Проблемы защиты прав человека органами полиции в РФ
|
Введение 3
1. Понятие и сущность деятельности полиции РФ по обеспечению прав и
свобод человека и гражданина 6
1.1. Понятие и сущность прав и свобод человека 6
1.2. Становление и развитие органов полиции в России 17
2. Обеспечение прав и свобод личности органами полиции в РФ 19
2.1. Административная деятельность органов полиции по обеспечению прав
и свобод граждан 19
2.2. Обеспечение прав и свобод личности в уголовно-процессуальной
деятельности органов полиции 29
2.3. Оперативно-розыскная деятельность органов полиции по обеспечению
прав и свобод личности 45
3. Совершенствование деятельности органов полиции РФ по защите прав,
свобод и интересов граждан 58
3.1. Законодательные изменения в деятельности органов полиции в РФ по
защите прав и свобод граждан 58
3.2. Организационные формы обеспечения прав и свобод человека,
гражданина в органах полиции РФ 64
Заключение 69
Список используемых источников 72
Приложения 81
1. Понятие и сущность деятельности полиции РФ по обеспечению прав и
свобод человека и гражданина 6
1.1. Понятие и сущность прав и свобод человека 6
1.2. Становление и развитие органов полиции в России 17
2. Обеспечение прав и свобод личности органами полиции в РФ 19
2.1. Административная деятельность органов полиции по обеспечению прав
и свобод граждан 19
2.2. Обеспечение прав и свобод личности в уголовно-процессуальной
деятельности органов полиции 29
2.3. Оперативно-розыскная деятельность органов полиции по обеспечению
прав и свобод личности 45
3. Совершенствование деятельности органов полиции РФ по защите прав,
свобод и интересов граждан 58
3.1. Законодательные изменения в деятельности органов полиции в РФ по
защите прав и свобод граждан 58
3.2. Организационные формы обеспечения прав и свобод человека,
гражданина в органах полиции РФ 64
Заключение 69
Список используемых источников 72
Приложения 81
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся отражения механизма охраны правопорядка в реализации правоохранительной деятельности российского государства на различных исторических этапах.
Демократизация российской политико-правовой системы привела к необходимости изменения сущности правоохранительной системы, правоохранительной деятельности, изменения акцентов в самих понятиях.
Государство на протяжении многих десятилетий существовало в рамках приоритета государственных интересов над личностными, однако в связи с появлением идеи о выделении в качестве объектов правовой защиты частных интересов, прав каждого отдельного человека, существенным образом меняются и акценты в самих понятиях. Смысл новой государственной политики, строительство которой сегодня необходимо, - встраивание интересов личности в мир государства.
Конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина в качестве основных ценностей государства обусловливает их верховенство по отношению к ценностям публично-правового характера.
В существующих российских реалиях механизм реализации функций защиты и охраны граждан, сталкивается с такими сложностями, как отсутствие знаний у людей о своих правах и обязанностях, правовой нигилизм населения. При этом возрастает роль органов полиции, которые способствуют в обеспечении законных прав и свобод граждан. В сложившейся ситуации становится очевидной необходимость проведения комплексных историко-правовых и теоретико-правовых исследований, посвященных выяснению вопроса охраны законных прав, свобод и интересов граждан в свете реализации в форме правоохранительной деятельности.
Вышеизложенное позволяет говорить об актуальности рассматриваемой проблематики и предопределяет выбор темы исследования.
В свою очередь анализ юридических гарантий прав и свобод граждан дает возможность выявить несовершенство некоторых законов, разработать практические рекомендации по их улучшению и более эффективному применению правоохранительными органами.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации законных прав, свобод и интересов граждан.
Предметом исследования являются нормы и нормативно-правовые акты регламентирующие деятельность органов полиции, по защите прав человека.
Цель исследования состоит в осуществлении комплексного анализа роли органов полиции РФ в защите прав, свобод и интересов граждан, для поиска путей новых задач.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих научных задач:
- сформулировать понятие и сущность деятельности органов полиции по защите прав и свобод граждан;
- раскрыть содержание основных функций органов полиции по реализации прав и свобод граждан;
- разработать рекомендации, направленные на оптимизацию правоприменительной деятельности органов полиции в механизме защиты прав и свобод граждан.
