Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


США в контексте внешней политики Советской России/СССР в 1917-1933 гг

Работа №160422

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Отношения Советской России и США до образования СССР 15
§ 1 Дипломатический отказ США от признания Советской России 15
§2 Американская интервенция против Советского государства 20
§3 Экономические взаимоотношения между РСФСР и США в 1918-1922 гг. 22
Глава II. Отношения между СССР и США в 1922-1933 гг 31
§ 1 Новые попытки к налаживанию экономических и дипломатических
контактов в 1922-1926 гг 31
§2 Дипломатические неудачи и расширение торговых связей в 1926-1929 гг 40
§3 Биржевой крах и его последствия для отношений СССР и США 56
§4 Администрация Рузвельта и новая надежда на дипломатическое признание 60
§5 Переговоры сторон и установление дипломатических отношений 64
Глава III. Применение результатов исследования в образовательных
организациях 70
§1 Технологическая карта внеклассного мероприятия 70
Заключение 84
Список источников и литературы


Актуальность работы. В условиях международной напряженности и усложнении российско-американских дипломатических и экономических отношений важное место стоит выделять истории этих взаимоотношений, которая берет начало с периода образования Советского государства. В 1917 году большевики провозгласили Российскую Советскую Республику. Это было первое социалистическое государство в мире. Большевики высказали намерение выйти из Первой Мировой войны, опубликовав Декрет о мире. Ряд западных стран, в том числе США встретили такие новости недружелюбно, и отказались признавать самопровозглашенное государство. Период непризнания растянулся на целых 16 лет. Политика дипломатической изоляции имеет свои исторические аналоги. Эта политика применялась к Франции, свергнувшей в результате революции монархию в конце XVIII века. Теперь это коснулось Советской Республики. Целью политики непризнания является изолировать действующий режим в той или иной стране от внешнего мира, помешать установить финансовые, торговые, культурные связи с другими государствами, создать трудности на пути экономического развития, получить моральное право на поддержку иных политических течений в этой стране для свержения действующего правительства.
США в контексте внешней политики Российской империи, а затем и Российской республики всегда оставались приоритетным направлением, развивая торговые и финансовые связи. С приходом к власти большевиков и провозглашения Советской России, США по-прежнему оставались приоритетным направлением во внешней политике. Однако приход к власти людей, кардинально отличающихся по взглядам на развитие государства, открыто заявлявшим о необходимости мировой революции, заставило правящую верхушку США пересмотреть свое отношение к России. И первым их шагом был отказ от дипломатического признания. Находящиеся у власти республиканцы проводили жесткую политику непризнания в отношении Советского государства. И только приход к власти демократа Франклина Делано Рузвельта смог изменить ситуацию в лучшую для советского государства сторону. В 1933 году были установлены дипломатические отношения, направленные на развитие торговых, финансовых отношений, на развитие сотрудничества и сохранения всеобщего мира.
Актуальность избранной проблемы проявляется в том, что противоречия, возникавшие между Советским государством и США, не утихают по сей день, уже между Россией и США. Изучение США в контексте внешней политики Советской России/СССР в 1917-1933 годах позволяет изучить и раскрыть противоречия, существующие между странами в данный период, узнать подходы советской и американской дипломатии для решения данного вопроса.
Объектом бакалаврской работы является история внешней политики Советской России/СССР в период 1917-1933 гг.
Предметом бакалаврской работы являются внешнеполитические отношения Советской России/СССР c США.
Хронологические рамки бакалаврской работы - период 1917 - 1933 гг. - период, с установления большевиками власти Советов и до признания данной власти со стороны США.
Территориальные рамки бакалаврской работы являются бывшая территория Российской империи, а затем СССР в его границах на 1922-1933 гг., а также США в его границах на 1917-1933 гг.
Тема «США в контексте внешней политики Советской России/СССР 1917-1933 гг.» имеет определенную степень изученности, что выразилось в исследовании ряда историков, результатом работы которых стало появление на свет нескольких произведений по данной тематике.
Немало книг написано в нашей стране об отношениях Советской России/СССР, в частности, по изучаемому периоду от Октябрьской революции и до официального признания СССР. При этом выбирают, как весь период непризнания (1917 -1933 гг.), так и небольшой период, например, установление дипломатических отношений. В случае полного исследования 16-летнего периода, автор может запросто упустить некоторые моменты отношений, а во втором варианте, может потеряться реальная картина происходящего, борьбы за признание в американских правящих кругах и так далее.
В силу исторических обстоятельств, отечественная история делится на два периода: советский, который включает в себя 30-80-е годы прошлого века (в 20-е годы этот вопрос не изучался) и современный, охватывающих три последних неполных десятилетия. Однако такое деление не означает, что советская историография была одинаковой во все годы своего периода. Работы 30-х годов отличаются от работ 50-60-х годов, а те, в свою очередь, отличаются от исследований 80-х годов ХХ века.
