Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектная деятельность на уроках истории как средство формирования ключевых компетенций в соответствии с ФГОС

Работа №160431

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические и научно-методические основы организации проектной деятельности школьников на уроках истории
§1 Понятие, особенности, принципы и функции проектной деятельности учащихся 13
§2 Проблема классификация проектов 24
§3 Средства и способы организации проектной деятельности 30
§4 Требования и условия организации проектной деятельности школьников 41
§5 Этапы организации проектной деятельности учащихся 47
§6 Оценка и анализ проектной деятельности школьников 52
§7 Формирование ключевых компетенций на уроках истории посредством проектной деятельности школьников 55
Глава 2. Практическая реализация в опытно-экспериментальной работе теоретической модели проекта при обучении истории
§1 Теоретическая модель проекта «Путешествие по городу богини Афины» для обучающихся 5-го «Г» класса МАОУ многопрофильной гимназии № 13 г. Пензы 61
§2 Результат применения теоретической модели проекта «Путешествие по городу богини Афины» в опытно-экспериментальной работе 69
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 80
Приложение


Актуальность темы. Процесс перехода системы школьного образования от «знаниевой» к преимущественно «компетентностей» модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать, означает поиск педагогами новых средств, методов, а также приемов обучения и воспитания. В связи с реализацией федерального государственного стандарта основного общего образования происходит увеличение значения применения методов, технологий, педагогических средств, которые обеспечивают формирование метапредметных и личностных результатов учеников. В ФГОС наиболее четко подчеркивается необходимость использования исследовательских и проблемных методов проектной деятельности учащихся.
Формирование универсальных учебных действий, в том числе умений самостоятельно получать знания, применять их на практике, умений самостоятельно находить решения различных учебных и социальных проблем, потребности в саморазвитии, успешнее всего реализуется в процессе проектной деятельности школьников.
Метод проектов активно применяется многими учителями истории, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Правильно организованная проектная деятельность является средством комплексного решения воспитательных и образовательных задач, а также задач развития личности, передачи норм и ценностей научного мира в образовательный процесс. При создании и осуществлении проектов учащиеся учатся самостоятельно получать знания из различных видов источников, работать с разными формами информации, учатся планировать свою исследовательскую деятельность, а также осуществлять самоконтроль и рефлексию.
Проектная деятельность создает положительную мотивацию для самообразования. Включение метода проектов в образовательный процесс повышает уровень компетентности обучающихся в области решения проблем и коммуникаций. При применении метода проектов необходима интеграция знаний, умений и навыков, которые были получены при изучении других предметных областей. Все это значительно увеличивает уровень эрудиции учеников и стимулирует их познавательную активность.
Проектная деятельность требует от учеников определенных навыков научной работы. В связи с этим перед учителем стоит задача формирования у школьников исследовательских компетенций через проектную деятельность.
Таким образом, в современной школе проектно-исследовательская деятельность - базовая компетенция учеников современного школьного образования. Поэтому актуально рассмотреть основные принципы и содержание, а также ключевые компетенции, которые формируются на уроках истории посредством проектной деятельности школьников.
Объектом исследования является проектная деятельность на уроках истории.
Предмет исследования - формирование ключевых компетенций обучающихся в процессе реализации проектной деятельности на уроках истории.
Степень изученности темы. Проектная деятельность не является новаторством. Еще в первой трети ХХ столетия в развитие теоретической основы проектной деятельности свой вклад внесли Дж. Дьюи, К. Поппер. Г. Саймон, В.Х. Килпатрик и др.
Последователь Дж. Дьюи В.Х. Килпатрик дал определение метода проектов как «от всего сердца проведенную целесообразную деятельность, проявляющуюся в известных условиях, взятую как типичная черта школьного обихода». Он выделил три основных компонента проектной деятельности: 1) учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся; 2) целесообразность деятельности; 3) образовательный процесс как непрерывная перестройка жизни, подъем ее на высшие ступени развития. В работах Килпатрика выделяют четыре вида проектов: 1) созидательные; 2) потребительские; 3) проекты решения проблем или интеллектуальных затруднений; 4) проекты-упражнения.
