитии [33].
Эта тема, выбранная нами, актуальна, потому что русские народные сказки изучаются на протяжении всех 4 классов начальной школы.
Сказка, как известно, один из самых древних жанров народного творчества. Многие поколения учили и воспитывали детей при помощи сказок. Сказка учит ребёнка жить, даёт ему веру в справедливость и победу добра над злом, делает его оптимистичным. За вымыслом и сказочной фабулой скрыты настоящие человеческие взаимоотношения. На их восприятии строится воспитательное значение сказки. «Сказка, — писал В.А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать» [29]. За сказочным сюжетом стоит реальный мир жизни народа - мир многокрасочный и огромный. В сказки вложен конкретный жизненный опыт народа, отражён повседневный быт.
Среди других жанров устного творчества (сказы, предания, легенды, былины и др.) сказке отведено особенное место. Её издавна считали не только наиболее распространённым жанром, но и очень любимым детьми разных возрастов. Сказки помогали в эстетическом и нравственном воспитании детей. В наше время сказки тоже применяются в обучении и воспитании детей, они широко представлены в программе школьного учебного предмета «Литературное чтение». Например, уже в первом классе дети знакомятся с бытовыми, волшебными сказками и сказками о животных («Кот и лиса», «Каша из топора», «Теремок»).
Именно в сказках дети впервые встречаются с разнообразным и насыщенным событиями сюжетом, с храбрыми героями, которые преодолевают разные трудности, встающие у них на пути, и побеждают зло, а также со всем богатством поэтического языка русской народной сказки.
В.А. Жуковский писал: «Детям нужны сказки, ведь в лучших своих образцах они нравственно чисты и не оставляют после себя дурного, ненравственного впечатления» [35, с.22]. Благодаря сказкам учащиеся учатся сострадать, сопереживать и сорадоваться героям, учатся различать плохое и хорошее, добро и зло. Ибо цель сказочников - «воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою» [35, с.22].
Из всего этого можно сделать вывод, что народные сказки важны для нравственного, эстетического, патриотического и трудового воспитания детей. За вымыслом в сказке скрываются реальные отношения людей. Чтобы ребёнок всё это понял, учителю необходимо иметь глубокие познания в области литературоведения и осуществлять точный выбор методики работы с народной сказкой. Всё вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.
Объект исследования: фольклорная сказка на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: методические условия, обеспечивающие эффективную работу над сказкой в начальной школе.
Цель работы: уточнить методику работы над русской народной сказкой в начальной школе и выделить новые подходы к формированию читательских интересов детей.
Задачи, решающиеся для достижения цели:
1. Проанализировать научно-методическую литературу, уточнить роль сказки в образовании и воспитании.
2. Выделить основные жанровые характеристики сказки.
3. Выделить наиболее эффективные методы и приёмы работы со сказкой.
4. Использовать элементы проектной деятельности на уроках и разработать технологические карты уроков по изучению сказок в начальной школе.
5. Апробировать их на уроках и во внеурочной деятельности.
6. Составить методические рекомендации по организации работы со сказкой.
Основные методы исследовательской работы: анализ психолого-педагогической, методической литературы по данной проблеме, косвенное и включенное наблюдение за учебным процессом, метод бесед с учениками, эксперимент, сравнение.
Эта тема, выбранная нами, актуальна, потому что русские народные сказки изучаются на протяжении всех 4 классов начальной школы.
Сказка, как известно, один из самых древних жанров народного творчества. Многие поколения учили и воспитывали детей при помощи сказок. Сказка учит ребёнка жить, даёт ему веру в справедливость и победу добра над злом, делает его оптимистичным. За вымыслом и сказочной фабулой скрыты настоящие человеческие взаимоотношения. На их восприятии строится воспитательное значение сказки. «Сказка, — писал В.А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать» [29]. За сказочным сюжетом стоит реальный мир жизни народа - мир многокрасочный и огромный. В сказки вложен конкретный жизненный опыт народа, отражён повседневный быт.
Среди других жанров устного творчества (сказы, предания, легенды, былины и др.) сказке отведено особенное место. Её издавна считали не только наиболее распространённым жанром, но и очень любимым детьми разных возрастов. Сказки помогали в эстетическом и нравственном воспитании детей. В наше время сказки тоже применяются в обучении и воспитании детей, они широко представлены в программе школьного учебного предмета «Литературное чтение». Например, уже в первом классе дети знакомятся с бытовыми, волшебными сказками и сказками о животных («Кот и лиса», «Каша из топора», «Теремок»).