Отечественная историография советского периода отличалась идеологизированностью, и классовый подход являлся монополией в советской исторической науке в противовес, так называемой, буржуазной исторической науке Запада. Первые работы касались дипломатического аспекта отношений, а также специально подобранных отзывов американцев об идеальном социалистическом государстве. В 1934 году появилась одна из первых монографий ученого И.И. Генкина , которая как раз рассматривала взаимоотношения Советской России/СССР и США с позиции учений Маркса и Энгельса. Автор начинает рассматривать отношения в дооктябрьский период и позже анализирует взгляды сторонников и противников признания (естественно симпатизируя первым) советско-американского товарооборота.
После Второй Мировой войны интерес к периоду непризнания угас и ученые больше уделяли внимание темам борьбе союзников с нацизмом, а также начавшейся холодной войне. Однако с середины 50-х гг. ХХ века, т.е. с начала периода Оттепели, исследования оживились. Но авторы еще не стремились охватить весь «период непризнания», а концентрировались только на установлении дипломатических отношений между странами в 1933 году. Таковыми были монографии В.Л. Исраэляна и В.И. Попова , В.А. Иванова и В. Леоняна , В.Г. Корионова и H.H. Яковлева .
Монография историка Виктора Константиновича Фураева «Советско- американские отношения, 1917-1939» является первой, которая пытается рассмотреть отношения двух держав весь «период непризнания» и даже захватывает период от дипломатического признания до начала Второй Мировой войны. В.К. Фураев пишет о том, что установление дипломатических отношений между СССР и США было неизбежно и правящие круги СССР делали все для установления торговых и дипломатических отношений. Также В.К. Фураев винит правящие круги США в том, что те отказывались узаконить отношения с СССР. Монография написана на основе изучения обширного круга советских и зарубежных источников, в том числе неопубликованных архивных документов. Подобная позиция продиктована существовавшем в СССР режиме и господстве марксистко-ленинской идеологии. Однако это не отменяет заслуг историка, так как тот проделал огромную работу для рассмотрения такого обширного периода отношений Советской России/СССР и США. Монография написана на основе архивных материалов, в большей части на документах Наркомата внешней торговли СССР.
Людмила Алексеевна Гвишиани - кандидат исторических наук, занималась историей советско-американских отношений и в 1970 году написала монографию «Советская Россия и США (1917-1920 гг.)». Она затрагивает достаточно важный момент отношений Советской России и США, когда после прихода к власти большевиков начинается Гражданская война и интервенция иностранных держав, где США принимало непосредственное участие.
Историк Г.Н. Цветков посвятил свою монографию политике США в отношении Советской России/СССР, начиная с Октябрьской революции и заканчивая установлением дипломатических отношений в 1933, что полностью соответствует хронологическим рамкам данного исследования. В своей работе историк показывает действия американских правящих кругов против Советской России/СССР, а также он осветил внутриполитическую борьбу в СССР по вопросу об отношении к СССР. В работе были использованы материалы и документы внешней политики СССР.
Можно отметить в данный период (1950-1970-е гг.) характерно внимание к архивным источникам, их анализ и снижение степени идеологизированности научных работ, хотя до объективного освещения было далеко.
В 1980-е годы отношения Советской России/СССР и США рассматривались в различных трудах историков В.А.Шишкина, В.Л. Малькова, который попытался в своей статье осветить весь период непризнания, В.И. Касьяненко, который провел анализ взаимоотношений СССР и США с точки зрения пользы для тех и других.
Также стоит отметить фундаментальный труд Г.Н. Севостьянова «История США» в трех томах, где наше внимание приковано к третьему тому, отхватывающему период с конца Первой Мировой войны до конца Второй Мировой войны. Автор уделил особое внимание периоду непризнания и достаточно широко его осветил.
С начала 90-х годов все меняется. Советская историческая наука умирает вместе с советским государством, а марксистко-ленинская идеология более не является основой исторических исследований авторов. Появляются новые направления исследований. Открываются ранее закрытые архивы
Но по-прежнему изучается проблематика признания СССР Соединенными Штатами Америки. Событиям 1933 года посвятил свою статью уже упоминаемый мной Г.Н. Севостьянов . Позже Г.Н. Севостьянов написал обширный труд и охватил весь период непризнания, рассмотрел политическую и экономическую составляющую этих стран.
Популярным становится экономический аспект отношений Советской России/СССР и США. Углубленную работу в этом направлении провел В.А. Шишкин, опубликовавший монографию, детально характеризующую данный аспект взаимоотношений двух государств.
В статье «Политика использования западных технологий как фактор создания крупной индустрии в СССР» Б.М. Шпотова описывается, как заключались контракты с иностранными фирмами. Сообщается, что попытка самостоятельного проектирования и быстрого качественного строительства не увенчалось успехом. На основе анализа архивных сведений автор приходит к выводу, что западные компании (в частности американские) играли ведущую роль в проектировании и строительстве в годы первой пятилетки.
