Гендерные различия в копинг-стратегиях студентов
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения гендерных особенностей
совладания со стрессом у старшеклассников 6
1.1. Понятие гендера и развитие гендера в онтогенезе 6
1.2. Концепции стресса и совладающего поведения 17
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей совладания со стрессом у старшеклассников 28
2.1. Организация и проведение исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 36
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 55
Глава 1. Теоретические основы изучения гендерных особенностей
совладания со стрессом у старшеклассников 6
1.1. Понятие гендера и развитие гендера в онтогенезе 6
1.2. Концепции стресса и совладающего поведения 17
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей совладания со стрессом у старшеклассников 28
2.1. Организация и проведение исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 36
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 55
Актуальность исследования. Модели гендерной социализации, которые являются общепринятыми в обществе и базирующихся на распространенных гендерных стереотипах, представлениях каким должен быть «настоящий мужчина», или «настоящая женщина», существенно влияют на формирование социальной идентичности молодого поколения [21, c. 89]. Гендер, или гендерная составляющая, при этом является обязательным компонентом социальной идентичности. Однако в настоящее время гендерные особенности подростковом и юношеском возрасте изучены недостаточно, несмотря на то, что процесс формирования социальных установок, и в том числе гендерных установок, описан в рамках различных теоретических подходов.
В настоящее время проблема преодоления стрессовых ситуаций и различных личностных ресурсов человека, которые способствуют этому, активно освещается в научной литературе. Совладающее поведение (копинг), жизнестойкость, адаптивный потенциал, нервно-психическая устойчивость и аналогичные феномены прочно стали предметом изучения современной психологии. Тем не менее, изучение совладающего поведения в основном касается зрелого возраста и профессиональных особенностей представителей различных профессий и сравнительно слабо изучено в подростковом и юношеском возрасте, несмотря на то, что этот период в жизни человека является переломным, связан с личностным и профессиональным самоопределением, выбором жизненного пути.
Таким образом, актуальность темы исследования
обусловлена необходимостью комплексного анализа проблемы преодоления личностью трудных жизненных ситуаций в подростковом и юношеском возрасте; недостаточной теоретической изученностью факторов, оптимизирующих этот процесс; необходимости эмпирического определения таких психологических свойств и качеств личности, которые обусловливают преодоление стрессовой ситуации.
Цель: исследование гендерных особенностей копинг-стратегий старшеклассников для использования результатов в консультировании.
Объект исследования: стратегии совладания со стрессом у старшеклассников.
Предмет исследования: гендерные различия копинг-стратегий у старшеклассников.
Гипотеза: существуют гендерные различия в стратегиях совладающего поведения в старшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ современных представлений о гендере и гендерных особенностях человека
2. Провести анализ современного состояния проблемы стресса и совладающего поведения
3. В соответствии с теоретическими основаниями работы обосновать выбор психодиагностического инструментария.
4. На основе эмпирического исследования определить гендерные различия и гендерные особенности стратегий совладания со стрессом у старшеклассников.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме.
2. Эмпирические методы:
• Полоролевой опросник Сандры Бем;
• Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина);
• Опросник «Способы совладающего поведения» Б.Лазаруса.
3. Методы математике-статистической обработки данных: Достоверность различий между группами подтверждалась с помощью t- критерия Стьюдента.
Теоретико-методологическую основу работы составляют принцип системного подхода к изучению личности и деятельности; принцип междисциплинарности; общетеоретические положения концепций гендерных различий, сформулированные в работах таких ученых как И.С.Кон, Т.В.Бендас, С.А.Бутковская, Е.П.Ильин, И.С.Клепина, А.А.Реан, И.В. Романов, С.С.Носов, А.А.Чекалина и др.); теоретические работы по проблемам стресса, совладающего поведения и эмпирические подходы к изучению копинга (Р. Лазарус, В.А.Бодров, Л.И., Вассерман, Т.Л.Крюкова, С.К.Нартова-Бочавер, Л.Мерфи, Г.Селье, Е.И. Чехлатый, Ю.В.Щербатых, и др.).