Дальнейшее развитие метода проектов описывается Д. Снезденом в его работе, посвященной проекту как методу обучения. Автор выделяет отличительную особенность проекта - какое-либо положительное и конкретное достижение. Проектом он называл соединение знаний и экспериментальной деятельности. Д. Снезден выделял следующие виды проектов: 1) проекты индивидуальные и совместные; 2) длительностью в один урок и занимающие несколько часов в день на протяжении нескольких недель. Основными характеристиками проекта он считал: а) наличие определенного единства при выполнении проекта; б) ясное представление самим учащимся практического результата, которого необходимо достигнуть, который должен быть интересен ему и который должен вести его к определенной цели; в) наличие объективных стандартов оценки деятельности учащегося по выполнению проекта в любительском или коммерческом смысле; г) применение по необходимости не только своих предыдущих знаний и опыта, но и приобретение новых знаний и умений. Именно это, по мнению Снездена, и является различием между «образовательным» проектом и просто проектом.
В своих исследованиях различных методов обучения Г. Б. Уилсон, Д. С. Кайт и Г. Д. Лалл насчитали около 30 различных определений метода проектов.
Метод проектов не оставил без внимания и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Русские дидакты связывали методы обучения (в том числе и проектный метод) прежде всего с проблемой развития личности, подготовкой ее к самостоятельной жизни и труду. 
Основоположником проектного обучения в России считается С.Т. Шацкий, использовавший с 1905 г. в своей педагогической деятельности метод учебных проектов. В своей теории проектного обучения С.Т. Шацкий исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни и разрешение детского вопроса не в том, чтобы все дети были грамотными, а в том, чтобы они умели жить.
Большой вклад в разработку проектного метода обучения внес П.П. Блонский, который предлагал методические подходы, применяемые в организации проектной деятельности школьников:
- ориентированность на нравственное развитие школьников;
- метод проектов - основное орудие становления активного преобразователя, исследователя окружающего мира, своеобразное средство «упражнения в творчестве»;
- формирование навыков самостоятельного выполнения учебных проектов как залога их успешной профессиональной деятельности в условиях индустриализации общества, развития науки и техники;
- проектный метод есть основное средство познания и преобразования окружающей человека действительности, поэтому «методы познания и труда должны быть основными предметами в школе».
Развитие метода проектов в школах России связано с именами таких отечественных педагогов, как Е.Г. Кагаров, М.В. Крупенина, В.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин, П. Руднев, В. Разлетов и др.
Так, Е.Г. Кагаров, определял проект как «всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью», указал его отличительные черты: опора на детские интересы сегодняшнего дня, связь с различными сторонами хозяйственной жизни, самостоятельность и творчество учащихся, слияние теории и практики. Автор выделяет три этапа выполнения проектов: составление плана; выполнение проекта; подведение итогов работы.
В статье «О методе проектов в ШКМ» П. Руднев и В. Разлетов дают последовательность выполнения, сильные стороны, тем самым доказывая необходимость и целесообразность его использования в школах крестьянской молодежи.
В разработках В. В. Игнатьева, М. В. Крупениной метод проектов определен как комплексно реализующий ряд педагогических принципов: самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и др.
В трактовке М. В. Крупениной метод проектов имеет пять этапов: постановка задачи; разработка самого проекта; организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии; непосредственно трудовая работа; учет проделанной работы.
Понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельности использовал Г.П. Щедровицкий (1968), который раскрывал в своих работах суть проектного обучения. В частности он предлагает проектирование рассматривать как: 1) специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта; 2) научно - практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки); 3) форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры; 4) управленческую процедуру.