Большое исследование Б.М. Шпотов провел в своей монографии. В своей монографии он заостряет внимание на торгово-экономических отношения СССР и США. Он пишет о том, что в период НЭПа иностранные инвестиции играли важную роль в построении материально-технической базы советского государства. Известные на весь мир компании «Ford Motor Company», «General Electric», «Standard Oil», «Cooper Engineering Company». Б.М. Шпотов отмечает, что иностранные инвестиции были необходимы СССР, так как даже несмотря на то, что отказавшись от выплаты внешних долгов, советская власть не получила достаточных ресурсов для восстановления. Данная работа является прорывом для постсоветской историографии отношений СССР и США. Советские историографы вынуждены были скрывать подобные факты и акцентировали свое внимание на других аспектах взаимоотношений двух держав.
Еще одну интересную статью пишет все тот же Б.М. Шпотов . В своей статье он пишет о восприятии друг друга американцев и русских в годы первой пятилетки, основываясь на материалах прессы и деловой переписки. Это исследования способствует рассмотрению советско-американских отношений не только с позиций социально-экономической истории, свойственной марксистской методологии, но и в рамках нового направления - «истории повседневности», придавая им глубину и многогранность.
В статье Александра Геннадьевича Савойского “Эволюция экономической дипломатии в российско-американских отношениях» затрагивается изучаемый мной период, а именно период политики “непризнания” c 1917 по 1933 гг. Автор указывает на то, что американские власти негативно отнеслись к приходу к власти большевиков и последующий выход из Первой Мировой войну и отказ выплат по долгам. Торгово-экономические отношения строились на неофициальной основе и несмотря на это, между правительством Советской России/СССР и частными американскими компаниями была подписана серия соглашений с участием капитала и специалистов США.
Монография профессора Александра Эдуардовича Иванян охватывает семилетний отрезок с 1917 по 1924 гг. В ходе работы над книгой автор использовал большое количество документов и источников, ранее не фигурировавших в трудах по этому периоду. Автор старался всесторонне изучать взаимоотношения двух государств и считал, что со смертью Ленина закончилась одна и наступила другая эпоха советско-американских отношений.
В работе В. О. Печатнова и А. С. Маныкина «История внешней политики США» особое внимание уделяется отношениям между США и Россией, автором выявлен как круг конфликтных проблем, так и сферы их совпадающих интересов. Работа основана на изучении широкого круга источников и литературы как отечественных, так и американских историков, излагается эволюция внешней политики США. Она является результатом многолетней преподавательской деятельности авторов.
Статья Елены Николаевны Журиной «Движение к признанию СССР и его сторонники в США в 1932-1933 годах» подводит черту под 16-летним этапом отношений, так называемой политикой “непризнания”. Автор статьи начинает с президентских выборов в Америке в 1932 году. Мнение Рузвельта по вопросу признания отсутствовало, однако он обещал рассмотреть данный вопрос. После долгого сбора информации и рассмотрения всех аргументов, вопрос о признании решается в положительную для СССР сторону.
Интересную статью пишет Н. В. Курков о деятельности Коммунистической партии США и отмечает ее зависимость от Кремля. В.В. Позняков пишет о теневой деятельности Советского правительства в США.
Интерес представляют также статьи кандидата исторических наук Елены Семеновны Косых. В статье «Становление советско-американских торгово-экономических отношений» рассматривается небольшой отрезок времени - с 1918 года, когда советским правительством были сделаны первые предложения Соединенным Штатам о налаживании торгово¬экономических отношений, и до 1924 года - года смерти В. И. Ленина и начала «полосы признания» - установления дипломатических отношений со странами Запада. Показано, что администрация США придерживалась политики непризнания советского государства. Американские бизнесмены действовали на свой страх и риск. Соискателями советских концессий выступали преимущественно мелкие компании, объем торговли был незначителен. Похожей стала другая статья данного автора - «Американский бизнес в экономике Советской России 20-х гг.» . В данной статье автор расширяет проблематику становления торгово-экономических отношений между Советской Россией и США и показывает аспекты, влияющие на становление этих отношений. Показаны попытки советской дипломатии добиться дипломатического признания от США.
Таким образом, можно сказать, что вопрос советско-американских отношений в «период непризнания» достаточно хорошо освещался в разные периоды времени. Однако в советский период освещение данной проблемы было затруднено наличием идеологического барьера. В постсоветский период с открытием новых архивов и падением марксистко-ленинской идеологии было написано много фундаментальных исследований и издано множество статей, которые помогли открыть различные аспекты советско- американских отношений в «период непризнания».
Целью бакалаврской работы является комплексное рассмотрение дипломатических и торгово-экономических отношений, происходивших между Советской Россией/СССР и США на протяжении 16 лет политики непризнания.
Из цели работы вытекают задачи, которые необходимо решить:
1. Рассмотреть хронологию отказа США от дипломатического признания Советской России после Октябрьской революции;
2. Охарактеризовать американскую военную интервенцию на территорию Советской России в годы Гражданской войны;
3. Изучить попытки советских дипломатов добиться признания после образования СССР;
4. Рассмотреть расширение торгово-экономических связей между СССР и США;
5. Проанализировать влияние Великой Депрессии на взаимоотношения СССР и США;
6. Описать переговоры сторон по установлению дипломатических отношений.