Именно в сказках дети впервые встречаются с разнообразным и насыщенным событиями сюжетом, с храбрыми героями, которые преодолевают разные трудности, встающие у них на пути, и побеждают зло, а также со всем богатством поэтического языка русской народной сказки.
В.А. Жуковский писал: «Детям нужны сказки, ведь в лучших своих образцах они нравственно чисты и не оставляют после себя дурного, ненравственного впечатления» [35, с.22]. Благодаря сказкам учащиеся учатся сострадать, сопереживать и сорадоваться героям, учатся различать плохое и хорошее, добро и зло. Ибо цель сказочников - «воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою» [35, с.22].
Из всего этого можно сделать вывод, что народные сказки важны для нравственного, эстетического, патриотического и трудового воспитания детей. За вымыслом в сказке скрываются реальные отношения людей. Чтобы ребёнок всё это понял, учителю необходимо иметь глубокие познания в области литературоведения и осуществлять точный выбор методики работы с народной сказкой. Всё вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.
Объект исследования: фольклорная сказка на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: методические условия, обеспечивающие эффективную работу над сказкой в начальной школе.
Цель работы: уточнить методику работы над русской народной сказкой в начальной школе и выделить новые подходы к формированию читательских интересов детей.
Задачи, решающиеся для достижения цели:
1. Проанализировать научно-методическую литературу, уточнить роль сказки в образовании и воспитании.
2. Выделить основные жанровые характеристики сказки.
3. Выделить наиболее эффективные методы и приёмы работы со сказкой.
4. Использовать элементы проектной деятельности на уроках и разработать технологические карты уроков по изучению сказок в начальной школе.
5. Апробировать их на уроках и во внеурочной деятельности.
6. Составить методические рекомендации по организации работы со сказкой.
Основные методы исследовательской работы: анализ психолого-педагогической, методической литературы по данной проблеме, косвенное и включенное наблюдение за учебным процессом, метод бесед с учениками, эксперимент, сравнение.
В младшем школьном возрасте углубляется восприятие сказки. Чтобы обрести смысл жизни, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточен-ности на самом себе и поверить в то, что он внесёт значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Всему этому как раз и способствует сказка. Она проста и в то же время загадочна. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает.
В данной работе была рассмотрена методика работы над сказкой в начальной школе.
Из данного исследования можно сделать вывод, что сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение. Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, являются наглядной школой искусства слова. Изучение сказок способствует развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей. Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой, ведь именно от того, как учитель будет работать над сказкой, на что будет обращать внимание учащихся, и будет зависеть осмысление этого жанра ими. Изучение сказок способствует повышению интереса и мотивации школьников к изучению литературы. Сказка прививает любовь к своей земле и своему народу. От мастерства учителя зависит осмысление этого жанра учащимися. Методические умения дают возможность избежать стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.
Эффективной формой работы со сказкой является проектная деятельность. Она способствует развитию познавательной активности.
В данной работе была рассмотрена методика работы над сказкой в начальной школе.
Из данного исследования можно сделать вывод, что сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение. Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, являются наглядной школой искусства слова. Изучение сказок способствует развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей. Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой, ведь именно от того, как учитель будет работать над сказкой, на что будет обращать внимание учащихся, и будет зависеть осмысление этого жанра ими. Изучение сказок способствует повышению интереса и мотивации школьников к изучению литературы. Сказка прививает любовь к своей земле и своему народу. От мастерства учителя зависит осмысление этого жанра учащимися. Методические умения дают возможность избежать стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.
Эффективной формой работы со сказкой является проектная деятельность. Она способствует развитию познавательной активности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ
НАД ЖАНРОМ СКАЗКИ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения при изучении произведений устного народного творчества
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Наглядные средства на уроках литературного чтения как средство достижения планируемых результатов младшего школьника (Татарский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ НА
УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Методика изучения творчества А. С. Пушкина на уроках литературного чтения в начальных классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ И
КНИГЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Работа с мифологическими текстами на уроках литературного чтения в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2020