В отечественной педагогике у истоков метода проекта стояли В.Н. Шульгин, Б.В. Игнатьев. Сторонники этого метода старались преобразовать «школу учебы» в «школу жизни», где приобретение знаний осуществлялось бы на основе учебного труда с практической направленностью, а содержание образовательных программ базировалось бы на общественно полезных делах.
В 70-е гг. XX в. проектировочный компонент был выделен в структуре деятельности педагога (Н. В. Кузьмина). С 1991 года снова начали осуществляться исследования проектного обучения школьников. Первая эту тему рассматривала М.Б. Павлова, сравнив трудовое обучение в школах России и технологическую подготовку в школах Англии.
Применение проектной деятельности в сфере обучения и воспитания снова получило свое распространение во второй половине 1990-х гг. в связи с развитием идей стандартизации образования благодаря работам В.П. Беспалько. Появились новые трактовки проектирования как культурной формы образовательных инноваций (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В. Рубцов). От метода проектов педагогическое сообщество начинает переходить к проектному обучению, проектному воспитанию (О. Газман) и образованию (Г. Ильин). Проектная среда начинает приобретать свойства образовательной среды.
В настоящее время проблеме метода проектов уделено немало внимания. Так, например, кандидат педагогических наук Н.В. Хлистунова в своей статье «Реализация учебного проекта по отечественной истории в старших классах» дает определение понятие «проект», приводит различные классификации проектов, а также этапы проектной деятельности.
В 2000-х годах Н.В. Матяш выпустил книгу «Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение», в которой раскрывается история применения проектной деятельности, генезис понятия «проект» и 4 т.д.
В 2006 году М.Б. Романовская выпускает свое методическое пособие «Метод проектов в образовательном процессе», в котором дает определение понятию «проект», приводит классификацию проектов, дает советы по применению различных методов при организации проектной деятельности и т.д.
В 2013 году вышла книга Л.В. Байбородовой и Л.Н. Серебренникова «Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. ФГОС», в которой рассматриваются особенности реализации ФГОС при организации проектной деятельности в разновозрастных группах, а также дается характеристика проектной деятельности.
В 2014 году выходит книга Комарова И.В. «Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС», в которой автор раскрывает основные идеи организации проектной деятельности школьников, этапы проектирования, и анализирует результаты применения данной технологии на уроках.
А. Н. Иоффе, доктор педагогических наук, в своей статье «Учебные проекты при изучении истории России» дает несколько определений понятию «проект», приводит классификацию, выделяет несколько уровней проектной деятельности, а также приводит примеры формулирования тем учебных проектов по истории.
Целью исследования является теоретическое обоснование методики организации проектной деятельности в обучении истории и экспериментальная проверка их влияния на развитие ключевых компетенций. Разработка рекомендаций по развитию организационных, методических компонентов проекта «В городе богини Афины» для учащихся 5 класса МАОУ многопрофильной гимназии №13.
В ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, особенности, принципы и функции проектной деятельности учащихся;
- дать классификацию проектов;
- изучить систему методов, которые могут быть применены при проектировании;
- изучить основные требования и условия организации проектной деятельности школьников;
- выделить этапы организации проектной деятельности учащихся;
- изучить с помощью каких средств и способов возможно организовать проектную деятельность;
- выявить критерии оценки и анализа проектной деятельности;
- разработать проект в качестве организации учебного процесса;
- реализовать разработанный проект в опытно-экспериментальной работе.
Источниковую базу исследования составили государственные документы, регламентирующие государственную политику в сфере образования: Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013 - 2020 годы», Закон «Об образовании в РФ», ФГОС.
В работе использованы учебные планы, программы по историческим курсам, педагогический опыт практикующих учителей истории, материалы периодической печати: «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе».