Источниковая база бакалаврской работы представлена несколькими группами источников. Первой группой источников являются официальные документы того времени. Значительная часть таких документов представлена в многотомной работе «Документы внешней политики», публиковавшаяся на протяжении многих лет в СССР. Наш интерес представляют первые 16 томов данной фундаментальной работы, охватывающей период с 1917 по 1933 годы.
Стоит отметить также сборники документов, которые стали появляться в постсоветское время. Можно привести в пример сборник под редакцией Г.Н. Севостьянова «Россия и США: экономические отношения 1917-1933». Данный сборник представляет ранее неопубликованные документы, которые позволяют гораздо шире смотреть на проблематику изучаемого нами периода.
Ко второй группе источников по данной теме относятся источники личного происхождения, куда входят мемуары и воспоминания участников тех событий. Одним из таких участников событий являлся американский журналист Альберт Рис Вильямс. А.Р. Вильямс лично знал лидеров большевистской политической элиты, таких как В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарина, был участников событий октябрьской революции 1917 года и штурма Зимнего дворца. В 1918 году во Владивостоке он застал начало иностранной военной интервенции. В книге «Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны. 1917-1918» он делился своими впечатлениями от увиденных им событий. Еще одним участником тех событий являлся другой американский журналист Джон Рид . Он также был лично знаком с лидерами большевиков Л.Д. Троцким, В.И. Лениным. Его книга «Десять дней, которые потрясли мир» рассказывает о событиях октября 1917 года. Стоит отметить, что оба американских журналиста с энтузиазмом восприняли Октябрьскую революцию 1917 года и были сторонниками большевиков.
Методологической основой бакалаврской работы является применение как общенаучных методов исследования - поиск, анализ и синтез информации, ее сравнение и систематизация, так и конкретно¬исторических.
Новизна исследования бакалаврской работы состоит как в постановке научной проблемы, так и в попытке провести анализ внешней политики России 1917-1933 годов в отношении США.
Научное значение бакалаврской работы заключается в теоретическом обогащении вопроса о состоянии международных отношений между Советской Россией/СССР с США в период с 1917 по 1933 гг. Практическая значимость состоит в возможности применения результатов исследования для решения на их основе конкретных задач, использования полученных данных для обучения учащихся средних и высших образовательных учреждений, а так же возможностью государства оперировать результатами работы для взаимодействия с социумом внутри страны и зарубежным миром.
Апробация основных результатов бакалаврской работы была осуществлена на XIX Всероссийской научно-практической конференции «Лебедевские чтения», проходившей 18 апреля 2018 г. на историко-филологическом факультете ФБГОУ ВПО ПГУ Педагогического института им. В.Г. Белинского, на секции «Новейшая история стран Запада» в докладе на тему «Деятельность Амторга в годы Великой депрессии». Данная статья представлена к публикации в сборнике тезисов научных докладов, рассматриваемых на указанной конференции.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог проделанной работе можно утверждать, что проблема дипломатического признания первого социалистического государства - Советской России со стороны США, являлась важной в истории международных отношений. Большинство европейских стран пошло по пути непризнания государства с иным общественным строем. В первые дни после Октябрьской революции европейские державы и США рассматривали большевиков как временную власть, которая не сможет удержаться на своем месте.
Можно утверждать, что заключение большевиками сепаратного мира с Германией, означавшее выход России из Первой Мировой войны и закрытие Восточного фронта, оставило бывших союзников по Антанте в трудном положении. Закономерным ответом на подписание мира стала иностранная военная интервенция в Россию. США неохотно согласились на участие в интервенции, считая, что власть большевиков можно ограничить, установив экономическую блокаду страны.
Стоит отметить, что американское правительство оказывало поддержку Омскому правительству во главе с А.В. Колчаком, который обязался выполнить требования союзных стран в случае победу в Гражданской войне. Однако разобщенность сил белых, недооценка соперника Высшим Военным Советом стран Антанты, нежелание помогать экономически лидерам Белого движения привели к победе красных и упрочнению власти большевиков. Провал американской интервенции стоил президенту США Вудро Вильсону и демократической партии президентского поста.
Исходя из проделанной работы видно, что после вывода американских войск с территории РСФСР была выработана официальная позиция США по отношению к Советскому государству. Эта позиция была выражена в ноте, составленной Госсекретарем Бейнбриджем Колби. По ней США заявляло о невозможности признания советской власти, ведения с ней переговоров и убежденность в непрочности советской власти. США призывало других стран последовать их примеру и западные страны поддержали ноту Б. Колби. Уязвимость этой установки была в том, что она касалась дипломатических отношений. Таким образом возможность торговых отношений между США и РСФСР не отрицалась.
