ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО БИОЛОГИИ 6
1.1. Формы организации учебного процесса по биологии 6
1.2. Особенности учебного процесса в условиях малокомплектной школы .. 12
ГЛАВА 11. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
БИОЛОГИИ В ФИЛИАЛЕ МБОУ СОШ С. СОСНОВКА В С. ПАЗЕЛКИ....22
2.1. Рабочая программа предмета «Биологии» для 5-8 класса 22
2.1.1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология».... 22
2.1.2. Содержание учебного предмета «Биология» 32
2.2. Анализ рабочей программы по биологии для 5-8 классов с учетом ее использования на уроках биологии в малокомплектной школе филиале МБОУ СОШ с. Сосновка в с. Пазелки. Анализ программы по биологии для 5- 8 классов 37
2.2.1. Характеристика школы 37
2.2.2. Анализ календарно-тематического планирования по биологии в 5
классе 38
2.2.3. Анализ календарно-тематического планирования по биологии в 6
классе 41
2.2.4. Анализ календарно-тематического планирования по биологии в 7
классе 43
2.2.5. Анализ календарно-тематического планирования по биологии в 8
классе 472.3. Оценка эффективности рабочей программы по биологии в филиале
МБОУ СОШ с. Сосновка в с. Пазелки 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ГЛАВА 1. ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО БИОЛОГИИ 6
1.1. Формы организации учебного процесса по биологии 6
1.2. Особенности учебного процесса в условиях малокомплектной школы .. 12
ГЛАВА 11. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
БИОЛОГИИ В ФИЛИАЛЕ МБОУ СОШ С. СОСНОВКА В С. ПАЗЕЛКИ....22
2.1. Рабочая программа предмета «Биологии» для 5-8 класса 22
2.1.1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология».... 22
2.1.2. Содержание учебного предмета «Биология» 32
2.2. Анализ рабочей программы по биологии для 5-8 классов с учетом ее использования на уроках биологии в малокомплектной школе филиале МБОУ СОШ с. Сосновка в с. Пазелки. Анализ программы по биологии для 5- 8 классов 37
2.2.1. Характеристика школы 37
2.2.2. Анализ календарно-тематического планирования по биологии в 5
классе 38
2.2.3. Анализ календарно-тематического планирования по биологии в 6
классе 41
2.2.4. Анализ календарно-тематического планирования по биологии в 7
классе 43
2.2.5. Анализ календарно-тематического планирования по биологии в 8
классе 472.3. Оценка эффективности рабочей программы по биологии в филиале
МБОУ СОШ с. Сосновка в с. Пазелки 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена многоаспектностью и сложностью организации учебного процесса на уроках биологии в условиях малокомплектной школы.
Для начала стоит отметить, что в России проблема малокомплектной школы всегда является одной из центральных. Сделать учебно- воспитательный процесс наиболее благоприятным для гармоничного развития школьников мешают вполне определенные условия. К ним могут относиться недостаточное оснащение школ современным оборудованием, отдаленных сельских округов других образовательных учреждений, и «отсутствие социальной инфраструктуры, малочисленность учительского состава, безальтернативность образовательного пространства» и т.д.
Эти условия малокомплектной школы отмечают в своих работах многие исследователи Н.В. Байгулова (2018), М.П. Войтеховская, З.Б. Ефлова (2020), И.Г. Санникова (2018) и др. В современной отечественной образовательной практике продолжают свою работу малокомплектные школы. Особенности их работы рассматривают, прежде всего, учителя и методисты, работающие в малокомплектных школах (далее - МКШ).
Ведущей формой организации обучения в МКШ выступает урок, на ко-тором осуществляется обучение и воспитание с целью развития личности школьника.
Важными задачами существования МКШ с учетом тематики исследования является организация уроков биологии в малокомплектной школе, связанных с реализацией самообразовательной и стимулирующей функцией в педагогическом процессе, наряду с традиционно основными функциями: образовательной, воспитательной, развивающей. Это обусловлено тем, что современный процесс обучения требует реализации субъектного подхода во взаимодействии с обучающимися, деятельностного подхода в освоении ими изучаемого материала (т.е. содержания образования), личностно-гуманистического подхода в отношениях в педагогическом процессе, развивающего характера обучения.
Также актуальность темы исследования связана с наличием особенностей организации обучения учащихся в малокомплектных школах: самостоятельная познавательная деятельность учащихся в основе учения, усвоение знаний учащимися в активной деятельности, использование технологий дистанционного обучения как индивидуализированного, системный контроль за результатами усвоения на основе проблемных и исследовательских заданий.
Имеющаяся проработка проблем малокомплектной школы создает предпосылки для качественной работы таких школ, но вместе с тем, сохраняется необходимость в поиске эффективных форм, методов, приемов, технологий для деятельности MKLLI, особенно при организации учебного процесса на уроках биологии.