В процессе исследования была выдвинута гипотеза: использование проектной деятельности на уроках истории в средней школе создает широкие возможности для формирования ключевых компетенций учащихся (учебно-познавательной, исследовательской, коммуникативной, социальной и информационно-коммуникационной), способствует повышению уровня активности школьников, позволяет в большей степени индивидуализировать учебный процесс с позиций предоставления учащемуся возможности для проявления самостоятельности в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Методологической основой работы послужили принципы историзма, научности и системный подход. В ходе исследования использовались методы эмпирического исследования: классификация, сравнение, эксперимент; методы теоретического исследования: исторический и логический.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены характерные признаки и структурные компоненты проектной деятельности школьников на уроках истории, а также ее роль в формировании ключевых компетенций. Все это обогащает методическую науку знаниями об активных методах обучения и границах их применения.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная методика и примеры проектов могут быть непосредственно применены в преподавании истории в средней школе.
Теоретический и фактический материал, содержащийся в работе, ее основные положения и выводы, могут быть использованы при чтении лекций студентам высших учебных заведений по дисциплине «Методика обучения и воспитания (истории)», при прохождении педагогической практики, а так же в ходе повышения квалификации работников образования.
Апробация и внедрение результатов осуществлялось в МАОУ многопрофильной гимназии №13. Основные результаты докладывались и обсуждались на научной конференции, посвященной 77-летию Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета «Педагогический институт им. В.Г. Белинского: традиции и инновации»; на научной конференции «Национальная безопасность и государственные интересы России» в феврале 2017 года; на научной конференции «XVIII Лебедевские чтения» посвященной 100-летию Великой Российской революции 1917 года в апреле 2017 года.
Структура работы определяется логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев государственную программу Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», закон «Об образовании в Российской Федерации, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, следует сделать вывод, что методологической основой обучения заявлен деятельностный подход, благодаря которому у учащихся формируется готовность к саморазвитию, непрерывному образованию и самообразованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед школой цель: активизировать познавательную деятельность учеников, способных и готовых к проектированию и конструированию своей образовательной среды. Учащиеся на уроках должны овладеть необходимыми предметными и ключевыми компетенциями, которые необходимы в будущем для формирования успешного человека.
В настоящее время педагог, учитывая индивидуальные, возрастные, психологические особенности и здоровье учеников, должен создавать на уроке ситуации, позволяющие ребенку самому найти ответы и решить поставленные задачи. Данные требования и условия толкают методистов- практиков на поиски оптимальных методических форм и средств реализации деятельностного подхода в процессе обучения. Одной из таких технологий является проектная деятельность на уроках истории.
В ходе работы было выявлено, чем различаются понятия метод проектов, проектное обучение и проектная деятельность, а также проведены линии различия проектной и проектировочной деятельности, что позволяет избежать подмены понятий в процессе изучения. Рассмотрены особенности, принципы и функции проектной деятельности учащихся на уроках истории, которые смогут повысить эффективность использования проектной деятельности только в том случае, если все перечисленные принципы будут использоваться в их совокупности.
Проанализированы классификации всех видов проектов. Множество видов проектов дает возможность учителю разнообразить учебный процесс, повысить познавательный интерес учащихся, а также развивать и повышать их мотивацию.
Рассмотрены основные средства и способы организации проектной деятельности. Было выявлено множество методов, которые могут использоваться при осуществлении проектной деятельности. Такое разнообразие методов поможет учащимся повысить их познавательный интерес. Для достижения большей эффективности, рассмотренные методы рекомендуется использовать комплексно.
Подобраны основные требования и условия, предъявляемые к организации проектной деятельности, которые позволяют правильно построить проектную деятельность, ее скорректировать, а также избежать ошибок и рисков, которые могут возникнуть при ее организации.
Выделены основные этапы, которые следует соблюдать при организации проектной деятельности. На каждом этапе учитель должен определить основные действия учителя и учеников. Соблюдение этапов позволяет постепенно осуществлять работу, рассмотреть проблему полностью с разных сторон, а также не упустить важных моментов в работе.
Предложены основные критерии оценки и анализа результатов проектной деятельности, что позволяет учителю верно оценить работу учащихся, указать на все недочеты, и выяснить плюсы их работы. Учащимся это позволяет выяснить, какие умения были и приобретены в процессе работы, а также выяснить, что получилось, а что нет, для того, чтобы не допустить этих же ошибок в следующий раз.