Как свидетельствуют полученные результаты, враждебность США по отношению к большевикам не мешала последним строить планы относительно развития торговых отношений между странами. Уже в начале 1919 году РСФСР назначил своего первого официального представителя в США Л.К. Мартенса. Задачей Л.К. Мартенса было расширение торговых связей и заключение контрактов с американскими фирмами. Несмотря на желание американских фирм сотрудничать с РСФСР, под политическим давлением Л.К. Мартенс был депортирован из США, заключенные контракты с фирмами были аннулированы.
Опираясь на полученные в ходе исследования сведения, следует обратить внимание на то, что идея предоставления концессий, выдвинутая советским правительством, находила отклик у американских предпринимателей, однако их реализация была крайне низкой - 10 %.
Рассмотрев участие РСФСР в Генуэзской и Гаагской конференциях можно сделать вывод о том, что это не дало положительных результатов. Западные страны, в том числе США, требовали компенсации за национализацию иностранного имущества и признание всех долгов предыдущих режимов России, а российская делегация готова была обсуждать компенсацию иностранным собственникам при условии дипломатического признания РСФСР, заключения с ней торговых договоров и выплаты компенсации за интервенцию. Это не нашло понимания у западных дипломатов.
Как следует из рассмотренных источников, после образования Союза Советских Социалистических Республик советские дипломаты продолжали предпринимать попытки добиться дипломатического признания США и расширения торгово-экономических связей. После Гражданской войны СССР нуждался в опыте самой передовой индустриальной страны мира.
На основе полученных данных, необходимо сделать вывод о том, что главным условием дипломатического признания СССР американские президенты-республиканцы называли признание долгов царского и Временного правительств. Тема долгов обсуждалась при каждой встрече дипломатов двух стран, но СССР был категорически против признания долгов.
Опираясь на полученную информацию можно утверждать, что особый интерес был у советских политических руководителей к достижениям американской индустрии. Гигантские размеры и высокая производительность предприятий, принадлежавших крупным компаниям, считались наиболее подходящими для СССР. Мощность американской промышленность превосходила Великобританию и Германию. Технология массового производства и скоростного строительства стала отличительной чертой американской промышленности.
Основываясь на рассматриваемых сведениях, можно утверждать, что советское руководство, понимая невозможность добиться дипломатического признания, СССР сделал ставку на торговлю с американскими фирмами и предпринимателями. Американские банки предоставляли кредиты советскому правительству.
В ходе исследования было установлено, что в 1923 году советское правительство создает несколько акционерных обществ на территории США для торговли с американскими фирмами. Однако на следующий год возникает потребность объединить несколько мелких фирм в одну большую с капиталом в один миллион долларов. Название этого акционерного общества - Амторг. Именно это общество стало главным посредником сделок советского правительства с американскими фирмами на весь период дипломатического непризнания.
Нельзя не отметить, что американский рынок тщательно изучался советскими специалистами - СССР были необходимы заказы для проведения индустриализации. Советские товары не могли конкурировать с американскими товарами и, поэтому импорт СССР из США всегда превосходил экспорт. С 1923 по 1931 годы товарооборот неизменно рос.
Стоить обратить внимание, что рост торговли тормозился рядом факторов как со стороны США, так и со стороны СССР. Госдепартамент запретил продажу советских ценных бумаг, а также отказался принимать золото «большевистского происхождения».
Основываясь на рассмотренных источниках следует указать, наличие монополии на внешнюю торговлю в СССР также препятствовало развитию торговых отношений и более того, это шло в противоречие с существующей экономической системой в США.
Как следует из полученных данных, американских предпринимателей не привлекали сделки с советским правительством. Большинство из них не верило в долговечность большевистского режима, а значит, считали ненадежным торговым партнером.
Основными товарными группами советского импорта из США в 1923¬1933 годах являлись: промышленное оборудование, автоаэроводный транспорт, заказы для сельского хозяйства, сырье и полуфабрикаты, потребительские товары. По отдельным видам промышленного оборудования. На долю СССР приходилось 25% всего экспорта металлообрабатывающих машин и 31,6% экспорта станков.
Исходя из рассмотренных документов, следует отметить, что основными товарами импорта из СССР в США были: марганцевая и железные руды, пушнина, лен, лес.
Стоит отметить, что на 1924 год пришлась полоса дипломатического признания СССР. К 1926 году большинство стран в мире признало СССР. Однако США оставалось последовательным в своей политике и не признавало советского государства, так и не простив долги царского и Временного правительств.
На основе полученных данных, можно сделать вывод, советское правительство не могло делать крупных заказов. Виной тому был отказ крупнейших американских банков предоставлять долгосрочные кредиты. В основном кредиты предоставлялись на 6 месяцев с обязательной выплатой 25-40% стоимости товаров.
Проанализировав документы, можно утверждать, что наиболее успешно удавалось торговать с компанией Генри Форда. Сам Генри Форд выступал за нормализацию отношений между странами.
Опираясь на полученные в ходе исследования сведения, следует обратить внимание на то, что советским правительством высказывалась идея посылки своего представителя в США для проведения переговоров о выплате долгов. Однако Г.Я. Сокольников и Г.Л. Пятакову было отказано в получение визы. Переговоры советской и американской делегации о выплате долгов в 1927 году были провалены - в Политбюро не было единого мнения о выплате долгов Временного правительства и переговоры пришлось свернуть.
