Введение 3
Глава I. Компетентностный подход в обучении русскому языку 6
1.1. Компетенции, формируемые на уроках русского языка 6
1.2. Виды контроля за формированием компетенций 12
Выводы по I главе 31
Глава II. Виды контроля за формированием компетенций в процессе обучения русскому языку 33
2.1. Контроль за формированием компетенций как условие повышения
качества обучения русскому языку 33
2.2. Анализ УМК по русскому языку на предмет содержания заданий,
реализующих компетентностный подход в обучении 36
2.3. Методические рекомендации по организации контроля за
формированием компетенций на уроках русского языка 46
Выводы по II главе 65
Заключение 69
Библиографический список 72
Приложение 75
В государственных образовательных стандартах процесс обучения русскому языку определяется компетентностным подходом, целью которого является не только приобретение обучающимися определённого объёма знаний, формирования лингвистических умений, но и овладение учащимися такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, развитие интуиции и т.д. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы по аналогии в различных ситуациях. Необходимым элементом учебного процесса в связи с этим является контроль за формированием компетенций обучающихся. От его правильной организации зависят эффективность управления учебно¬воспитательным процессом, качество обучения и в конечном счёте развитие личности школьников.
Проверка результатов обучения должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Это позволяет учителю оценить уровень овладения обучающимися ключевыми компетенциями по русскому языку: языковедческой, коммуникативной и культуроведческой. Исходя из этого, учитель сможет вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Всё это в совокупности создаёт благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности.
Тема данной работы является актуальной, так как правильно организованный контроль за формированием компетенций обучающихся позволяет преподавателю не только оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и недочёты.
Цель работы: систематизировать наиболее эффективные формы, методы, средства контроля за формированием компетенций обучающихся на уроках русского языка.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретическую и методическую литературу по данной теме.
2. Систематизировать формы и виды контроля за формированием компетенций по русскому языку.
3. Представить анализ школьных УМК по русскому языку на предмет содержания заданий, реализующих компетентностный подход в обучении .
4. Разработать конкретные виды контроля за формированием компетенций обучающихся на уроках русского языка.
Объект исследования: система контроля на уроках русского языка.
Предмет исследования: система контроля за формированием
компетенций обучающихся на уроках русского языка.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что проведённое исследование вносит вклад в изучение «Методики преподавания русского языка» как науки: оно обобщает теоретические основы вопросов
компетентностного подхода в обучении и систематизирует ведущие методы, формы и виды контроля за формированием компетенций на уроках русского языка.
Практическая значимость: материалы, представленные в работе, могут быть использованы на уроках русского языка в качестве источника для подготовки контрольных этапов урока.
Теоретическая база исследования: в процессе проведения данного исследования в качестве основных источников были использованы работы следующих авторов: Е. А. Быстровой, О. П. Ержаковой, А. В. Хуторского, М. К. Кабардова, Т. И. Образцовой и др.
Методы исследования: теоретические (изучение литературы по выбранной теме, анализ и систематизация опыта работы по формированию компетенций на уроках русского языка) и эмпирические (моделирование контрольных заданий, моделирование урока).
Апробация исследования. Основные положения и результаты
выпускной квалификационной работы были апробированы:
- на IV Международной научно-практической конференции «Языковая политика и вопросы гуманитарного образования»;
- во время педагогической практики.
По теме научного исследования опубликована статья:
Коновалова Л. А. Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка // Языковая политика и вопросы гуманитарного образования: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 2020).
Структура исследования
Данная работа состоит из Введения, основной части, которая включает две главы, Заключения, Библиографического списка и Приложения.
В выпускной квалификационной работе нами были проанализированы разработки ведущих специалистов, работающих в данной области исследований, что позволило нам рассмотреть особенности реализации компетентностного подхода в образовании. Специальными целями преподавания русского языка в школе в рамках компетентностного подхода является формирование языковедческой, коммуникативной,
культуроведческой компетенций учащихся; специфика каждой компетенции подробно рассмотрена в нашем исследовании. В первой главе нами рассмотрены существующие в методике формы и виды контроля за формированием компетенций по русскому языку, которые необходимо учитывать во всей совокупности, выстроив их в определённую систему.
Во второй части нами проанализирован перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на предмет содержания заданий, реализующий компетентностный подход в обучении. В результате анализа было выявлено, что учебники рассматриваемых УМК полностью соответствуют требованиям ФГОС, а также то, что они составлены учитывая принципы компетентностного подхода в обучении русскому языку. Каждый из УМК содержит большое количество разнообразных заданий, обеспечивающих контроль за всеми тремя компетенциями по русскому языку.