Целью настоящего исследования является исследование особенностей и педагогических аспектов организации учебного процесса на уроках биологии в условиях малокомплектной школы.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
- изучить формы организации учебного процесса по биологии;
- выявить и проанализировать особенности учебного процесса в условиях малокомплектной школы;
- изучить правовые документы и сформировать учебную программу по биологии для 5-8 классов для Филиала МБОУ СОШ с. Сосновка в с. Пазелки.
- проанализировать рабочую программу по биологии для 5-8 классов.
- использовать рабочую программу по биологии для 5-8 классов в рабочей деятельности и оценить ее продуктивность при работе с обучающимися филиала МБОУ СОШ с. Сосновка в с. Пазелки.
Предмет исследования: учебно-воспитательная деятельность учителя малокомплектной школы на уроках биологии.
Теоретическая значимость заключается в:
- обосновании места и роли разработки учебной программы как фактора повышения уровня биологического образования школьников в условиях малокомплектной школы;
- в разработке методических рекомендаций учителям по реализации учебной программы предмета «Биология» в условиях малокомплектной школы.
Практическая значимость исследования. Предложен вариант учебной программы предмета «Биология» 5-9 классы по ФГОС ООО, имеющей целью скорректировать учебно-воспитательный процесс в условиях работы современной малокомплектной школы, а также - методические рекомендации по реализации указанной учебной программы учителям применительно к конкретным обстоятельствам их деятельности.
Апробация работы: подготовлена 1 статья для публикации в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции « Научные дискуссии в эпоху мировой нестабильности: пути совершенствования» (Ростов-на-Дону, сентябрь, 2022) (РИНЦ).
Для начала стоит отметить, что в России проблема малокомплектной школы всегда является одной из центральных. Сделать учебно- воспитательный процесс наиболее благоприятным для гармоничного развития школьников мешают вполне определенные условия. К ним могут относиться недостаточное оснащение школ современным оборудованием, отдаленных сельских округов других образовательных учреждений, и «отсутствие социальной инфраструктуры, малочисленность учительского состава, безальтернативность образовательного пространства» и т.д.
Эти условия малокомплектной школы отмечают в своих работах многие исследователи Н.В. Байгулова (2018), М.П. Войтеховская, З.Б. Ефлова (2020), И.Г. Санникова (2018) и др. В современной отечественной образовательной практике продолжают свою работу малокомплектные школы. Особенности их работы рассматривают, прежде всего, учителя и методисты, работающие в малокомплектных школах (далее - МКШ).
Ведущей формой организации обучения в МКШ выступает урок, на ко-тором осуществляется обучение и воспитание с целью развития личности школьника.
Важными задачами существования МКШ с учетом тематики исследования является организация уроков биологии в малокомплектной школе, связанных с реализацией самообразовательной и стимулирующей функцией в педагогическом процессе, наряду с традиционно основными функциями: образовательной, воспитательной, развивающей. Это обусловлено тем, что современный процесс обучения требует реализации субъектного подхода во взаимодействии с обучающимися, деятельностного подхода в освоении ими изучаемого материала (т.е. содержания образования), личностно-гуманистического подхода в отношениях в педагогическом процессе, развивающего характера обучения.
Также актуальность темы исследования связана с наличием особенностей организации обучения учащихся в малокомплектных школах: самостоятельная познавательная деятельность учащихся в основе учения, усвоение знаний учащимися в активной деятельности, использование технологий дистанционного обучения как индивидуализированного, системный контроль за результатами усвоения на основе проблемных и исследовательских заданий.
Имеющаяся проработка проблем малокомплектной школы создает предпосылки для качественной работы таких школ, но вместе с тем, сохраняется необходимость в поиске эффективных форм, методов, приемов, технологий для деятельности MKLLI, особенно при организации учебного процесса на уроках биологии.
Целью настоящего исследования является исследование особенностей и педагогических аспектов организации учебного процесса на уроках биологии в условиях малокомплектной школы.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
- изучить формы организации учебного процесса по биологии;
- выявить и проанализировать особенности учебного процесса в условиях малокомплектной школы;
- изучить правовые документы и сформировать учебную программу по биологии для 5-8 классов для Филиала МБОУ СОШ с. Сосновка в с. Пазелки.
- проанализировать рабочую программу по биологии для 5-8 классов.
- использовать рабочую программу по биологии для 5-8 классов в рабочей деятельности и оценить ее продуктивность при работе с обучающимися филиала МБОУ СОШ с. Сосновка в с. Пазелки.
Предмет исследования: учебно-воспитательная деятельность учителя малокомплектной школы на уроках биологии.
Теоретическая значимость заключается в:
- обосновании места и роли разработки учебной программы как фактора повышения уровня биологического образования школьников в условиях малокомплектной школы;
- в разработке методических рекомендаций учителям по реализации учебной программы предмета «Биология» в условиях малокомплектной школы.