Важно отметить, что со временем, все чаще в СССР приезжали американские журналисты и бизнесмены, а в США ездили советские хозяйственные руководители, рабочие, инженеры для изучения производства и обучения.
Исходя из достигнутых в ходе исследования результатах, положительным моментом экономических отношений было участие компании Форда в строительстве автомобильного завода в Нижнем Новгороде и Сталинградского тракторного завода и Днепрогэс.
Проанализировав документы, следует отметить, что советские заводы, построенные по американским проектам, внешне походили на аналогичные в Соединенных Штатах, но советскую индустриализацию называть «американизацией» будет преувеличением, так как в отличие от Европы все заводы принадлежали государству и функционировали в системе командно-административной экономики.
Основываясь на результатах исследования, переломным моментом в развитии США стала Великая депрессия. Миллионы лишились работы, положение президента США Г. Гувера пошатнулось. В этих условиях правящая верхушка СССР была уверена, что американские предприниматели станут охотнее идти на переговоры с советским правительством. В условиях острейшего кризиса администрация президента США продолжало проводить недальновидную политику и начало оказывать давление на советских представителей в США. В то же время Конгресс принял закон о повышении тарифных барьеров.
Важным достижением Амторга было то, что за 5 лет своего существования, СССР занял первое место среди покупателей американского оборудования.
Основываясь на рассматриваемых документах, следует отметить, что Политбюро приняло решение сократить импорт из США в надежде на то, что это окажет давление на американскую правящую верхушку. Однако это решение СССР не принесло пользы для экономических взаимоотношений между странами.
Важно отметить, что победа представители Демократической партии на американских президентских выборах в 1932 году Франклина Делано Рузвельта позволила изменить положение сторонников и противников признания СССР.
Опираясь на полученные в ходе исследования сведения, следует обратить внимание на то, что первым шагом к признанию стало приглашение советской делегации на экономическую конференцию в Лондон. В ходе конференции советская и американская делегация смогли обменяться мнениями относительно развития торговых отношений между странами. Также советскую делегацию заверили в том, что президент США Франклин Рузвельт положительно относится к идее признания СССР.
Стоит отметить, что в октябре 1933 году Франклин Рузвельт направил письмо М.И. Калинину с предложением провести переговоры с целью заключения дипломатических отношений. На переговоры в США поехал нарком иностранных дел М.М. Литвинов. Ф.Д. Рузвельт в ходе личной беседы с М.М. Литвинов нашел взаимопонимание, которое не могли достигнуть страны на протяжении 16 лет. 16 ноября 1933 года установили дипломатические отношения друг с другом.
Делая вывод из полученных результатов проделанной работы, следует отметить, установление дипломатических отношений между двумя странами явилось крупной вехой в истории не только советско-американских, но и международных отношений. Это стало актом устранения одной из важнейших политических и экономических аномалий. Ноябрьские переговоры между СССР и США увенчались большим успехом. Ф.Д. Рузвельт и М.М. Литвинов скрепили своими подписями установление дипломатических отношений между государствами, они опубликовали совместное заявление по финансовым вопросам, обменялись нотами и письмами по вопросу о пропаганде, религии, правовой защиты граждан. Стороны обязывались уважать суверенитет государств, воздерживаться от вмешательства во внутренние дела друг друга, не поощрять вооруженную интервенцию и пропаганду друг против друга. Этими документами была создана юридическая база для политического и экономического сотрудничества двух государств на взаимовыгодной основе, развития научных и культурных связей в интересах народов обеих стран. Была достигнута договоренность о желательности урегулирования в дальнейшем нерешенных вопросов.
Опираясь на результаты данного исследования, можно утверждать, что, путь к признанию был долгим. Идеологическая непримиримость Вашингтона превалировала над экономическими и политическими соображениями. Нормализация отношений с СССР мотивировалась не столько внутренними соображениями, сколько внешнеполитическими факторами, стратегическими соображениями США, озабоченностью положением на Дальнем Востоке, а также и в Европе после прихода к власти Гитлера и провозглашения им политики передела мира.
Рассмотрев данный вопрос, следует указать на то, что на пути к признанию в США были многочисленные трудности. Многие в политических кругах, конгрессе, среди общественности страны были против признания СССР. В периодической печати США появлялись статьи о политической нестабильности и социально неустойчивости советской власти. Такого рода кампании часто повторялись и оказывали влияние на общественность. Недружелюбие, неприязнь к Советскому Союзу служили для Вашингтона нередко обоснованием к непризнанию. При обсуждении вопроса об установлении дипломатических отношений в печати обычно задавались вопросами о том, насколько это выгодно для Америки, будет ли активный баланс от торговли с Россией.