В дополнение к учебнику нами смоделировали задания, которые представляют собой конкретный научно-практический материал. Упражнения могут использоваться в работе учителя-словесника в качестве источника для подготовки контрольных этапов урока. В приложении составлена технологическая карта урока русского языка, где показано практическое применение одного из контрольных заданий, разработанных нами во второй главе. Задание осуществляет контроль за формированием коммуникативной компетенцией. Данная методическая разработка также может использоваться в практике преподавания в школе учителем русского языка.
В ходе работы нами была достигнута цель исследования: систематизировать наиболее эффективные формы, методы, средства контроля за формированием компетенций обучающихся на уроках русского языка.
Исходя из цели исследования, были решены следующие задачи:
1. Изучена теоретическая и методическая литература по данной теме.
2. Систематизированы формы и виды контроля за формированием компетенций.
3. Представлен анализ школьных УМК по русскому языку.
4. Разработаны конкретные формы контроля за формированием компетенций обучающихся на уроках русского языка.
В результате проделанной работы пришли к определённым выводам.
Важной особенностью преподавания русского языка сегодня является то, что на первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций. Языковедческая компетенция включает в себя освоение обучающимся необходимых знаний о языке, его структуре, развитии и функционировании; обогащение словарного запаса, освоение грамматических норм русского языка; формирование способности к анализу языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и учёных-лингвистах; умение пользоваться различными видами словарей. Коммуникативная компетенция охватывает такие компоненты, как овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры речи: устной и письменной, а также базовыми умениями и навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации .
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Развитие определённых компетенций у учащихся - это часть общей проблемы обучения и развития. Вот почему контроль за формированием компетенций - это компонент, необходимый для управления качеством образовательного процесса. Контроль побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться, дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно.
В системе учебной работы должны находить свое применение разнообразные методы, формы и виды контроля, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину проверки качества успеваемости обучающихся. Умелое владение учителем различными способами контроля способствует повышению заинтересованности учащихся, обеспечивает активную работу на занятиях. Контроль за формированием компетенций по русскому языку как необходимый компонент учебного процесса должен носить систематический характер и реализовываться во всех его функциях, не ограничиваясь собственно контролирующей.
Таким образом, создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля за формированием ключевых компетенций по русскому языку обучающихся является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки школьников и создаёт условия для повышения качества обучения русскому языку.
1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для
преподавателей вузов, школ, аспирантов и студентов педвузов. - М.:
ВИНИТИ, 1996. - 240 с.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. URL: https://methodological terms.academic.ru(Дата обращения 20.11.2019).
3. Быстрова Е. А., Львова С. И. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособ. для студ. пед. вузов. - М.: Дрофа, 2004. - 270 с.
4. Вахрушева Л. М. Применение проективного метода на уроках русского языка // Русский язык. - 2007. - №14. - С. 35 - 36.
5. Вовк С. М. Я иду на урок. Виды диктантов на уроке русского языка. -
Русский язык. - 2012. - №4. - URL:
https://rus/sept.ru/article.php?ID=200401202(Дата обращения 15.11.2019).
6. Выхрыстюк М. С. Историческое лингвокраеведение (на материале памятников письменности Западной Сибири) : учеб. пособие для студентов филол. фак. - Тобольск, 2007. - 189 с.
7. Ержакова О. П. Виды контроля знаний и умений учащихся на уроках
русского языка. - Мультиурок. - 2016. - URL:
https://muitiurok.ru/index.php/files/vidy-kontrolia-znanii-i-umienii-ushashchikhsia-n- 1.htm(Дата обращения 17.02.2020).
8. Зельманова Л. М. Методика использования средств обучения на уроках русского языка. - М.: НИИШОТСО, 1990. - 85 с.
9. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 18.
10. Кабардов М. К. Коммуникативно речевые и когнитивно-лингвистические способности // Способности и склонности / Под ред. Э. А. Голубевой. - М., 1989. - 354 с.
11. Канакина Г. И., Гурьянова Л. Б., Родионова И. Г. Лингвисты Пензенского края: Хрестоматия-практикум. - Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2008. - 278 с.
12. Королёва Т. П. Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе // Начальная школа. - 2000. - №7. - С. 58¬61.
13. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Интеллект-центр, 2001. - 351 с.
14. Образцова Т. И. Контроль на уроках русского языка //
Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: Буки-Веди, 2013. - URL:
http://molush.ru/conf/ped/archive/71/3979(Дата обращения: 20.10.2019).
15. Орлова Л. В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. - Мн.: «Технопринт», 2002. - 120 с.
...
26 источников