Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ арт-технологий как средства обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе 3
1.1 Понятие и развитие арт-технологий 3
1.2.Арт-технологии в образовательном процессе 10
1.3.Основы применения арт-технологий на уроках иностранного
языка 19
Выводы по Главе 1 23
Глава 2. Практическое применение арт-технологий на уроках английского языка в среднем звене общеобразовательной школы 25
2.1.Коллажирование как один из видов арт-технологий в обучении
английскому языку в среднем звене общеобразовательной школы 25
2.2.Креативное письмо как один из видов арт-технологий в обучении
английскому языку в среднем звене общеобразовательной школы 32
2.3.Драматизация как один из видов арт-технологий в обучении
английскому языку в среднем звене общеобразовательной школы 37
Выводы по Главе 2 41
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения 50
В современном мире крайне важным считается владение иностранными языками, в том числе и английским языком. В связи с этим иностранный язык в нашей стране изучается, как правило, уже с ранних школьных лет. Однако не у всех школьников сразу же возникает интерес к изучению иностранных языков. Многие учащиеся всё ещё испытывают трудности с изучением английского языка, находясь уже в среднем звене. Именно поэтому одним из основополагающих вопросов в преподавании иностранных языков остаётся привлечение внимания школьников к изучению иностранного языка и сделать повышение эффективности процесса обучения языку.
На данный момент в общеобразовательной школе английский язык изучается в основном лишь при помощи учебно-методического комплекта (далее - УМК). Однако формат школьных уроков также позволяет внедрять различные нестандартные технологии в процесс изучения предмета. Одним из методов изучения языкового материала может выступать искусство. Применение различных жанров искусства на уроке способно оживить и обогатить иногда рутинный учебный процесс новыми красками, сделать педагогический процесс более насыщенным и интересным, а также обеспечить эффективное достижение результатов педагогической деятельности. Именно искусство предлагает один из наиболее популярных и эффективных методов работы на уроке английского языка - метод арт-технологий. В данной работе речь пойдёт об использовании арт-технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе. Эти технологии сделают изучение языка не только более эффективным, но и интересным для учащихся общеобразовательной школы. Арт-технологии также помогут учащимся развить творческое мышление и коммуникативные способности.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью применения нестандартных решений при обучении школьников иностранному языку с целью мотивации учащихся, а также повышения результативности учебного процесса.
Объектом исследования в данном случае являются арт-технологии как совокупность методов, средств и приёмов обучения. Предметом исследования выступает применение арт-технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Цель данной работы - описать возможности применения арт- технологий на уроках английского языка в рамках общеобразовательной программы.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо выполнить следующие задачи:
•Раскрыть понятие «арт-технологии», отразить историю возникновения данного метода;
•Выявить особенности применения арт-технологий в образовательном процессе;
•Обозначить специфику работы с различными видами арт- технологий, в том числе коллажированием, креативным письмом и драматизацией, в контексте обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе посредством описания;
•Описать дидактический потенциал арт-технологий в работе с учащимися среднего звена общеобразовательной школы на уроках английского языка.
Методами исследования выступают: теоретический анализ
литературы по теме исследования, проведение и оценка результатов исследования.
Теоретической основой исследования послужили научные труды следующих учёных: М.А. Нефёдовой, Н.В. Семенюченко, И.Б. Рыжкиной, Б.-Д. Мюллера, М. Зикманна, Р. Пооля и других.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования апробированных видов задания на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Апробация исследования проводилась на базе МБОУ СОШ № 74 г. Пензы на уроках английского языка в восьмых классах. Материалы и промежуточные результаты работы были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Авдеевские чтения» (2023 г.). Содержание проведённого исследования изложено в 1 публикации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обозначены актуальность, объект и предмет исследования, методы исследования, его теоретическая основа и практическая значимость. В главе 1 представлены теоретические сведения об арт-технологиях и их применении в процессе обучения. В главе 2 описано практическое применение арт-технологий на уроках английского языка в среднем звене общеобразовательной школы. В заключении подводятся итоги исследования; Список литературы состоит из 44 источников, в том числе 6 иностранных. В приложениях приведены примеры выполнения заданий.
Арт-технологии происходят от психологического метода арт-терапии, однако понятие арт-технологий приобрело некую автономность, и в данный момент арт-технологии всё чаще используются в образовании, в том числе и при обучении школьников иностранному языку.
На основе теоретического анализа научных трудов было выведено единое, наиболее краткое и ёмкое определение арт-технологий: арт-
технология - это педагогическая технология, в основе которой лежит креативный подход к учебному материалу и проявление творческой активности учащихся.
В рамках данной выпускной квалификационной работы были описаны возможности использования арт-технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
В первой главе описаны общие теоретические сведения об арт- технологиях. Прежде всего было обращено внимание на происхождение арт- технологий. Затем была обозначена специфика применения арт-технологий в образовании и на уроках английского языка в частности. В результате изучения теоретических сведений об арт-технологиях было установлено, что данные тахнологии представляют собой довольно широкое многообразие различных арт-педагогических приёмов, которые, в свою очередь, нацелены на развитие у учащихся творческого мышления и формирование коммуникативной компетенции, что является важнейшей задачей в рамках изучения иностранного языка в школе.