Исходя из результатов исследования, можно утверждать, главную роль в переговорах и их успехе сыграли Рузвельт и Литвинов. При беседах они спорили, отстаивали свои взгляды, убеждали друг друга, защищали интересы своих государств, шли на уступки, компромиссы, стремились найти оптимальное решение, добиться взаимопонимания и взаимодействия. Они постоянно старались продвигаться к главной цели - установлению дипломатических отношений, к созданию благоприятных условий для дальнейшего сотрудничества.
Таким образом, изучив дипломатические и торгово-экономические отношения между Советской Россией/СССР и США на протяжении 16 лет политики непризнания, можно утверждать о том, что в рассматриваемый период американские правительства идут на дипломатический разрыв с правительством большевиков. В свою очередь большевики ищут способы добиться дипломатического признания и расширяют неофициальные торгово-экономические связи в США с крупнейшими американскими фирмами. Нарастив товарооборот между странами, СССР стал лидером по закупкам американской техники к началу Великой депрессии. Неспособность республиканской партии, находящейся у власти, справиться с острым экономическим кризисом, предопределила исход президентских выборов в США. После прихода к власти в США Ф.Д. Рузвельта в ходе длительных переговоров устанавливаются отношения между двумя крупными странами.



1. Вильямс, А.Р. Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны. 1917-1918 / А.Р. Вильямс. - М.: Центрполиграф, 2006. - 431 с.
2. Внешняя торговля Союза Советских Социалистических Республик за первую пятилетку (за период с 1928 по 1933 г.). - М.: Внешторгиздат, 1933. - 580 с.
3. Годовой отчет НКИД к VIII Съезду Советов (1919 - 1920) / РСФСР. - М.: Издание Наркоминодел, 1921. - 75 с.
4. Годовой отчет НКИД к IX Съезду Советов (1920 - 1921) / РСФСР. - М.: Издание Наркоминодел, 1921. - 192 с.
5. Годовой отчет за 1923 год к II Съезду Советов / СССР. Народный Комиссариат по иностранным делам. - М., 1924. - 160 с.
6. Годовой отчет за 1924 год к III съезду Советов СССР / СССР. Народный Комиссариат по Иностранным Делам. - М., 1925. - 116 с.
7. Декреты Советской власти. Т. I. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. - 626 с.
8. Документы внешней политики СССР. 1917-1933 гг. Т. 1-16. - М.: Госполитиздат, 1957-1970.
9. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 35. Октябрь 1917 - март 1918. / В.И. Ленин - М.: Политиздат, 1974 - 600 с.
10. Литвинов М. М. Внешняя политика СССР: Речи и заявления. 1927¬1937. / М.М. Литвинов. - М.: Государственное социально¬
экономическое издательство, 1937. - 432 с.
11. Материалы Генуэзской конференции : (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссии, дипломатическая переписка и пр.) / РСФСР. Нар. комиссариат по иностр. делам ; [ред. Г. Б. Сандомирский]. - М., 1922. - 459 с.
12. Рид, Дж. Десять дней которые потрясли мир. / Дж. Рид. - М.: Госиздат, 1927. - 350 с.
13. Россия и США: Торгово-экономические отношения. 1900-1930 гг.: Сб. документов. М.: Наука, 1996. - 459 с.
14. Сборник документов по международной политике и международному праву. Выпуск VII: Мировая экономическая конференция и проблема межсоюзнических долгов / Под редакцией Розенблюма Б.Д. - М.: Издание Народного Комиссариата по Иностранным Делам, 1934. - 90 с.
15. Сборник материалов об экономических связях между СССР и
капиталистическим миром, подготовленный к Мировой экономической конференции в Лондоне (июнь 1933). - М.: Институт мирового
хозяйства и мировой политики, 1933. - 38 с.
16. Свердлов Я.М. Избранные статьи и речи. 1917 - 1919. / Я.М. Свердлов. - М.: Госполитиздат, 1939. - 190 с.
17. Системная история международных отношений в четырех томах. События и документы. 1918-2000. Т. 2. Документы 1910-1940-х годов. Отв. ред. А.Д. Богатуров. М.: Московский рабочий, 2000. - 243 с.
18. Сталин И. В. Сочинения. Т. 7. / И.В. Сталин. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1951. - 350 с.
19.Чичерин, Г. В. Статьи и речи по международной политике. - М.: Издательство социально-экономической политики, 1961. - 510 с.
II. Литература
20. Белокопытов В. И. Лихолетье: из истории борьбы с голодом в Поволжье 1921-1922 гг. / В.И. Белокопытов. - Казань: Татарское книжное издательство, 1970. -168 с.
21. Березкин А.В. Октябрьская революция и США (1917-1922 гг.). / А.В. Березкин. - М.: Наука, 1967. - 500 с.
22. Борисов Ю.В. Советско-французские отношения. / Ю.В. Борисов. - М.,: Международные отношения, 1964 . - 551 с.
23. Выгодский С.Ю. Внешняя политика СССР. 1924-1929. / С.Ю.
Выгодский. - М.: Госполитиздат, 1963. - 383 с.
24. Генкин И.И. США и СССР. Их политические и экономические взаимоотношения. / И.И. Генкин. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. - 127 с.