Практическая значимость исследования. Предложен вариант учебной программы предмета «Биология» 5-9 классы по ФГОС ООО, имеющей целью скорректировать учебно-воспитательный процесс в условиях работы современной малокомплектной школы, а также - методические рекомендации по реализации указанной учебной программы учителям применительно к конкретным обстоятельствам их деятельности.
Апробация работы: подготовлена 1 статья для публикации в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции « Научные дискуссии в эпоху мировой нестабильности: пути совершенствования» (Ростов-на-Дону, сентябрь, 2022) (РИНЦ).
На основании проведенного исследования в рамках настоящей бакалаврской работы можно сделать следующие выводы.
В России проблема малокомплектной школы всегда является одной из центральных. Сделать учебно-воспитательный процесс наиболее благоприятным для гармоничного развития школьников мешают вполне определенные условия.
Малокомплектные школы - это группа учащихся разных возрастов, но в ограниченном количественном составе, которая осуществляет воспитание по принципу «старшие младших», её можно охарактеризовать как семейное сообщество.
К основным формам организации учебного процесса по биологии относятся фронтальная, индивидуальная и групповая форма организации.
Комплекс форм организации учебного процесса включает в себя все структурные элементы процесса обучения.
Разность между рассматриваемыми формами заключается лишь в количественном составе учащихся и в организационном моменте.
Для достижения результатов учебно-воспитательной работы, педагогу целесообразно сочетать в себе все формы организации учебного процесса по предмету «Биология».
МКШ имеют ряд особенностей, которые в дальнейшем определяют образовательный процесс в целом.
Кроме того, учебно-воспитательный процесс подвергается видоизменению под влиянием различных факторов. К таким факторам относятся ненадлежащая оснащение школы непосредственно оборудованием различной категории, территориальная отдалённость от образовательных центров и учреждений, малочисленные состав учителей, отсутствие выбора образовательного пространства для учащихся и так далее.
Обусловленные специфика и трудности в малокомплектных школах оказывают отрицательное влияние на образовательный процесс и развитие ребёнка в указанных условиях.
В ходе исследования было выяснено, что обусловленные специфика и трудности в малокомплектных школах оказывают отрицательное влияние на образовательный процесс и развитие ребёнка в указанных условиях.
Важными и требующими исследования представляются такие педагогические аспекты организации уроков биологии в малокомплектной школе как: отбор содержания изучаемого материала для урока, организация усвоения его на активной и интерактивной основе, оценивание и обратная связь на активной основе, создание условий для самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, применение интерактивных методов обучения.
В России проблема малокомплектной школы всегда является одной из центральных. Сделать учебно-воспитательный процесс наиболее благоприятным для гармоничного развития школьников мешают вполне определенные условия.
Малокомплектные школы - это группа учащихся разных возрастов, но в ограниченном количественном составе, которая осуществляет воспитание по принципу «старшие младших», её можно охарактеризовать как семейное сообщество.
К основным формам организации учебного процесса по биологии относятся фронтальная, индивидуальная и групповая форма организации.
Комплекс форм организации учебного процесса включает в себя все структурные элементы процесса обучения.
Разность между рассматриваемыми формами заключается лишь в количественном составе учащихся и в организационном моменте.
Для достижения результатов учебно-воспитательной работы, педагогу целесообразно сочетать в себе все формы организации учебного процесса по предмету «Биология».
МКШ имеют ряд особенностей, которые в дальнейшем определяют образовательный процесс в целом.
Кроме того, учебно-воспитательный процесс подвергается видоизменению под влиянием различных факторов. К таким факторам относятся ненадлежащая оснащение школы непосредственно оборудованием различной категории, территориальная отдалённость от образовательных центров и учреждений, малочисленные состав учителей, отсутствие выбора образовательного пространства для учащихся и так далее.
Обусловленные специфика и трудности в малокомплектных школах оказывают отрицательное влияние на образовательный процесс и развитие ребёнка в указанных условиях.
В ходе исследования было выяснено, что обусловленные специфика и трудности в малокомплектных школах оказывают отрицательное влияние на образовательный процесс и развитие ребёнка в указанных условиях.
Важными и требующими исследования представляются такие педагогические аспекты организации уроков биологии в малокомплектной школе как: отбор содержания изучаемого материала для урока, организация усвоения его на активной и интерактивной основе, оценивание и обратная связь на активной основе, создание условий для самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, применение интерактивных методов обучения.
Подобные работы
- Методика комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ
СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2015 - Формирование универсальных учебных действий по биологии в условиях сельской малокомплектной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Методика формирования познавательных учебных действий на уроках
биологии в условиях малокомплектной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Методика формирования познавательных универсальных учебных
действий учащихся на уроках биологии в условиях сельской
малокомплектной школы
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Реконструкция и перспектива развития кабинета биологии в условиях малокомплектной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Особенности изучения дисциплины «Природа и экология Красноярского края» в условиях малокомлектной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Формирование познавательных универсальных учебных действий в условиях
сельской малокомплектной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