Рассмотрено, какую роль играет проектная деятельность на уроках истории в формировании ключевых компетенций. Известно, что ключевые компетенции являются одним из важных элементов обучения, и играют огромную роль в дальнейшей жизни школьника. Поэтому было выяснено, что проектная деятельность является одним из средств формирования этих компетенций. В процессе нее школьник учится анализировать, обсуждать, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, демонстрировать свою работу и т.д.
Целью исследования являлось разработка модели и ее апробация на обучающихся 5-го класса МАОУ многопрофильной гимназии №13 г. Пензы. В ходе исследования было разработан вариант проведения проекта на тему «Путешествие по городу богини Афины». Результат проведения проекта на практике показал, что подобные технологии наилучшим образом отражают требования системно-деятельностного подхода и формируют ключевые компетенции, освоение которых является одной из основных задач образования, так как они формируются лишь в опыте собственной деятельности.
При подготовке проекта ученики 5-го класса научились принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать точку зрения своих одноклассников, (общекультурная компетенция); самостоятельно находить информацию, необходимую для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (учебно-познавательная компетенция); также школьники научились представлять свою работу, убеждать, задавать вопросы (коммуникативная компетенция); выполняя работу над проектом, осознали необходимость и значимость работы, которую они выполнили, формируя, таким образом, социально-трудовую компетенцию, и компетенцию личностного самосовершенствования.
Также, проведенный проект показал, что проектная деятельность позволяет ученикам с разным уровнем знаний полностью реализовать себя, проявить возможности и способности, так как проектная деятельность предполагает различные виды деятельности.
В итоге поставленная цель была достигнута. Все задачи, позволяющие достичь цели - выполнены. Разработанная модель может быть использована на уроках истории и во внеклассных мероприятиях.
В результате освоения проектной деятельности учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, сравнивают исторические эпохи, устанавливают причинно-следственные связи, делают умозаключения, работают ИТ-технологиями, учатся работать в группе и взаимодействовать в ней, осваивают культурное наследие России и общемировое культурное наследие, формируют уважение к различным культурным памятникам.
Таким образом, разработка и реализация проектов на уроках истории в школе соответствует современным требования, предъявляемых в соответствии с ФГОС, оказывает влияние на развитие универсальных учебных действий у учащихся и реализацию личностных, предметных и метапредметных результатов. Именно проектная деятельность обучающихся среди современных педагогических технологий является наиболее правильной и эффективной поставленным целям образования - формированию ключевых компетенций. Данный метод следует рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий, которая выдвигает идею развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Применение этого метода возможно лишь при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной). Современный выпускник для адаптации к изменчивым жизненным условиям должен обладать широтой знаний, умением их интегрировать и применять на практике. Все это подтверждает необходимость использования проектной деятельности на уроках истории в школе, как одного из главных способов формирования ключевых компетенций.



1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования на 2013-2020 годы», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №792-р от 15.05.2013г. [Электронный ресурс] - Москва, 2013. - Режим доступа:
ййр://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/ 13.05.15-Г оспрограмма- Развитие_образования_2013-2020.pdf.
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации», принят
Государственной Думой 21.12.2012г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012г. [Электронный ресурс] - Москва, 2012. - Режим доступа:
ййр://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29- ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.рйГ.
3. Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс] - Москва,
2013. - Режим доступа:
ййр://минобрнауки.рф/документы/3483/файл/2325/13.07.01 -
Проект_Историко-культурного_стандарта.рйГ.
4. Образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена
указом Президента Российской Федерации Д.Медведева №271 от 4.02.2010 г. [Электронный ресурс] - Москва, 2010. - Режим доступа:
ййр: //минобрнауки. р ф/документы/1450.
5. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.В. Савинов - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
6. Рабочая программа по учебному предмету «История»,
утверждена приказом директора - Стерлитамак, 2016. - 38с.
7. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (с изменениями на 1 февраля
2012 года), утвержден приказом Минобрнауки №1312 от 9.03.2004г. [Электронный ресурс] - Москва, 2012. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/901895864.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] - Москва, 2010. - Режим доступа: ЬРр://минобрнауки.рф/документы/938.
9. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Российская академия наук, Российская академия образования; под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова - 4-е изд., доработанное - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
II. Монографии и статьи по теме исследования
10. Алдакаева, Н. Виртуальная экскурсия как продукт проектной деятельности / Н. Алдакаева // Учитель. - 2016. - №2. - С.86-87.
11. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в
разновозрастных группах [Текст]: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с. - (Работаем по новым стандартам).
12. Беляков, Е.М. Проектная деятельность в образовании / Е.М.
Беляков, Н.М. Воскресенская // Преподавание истории в школе. - 2007. -
№5. - С. 3-12.
13. Берестовицкая, С.Э. Мировоззренческое самоопределение школьников в проектной деятельности / С.Э. Берестовицкая // Воспитание школьников. - 2016. - №6. - С. 35-42.
14. Блохин, В.В. Исследовательская деятельность учащихся: от проблемного обучения к исследовательской работе / В.В. Блохин // Преподавание истории в школе. - 2017. - №3. - С.3-7.
15. Бычкова, Л.В. Мини-проект в преподавании истории и обществознания: методический аспект / Л.В. Бычкова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. - №5. - С.17-25.
16. Ваисова, Л.М. Информационные технологии в проектной деятельности по истории и обществознанию / Л.М. Ваисова // Преподавание истории в школе . - 2007. - №5. - С.22-26.
17. Герасимова, Т.Б. Организация проектной деятельности в школе / Т.Б. Герасимова // Преподавание истории в школе . - 2007. - №5. - С.17-21.
18. Годер, Г.И. Всеобщая история. История Древнего мира. ФГОС. 5
класс: учебник / Г.И. Годер, И.С. Свеницкая, А.А. Вигасин. - М.:
Просвещение, 2016 - 303с.
19. Громова, Т. Проектная деятельность в учебном процессе / Т. Громова, О. Быкова // Учитель. - 2006. - №4. - С. 17-20.
20. Гусакова, О.В. Организация проектной деятельности старшеклассников по теме «Великая Победа» в процессе духовно¬нравственного воспитания / О.В. Гусакова // Преподавание истории в школе. - 2015. - №5. - С. 58-63.
21. Десятникова, М.А. Развитие историко-познавательной и ценностно-мировоззренческой компетентностей при реализации учебных проектов на уроках истории / М.А. Десятникова // Преподавание истории в школе. - 2013. - №6. - С.18-24.
22. Иоффе, А.Н. Проектирование в образовании и учебные проекты по истории / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2013. - № 6. - С . 3-13.
23. Иоффе, А.Н. Проектно-исследовательская деятельность школьников в курсах истории и обществознания / А.Н. Иоффе, М.М. Фирсова // Преподавание истории в школе. - 2017. - №3. - С.8-15.
24. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений / И.А. Колесникова. - М.: Издательский цент «Академия», 2005. - 288 с.
25. Комарова, И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС [Текст] / И.В. Комарова. - СПб.: КАРО, 2015. - 128 с. - (Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования).
26. Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.А. Краля, ред. Ю.П. Дубенской. - Омск: изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
27. Крамаренко, О.К. Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся / О.К. Крамаренко // Педагогическое образование и наука. - 2009. - №12. - С. 46-51.
28. Крючкова, Е.А. Основные подходы к исследовательской деятельности при изучении истории / Е.А. Крючкова // Преподавание истории в школе. - 2017. - №3. - С.16-19.
29. Лазарев, В.С. Проектная и псевдопроектная деятельность в школе / В.С. Лазарев // Народное образование. - 2014. - №8. - С. 130-136.