Степень научной разработанности проблемы. Основы современной концепции прав и свобод человека и гражданина были заложены в многочисленных трудах выдающихся российских и зарубежных ученых- мыслителей - сторонниками теории естественных прав. Теоретическими основами настоящей работы послужили труды Зубача А.В., Ламонова Е.В., Марданова Д.А., Мордовца А.С., Рыжакова А.П., Сальникова В.П., Утяшева М.М. и других ученых.
Источниковая база.
Среди источников национального характера применительно к Российской Федерации следует назвать, прежде всего, Конституцию Российской Федерации, где содержатся основные положения о правах и свободах человека (и гражданина) в Российской Федерации.
Методологическую основу составили принципы познания социальных явлений, основанные на законах материалистической диалектики. В качестве основных методов исследования использованы общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, восхождения от абстрактного к конкретному.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит, прежде всего, в том, что ее выводы, предложения и рекомендации обобщают научные знания о процессах, связанных с деятельностью полиции, с защитой прав и свобод человека и гражданина в современных условиях.
Многофункциональность и территориальный принцип организации работы полиции являются, основными в функциях защиты прав человека. Все время сотрудники полиции были и продолжают быть основным полномочным представителем власти на определенной территории района (города), в сельской местности, выполняющим при этом обязанности по всем направлениям деятельности полиции.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка использованных источников.
Демократизация российской политико-правовой системы привела к необходимости изменения сущности правоохранительной системы, правоохранительной деятельности, изменения акцентов в самих понятиях.
Государство на протяжении многих десятилетий существовало в рамках приоритета государственных интересов над личностными, однако в связи с появлением идеи о выделении в качестве объектов правовой защиты частных интересов, прав каждого отдельного человека, существенным образом меняются и акценты в самих понятиях. Смысл новой государственной политики, строительство которой сегодня необходимо, - встраивание интересов личности в мир государства.
Конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина в качестве основных ценностей государства обусловливает их верховенство по отношению к ценностям публично-правового характера.
В существующих российских реалиях механизм реализации функций защиты и охраны граждан, сталкивается с такими сложностями, как отсутствие знаний у людей о своих правах и обязанностях, правовой нигилизм населения. При этом возрастает роль органов полиции, которые способствуют в обеспечении законных прав и свобод граждан. В сложившейся ситуации становится очевидной необходимость проведения комплексных историко-правовых и теоретико-правовых исследований, посвященных выяснению вопроса охраны законных прав, свобод и интересов граждан в свете реализации в форме правоохранительной деятельности.
Вышеизложенное позволяет говорить об актуальности рассматриваемой проблематики и предопределяет выбор темы исследования.
В свою очередь анализ юридических гарантий прав и свобод граждан дает возможность выявить несовершенство некоторых законов, разработать практические рекомендации по их улучшению и более эффективному применению правоохранительными органами.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации законных прав, свобод и интересов граждан.
Предметом исследования являются нормы и нормативно-правовые акты регламентирующие деятельность органов полиции, по защите прав человека.
Цель исследования состоит в осуществлении комплексного анализа роли органов полиции РФ в защите прав, свобод и интересов граждан, для поиска путей новых задач.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих научных задач:
- сформулировать понятие и сущность деятельности органов полиции по защите прав и свобод граждан;
- раскрыть содержание основных функций органов полиции по реализации прав и свобод граждан;
- разработать рекомендации, направленные на оптимизацию правоприменительной деятельности органов полиции в механизме защиты прав и свобод граждан.
Степень научной разработанности проблемы. Основы современной концепции прав и свобод человека и гражданина были заложены в многочисленных трудах выдающихся российских и зарубежных ученых- мыслителей - сторонниками теории естественных прав. Теоретическими основами настоящей работы послужили труды Зубача А.В., Ламонова Е.В., Марданова Д.А., Мордовца А.С., Рыжакова А.П., Сальникова В.П., Утяшева М.М. и других ученых.
Источниковая база.
Среди источников национального характера применительно к Российской Федерации следует назвать, прежде всего, Конституцию Российской Федерации, где содержатся основные положения о правах и свободах человека (и гражданина) в Российской Федерации.
Методологическую основу составили принципы познания социальных явлений, основанные на законах материалистической диалектики. В качестве основных методов исследования использованы общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, восхождения от абстрактного к конкретному.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит, прежде всего, в том, что ее выводы, предложения и рекомендации обобщают научные знания о процессах, связанных с деятельностью полиции, с защитой прав и свобод человека и гражданина в современных условиях.