Теоретическое значение данной работы заключается в углублении знаний о психологическом содержании понятия «совладающее поведение» в старшем школьном возрасте.
Практическое значение работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике психологического консультирования по проблемам развития личности в подростковом и юношеском возрасте.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы (теоретическая и эмпирическая), заключение, список литературы, приложение. В списке литературы представлено 43 источника по теме исследования, в том числе 1 на иностранном языке. В приложении представлен протокол эмпирических данных и таблицы с математическими вычислениями.
В настоящее время проблема преодоления стрессовых ситуаций и различных личностных ресурсов человека, которые способствуют этому, активно освещается в научной литературе. Совладающее поведение (копинг), жизнестойкость, адаптивный потенциал, нервно-психическая устойчивость и аналогичные феномены прочно стали предметом изучения современной психологии. Тем не менее, изучение совладающего поведения в основном касается зрелого возраста и профессиональных особенностей представителей различных профессий и сравнительно слабо изучено в подростковом и юношеском возрасте, несмотря на то, что этот период в жизни человека является переломным, связан с личностным и профессиональным самоопределением, выбором жизненного пути.
Таким образом, актуальность темы исследования
обусловлена необходимостью комплексного анализа проблемы преодоления личностью трудных жизненных ситуаций в подростковом и юношеском возрасте; недостаточной теоретической изученностью факторов, оптимизирующих этот процесс; необходимости эмпирического определения таких психологических свойств и качеств личности, которые обусловливают преодоление стрессовой ситуации.
Цель: исследование гендерных особенностей копинг-стратегий старшеклассников для использования результатов в консультировании.
Объект исследования: стратегии совладания со стрессом у старшеклассников.
Предмет исследования: гендерные различия копинг-стратегий у старшеклассников.
Гипотеза: существуют гендерные различия в стратегиях совладающего поведения в старшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ современных представлений о гендере и гендерных особенностях человека
2. Провести анализ современного состояния проблемы стресса и совладающего поведения
3. В соответствии с теоретическими основаниями работы обосновать выбор психодиагностического инструментария.
4. На основе эмпирического исследования определить гендерные различия и гендерные особенности стратегий совладания со стрессом у старшеклассников.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме.
2. Эмпирические методы:
• Полоролевой опросник Сандры Бем;
• Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина);
• Опросник «Способы совладающего поведения» Б.Лазаруса.
3. Методы математике-статистической обработки данных: Достоверность различий между группами подтверждалась с помощью t- критерия Стьюдента.
Теоретико-методологическую основу работы составляют принцип системного подхода к изучению личности и деятельности; принцип междисциплинарности; общетеоретические положения концепций гендерных различий, сформулированные в работах таких ученых как И.С.Кон, Т.В.Бендас, С.А.Бутковская, Е.П.Ильин, И.С.Клепина, А.А.Реан, И.В. Романов, С.С.Носов, А.А.Чекалина и др.); теоретические работы по проблемам стресса, совладающего поведения и эмпирические подходы к изучению копинга (Р. Лазарус, В.А.Бодров, Л.И., Вассерман, Т.Л.Крюкова, С.К.Нартова-Бочавер, Л.Мерфи, Г.Селье, Е.И. Чехлатый, Ю.В.Щербатых, и др.).
Теоретическое значение данной работы заключается в углублении знаний о психологическом содержании понятия «совладающее поведение» в старшем школьном возрасте.
Практическое значение работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике психологического консультирования по проблемам развития личности в подростковом и юношеском возрасте.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы (теоретическая и эмпирическая), заключение, список литературы, приложение. В списке литературы представлено 43 источника по теме исследования, в том числе 1 на иностранном языке. В приложении представлен протокол эмпирических данных и таблицы с математическими вычислениями.