30. Лазарев, В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка / В.С. Лазарев // Народное образование . - 2016. - №4-5. - С. 133-142.
31. Лапердина, М.Г. Историко-педагогический аспект реализации метода проектов / М.Г. Лапердина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №3. - С.171-183.
32. Лебедева, М.Б. Проектная технология в профориентационной работе и социализации детей-сирот: метод. пособие / М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. - 110 с.
33. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст]: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования / Н.В. Матяш. - 2-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 160 с.
34. Мачехина, О.Н. Ролево-игровое проектирование в свете компетентностного подхода в образовании / О.Н. Мачехина // Преподавание истории в школе . - 2007. - №5. - С.13-16.
35. Петрович, В.Г. Метод проектов при изучении истории / В.Г. Петрович // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009. - №8. - С. 30-33.
36. Полат, Е.С. Метод проектов / Е.С. Полат // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е.С. Полат. - М., 2003. - С. 64-110.
37. Пшеничнова, С.А. Проекты на уроках истории: типология и вид / С.А. Пшеничнова / Педагогический институт им В.Г. Белинского: традиции и инновации. Сборник статей научной конференции, посвященной 77-летию Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета. - Пенза: Издательство ПГУ, 2016. - С.160¬162.
38. Романовская, М.Б. Метод проектов в образовательном процессе [Текст]: методическое пособие / М.Б. Романовская; гл. ред.В.М. Лизинский, ред. Е.В. Переславцева. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. - 160 с.
39. Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся [Текст]: учебно-методическое пособие / М.А. Ступницкая. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. - 64 с.
40. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? [Текст] / М.А. Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2010. - 44 с.
41. Торкунов, А.В. История России. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.В. Торкунов, Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева. - В 2 ч., Ч.2. - М.: Просвещение, 2016. - 127 с.
42. Торкунов, А.В. История России. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.В. Торкунов, Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева. - В 2 ч., Ч.2. - М.: Просвещение, 2016. - 128 с.
43. Торкунов, А.В. История России. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.В. Торкунов, Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева. - В 2 ч., Ч.2. - М.: Просвещение, 2016. - 127 с.
44. Торкунов, А.В. История России. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.В. Торкунов, Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А Левандовский, А.Я. Токарева. - В 2 ч., Ч.2. - М.: Просвещение, 2016. - 143 с.
45. Хлистунова Н.В. Реализация учебного проекта по
Отечественной истории в старших классах / Н.В. Хлистунова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. - №3. - С. 40-46.
46. Хлистунова, Н.В. Учебный проект «Гражданская инициатива по поддержке памяти о наших фронтовиках «Бессмертный полк»» / Н.В. Хлистунова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2015. - №1. - С.60-66.
47. Ходырев, А. П. Управление качеством образования на основе
образовательных потребностей и интересов обучающихся: Опыт реализации ФГОС ООО: сборник материалов / А.П. Ходырев, Н.В. Соколова, Л.Н. Панкова и др. - Киров: Радуга-ПРЕСС, 2015 // Режим доступа:
http://znanium.com/bookread2.php?book=526636#
48. Цветкова, О.Н. Исследовательский проект как способ повышения мотивации учащихся к изучению событий Сталинградской битвы // Преподавание истории в школе. - 2013. - № 9. - С.49-52.
49. Чернышева, О.А. Обществознание. Проектная деятельность: методика, технология, результаты. 5-11 классы [Текст]: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева. - Ростов н/Д.: Легион, 2015. - 64 с. - (Мастер- класс).
50. Шарманова, Т.В. Научно-исследовательская деятельность по истории как способ формирования ключевых компетенций в соответствии с ФГОС / Т.В. Шарманова // Преподавание истории в школе. - 2016. - №1. - С. 41-48.
51. Янушевский, В.Н. Учебное проектирование: методология,
методика, практика / В.Н. Янушевский // Преподавание истории в школе. - 2015. - №2. - С.44-46.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