25. Горбунов Р. Г. . Советско-американские торговые отношения. / Р.Г. Горбунов. - М., Внешторгиздат, 1961. - 58 с.
26. Григорцевич С.С. Американская и японская интервенция на советском Дальнем Востоке и ее разгром (1918-1922 гг.). / С.С. Григорцевич. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. - 199 с.
27. Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политики. / Э.А. Иванян. - М.: Изд-во политической литературы, 1979. - 383 с.
28. Иноземцев H.H. Внешняя политика США. / Н.Н. Иноземцев. - М.: Знание, 1960. - 48 с.
29. Иоффе А.Е. Внешняя политика Советского Союза. 1928-1932. / А.Э. Иванян. - М.: Наука, 1968. - 488 с.
30. История США. В 4 т. Т. 3. 1918-1945. / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов. - М.: «Наука», 1985. - 671 с.
31. Касьяненко В.И. Страна Советов и США: опыт и уроки сотрудничества в 20-х-нач. 30-х гг. / В.И. Касьяненко. - М.: Знание, 1989. - 62 с.
32. Косых Е.С. Американский бизнес в экономике Советской России 20-х гг. // Великая Российская революция 1917 г.: методология, источники, историография. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 3-8.
33. Косых Е.С Становление советско-американских торгово-экономических отношений (1918-1923 гг.) // Исторические,
философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. С. 10-17.
34. Лан В. И. США от первой до второй мировой войны. / В.И. Лан. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1947. - 484 с.
35. Лапаев Н.Ю. Американский посол и революция: взгляд Дэвида Фрэнсиса на Февральские события 1917 г. // Наука.Ми. 2017. Выпуск 1. С. 7-16.
36. Либби, Дж. Экономические отношения между СССР и США. 1770¬1990 / Дж. Либби. - М., 2009.
37. Лебедев Н.И. СССР в мировой политике. 1917-1982. / Н.И. Лебедев - М.: Международные отношения, 1982. - 368 с.
38. Мальков В. Л. «Новый курс» в США. Социальные движения и социальная политика / В. Л. Мальков. - М.: Наука, 1973. - 183с.
39. Мальков В.Л. США: от интервенции к признанию Советского Союза (1917-1933 гг.) // Новая и новейшая история. 1984. № 1. С. 125-147.
40. Мельчин А.И. Американская интервенция на советском Дальнем Восто ке в 1918-1920 гг. / А.И. Мельчин. - М.: Военно-морское издательство, 1951. - 72 с.
41.Окороков А.В. В боях за Поднебесную. Русский след в Китае. / А.В. Окороков. - М.: Вече, 2013. - 356 с.
42. Печатнов В.О., Маныкин А.С.. История внешней политики США. / В.О. Печатнов, А.С. Маныкин. - М.: Международные отношения, 2012. - 672 с.
43. Подлесный П.Т. СССР и США: 50 лет дипломатических отношений. / П.Т. Подлесный. - М.: Международные отношения, 1983. - 135 с.
44. Потемкин В.П. История дипломатии. Т. III. / В.П. Потемкин. - М.: Гос. социально-экономическое издательство, 1941. - 566 с.
45. Севостьянов Г.Н. Москва-Вашингтон. На пути к признанию. 1918¬1933. / Г.Н. Севостьянов- М.: Наука, 2004 -. 405 с.
46. Семенова Н., Ильин Н. Проданные сокровища России. / Н. Семенова, Н. Ильин. - М.: Трилистник. 2000. - 296 с.
47. Уткин А.И. Дипломатия Вудро Вильсона./ А.И. Уткин.
Международные отношения, 1989. - 322 с.
48. Уткин А.И. Дипломатия Франклина Рузвельта. / А.И. Уткин. - Свердловск: Издательство Уральского университета, 1990. - 544 с.
49. Фураев В.К. Советско-американские отношения. 1917-1939. / В.К.
Фураев. - М.: Мысль, 1964. - 318 с.
50. Цветков Г.Н. Шестнадцать лет непризнания. Политика США в
отношении Советского государства в 1917-1933 гг. / Г.Н. Цветков. - Киев: Издательство Киевского университета, 1971. - 242 с.
51. Шишкин В.А. «Полоса признаний» и внешнеэкономическая политика СССР. 1924-28 гг. / В.А. Шишкин. - Л.: Наука, 1983. - 361 с.
52. Шишкин В.А. Цена признания: СССР и страны Запада в поисках
компромисса (1924-1929). /В.А. Шишкин. - СПб: Наука, Санкт-
Петербургское отделение, 1991. -437 с.
53. Шпотов Б.М. Американский фактор в индустриальном развитии СССР, 1920-1930-е годы. / Б.М. Шпотов. - М.: Институт экономики РАН, 2009. - 39 с.
54. Шпотов Б.М. Взаимовосприятие американцев и русских в годы
первой пятилетки (по материалам прессы и деловой переписки). // Отечественная история. 2007. № 4. С. 135-140.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