Для подросткового и юношеского возраста приобретенная в процессе социализации гендерная идентичность имеет фундаментальное значение, так как она выступает регулятором поведения личности в обществе. Гендерная идентичность возникает под влиянием гендерных стереотипов, которые существуют в каждом обществе и формируются в контексте культуры, исторического времени.
Копинг - это совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий, которые используются, чтобы помочь справиться с возникающими стрессовыми ситуациями. Несмотря на всеобщее признание теории «копинга» в различных исследованиях стресса и жизненных событий, на данный момент не сформировано общепринятого в оценке значения и механизма процесса, с помощью которого копинг может повлиять на стресс и самочувствие.
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
• Гендерная идентичность не оказывает влияния на силу и глубину переживания стресса.
• Наиболее используемыми копинг-стратегиями старшеклассников вне зависимости от гендерной идентичности являются «Принятие ответственности». Таким образом, старшеклассники вне зависимости от гендера в ситуации стресса готовы признать свою ответственность в возникновении проблемы и ее решении. Вне зависимости от гендера старшеклассники проявляют готовность анализировать свое поведение, искать зависимость между своими действиями и последствиями. Однако, предпочтение этой стратегии старшеклассниками может говорить о склонности старшеклассников обеих групп к неоправданной самокритике и чувству вины, что становится фактором риска развития депрессивных состояний.
• Существуют достоверные различия использования копинга «Самоконтроль» между старшеклассниками с андрогинным и маскулинным гендерами. Старшеклассники с андрогинным гендером достоверно чаще в ситуации стресса прибегают к подавлению и сдерживанию эмоций с целью преодоления негативных переживаний.
Гипотеза о наличии гендерных различий в стратегиях совладающего поведения в старшем школьном возрасте доказана частично.
Результаты исследования могут быть использованы в практической работе школьного психолога.
Копинг - это совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий, которые используются, чтобы помочь справиться с возникающими стрессовыми ситуациями. Несмотря на всеобщее признание теории «копинга» в различных исследованиях стресса и жизненных событий, на данный момент не сформировано общепринятого в оценке значения и механизма процесса, с помощью которого копинг может повлиять на стресс и самочувствие.
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
• Гендерная идентичность не оказывает влияния на силу и глубину переживания стресса.
• Наиболее используемыми копинг-стратегиями старшеклассников вне зависимости от гендерной идентичности являются «Принятие ответственности». Таким образом, старшеклассники вне зависимости от гендера в ситуации стресса готовы признать свою ответственность в возникновении проблемы и ее решении. Вне зависимости от гендера старшеклассники проявляют готовность анализировать свое поведение, искать зависимость между своими действиями и последствиями. Однако, предпочтение этой стратегии старшеклассниками может говорить о склонности старшеклассников обеих групп к неоправданной самокритике и чувству вины, что становится фактором риска развития депрессивных состояний.
• Существуют достоверные различия использования копинга «Самоконтроль» между старшеклассниками с андрогинным и маскулинным гендерами. Старшеклассники с андрогинным гендером достоверно чаще в ситуации стресса прибегают к подавлению и сдерживанию эмоций с целью преодоления негативных переживаний.
Гипотеза о наличии гендерных различий в стратегиях совладающего поведения в старшем школьном возрасте доказана частично.
Результаты исследования могут быть использованы в практической работе школьного психолога.
Подобные работы
- Связь копинг-стратегий студентов с уровнем выраженности депрессивных состояний
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - Возможность применения копинг-стратегий в противостоянии чужому влиянию
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-
СТРАТЕГИЙ СПОРТСМЕНОВ КОМАНДНЫХ ВИДОВ
СПОРТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХИЧЕСКОЙ
НАДЕЖНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТИ, ПЕРЕЖИВАЮЩЕЙ ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Связь личностной тревожности с мотивационными особенностями и копинг-стратегиями у мужчин и женщин зрелого возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Гендерные стили адаптации к стрессу (Московский Институт Психологии)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОПИНГ- СТРАТЕГИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ИХ ПОВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018