Многофункциональность и территориальный принцип организации работы полиции являются, основными в функциях защиты прав человека. Все время сотрудники полиции были и продолжают быть основным полномочным представителем власти на определенной территории района (города), в сельской местности, выполняющим при этом обязанности по всем направлениям деятельности полиции.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка использованных источников.
Часть 3 статьи 15 Конституции РФ закрепляет важную гарантию защиты общества от произвола государства и не запрещает в определенных делах применение на территории России неопубликованных нормативных актов. На практике же то или иное должностное лицо МВД направляет распоряжения (письма, телеграммы, телефонограммы), обязывающие полицейских совершать по отношению к гражданам действия, не предусмотренные законом, но разрешенные этими актами. При этом нормативно-правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, а издание их в виде писем и телеграмм не допускается.
В указанной ситуации человеку практически не на что ссылаться, копия такого «письма» не будет ему предоставлена, а нарушенные права восстановить крайне сложно. Считаем, что необходим прямой запрет на уровне федерального закона и по горизонтальной линии МВД на издание подобных подзаконных нормативно-правовых актов, нарушающих права и законные интересы граждан.
Следует также отметить, что уровень гарантированности прав и свобод человека и гражданина напрямую связан с уровнем правовой культуры сотрудников полиции, что предполагает глубокое уважение к личности, ее правам и достоинству. В современных условиях повсеместно возникают проблемы, связанные с незнанием сотрудниками органов внутренних дел норм действующего законодательства, пренебрежением их к праву, отсутствием или формальным правовым воспитанием в служебных коллективах.
Следует признать, что в современной полиции и иных органах внутренних дел практически отсутствует должный контроль и надзор над деятельностью указанных органов и их должностных лиц. Служебная подготовка работников органов внутренних дел должна быть ориентирована в первую очередь на регулярное и постоянное проведение специальных учебных занятий по изучению действующего законодательства, особенностей его практического применения и профессионального толкования.
Соблюдение законности в правоприменительной и правоохранительной деятельности, выражающееся в принятии работниками органов внутренних дел обоснованных и справедливых решений, их реализации в соответствии с законом, свидетельствует об эффективности правовой деятельности органов внутренних дел в целом.
Таким образом, полиция в Российской Федерации должна пониматься как составная часть системы государственных правоохранительных органов по охране общественного порядка, защите прав и интересов граждан от преступных и иных посягательств; и ключевым здесь следует выделить понятие защиты прав и свобод человека.
После детального анализа выбранной темы необходимо подвести краткий итог, завершающий данную работу. В ходе выполнения работы были выполнены все поставленные цели, сформулированные в части введения.
Необходимо создать надежный механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел, предполагающий совершенствование не только теоретических разработок, но и принятие законов, регламентирующих внутриведомственный контроль за соблюдением законности сотрудниками органов внутренних дел.
Основными путями повышения эффективности функционирования системы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов полиции являются:
- корректировка концепции государственной политики в отношении прав личности и борьбы с преступностью;
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- расширение демократических основ работы органов полиции;
- совершенствование условий службы;
- повышение профессиональной культуры сотрудников органов полиции;
- укрепление служебной дисциплины личного состава органов полиции;
- повышение их ответственности перед обществом и государством за выполнение всех требований законности;
- проведение комплекса мер, направленных на оптимизацию организационной структуры системы органов полиции, исходя из их функционального назначения в рассматриваемой системе.
Органы полиции занимают важное место в механизме государственно-правового обеспечения прав и свобод личности как один из основных правоохранительных органов. Их полномочия многообразны, но не безграничны, т.к. обусловлены компетенцией органов внутренних дел, в соответствии с которой эти органы осуществляют административно-правовую, оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность, поэтому обеспечение прав и свобод личности всегда должны находится в центре их внимания.
Кроме того, органы полиции выполняют большой объем работы по социальному обслуживанию населения (паспортно-визовая, учетно-регистрационная, разрешительная и другие службы), которая непосредственно направлена на обеспечение прав человека.
Степень обеспеченности прав и свобод личности органами полиции зависит напрямую от состояния обеспеченности социальной и правовой защиты сотрудников этих органов. Сегодня эта проблема хотя и достигла состояния напряженности, но остается в тени общих государственных проблем.
Только комплексный подход к решению проблем прав человека, формированию нормативной правовой базы правозащитных институтов и активной деятельности всех институтов политической системы общества, при повышении правовой активности граждан позволит ликвидировать некоторые существующие пробелы в функционировании механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности.