Практическое применение арт-технологий было описано во второй главе и рассмотрено на примере трёх арт-педагогических приёмов: коллажирования, креативного письма и драматизации. Был проведён детальный анализ каждого из выше упомянутых арт-педагогических технологий, в результате которого было установлено, что каждый из приёмов имеет широкий дидактический потенциал и, помимо формирования необходимых знаний, умений, и навыков, 43
может служить учащимся вспомогательным средством для изучения языка и помочь им более эффективно усвоить учебный материал.
Также удалось оценить дидактический потенциал креативного письма как одного из арт-педагогических приёмов. В этих целях было проведено исследование на базе МБОУ СОШ № 74 города Пензы в восьмых классах. Для учащихся было разработано задание, в рамках которого они должны были написать собственную сказку по мотивам грамматического правила английского языка.
Исследование показало, что арт-технологии в целом и креативное письмо в частности помогает учащимся среднего звена лучше усваивать учебный материал по английскому языку, тренирует их навыки работы над оригинальными текстами и развивает творческие способности учащихся. Арт- технологии также помогают сформировать коммуникативную компетенцию учащихся, что отвечает требованиям ФГОС.
Исследование проводилось в рамках педагогической практики в сжатые сроки, поэтому не удалось апробировать только один арт-педагогический приём. Однако в данном случае необходимо прокомментировать и два других приёма, заявленных в данной работе.
Коллажирование при изучении английского языка в школе может осуществляться как в рамках домашней подготовки к занятиям, так и непосредственно на уроках английского языка. Но при этом следует подчеркнуть, что в качестве домашнего задания коллажирование будет являться более эффективным, поскольку учащиеся не ограничены во времени, и учителю нет необходимости выделять отдельный урок на создание коллажей.
Говоря о драматизации на уроках английского языка, следует учесть комплексность данного арт-педагогического приёма. Но, несмотря на это, при правильном распределении времени и должной организации со стороны учителя, драматизация оказывается вполне эффективным приёмом при изучении английского языка в школе.
В заключение важно отметить, что, несмотря на свою специфику, а иногда и сложность в реализации в рамках школьных занятий, арт-технологии интересны многим учащимся. Следовательно, работа с арт-технологиями мотивирует школьников и делает изучение английского языка в школе более увлекательным для них. Это одна из причин, по которой стоит чаще внедрять арт-технологии на уроках английского языка в общеобразовательной школе.
1.Андреева Т.А., Копытин А.И., Богачёв О.В. Практическая арт-терапия. Лечение, реабилитация, тренинг. М.: Когито-Центр, 2017. - 288 с.
2.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л.
Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 248 с.
3.Афанасьева А.Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. М.: Зебра, 2016. - С. 94-98.
4.Баскакова М.А., Булатова П.В. Креативное письмо как форма развития письменной речи на уроках иностранного языка // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2021. - № 10 (63).
5.Беккер-Глош В. Исцеляющее искусство // Международный журнал по арт-терапии. - 1999. - № 1. - С. 42-58.
6.Болденко О.А., Палаткина Г.В. Особенности развития творческой активности старших подростков // Человек и образование. - 2013. - № 1 (34). - С. 61-66.
7.Грачёва Н.П. О комплексном использовании средств наглядности в овладении грамматической стороной устной речи // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 1. - С. 26-30.
8.Евдокимова Д.С., Разуваева Т.А. Использование песенного материала на уроках немецкого языка в средней общеобразовательной школе // X Авдеевские чтения: сб. науч. статей по материалам Всерос. Науч. -практ. конф. (г.Пенза, 12 апреля 2022 г.) / под общ. Ред. канд. Пед. наук Ю.А. Шурыгиной. Пенза: Изд-во ПГУ, 2022. - С. 149-152.
9.Енбаева Л.В., Пономарёва А.Е. Развитие креативности учащихся средствами визуальной арт-технологии на уроках английского языка // Проблемы романно-германской филологии и методики преподавания иностранных языков. Сборник научных трудов / науч. ред. А.В. Назарова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2016. - С. 124-129.
10.Есаулова О.В. Педагогический потенциал арт-технологий в иноязычном образовании // Учен. зап. РГСУ. 2013. - № 3 (116). - С. 73-75.
11.Жукова Т.В. Использование арт-технологий в подготовке студентов- психологов к профессиональной деятельности. М.: Владос, 2005. - 250 с.
12.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
13.Коваленко А.В. Использование драматизации в обучении речевому взаимодействию на уроках иностранного языка в школе // Язык и культура. 2014. - № 10. - С.41-46.
14.Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб.: КАРО; Минск: Четыре четверти, 2006. - 192 с.
15.Копытин А.И. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2001. - 224с.
... всего 44 источников