В указанной ситуации человеку практически не на что ссылаться, копия такого «письма» не будет ему предоставлена, а нарушенные права восстановить крайне сложно. Считаем, что необходим прямой запрет на уровне федерального закона и по горизонтальной линии МВД на издание подобных подзаконных нормативно-правовых актов, нарушающих права и законные интересы граждан.
Следует также отметить, что уровень гарантированности прав и свобод человека и гражданина напрямую связан с уровнем правовой культуры сотрудников полиции, что предполагает глубокое уважение к личности, ее правам и достоинству. В современных условиях повсеместно возникают проблемы, связанные с незнанием сотрудниками органов внутренних дел норм действующего законодательства, пренебрежением их к праву, отсутствием или формальным правовым воспитанием в служебных коллективах.
Следует признать, что в современной полиции и иных органах внутренних дел практически отсутствует должный контроль и надзор над деятельностью указанных органов и их должностных лиц. Служебная подготовка работников органов внутренних дел должна быть ориентирована в первую очередь на регулярное и постоянное проведение специальных учебных занятий по изучению действующего законодательства, особенностей его практического применения и профессионального толкования.
Соблюдение законности в правоприменительной и правоохранительной деятельности, выражающееся в принятии работниками органов внутренних дел обоснованных и справедливых решений, их реализации в соответствии с законом, свидетельствует об эффективности правовой деятельности органов внутренних дел в целом.
Таким образом, полиция в Российской Федерации должна пониматься как составная часть системы государственных правоохранительных органов по охране общественного порядка, защите прав и интересов граждан от преступных и иных посягательств; и ключевым здесь следует выделить понятие защиты прав и свобод человека.
После детального анализа выбранной темы необходимо подвести краткий итог, завершающий данную работу. В ходе выполнения работы были выполнены все поставленные цели, сформулированные в части введения.
Необходимо создать надежный механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел, предполагающий совершенствование не только теоретических разработок, но и принятие законов, регламентирующих внутриведомственный контроль за соблюдением законности сотрудниками органов внутренних дел.
Основными путями повышения эффективности функционирования системы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов полиции являются:
- корректировка концепции государственной политики в отношении прав личности и борьбы с преступностью;
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- расширение демократических основ работы органов полиции;
- совершенствование условий службы;
- повышение профессиональной культуры сотрудников органов полиции;
- укрепление служебной дисциплины личного состава органов полиции;
- повышение их ответственности перед обществом и государством за выполнение всех требований законности;
- проведение комплекса мер, направленных на оптимизацию организационной структуры системы органов полиции, исходя из их функционального назначения в рассматриваемой системе.
Органы полиции занимают важное место в механизме государственно-правового обеспечения прав и свобод личности как один из основных правоохранительных органов. Их полномочия многообразны, но не безграничны, т.к. обусловлены компетенцией органов внутренних дел, в соответствии с которой эти органы осуществляют административно-правовую, оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность, поэтому обеспечение прав и свобод личности всегда должны находится в центре их внимания.
Кроме того, органы полиции выполняют большой объем работы по социальному обслуживанию населения (паспортно-визовая, учетно-регистрационная, разрешительная и другие службы), которая непосредственно направлена на обеспечение прав человека.
Степень обеспеченности прав и свобод личности органами полиции зависит напрямую от состояния обеспеченности социальной и правовой защиты сотрудников этих органов. Сегодня эта проблема хотя и достигла состояния напряженности, но остается в тени общих государственных проблем.
Только комплексный подход к решению проблем прав человека, формированию нормативной правовой базы правозащитных институтов и активной деятельности всех институтов политической системы общества, при повышении правовой активности граждан позволит ликвидировать некоторые существующие пробелы в функционировании механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности.
Подобные работы
- Защита прав человека органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Защита прав человека в ситуации вооруженных конфликтов»
(на примере Ирака)
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Механизм защиты прав человека в условиях террористической угрозы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека учреждениями, исполняющими наказание
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Обеспечение прав человека в административной деятельности полиции
РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Миграция как элемент реализации конституционного
права человека и гражданина на свободу передвижения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
ГРАЖДАН В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Формы и механизмы взаимодействия правозащитных организаций и правоохранительных органов в Российской Федерации (на примере г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017





